Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 1 класс
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру, программы курса «Окружающий мир» автора Плешакова А.А. М.: Просвещение, 2014 г.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 66ч (33 учебные недели)
Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
- различать флаг и герб России;
- узнавать некоторые достопримечательности столицы;
- называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
- различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
- различать овощи и фрукты;
- определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
- сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; сравнивать реку и море;
- использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
- находить на глобусе холодные и жаркие районы;
- различать животных холодных и жарких районов;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- соотносить времена года и месяцы;
- называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
- перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
- проводить опыты с водой, снегом и льдом;
- описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
- изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
- находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
- объяснять причины возникновения дождя и ветра;
- ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
- мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
- раздельно собирать мусор в быту;
- соблюдать правила поведения в природе;
- правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
- подбирать одежду для разных случаев;
- правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
- правильно переходить улицу;
- соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
- различать виды транспорта;
- соблюдать правила безопасности в транспорте.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
- первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми; правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Обучающийся получит возможность сформировать:
- представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу;
- представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов);
- представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;
- представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
- этические чувства на основе знакомства с культурой народов России.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата план | Дата факт |
1 | Задавайте вопросы! | ||
Раздел «Что и кто?» (20 ч) | |||
2 | Что такое Родина? | ||
3 | Что мы знаем о народах России? | ||
4 | Что мы знаем о Москве? | ||
5 | Проект «Моя малая Родина» | ||
6 | Что у нас над головой? | ||
7 | Что у нас под ногами? | ||
8 | Что общего у разных растений? | ||
9 | Что растёт на подоконнике? | ||
10 | Что растёт на клумбе? | ||
11 | Что это за листья? | ||
12 | Что такое хвоинки? | ||
13 | Кто такие насекомые? | ||
14 | Кто такие рыбы? | ||
15 | Кто такие птицы? | ||
16 | Кто такие звери? | ||
17 | Что окружает нас дома? | ||
18 | Что умеет компьютер? | ||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | ||
20 | На что похожа наша планета? | ||
21 | На что похожа наша планета? | ||
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) | |||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | ||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | ||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | ||
25 | Как путешествует письмо? | ||
26 | Куда текут реки? | ||
27 | Откуда берутся снег и лёд? | ||
28 | Как живут растения? | ||
29 | Как живут животные? | ||
30 | Как зимой помочь птицам? | ||
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | ||
32 | Откуда в снежках грязь? | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». | ||
Раздел «Где и когда?» (11ч) | |||
34 | Раздел «Где и когда?» (11ч) | ||
35 | Проект «Мой класс и моя школа». | ||
36 | Когда придёт суббота? | ||
37 | Когда придёт суббота? | ||
38 | Где живут белые медведи? | ||
39 | Где живут слоны? | ||
40 | Где зимуют птицы? | ||
41 | Когда появилась одежда? | ||
42 | Когда изобрели велосипед? | ||
43 | Когда мы станем взрослыми? | ||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | ||
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) | |||
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | ||
46 | Почему Луна бывает разной? | ||
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | ||
48 | Почему звенит звонок? | ||
49 | Почему радуга разноцветная? | ||
50 | Почему радуга разноцветная? | ||
51 | Проект «Мои домашние питомцы». | ||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | ||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | ||
54 | Зачем мы спим ночью? | ||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | ||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | ||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | ||
58 | Зачем нужны автомобили? | ||
59 | Зачем нужны поезда? | ||
60 | Зачем строят корабли? | ||
61 | Зачем строят самолёты? | ||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | ||
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | ||
64 | Зачем люди осваивают космос? | ||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | ||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г., / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с.
- Плешаков А. А. Рабочие программы. Окружающий мир М.: Просвещение, 2014.
- Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. М.: Просвещение, 2014.- 80 с.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. М.: Просвещение, 2017.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016.
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. –М.: Просвещение, 2015. – 222с.
- Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. М.: Просвещение, 2015.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 3 / [С.В. Анащенкова, М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.—М. : Просвещение, 2012. – 273 с.
- Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс. М. : ВАКО, 2014.
- Плешаков А. А. Тесты по окружающему миру 1 класс. М.: Просвещение, 2017.
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Методические рекомендации 1 класс. М.: Просвещение, 2016
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, примерной программы по окружающему миру (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2011), рабочей программы по окружающему миру (А.А.Плешаков) (Сборник рабочих программ «Школа России». Москва, «Просвещение», 2011). Содержание учебного предмета носит интегрированный характер с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности», авторами которого являются Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова (рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-4 класс разработана).
Цели и задачи изучения предмета
Цель изучения окружающего мира - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру.
Место курса в учебном плане
Настоящая программа в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю при 34 неделях),что соответствует авторской программе. В том числе отведено определенное количество часов для проведения уроков контроля и уроки по освоению практической части программы: итоговая проверочная работа – 1; экскурсий – 3; практических работ – 5; проектов – 6.
Содержание курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены тремя содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Содержание данных блоков во 2 классе реализовано в разделах: «Где мы живем?», «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия».
Где мы живем? |
Родная страна. Город и село.Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире. |
Природа |
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. |
Жизнь города и села |
Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме. |
Здоровье и безопасность |
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. |
Общение |
Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. |
Путешествия |
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето. |
Расхождение авторской и рабочей программы
Распределение часов по разделам в рабочей программе соответствует распределению часов в авторской программе в полном объеме.
Планируемые результаты изучения предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
К концу учебного года второклассники научатся:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей: соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающиеся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии) и природной среде.
Календарно-тематическое планирование курса «Окружающий мир» 2 В класс
№ п/п | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Приме-чание | |
Где мы живём? | 4 ч | |||
1 | Родная страна | |||
2 | Город и село. Проект № 1«Родной город». Объяснение проекта | |||
3 | Природа и рукотворный мир. | |||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». Проверочная работа № 1 Презентация проекта «Родной город» | |||
Природа | 20 ч | |||
5 | Неживая и живая природа. | |||
6 | Явления природы. ОБЖ № 1 Пр. р. № 1. «Знакомство с термометром. Как измерить температуру?» | |||
7 | Что такое погода. ОБЖ № 2 | |||
8 | Экскурсия № 1«В гости к осени». ОБЖ № 3 | |||
9 | В гости к осени. | |||
10 | Звездное небо. ОБЖ № 4 | |||
11 | Заглянем в кладовые земли. | |||
12 | Про воздух. ОБЖ № 5 | |||
13 | И про воду | |||
14 | Какие бывают растения | |||
15 | Какие бывают животные | |||
16 | Невидимые нити. ОБЖ № 6 | |||
17 | Дикорастущие и культурные растения | |||
18 | Дикие и домашние животные. ОБЖ № 24 Проект № 2 «Красная книга, или возьмём под защиту». Объяснение проекта. | |||
19 | Комнатные растения. ОБЖ № 23 Пр.р. № 2. «Как ухаживать за комнатными растениями» | |||
20 | Животные живого уголка. Пр.р. № 3. «Уход за домашними животными» | |||
21 | Про кошек и собак | |||
22 | Красная книга. ОБЖ № 20 | |||
23 | Будь природе другом. | |||
24 | Презентация проекта «Красная книга, или возьмём под защиту». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | |||
Жизнь города и села | 10 ч | |||
25 | Проверочная работа №2 по разделу «Природа» Что такое экономика. ОБЖ № 19 | |||
26 | Из чего что сделано. АСК «Предметы быта. Как одевались в старину». | |||
27 | Как построить дом. АСК «Жилище». | |||
28 | Какой бывает транспорт | |||
29 | Культура и образование. ОБЖ № 26 | |||
30 | Все профессии важны. Проект № 3«Профессии». Объяснение проекта. | |||
31 | Экскурсия № 2«В гости к зиме». ОБЖ № 17 | |||
32 | В гости к зиме. ОБЖ № 18 | |||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Проверочная работа № 3 . | |||
34 | Презентация проекта «Профессии» | |||
Здоровье и безопасность | 9 ч | |||
35 | Строение тела человека. ОБЖ № 8 | |||
36 | Если хочешь быть здоров. АСК «Что ели в старину». ОБЖ № 7, 9 | |||
37 | Берегись автомобиля! | |||
38 | Школа пешехода. ОБЖ № 25 | |||
39 | Домашние опасности. ОБЖ № 14 | |||
40 | Пожар. ОБЖ № 22 | |||
41 | На воде и в лесу. ОБЖ № 15 | |||
42 | Опасные незнакомцы. ОБЖ № 16 | |||
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Проверочная раб. № 4. ОБЖ № 10 | |||
Общение | 7 ч | |||
44 | Наша дружная семья. ОБЖ № 11 Проект № 4«Родословная». Объяснение проекта. | |||
45 | В школе. АСК «Праздники. Игры и хороводы». | |||
46 | Правила вежливости. ОБЖ № 13 | |||
47 | Ты и твои друзья. Проект № 4«Родословная». Презентация проекта. | |||
48 | Мы – зрители и пассажиры. ОБЖ № 30 | |||
49 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Проверочная раб. №5.ОБЖ № 31 | |||
Путешествия | 18 ч | |||
50 | Посмотри вокруг. ОБЖ № 27 | |||
51 | Ориентирование на местности. ОБЖ № 21 | |||
52 | Пр.р. № 4. «Знакомство с компасом. Ориентирование по компасу» | |||
53 | Формы земной поверхности | |||
54 | Водные богатства | |||
55 | Экскурсия № 3«В гости к весне». ОБЖ № 29 | |||
56 | В гости к весне | |||
57 | Россия на картеПр.р. № 5. Учимся читать карту. Проекты № 5, № 6«Города России», «Страны мира» (один по выбору). Объяснение проектов. | |||
58 | Путешествие по Москве. АСК «Письменность». | |||
59 | Московский Кремль. АСК «Храмы и монастыри». | |||
60 | Город на Неве. ОБЖ № 28 | |||
61 | Путешествие по планете | |||
62 | Путешествие по материкам | |||
63 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | |||
64 | Страны мира. | |||
65 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Проверочная раб. №6.ОБЖ № 32 | |||
66 | Презентация проектов «Города России», «Страны мира» (по выбору). | |||
67 | Презентация проектов «Города России», «Страны мира» (по выбору). | |||
68 | Впереди лето. ОБЖ № 12 | |||
Резерв | 1 ч |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, примерной программы по окружающему миру (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2011), рабочей программы по окружающему миру (А.А.Плешаков) (Сборник рабочих программ «Школа России». Москва, «Просвещение», 2011). Содержание учебного предмета носит интегрированный характер с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности», авторами которого являются Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова (рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-4 класс разработана).
Цели и задачи изучения предмета
В результате изучения данного предмета реализуются следующие учебные цели:
- формированиецелостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному (образовательному) плану всего на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе выделяется 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели), что соответствует Авторской программе.
Содержание курса
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествие по городам и странам (13 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека
Расхождение Авторской и рабочей программы
Распределение часов по разделам в рабочей программе соответствует распределению часов в Авторской программе.
Планируемые результаты изучения предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологии учебного предмета;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета.
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.
Смотри в «Сборнике рабочих программ» 1-4 классов «Школа России» на страницах 372 – 374, М., «Просвещение», 2011г.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе обучающиеся научатся:
- устанавливать связь между человеком – как частью природы и обществом;
- характеризовать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- формулировать основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- называть основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- характеризовать строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- выполнять правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- выполнять правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- определять потребности людей; товары и услуги;
- выявлять роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- называть некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиесяполучат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личного поведения в природе, выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Календарно-тематическое планирование курса «Окружающий мир» 3 В класс
№п. п. | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | Примечания |
Как устроен мир | 6 ч | |||
1 | Природа. Ценность природы для людей.Экскурсия № 1 «Разнообразие природы» | |||
2 | Человек. ОБЖ № 1 | |||
3 | Проект № 1 «Богатства, отданные людям».ОБЖ № 4, 5 | |||
4 | Общество | |||
5 | Что такое экология. ОБЖ № 2 | |||
6 | Природа в опасности! Охрана природы Проверочная работа № 1 «Как устроен мир» | Уч. с. 154 | ||
Эта удивительная природа | 18 ч | |||
7 | Презентация проекта №1 «Богатства, отданные людям». Тела, вещества, частицы | |||
8 | Разнообразие веществ.Практическая работа № 1 «Исследуем продукты на содержание крахмала» | |||
9 | Воздух и его охрана. Опыт«Расширение воздуха» | |||
10 | Вода. Практическая работа № 2 «Исследуем свойства воды». ОБЖ № 18 | |||
11 | Превращения и круговорот воды.Опыт «Наблюдение за круговоротом воды». ОБЖ № 19 | |||
12 | Берегите воду! | |||
13 | Что такое почва. Практическая работа № 3 «Исследуемсостав почвы» | |||
14 | Разнообразие растений. Практическая работа № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений» | |||
15 | Солнце, растения и мы с вами ОБЖ № 20 | |||
16 | Размножение и развитие растений.Практическая работа № 5«Изучаем способы распространения плодов» | |||
17 | Охрана растений. ОБЖ № 3 | |||
18 | Разнообразие животных. ОБЖ № 6 | |||
19 | Кто что ест? | |||
20 | Природные особенности Смоленского края. Проект № 2 «Разнообразие природы нашего края» | |||
21 | Размножение и развитие животных | |||
22 | Охрана животных. Животный мир Смоленской области. | |||
23 | В царстве грибов. Грибы Смоленского края | |||
24 | Великий круговорот жизни. ОБЖ № 21, 22 Проверочная работа № 2 «Эта удивительная природа» | Уч. с. 160 | ||
Мы и наше здоровье | 10 ч | |||
25 | Организм человека. Практическая работа № 6 «Измеряем свой рост и массу тела» | |||
26 | Органы чувств. ОБЖ № 14 | |||
27 | Надежная защита организма. Практическая работа № 7«Исследуем нашу кожу» | |||
28 | Опора тела и движение. ОБЖ № 15 | |||
29 | Наше питание. Практическая работа № 8 «Изучаем состав продуктов» | |||
30 | Проект № 3 «Школа кулинаров» | В течение двух недель подготовить проект ТПО с. 80 - 81 | ||
31 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Учимся измерять пульс» | Уч. с. 144-146 читать, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с. 146, ТПО с. 84 № 5 | ||
32 | Умей побеждать болезни | Уч. с. 147-148 читать, с. 149 ответить на вопросы, ТПО с. 85 № 3 | ||
33 | Здоровый образ жизни. ОБЖ № 16, 17 | Уч. с. 150-153 читать, ответить на вопросы с. 153 | ||
34 | Проверочная работа № 3 «Мы и наше здоровье». Презентация проектов | Уч. С. 166 | ||
Наша безопасность | 7 ч | |||
35 | Огонь, вода и газ. ОБЖ № 7, 26 | Уч. с. 4-7 пересказ, с. 7 задания 3, 4; ТПО с. 5 № 5, 6 | ||
36 | Чтобы путь был счастливым. ОБЖ № 8, 9 | Уч. с. 8-13 пересказ | ||
37 | Дорожные знаки. ОБЖ № 10, 13 Экскурсия № 2« Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы» | Уч. с. 14-16 читать, с. 17 ответить на вопросы; ТПО с. 9-10 № 1 | ||
38 | Опасные места. ОБЖ № 23, 30 Проект № 4 «Кто нас защищает» | В течение двух недель подготовить проект ТПО с. 12-13; уч. с. 20-23 читать | ||
39 | Природа и наша безопасность ОБЖ № 25, 27 | Уч. с. 25-29 читать, подготовить сообщения об опасных растениях, грибах, животных (индивидуально) | ||
40 | Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды» | Уч. с. 31-36 читать, отвечать на вопросы; ТПО с. 21 № 3 | ||
41 | Проверочная работа № 4 «Наша безопасность». Презентация проектов | Уч. с. 154 | ||
Чему учит экономика | 12 ч | |||
42 | Для чего нужна экономика. ОБЖ № 28 | Уч. с. 38-40 пересказ, с. 41 отвечать на вопросы; ТПО с. 24-25 № 5,6,7 | ||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. ОБЖ № 29 | Уч. с. 42-44 читать, с. 45 отвечать на вопросы; ТПО с. 27 № 4,5 | ||
44 | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Исследуем полезные ископаемые» | Уч. с. 46-49 пересказ, с. 50 отвечать на вопросы; ТПО с. 30-31 №№ 4-8 | ||
45 | Растениеводство. Практическая работа № 12 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» | |||
46 | Животноводство | |||
47 | Какая бывает промышленность. ОБЖ № 11, 12 | |||
48 | Проект № 5 «Экономика родного края» | |||
49 | Что такое деньги. Практическая работа №13 «Изучаем российские монеты» | |||
50 | Государственный бюджет | |||
51 | Семейный бюджет. ОБЖ № 24 | |||
52 | Экономика и экология | |||
53 | Проверочная работа № 5 «Чему учит экономика». Презентация проектов | Уч. с. 159 | ||
Путешествие по городам и странам | 15 ч | |||
54 | Золотое кольцо России. ОБЖ № 31,32 | |||
55 | Золотое кольцо России. Практическая работа № 14 «Города «Золотого кольца» на карте России» | |||
56 | Проект № 6 «Музей путешествий» | |||
57 | Наши ближайшие соседи | |||
58 | На севере Европы | |||
59 | Что такое Бенилюкс? | |||
60 | В центре Европы | |||
61 | Путешествие по Франции и Великобритании | |||
62 | Смоленская область на карте России. Полезные ископаемые Смоленской области | |||
63 | Растения Смоленского края | |||
64 | Водоемы Смоленщины. Охрана природы нашего края | |||
65 | Итоговая контрольная работа | |||
66 | На юге Европы | |||
67 | По знаменитым местам мира | |||
68 | Экскурсия № 3 «Путешествие по родному городу» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...