Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Шефер Т.Н.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Шефер Татьяна Николаевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okruzhayushchiy_mir_2019-2020_2_kl.docx | 38.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа « Школа будущего»
Рассмотрена и согласована Введена в действие на заседании МО учителей приказом директора МБОУначальных классов СОШ «Школа будущего» (протокол № 1 от .08.2019г.) ______________ /А.В.Голубицкий/
Руководитель МО___________ Приказ № 602 от .08.2019г.
/Н.Н. Захарова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Окружающий мир»
начального общего образования
на базовом уровне
для учащихся 2 классов
Нормативный срок реализации программы - 1 год
п. Луговое
Гурьевский городскгой округ
Калининградской области
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Окружающий мир»
2 класс – 55 ч (13ч модуль)
1. Цель - спланировать достижения предметных и метапредметных результатов средствами учебного предмета и создать условия для формирования личностных результатов, которые обеспечивают овладение предметными результатами в следующем учебном году.
Задачи обучения:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2. Место предмета в базисном учебном плане
На изучение курса окружающего мира во 2 классе отводится 68 часов (2 ч в неделю). Из них на внутрипредметный модуль «ОБЖ» 20% - 13 ч
3. УМК
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе:
Федерального компонента образовательного стандарта для начального общего образования и примерной программы начального общего образования по окружающему миру. Авторской программы по окружающему миру, АА. Плешаков. Москва. Просвещение, 2016, электронное приложение к учебнику, Рабочая тетрадь в 2-х частях А.А. Плешаков. Москва. Просвещение, 2016, книга для учащихся «От земли до неба». Атлас-определитель Москва. Просвещение, 2015, «Зеленые страницы» - книга для учащихся, Москва. Просвещение 2015
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Окружающий мир»
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность; сельское хозяйство; строительство; транспорт; торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др..
Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА и их сочетание:
-классно-урочная,
-практикумы,
-консультации,
-применяются индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные виды работ.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Предваряющий (входной) контроль служит выявлению уровня знаний и развития учащихся, с которыми учитель начинает учебную работу. Он используется также перед изучением нового учебного предмета или раздела с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса, имеющегося опыта.
Текущий контроль в форме устного опроса, письменных проверочных работ ( фронтальной беседы проводится в процессе изучения темы, является элементом многих уроков, прежде всего комбинированных.
Периодический (этапный, рубежный) контроль в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тестирования целесообразен после изучения крупной темы или раздела.
Итоговый контроль проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, освоение уровня образования).
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Название темы | Количество часов, отводимых на освоение темы | Виды деятельности |
1 | Где мы живем | 4 | Различать государственные символы России. Приводить примеры народов России. Сравнивать город и село. Различать объекты природы и предметы рукотворного мира. |
2 | Природа | 20 | Различать объекты и явления неживой и живой природы. Находить связи в природе между природой и человеком Проводить наблюдения и ставить несложные опыты. Измерять температуру воздуха, воды, человека. Определять объекты природы с помощью атласа определителя. Сравнивать объекты природы. Делить их на группы. Ухаживать за комнатными растениями. Соблюдать правила поведения в природе, рисовать и читать экологические знаки |
3 | Жизнь города и села | 10 | Различать составные части экономики. Прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей. Различать виды транспорта. Определять профессии людей. Видеть взаимосвязь между трудом людей различных профессий. |
4 | Здоровье и безопасность | 9 | Называть и показывать внешние части тела человека. Узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают. Запомнят правила предупреждения пожара. Научатся вызывать пожарных по телефону. Запомнят правила поведения во время купания. Запомнят правила поведения при контакте с незнакомцем. |
5 | Общение | 7 | Составлять родословное дерево, узнавать традиции своей семьи. Вести себя в общественных местах правильно. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах. |
6 | Путешествия | 18 | Различать стороны горизонта и обозначать их на схеме. Ориентироваться на местности с помощью компаса, по местным признакам. Различать формы земной поверхности. Называть части реки. Наблюдать за погодой. Показывать на карте РФ. Узнают новые города России, где находиться столица нашей Родины и ее достопримечательности. Находить на карте изученные города России, на карте мира океаны и материки. |
В том числе внутрипредметный модуль «ОБЖ» | 20% - 13 ч | ||
ИТОГО | 68 |
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся (тематика проектов)
В рамках урочной и внеурочной деятельности по окружающему миру учащиеся вторых классов осуществляют работу над проектами.
Примерная тематика проектных работ:
1) «Родной город (село)»
2) «Красная книга, или Возьмём под защиту»
3) «Профессии»
4) «Родословная»
5) «Города России»
6) «Страны мира».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название предмета: «Окружающий мир».
Для начального общего образования на базовом уровне для учащихся 2 классов
на 2019 – 2020 учебный год.
УМК: Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы по окружающему миру АА. Плешаков. Москва. Просвещение, 2016
Количество часов в год: 68 ч
Количество часов в неделю: 2 ч
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов на тему | Практическая часть программы (кол-во часов) | Формы контроля |
Где мы живём 4 ч | ||||
1 | Родная страна. Имя родной страны –Россия, или Российская Федерация. Государственные символы России: герб, флаг, гимн.Россия- многонациональная страна. Государственный язык. | 1 | ||
2 | Город и село. Проект «Родной город (село)» | 1 | ||
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 | ||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | 1 | ||
Природа 20 ч | ||||
5 | Неживая и живая природа. Модуль «ОБЖ». Безопасное поведение в лесу | 1 | ||
6 | Явления природы. Практическая работа № 1. «Устройство термометра. Опыты с термометром». | 1 | ||
7 | Что такое погода | 1 | ||
8 | В гости к осени (экскурсия) | 1 | ||
9 | В гости к осени | 1 | ||
10 | Звёздное небо Модуль «ОБЖ». Солнце – друг и враг | 1 | ||
11 | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2. «Состав гранита. Исследование с помощью лупы». | 1 | ||
12 | Про воздух | 1 | ||
13 | … И про воду | 1 | ||
14 | Какие бывают растения | 1 | ||
15 | Какие бывают животные Модуль «ОБЖ». Безопасность в играх с домашними животными | 1 | ||
16 | Невидимые нити | 1 | ||
17 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | ||
18 | Дикие и домашние животные | 1 | ||
19 | Комнатные растения Практическая работа № 3. «Приёмы ухода за комнатными растениями». | 1 | ||
20 | Животные живого уголка Модуль «ОБЖ». Мы в ответе за того, кого приручили» Практическая работа № 4. «Приёмы содержания животных живого уголка». | 1 | ||
21 | Про кошек и собак | 1 | ||
22 | Красная книга | 1 | ||
23 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | 1 | ||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | ||
Жизнь города и села 10 ч | ||||
25 | Что такое экономика Модуль «ОБЖ». Личные деньги и безопасность их хранения. | 1 | ||
26 | Из чего что сделано | 1 | ||
27 | Как построить дом | 1 | ||
28 | Какой бывает транспорт | 1 | ||
29 | Культура и образование | 1 | ||
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» Модуль «ОБЖ». Где опасно играть | 1 | ||
31 | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | ||
32 | В гости к зиме | 1 | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | ||
34 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии» | 1 | ||
Здоровье и безопасность 9 ч | ||||
35 | Строение тела человека Модуль «ОБЖ». Личная гигиена | 1 | ||
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 | ||
37 | Берегись автомобиля! | 1 | ||
38 | Школа пешехода Практическая работа № 5. «Освоение правил безопасного пешехода». | 1 | ||
39 | Домашние опасности | 1 | ||
40 | Пожар! Модуль «ОБЖ». Огонь – не игрушка! | 1 | ||
41 | На воде и в лесу | 1 | ||
42 | Опасные незнакомцы | 1 | ||
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | ||
Общение 7 ч | ||||
44 | Наша дружная семья | 1 | ||
45 | Проект «Родословная» Модуль «ОБЖ». В гостях у родных. | 1 | ||
46 | В школе | 1 | ||
47 | Правила вежливости | 1 | ||
48 | Ты и твои друзья | 1 | ||
49 | Мы – зрители и пассажиры | 1 | ||
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Модуль «ОБЖ». Незнакомцы на улице. | 1 | ||
Путешествия 18 ч | ||||
51 | Посмотри вокруг | 1 | ||
52 | Ориентирование на местности Практическая работа № 6. «Знакомство с устройством компаса и правила работы с ним». | 1 | ||
53 | Ориентирование на местности | 1 | ||
54 | Формы поверхности | 1 | ||
55 | Водные богатства Модуль «ОБЖ». Правила поведения на водоемах. | 1 | ||
56 | В гости к весне (экскурсия) | 1 | ||
57 | В гости к весне | 1 | ||
58 | Россия на карте | 1 | ||
59 | Проект» Города России» | 1 | ||
60 | Путешествие по Москве Модуль «ОБЖ». Если ты заблудился в большом городе. | 1 | ||
61 | Московский Кремль | 1 | ||
62 | Город на Неве | 1 | ||
63 | Путешествие по планете | 1 | ||
64 | Путешествие по материкам | 1 | ||
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» Модуль «ОБЖ». Безопасность на летних каникулах. | 1 | ||
66 | Впереди лето | 1 | ||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | ||
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по технологии 2 класс Шефер Т.Н.
Рабочая программа по технологии 2 класс Шефер Татьяна Николаевна...
Рабочая программа по музыке 2 класс Шефер Т.Н.
Рабочая программа по музыке 2 класс Шефер Татьяна Николаевна...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...