конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме

Куликова Лариса Владимировна

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.kulikova_l.v.doc318 КБ
Office presentation icon kulikova_l.v.prezentaciya_uroka.ppt2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская  средняя общеобразовательная школа №1»

Благовещенского района Алтайского края

Методическая  разработка

урока по курсу « Окружающий мир » 3 класс

Тема: 


Органы чувств. Как человек воспринимает окружающий мир.

  1. Автор: Куликова Лариса Владимировна

                                                                           

                                                                           учитель начальных классов

                                                                           первая квалификационная категория

р.п. Благовещенка

2012г.

Цели: раскрыть первостепенную роль органов чувств человека, позволяющих ему  

            ориентироваться в  окружающем мире;

            охарактеризовать функцию работы глаз, объяснить сущность правил, обеспечивающих

            сохранность зрения;

            объяснить правила сохранения слуха на основе раскрытия восприятия звуков;

            сформировать знания об особенностях органов обоняния, осязания, вкуса и их функциях;

            раскрыть и обосновать взаимосвязь органов чувств с нервной системой, мозгом;

            обратить особое внимание школьников на правила сохранения органов чувств;

            познакомить с терминологией медицинских профессий;

Задачи : усвоить учащимися знания об органах чувств человека,

использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья  

Оборудование: компьютер, проектор; предметы, имеющие разную форму, издающие разные

           звуки, продукты, имеющие разный запах и вкус.

     

          В ходе урока принимают участие дети, с подготовленными  заранее сообщениями.

Форма урока: урок - игра

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

А) подготовка к восприятию нового материала (учитель предлагает ряд вопросов).

  1. Ребята, кто скажет, какой раздел учебника мы изучаем сейчас?  ( Будем беречь     здоровье).
  2. - Правильно. Этот раздел поможет нам понять, как устроен и работает наш организм, что нужно делать для того, чтобы быть здоровым. Наш сегодняшний урок  поможет  понять, как человек воспринимает окружающий мир. (слайд 1)
  3. - И сегодня нам предстоит ответить  на этот вопрос.
  4. - Вы узнаете некоторые очень важные правила, без которых в жизни никак нельзя обойтись. Но сначала ответим на вопросы:
  5. ( слайд 2 ) - С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге?  ( Это глаза.)      

( слайд 3)  - С помощью какого органа ты узнаешь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? ( Наши уши.)

( слайд 4)  - Какой орган помогает тебе почувствовать запах хлеба, цветка,  духов?  ( это нос.)

( слайд 5) – С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую от солёной? (Это наш язык.)

( слайд 6)  - Как узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, холодная сосулька или тёплая? ( С помощью рук, почувствовать кожей.)

  1. Правильно, именно с помощью глаз, ушей, носа, языка, кожи мы воспринимаем окружающий мир.
  2.  - Не зовут ли тебя завтракать?
  3.  - Как попасть ложкой в тарелку с кашей?
  4.  - Вкусна ли эта каша?
  5.  - Не слишком ли она горячая?
  6.  - Хорошо  ли пахнет?
  7.  - Удобно ли тебе сидеть на стуле?
  8. Обо всём этом и многих других вещах сообщает тебе твоя разведка. Это твои глаза, уши, нос и руки – органы чувств. ( слайд 7)

Б) Знакомство с новым материалом:

- Учитель: А подробно об этих органах нам расскажут врачи- специалисты. Они хорошо знают эти органы, расскажут, как они работают а нашем организме, и как их нужно беречь. ( роли врачей играют дети, заранее подготовленные учителем)

( слайд 8) – Как называется врач, который лечит глаза? ( Врач-окулист)

ОКУЛИСТ: - Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение помогает различить цвет предметов, их размеры, форму, узнавать, далеко ли они или близко. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи. Любуемся красотой природы. Глаза – словно окна в мир.

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них  мы узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через  это отверстие свет попадает на плёнку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.  

( слайд 9)  - В твоём глазу есть маленькая лупа, хрусталик. Всё, на что ты сморишь, хрусталик изображает  на задней стенке глаза в перевёрнутом виде. Оттуда зрительный нерв передаёт увиденное в твой мозг.  Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете. БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ!

(слайд 10) - Вот несколько правил для того, чтобы сохранить зрение хорошим.

  1. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
  2. Следи, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30 – 35 см от глаз.
  3. Не читай лёжа. Не читай в транспорте. Книга «прыгает» перед глазами и они быстро устают.
  4. Если долго читаешь, пишешь, через каждые 20 минут делай перерыв, дай глазам отдохнуть: посмотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.
  5. Очень вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, играть на компьютере. Нельзя смотреть передачи больше полутора часов в день. Садись от экрана телевизора  не ближе 2- 3 метров.
  6. Если заметишь, что у тебя ухудшается зрение. Скажи об этом родителям, врачу. Не стесняйся носить очки!  

     

Учитель: (слайд 11) - Как называется врач, который лечит уши? ( Лор.) – Он расскажет нам об органах слуха – ушах.

ЛОР: - С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир. Особенно важно для нас слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания. Чудесные звуки природы, музыки тоже очень нужны нам. Разведчик звука – твои уши. ( слайд 12 ) Ушная раковина собирает звук и направляет его в слуховой канал. Внутри уха находится сложный механизм. От звука он начинает дрожать. Эта дрожь по слуховому нерву передаётся в мозг.

( слайд 13)  Чтобы сохранить хороший слух, надо:

  1. Регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
  2.  Никогда не ковыряй в ушах спичками и другими острыми предметами . так можно поранить особую тонкую перепонку, которая находится в глубине уха и совсем потерять слух.
  3. Помни, что сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на вес организм.
  4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт что-нибудь ( например, бусинка, насекомое), немедленно обратись к врачу.

  1. Учитель: А сейчас немного отдохнём, поиграем. ( одному ученику завязывают глаза. И он  должен угадать, какой звук он слышит)                
  1.     - колокольчик
  2.     - тиканье будильника
  3.     - звук детской погремушки
  4.     - звонок телефона

- Учитель: - Следующий врач нам расскажет об органе обоняния – носе.

 - А что такое ОБОНЯНИЕ?

( слайд 14)  Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.

  1. Многие приятные запахи доставляют на радость: запах цветов, запах хвойного леса. Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности. Например, об утечке газа из газовой плиты, или о том, что пища испорчена, её нельзя есть! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит. Разведчик запахов – твой нос. ( слайд 15 )  Внутри его сидят маленькие клеточки с чувствительными волосками, которые обнаруживают разные запахи. От них идут нервы в твой мозг. Помните, что обоняние ухудшается у курящих людей. При насморке человек тоже плохо чувствует запахи. Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм. Это поможет сохранить и хорошее обоняние.

  1. Учитель: - Давайте отдохнем и поиграем (ученику завязывают глаза и он должен угадать разные запахи).

лимон

  1. ветка ели
  2. чеснок
  3. кофе

колбаса

  1. духи

ФИЗМИНУТКА

Хомка
Хомка, Хомка, Хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хомка хочет сильным стать.

Продолжение работы над новой темой:

 

  1. Учитель: - Различать вкус разных продуктов помогает язык. А кто просит показать язычок. Чтобы посмотреть, не боли ли горло. Это детский врач или педиатр (слайд 16).

  1. ПЕДИАТР: -  ( слайд 17) – На языке расположены особые вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Вкусную пищу человек съедает с аппетитом. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Слишком горяча пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Пища должна быть не очень горячей. Разведчик вкуса – твой язык. Он покрыт маленькими бугорочками-сосочкми. Есть свои бугорки для солёного, для горького, кислого, сладкого. И ото всех них идут нервы в мозг. Нужно беречь язык; не есть и не пить слишком горячую пищу; не прикасаться языком в мороз к железным предметам – иначе язык примёрзнет к железке, и его трудно и больно будет отдирать.

  1. Учитель: - А сейчас опять немного поиграем.( ученику завязывают глаза, а он пробует продукты языком и пробует их угадать)
  2. лимон
  3. солёный огурец
  4. конфета
  5. лук
  6. кофе
  7. чеснок

  1. Учитель: (слайд 18 ) - А какой врач лечит заболевания кожи?  ( дерматолог)

  1. ДЕРМАТОЛОГ: - Кожа – это орган осязания.

( слайд 19)  ОСЯЗАНИЕ – способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод.

( слайд 20)  - Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает: гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый? Это можно определить на ощупь – с помощью кожи. С закрытыми глазами лил в темноте можно узнать о размерах и форме предмета. Кожа предупреждает нас и об опасности. Вот ты прикоснулся к горячему предмету и тут же отдёрнул руку. Почему? Потому что кожа мг7новенно подала сигнал: берегись, горячо! А на морозе она подсказывает: очень холодно, не обморозь пальцы! По всем телу прятаны в коже разведчики осязания. Они разные для холода и тепла, для прикосновения и для боли. И тоже передают свои сигналы в мозг. Кожа – орган осязания. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обмораживания.

 

  1. Учитель: - Давайте немного поиграем и проверим, у кого осязание лучше. ( ученику завязываю глаза и он на ощупь  определяет предмет)
  2. -мяч
  3. -еловая ветка
  4. -резиновая игрушка
  5. -мягкая игрушка
  6. -наждачная бумага

  1. Учитель: - Если вы внимательно слушали наших врачей, то узнали, что сигналы ото всех органов поступают в  головной мозг. Мозг человека очень сложный орган, он управляет всем нашим организмом. Врач, который изучает работу мозга, называется невропатолог. ( слайд  21)  Он нам расскажет о мозге.

НЕВРОПАТОЛОГ: - Вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И всё же учёные говорят: « Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг!» Как же это понять? Оказывается,  человек видит, слышит, чувствует запахи или  вкус только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам, которые соединяют все органы чувств с мозгом. Сигналы «бегут» по нервам необыкновенно быстро. Ты дотрагиваешься пальцами, например, до книги и сразу чувствуешь её. Но знай, что за это мгновение сигнал от кожи твоих пальцев успел « добежать» до головного мозга и обратно. Мозг – главный штаб. Он как генерал во время сражения, находится в надёжном укреплении. Сюда приходят сообщения от командиров всех органов, донесения разведки. Здесь принимаются решения и даются команды всем органам. А есть и такие приказы, которые мозг отдаёт без твоего ведома. Он управляет биением сердца, сокращением желудка, выделением слюны и дыханием. Попробуй сделать так:

  1. задержи дыхание на несколько секунд; это ты сможешь;
  2. задержи биение сердца; можешь и не стараться, всё равно не получится;
  3. Вот такой сложный орган – мозг!        
  1. Закрепление изученного:

А) работа в тетради

  1. 1. стр. 39 №79 – соедини стрелками органы и их названия.
  2. 2. стр. 39 № 80 – объясни значение слов: осязание и обоняние.
  3. Б) разгадайте кроссворд и мы узнаем, хорошо ли вы слушали наших врачей и запомнили то, что вам говорили. Если вы правильно отгадаете, то в выделенном столбце получится слово. ( детям раздаются кроссворды)

 

Учитель: 1. Плоскохонька  досочка

                    По краям обшивочка,

                     А в середине – дырочка.

                                                    ( ухо)

                2. Два соседа- непоседа,

                    День на работе, ночь на отдыхе.

                                                    ( глаза)

                3. Человек в рубашке родился,

                    В рубашке живёт,

                    И эта рубашка вслед за ним растёт.

                                                    ( кожа)

              4. Рядом два колодца,

                  А между ними  одна перегородка.

                                                    ( нос)

              5. Всегда во рту, а не проглотишь.

                                                    ( язык)

              6. Не на меру, не на вес, а у всех людей он есть.

                                                     ( мозг)

Учитель: - Какое слово получилось в выделенной строке?

                  ОРГАНИЗМ ( слайд 23)

  1. Почему я загадала такое слово? ( Мы изучаем организм человека, как он работает, говорим о том, как  нужно беречь и сохранять здоровье.)

  1. Итог урока: - С помощью каких органов человек воспринимает окружающий мир? Ответили             мы на вопрос?

ВЫВОД: (слайд 24)  Глаза, уши, нос, язык, кожа – это органы чувств. Они позволяют нам воспринимать окружающий мир, наслаждаться его красотой. Органы чувств надо беречь.

  1. Домашнее задание: (слайд 25)  - стр. 132- 135, пересказывать, тетрадь:стр. 59 № 3  
  2. Спасибо за урок! (слайд 26)   

Использованная литература

Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас : учебник для 3 класса начальной школы : в 2 ч./ А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2010 г.

Плешаков А. А. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» / А.А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2010 г.

Плешаков А.А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 3 класс» /А.А. Плешаков, В. П. Александрова, С.А. Борисова. – М.: Просвещение, 2010 г.

О

Р

Г

А

Н

И

З

М

О

З

Г

Х

Уннн  н

Л

А

З

А

Ж

О

К

О

С

Я

Ы

К


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике, 3 класс. Тема: " Математика в мире профессий"

Цель урока: рассказать детям о значении математики в жизни человека, и как математика испольуется в разных профессиях....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира по теме: " Как мы воспринимаем окружающий мир. Язык-орган вкуса"

Преподавание окружающего мира ведётся в 4-ом классе по УМК " Перспективная начальная школа".В соответствии с требованиями ФГОС сформулирована следующая цель: создать условия для уточнения предста...

Презентация по окружающему миру на тему "Как человек воспринимает окружающий мир" 4 класс

Презентация по окружающему миру на тему "Как человек воспринимает окружающий мир" 4 класс...

Конспект урока изобразительного искусства. 4 класс. Тема урока"Пожилой человек"

Цели деятельности учителя: формирование представления о красоте древнегреческого человека.Планируемые результатыПредметные: освоение  приёмов  симметричного вырезания формы п...