конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.kulikova_l.v.doc | 318 КБ |
kulikova_l.v.prezentaciya_uroka.ppt | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»
Благовещенского района Алтайского края
Методическая разработка
урока по курсу « Окружающий мир » 3 класс
Тема:
Органы чувств. Как человек воспринимает окружающий мир.
- Автор: Куликова Лариса Владимировна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
р.п. Благовещенка
2012г.
Цели: раскрыть первостепенную роль органов чувств человека, позволяющих ему
ориентироваться в окружающем мире;
охарактеризовать функцию работы глаз, объяснить сущность правил, обеспечивающих
сохранность зрения;
объяснить правила сохранения слуха на основе раскрытия восприятия звуков;
сформировать знания об особенностях органов обоняния, осязания, вкуса и их функциях;
раскрыть и обосновать взаимосвязь органов чувств с нервной системой, мозгом;
обратить особое внимание школьников на правила сохранения органов чувств;
познакомить с терминологией медицинских профессий;
Задачи : усвоить учащимися знания об органах чувств человека,
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья
Оборудование: компьютер, проектор; предметы, имеющие разную форму, издающие разные
звуки, продукты, имеющие разный запах и вкус.
В ходе урока принимают участие дети, с подготовленными заранее сообщениями.
Форма урока: урок - игра
Ход урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
А) подготовка к восприятию нового материала (учитель предлагает ряд вопросов).
- Ребята, кто скажет, какой раздел учебника мы изучаем сейчас? ( Будем беречь здоровье).
- - Правильно. Этот раздел поможет нам понять, как устроен и работает наш организм, что нужно делать для того, чтобы быть здоровым. Наш сегодняшний урок поможет понять, как человек воспринимает окружающий мир. (слайд 1)
- - И сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос.
- - Вы узнаете некоторые очень важные правила, без которых в жизни никак нельзя обойтись. Но сначала ответим на вопросы:
- ( слайд 2 ) - С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге? ( Это глаза.)
( слайд 3) - С помощью какого органа ты узнаешь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? ( Наши уши.)
( слайд 4) - Какой орган помогает тебе почувствовать запах хлеба, цветка, духов? ( это нос.)
( слайд 5) – С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую от солёной? (Это наш язык.)
( слайд 6) - Как узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, холодная сосулька или тёплая? ( С помощью рук, почувствовать кожей.)
- Правильно, именно с помощью глаз, ушей, носа, языка, кожи мы воспринимаем окружающий мир.
- - Не зовут ли тебя завтракать?
- - Как попасть ложкой в тарелку с кашей?
- - Вкусна ли эта каша?
- - Не слишком ли она горячая?
- - Хорошо ли пахнет?
- - Удобно ли тебе сидеть на стуле?
- Обо всём этом и многих других вещах сообщает тебе твоя разведка. Это твои глаза, уши, нос и руки – органы чувств. ( слайд 7)
Б) Знакомство с новым материалом:
- Учитель: А подробно об этих органах нам расскажут врачи- специалисты. Они хорошо знают эти органы, расскажут, как они работают а нашем организме, и как их нужно беречь. ( роли врачей играют дети, заранее подготовленные учителем)
( слайд 8) – Как называется врач, который лечит глаза? ( Врач-окулист)
ОКУЛИСТ: - Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение помогает различить цвет предметов, их размеры, форму, узнавать, далеко ли они или близко. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи. Любуемся красотой природы. Глаза – словно окна в мир.
Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на плёнку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.
( слайд 9) - В твоём глазу есть маленькая лупа, хрусталик. Всё, на что ты сморишь, хрусталик изображает на задней стенке глаза в перевёрнутом виде. Оттуда зрительный нерв передаёт увиденное в твой мозг. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете. БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ!
(слайд 10) - Вот несколько правил для того, чтобы сохранить зрение хорошим.
- Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
- Следи, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30 – 35 см от глаз.
- Не читай лёжа. Не читай в транспорте. Книга «прыгает» перед глазами и они быстро устают.
- Если долго читаешь, пишешь, через каждые 20 минут делай перерыв, дай глазам отдохнуть: посмотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.
- Очень вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, играть на компьютере. Нельзя смотреть передачи больше полутора часов в день. Садись от экрана телевизора не ближе 2- 3 метров.
- Если заметишь, что у тебя ухудшается зрение. Скажи об этом родителям, врачу. Не стесняйся носить очки!
Учитель: (слайд 11) - Как называется врач, который лечит уши? ( Лор.) – Он расскажет нам об органах слуха – ушах.
ЛОР: - С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир. Особенно важно для нас слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания. Чудесные звуки природы, музыки тоже очень нужны нам. Разведчик звука – твои уши. ( слайд 12 ) Ушная раковина собирает звук и направляет его в слуховой канал. Внутри уха находится сложный механизм. От звука он начинает дрожать. Эта дрожь по слуховому нерву передаётся в мозг.
( слайд 13) Чтобы сохранить хороший слух, надо:
- Регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
- Никогда не ковыряй в ушах спичками и другими острыми предметами . так можно поранить особую тонкую перепонку, которая находится в глубине уха и совсем потерять слух.
- Помни, что сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на вес организм.
- Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт что-нибудь ( например, бусинка, насекомое), немедленно обратись к врачу.
- Учитель: А сейчас немного отдохнём, поиграем. ( одному ученику завязывают глаза. И он должен угадать, какой звук он слышит)
- - колокольчик
- - тиканье будильника
- - звук детской погремушки
- - звонок телефона
- Учитель: - Следующий врач нам расскажет об органе обоняния – носе.
- А что такое ОБОНЯНИЕ?
( слайд 14) Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.
- Многие приятные запахи доставляют на радость: запах цветов, запах хвойного леса. Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности. Например, об утечке газа из газовой плиты, или о том, что пища испорчена, её нельзя есть! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит. Разведчик запахов – твой нос. ( слайд 15 ) Внутри его сидят маленькие клеточки с чувствительными волосками, которые обнаруживают разные запахи. От них идут нервы в твой мозг. Помните, что обоняние ухудшается у курящих людей. При насморке человек тоже плохо чувствует запахи. Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм. Это поможет сохранить и хорошее обоняние.
- Учитель: - Давайте отдохнем и поиграем (ученику завязывают глаза и он должен угадать разные запахи).
лимон
- ветка ели
- чеснок
- кофе
колбаса
- духи
ФИЗМИНУТКА
Хомка
Хомка, Хомка, Хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хомка хочет сильным стать.
Продолжение работы над новой темой:
- Учитель: - Различать вкус разных продуктов помогает язык. А кто просит показать язычок. Чтобы посмотреть, не боли ли горло. Это детский врач или педиатр (слайд 16).
- ПЕДИАТР: - ( слайд 17) – На языке расположены особые вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Вкусную пищу человек съедает с аппетитом. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Слишком горяча пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Пища должна быть не очень горячей. Разведчик вкуса – твой язык. Он покрыт маленькими бугорочками-сосочкми. Есть свои бугорки для солёного, для горького, кислого, сладкого. И ото всех них идут нервы в мозг. Нужно беречь язык; не есть и не пить слишком горячую пищу; не прикасаться языком в мороз к железным предметам – иначе язык примёрзнет к железке, и его трудно и больно будет отдирать.
- Учитель: - А сейчас опять немного поиграем.( ученику завязывают глаза, а он пробует продукты языком и пробует их угадать)
- лимон
- солёный огурец
- конфета
- лук
- кофе
- чеснок
- Учитель: (слайд 18 ) - А какой врач лечит заболевания кожи? ( дерматолог)
- ДЕРМАТОЛОГ: - Кожа – это орган осязания.
( слайд 19) ОСЯЗАНИЕ – способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод.
( слайд 20) - Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает: гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый? Это можно определить на ощупь – с помощью кожи. С закрытыми глазами лил в темноте можно узнать о размерах и форме предмета. Кожа предупреждает нас и об опасности. Вот ты прикоснулся к горячему предмету и тут же отдёрнул руку. Почему? Потому что кожа мг7новенно подала сигнал: берегись, горячо! А на морозе она подсказывает: очень холодно, не обморозь пальцы! По всем телу прятаны в коже разведчики осязания. Они разные для холода и тепла, для прикосновения и для боли. И тоже передают свои сигналы в мозг. Кожа – орган осязания. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обмораживания.
- Учитель: - Давайте немного поиграем и проверим, у кого осязание лучше. ( ученику завязываю глаза и он на ощупь определяет предмет)
- -мяч
- -еловая ветка
- -резиновая игрушка
- -мягкая игрушка
- -наждачная бумага
- Учитель: - Если вы внимательно слушали наших врачей, то узнали, что сигналы ото всех органов поступают в головной мозг. Мозг человека очень сложный орган, он управляет всем нашим организмом. Врач, который изучает работу мозга, называется невропатолог. ( слайд 21) Он нам расскажет о мозге.
НЕВРОПАТОЛОГ: - Вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И всё же учёные говорят: « Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг!» Как же это понять? Оказывается, человек видит, слышит, чувствует запахи или вкус только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам, которые соединяют все органы чувств с мозгом. Сигналы «бегут» по нервам необыкновенно быстро. Ты дотрагиваешься пальцами, например, до книги и сразу чувствуешь её. Но знай, что за это мгновение сигнал от кожи твоих пальцев успел « добежать» до головного мозга и обратно. Мозг – главный штаб. Он как генерал во время сражения, находится в надёжном укреплении. Сюда приходят сообщения от командиров всех органов, донесения разведки. Здесь принимаются решения и даются команды всем органам. А есть и такие приказы, которые мозг отдаёт без твоего ведома. Он управляет биением сердца, сокращением желудка, выделением слюны и дыханием. Попробуй сделать так:
- задержи дыхание на несколько секунд; это ты сможешь;
- задержи биение сердца; можешь и не стараться, всё равно не получится;
- Вот такой сложный орган – мозг!
- Закрепление изученного:
А) работа в тетради
- 1. стр. 39 №79 – соедини стрелками органы и их названия.
- 2. стр. 39 № 80 – объясни значение слов: осязание и обоняние.
- Б) разгадайте кроссворд и мы узнаем, хорошо ли вы слушали наших врачей и запомнили то, что вам говорили. Если вы правильно отгадаете, то в выделенном столбце получится слово. ( детям раздаются кроссворды)
Учитель: 1. Плоскохонька досочка
По краям обшивочка,
А в середине – дырочка.
( ухо)
2. Два соседа- непоседа,
День на работе, ночь на отдыхе.
( глаза)
3. Человек в рубашке родился,
В рубашке живёт,
И эта рубашка вслед за ним растёт.
( кожа)
4. Рядом два колодца,
А между ними одна перегородка.
( нос)
5. Всегда во рту, а не проглотишь.
( язык)
6. Не на меру, не на вес, а у всех людей он есть.
( мозг)
Учитель: - Какое слово получилось в выделенной строке?
ОРГАНИЗМ ( слайд 23)
- Почему я загадала такое слово? ( Мы изучаем организм человека, как он работает, говорим о том, как нужно беречь и сохранять здоровье.)
- Итог урока: - С помощью каких органов человек воспринимает окружающий мир? Ответили мы на вопрос?
ВЫВОД: (слайд 24) Глаза, уши, нос, язык, кожа – это органы чувств. Они позволяют нам воспринимать окружающий мир, наслаждаться его красотой. Органы чувств надо беречь.
- Домашнее задание: (слайд 25) - стр. 132- 135, пересказывать, тетрадь:стр. 59 № 3
- Спасибо за урок! (слайд 26)
Использованная литература
Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас : учебник для 3 класса начальной школы : в 2 ч./ А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2010 г.
Плешаков А. А. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» / А.А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2010 г.
Плешаков А.А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 3 класс» /А.А. Плешаков, В. П. Александрова, С.А. Борисова. – М.: Просвещение, 2010 г.
О
Р
Г
А
Н
И
З
М
О
З
Г
Х
Уннн н
Л
А
З
А
Ж
О
К
О
С
Я
Ы
К
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике, 3 класс. Тема: " Математика в мире профессий"
Цель урока: рассказать детям о значении математики в жизни человека, и как математика испольуется в разных профессиях....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира по теме: " Как мы воспринимаем окружающий мир. Язык-орган вкуса"
Преподавание окружающего мира ведётся в 4-ом классе по УМК " Перспективная начальная школа".В соответствии с требованиями ФГОС сформулирована следующая цель: создать условия для уточнения предста...
Презентация по окружающему миру на тему "Как человек воспринимает окружающий мир" 4 класс
Презентация по окружающему миру на тему "Как человек воспринимает окружающий мир" 4 класс...
Конспект урока изобразительного искусства. 4 класс. Тема урока"Пожилой человек"
Цели деятельности учителя: формирование представления о красоте древнегреческого человека.Планируемые результатыПредметные: освоение приёмов симметричного вырезания формы п...