Урок по окружающему миру "Новейшее время" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ознакомление учащихся с новой эпохой

 

  1. познакомить учащихся с открытиями ученых, знаменитыми людьми ХХ века, их успехами;
  2. развивать устную речь;
  3. воспитывать интерес к истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon noveyshee_vremya_urok.zip20 КБ

Предварительный просмотр:

У р о к  39.

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: ИСТОРИЯ  ПРОДОЛЖАЕТСЯ СЕГОДНЯ

Цель: ознакомление учащихся с новой эпохой

Задачи:

  • познакомить учащихся с открытиями ученых, знаменитыми людьми ХХ века, их успехами;
  • развивать устную речь;
  • воспитывать интерес к истории.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Добрый день, дорогие друзья,

Новой встрече очень рада я!

Учитель. Сегодня нас ждет другая эпоха: Новейшее время. На уроке мы познакомимся с важными историческими событиями Новейшего времени, знаменитыми людьми ХХ века, открытиями ученых.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выступают с сообщениями о знаменитых людях XIX века. Несколько человек  выполняют работу по индивидуальным карточкам.

Тест «Новое время: встреча Европы и Америки»

1. Колумб хотел открыть «морской путь»:

а) в Индию;                в) Америку;

б) Китай;                 г) Африку.

2. Что доказал своей экспедицией Фернан Магеллан?

а) Открыл Америку.

б) Земля имеет форму шара.

в) Открыл Антарктиду.

3. Какой след в истории оставили Беллинсгаузен и Лазарев?

а) Открыли Австралию.

б) Открыли Антарктиду.

в) «Морской» путь в Индию.

4. Автор картины «Мона Лиза» – …

а) Рафаэль Санти;            в) Леонардо да Винчи;

б) М. Лазарев;                 г) Даниэль Дефо.

5. Известная картина Рафаэля Санти – …

а) «Мона Лиза»;

б) «Сикстинская мадонна»;

в) «Тайная вечеря».

6. Автор знаменитого «Робинзона Крузо» – …

а) Даниэль Дефо;

б) Жюль Верн;

в) Леонардо да Винчи.

7. Известное произведение Жюля Верна – …

а) «Джоконда»;

б) «20000 лье под водой»;

в) «Робинзон Крузо».

8. Какую эпоху историки называют Новым временем?

а) XX век;                в) Х век;

б) ХIХ век;                г) IХ век.

О т в е т ы: 1(а),  2(б),  3(б),  4(в),  5(б),  6(а),  7(б),  8(б).

III. Работа над новым материалом (рассказ можно вести по конспекту урока или по презентации)

Учитель. Новейшее время – самая короткая среди эпох, которые выделяются в истории человечества. Началось новейшее время в октябре 1917 года, когда в России произошла Октябрьская революция. Это жестокое время – Вторая мировая война, атомная бомбардировка японских городов. Мудрое время – человек полетел в космос, а затем и на Луну. Это время компьютеров. Время новейших материалов – пластмасс, стеклопластика и др.

Это трудное время – не только для людей, но и для нашей родной планеты – Земли. Загрязнение и обмеление рек и озер, исчезновение многих видов растений и животных, появление «озоновой дыры» над Южным полюсом. Все это результат безответственного отношения людей к природе. Сколько продлится эта историческая эпоха, зависит от нас с вами.

Учащиеся читают статью на с. 28–31 учебника.

Учитель. Какие великие географические открытия произошли за эти 100 лет?

Ученики. Путешественники продолжали покорять бескрайние ледяные просторы Арктики и Антарктиды. В 1909 г. американец Роберт Пири достиг Северного полюса. А в 1911 г. норвежец Руаль Амундсен покорил Южный полюс.

Учитель. Роберт Пири (1856–1920) – американский полярный путешественник, адмирал. В 1892 и 1895 г. пересек Гренландию. А 6 апреля 1909 г. на собачьих упряжках достиг района Северного полюса.

Руаль Амундсен (1872–1928) – норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым достиг Южного географического полюса (14.12.1911). В 1918–1920 гг. прошел вдоль северных берегов Евразии на судне «Мод». В 1926 г. руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле «Норвегия». Погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской экспедиции У. Нобиле.

Учитель. А как изменилось устройство государственной жизни в ХХ веке?

Ученики. В начале века во многих странах на вершине власти находился один человек – монарх, а к концу века в большинстве стран мира власть стала выборной.

Учитель. Какие изменения еще произошли в ХХ веке?

Ученики. Изменились фотографии, одежда и быт людей, изменились города. Появились самолеты. В каждом доме появились холодильник, телевизор, радио, компьютер.

Учитель. Какое открытие сделали ученые?

Ученики. Открыли мир частиц, не видимый глазу.

Учитель. Какое важное историческое событие произошло в ХХ веке?

Ученики. 12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин полетел в космос.

Великий Гагарин простился с Землею

И в космос взлетел на ракете стрелою.

С «Востока» взглянул он на нашу планету –

Планета казалась размером с монету!

Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял и Икар погиб.

В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.

Эстафету у Циолковского принял С. П. Королев. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.

4 октября 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем в космосе побывали собаки. С помощью собак ученые выяснили, что в невесомости можно жить.

12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин на корабле «Восток» сделал один виток вокруг Земли.

В 1965 г. Алексей Леонов в специальном скафандре впервые вышел из корабля в открытый космос.

21 июля 1969 г. американские астронавты высадились на Луну. Освоение космоса продолжается.

Учитель. Какие страшные события произошли в ХХ веке?

Ученики. Две страшные войны. Это первая (1914–1918) и Вторая (1939–1945) мировые войны.

Учитель. Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. В Средние века более 100 лет продолжалась война. Но две войны ХХ века занимают особое место в истории человечества. это мировые войны, так как  в них были втянуты все крупнейшие государства мира. Обе эти войны «пришли» из Германии, основные боевые действия разворачивались на земле Европы.

Первая мировая война закончилась поражением Германии, но это ее ничему не научило. 12 сентября 1939 г. вторжением в Польшу Германия развязала Вторую мировую войну. Эта война была еще более разрушительной и кровопролитной, чем первая. Основным противником Германии стала наша страна – именно она оказала решительное сопротивление врагу, а затем разгромила его. Наша страна понесла в этой войне наибольшие потери.

Сегодня людям во всем мире ясно, что Третьей мировой войны допустить нельзя. Ведь современное оружие имеет такую разрушительную силу, что может уничтожить все человечество.

В мае 1945 года была разгромлена фашистская Германия, развязавшая Вторую мировую войну.

26 июня 1945 года в Нью-Йорке (США) была создана новая международная организация – Организация Объединенных Наций (ООН).

Учитель. Чем занимается эта организация?

Ученики. Сохранением мира на Земле.

Учитель. В уставе ООН сказано, что создана она в первую очередь для поддержания международного мира и безопасности. Если все-таки начинаются военные действия, ООН стремится как можно быстрее прекратить их, разъединить воюющие стороны. Для этого есть специальные войска – их называют «миротворческими силами ООН», или просто «голубыми касками». Голубой цвет – это цвет мирного неба и, кроме того, солдата в такой маске видно издалека – он не скрывается, а как бы говорит: «Я пришел помочь». К сожалению, в последнее время на земле очень много «горячих точек» – мест, где идут боевые действия, а значит, много работы и у «голубых касок».

IV. Закрепление изученного.

Далее учитель проводит закрепление изученного по  в о п р о с а м:

– Когда началась история Новейшего времени?

– Сколько времени она длится?

– Какие достижения ХХ века ты знаешь?

– Какая важная международная организация была создана после Второй мировой войны? Чем она занимается?

V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 32 учебника.

Домашнее задание.

С. 28–31, читать. Выполнить задания 1–3 на с. 32. Подготовка к контрольной работе по теме «Страницы всемирной истории»

Используемые источники:

Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 400 с. (В помощь школьному учителю)

Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 207 с. (Школа России)

Интернет ресурсы:

Октябрьская революция http://anekdotov.net/pic/postcards/lenin/1den_sov_vlasti.jpg 

Роберт Пири http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000056/pic/000129.jpg 

Руаль Амундсен http://900igr.net/datai/geografija/Materik-Amerika/0003-004-Istorija-issledovanija-Severnoj-Ameriki.jpg 

Александр II Александрович http://www.hrono.ru/img/monarhi/nikolay2.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...