конспект
план-конспект урока по окружающему миру

Павлова Марина Васильевна

Берегите воду 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_vodu.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Берегите воду!»

I.  Приветствие

Учитель: Прозвенел звонок. Встали все у парт красиво. Ребята, у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их, присаживайтесь.

I I . Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с удивительными превращениями воды, узнали о ее путешествиях. Сейчас проверим, что вы знаете о воде.

Слайд 1

Тест (форма работы: индивидуальная)

1) Лед и снег-это вода..

А) в твердом состоянии;

Б) в жидком состоянии;

В) в газообразном состоянии.

2) Что происходит с водой при нагревании?

А) при нагревании вода сжимается;

Б) при нагревании вода расширяется;

В) изменений с водой при нагревании не происходит.

3) Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

А) вода впиталась в поверхность пола;

Б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.

В) вода с поверхности пола испарилась;

4) Пар- это

А) вода в жидком состоянии

Б) вода в газообразном состоянии.

В) вода в твердом состоянии;

5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

А) вода, превращаясь в лед, расширяется;

Б) вода, превращаясь в лед, сжимается;

В) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.

III. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете

определить сами. Все вы знаете сказку Пушкина о том, как в стародавние времена поймал старик золотую рыбку. А как это происходит сегодня?

Разыгрывается сценка.

Учитель: Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.

Рыбка: Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке!

Учитель: Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом! (Наверное, вода в речке была грязной.)

Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Мы поговорим о том, что нужно беречь воду).

Учитель: Тема урока «Берегите воду!» (На доске надпись).

IV. Постановка целей.

Учитель: Ребята, что на уроке вам хотелось бы узнать по теме «Берегите воду!»? (Почему загрязняется вода, как сберечь водоемы от загрязнений….)

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о том, почему водоемы загрязняются, какие меры можно предпринять по охране воды и как экономно расходовать воду. (На доске появляются «облака»: «Источники загрязнений воды», «Меры по охране воды, способы экономии воды».

Учитель:  Давайте разберём это предложение с точки зрения русского языка.

-Какое оно по цели высказывания? (Побудительное).

-Кого мы побуждаем к действию? (Себя, всех людей).

-Какое предложение по интонации? (Восклицательное).

-Давайте произнесём хором это предложение с сильным чувством. (Ребята читают с доски тему урока).

V. Работа по теме урока.

Учитель: На земле воды очень много, вода покрывает большую часть планеты.

Проведём практическую работу. Нарисуйте круг. Представьте, что это планета Земля. Разделите его на 4 части. Закрасьте 3 части голубым цветом. Это вода. А оставшуюся часть закрасьте коричневым, зелёным цветом. Почему? Это суша. 

Сформулируйте вывод по практической работе.  (Воды на планете Земля больше, чем суши).

Учитель: Действительно, если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Воды на нашей планете много.

Почему же к воде нужно относиться бережно, ведь её итак много на Земле? (Много соленой воды, а пресной мало).

Учитель: Да, много соленой воды, морской. Давайте попробуем на вкус соленую воду. Получим морскую воду опытным путём. В ней растворено много различных солей, примерно спичечный коробок соли на 1 литр воды. (Учитель выбирает их числа учащихся помощника,  растворяют морскую соль в воде - опыт: получение морской воды).

Попробуем морскую воду на вкус. Пригодна ли она для питья?

Учитель: Сформулируйте вывод по практической работе.  (Дети: Соленая (морская) вода не пригодна для питья).

Учитель: Солёная вода вызовет гибель клеток крови, а значит, приведёт к смерти организма. Поэтому пить соленую воду нельзя ни человеку, ни животным. А пресной воды очень мало на планете.

Слайд

Соотношение воды мы видим на диаграмме:

97%- солёная вода

2%- ледники Антарктиды  (но они не доступны)

1%- пресная вода

Учитель: Мы видим, как мало пресной воды на Земле, поэтому её надо беречь. В озере Байкал, самом глубоком в мире, содержится пресной воды больше, чем во всех пресных озёрах земного шара.

Учитель: А  кому нужна вода?

Перед вами карточки (на доске): «Растения», «Человек», «Животные и рыбы», «Промышленность». Скажите, для чего вода нужна растениям? Человеку? Животным и рыбам? Как используется в промышленности?

 

Ответы учащихся:

«Растения»  (Вода нужна растениям для роста. Вода ест в растениях, плодах.).

«Человек»  (Человек пьет, готовит пищу, моется, убирается…).

«Животные и рыбы» (Дом для водных видов растений, животных и рыб).

«Промышленность» (Месят бетон, используют при производстве: риса, пшеницы, мяса, конфет, хлопка, лекарства… Вода – это большая и удобная дорога. Вода вращает турбины гидростанций, вырабатывается электричество.)

Учитель: Какой вывод можно сделать из этого  упражнения? (Значение воды в жизни планеты не просто велико, а огромно! Вода – источник жизни на планете! Без воды существование живых существ на планете невозможно!)

Учитель: Сегодня я предлагаю вам побывать в роли учёных – экологов и инженеров,  попробовать решить экологическую проблему охраны водных ресурсов от загрязнения.

Разделимся на две группы: «экологи» и «инженеры». Помните, что работать  в группах вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.

Каждая группа  изучает научные статьи, словари, учебник и готовит ответы на вопросы. (Работа в группах).

1 группа раскрывает  тему «Источники загрязнений воды».

2 группа раскрывает  тему «Меры по охране воды и способы экономии воды».

Инструкция для группы № 1.

Выявите причины загрязнения воды. Как люди загрязняют воду?

План:

  1. Какую воду использует человек? Каковы запасы пресной воды на планете? Назовите источники пресной воды?
  2. Какая деятельность человека приводит к загрязнению воды?
  3. Как каждый из нас загрязняет воду?
  4. А чем же опасна загрязненная вода?
  5. Почему воду нужно беречь?

Текст  для группы № 1.

Почему воду нужно беречь. (Запасы пресной воды)

   Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская  соленая вода непригодна для питья, а также для использования человеком в быту, в сельском хозяйстве, на производстве. Пресной воды очень мало на планете. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах и пока недоступны для использования. Для своих нужд человек использует два источника пресной воды: грунтовые воды (подземные) и поверхностный сток (ручьи, реки, озера, водохранилища)

     Запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.

 Водоемы загрязняются сточными водами промышленных предприятий, коммунальных предприятий, при заготовке и сплаве леса, водами шахт, нефтепромыслов, выбросами  транспорта.

     Сегодня человек широко использует моющие средства. Они – один из самых серьезных загрязнителей воды. К их числу можно отнести мыло, шампунь, стиральный порошок, соду. Они практически не удаляются очистными сооружениями. При попадании моющих средств в водоем мелкие организмы (например, водоросли) погибают.

    Загрязняют воду не только предприятия, но и мы с вами. Повсюду можно увидеть бутылки, плавающие в воде, мусор. Можно увидеть, как водители моют свои автомобили на берегу реки.

    Загрязненная вода опасна. От загрязненной воды гибнут растения и животные в реках, озерах, морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек, более 5миллионов  людей ежегодно умирают от болезней, вызванных употреблением плохой воды.

     А ведь людям так нужна вода, и не просто вода, а чистая, пресная вода, люди испытывают постоянный в ней недостаток, ее и так очень мало на планете, а человек загрязняет ее все больше и больше, поэтому воду нужно беречь!

Инструкция для группы № 2.

Предложите меры по охраны воды и ее экономии.

План:

  1. Почему воду нужно беречь?
  2. Что делает человек для охраны и очистки воды?
  3. Что может сделать каждый из нас?
  4. Какие ученые следят за состоянием водоемов?
  5. Назови меры по экономии воды.

Найди значение слова в толковом словаре !

           

  • Гидролог – это ученый, который    …

   

  • Эколог – это ученый, который     …

Текст для группы  № 2.

Как люди охраняют воду от загрязнения? (Способы защиты)

    Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Поэтому воду необходимо очищать.

    Для этого строят очистные сооружения.

    Строятся такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод.

    Создаются  водоохранные  зоны – места особо охраняемые (водохранилища, реки, откуда берут питьевую воду). В этой зоне не разрешается никакое строительство. Запрещено сбрасывать в воду стоки, мыть машины у берега.

Охраняются не только берега реки, но и леса, растущие по этим берегам. Леса помогают водоемам выжить, оберегают реки от загрязнения.

   За состоянием водоемов следят специальные ученые – гидрологи* и экологи*.

   Каждый человек должен беречь воду! Не бросать мусор в водоемы. Следить, чтобы краны были закрыты и исправны. Ведь от каждого из нас зависит, какой будет окружающая нас природа, в том числе и вода.

    Нужно расходовать воду экономно, когда  умываешься, стираешь, моешь пол…

Чтобы не расходовать воду напрасно, нужно ремонтировать краны,  закрывать краны, не охлаждай бутылку с водой под проточной водой, а поставь её в холодильник. Когда ты моешь руки под сильной струёй, прикрой немного кран, воды утечёт меньше.

    Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!

Презентация ответов группами.

VI Закрепление.  Вывод по теме урока.

     Учитель: Сейчас своей работой вы доказали, что вода – богатство, которое нужно беречь. Ее исключительная важность подчеркивается тем, что 22 марта объявлен Международным днем воды.

       Существует  Всемирно известная организация «Гринпис».

- Кто знает, как переводится это слово, может кто-нибудь слышал? (Зеленый мир).

- Она  пытается решать  глобальные экологические проблемы по охране водных ресурсов от загрязнения. «Гринпис» часто проводит различные акции. О них можно узнать на сайте этой организации. У многих дома есть компьютера и выход в интернет. Вы можете взять электронный адрес и вместе с родителями поучаствовать в какой-нибудь акции.

       Ребята, которые живут в поселках и городах, которые находятся на берегах рек, вместе со взрослыми занимаются охраной рек от загрязнения. Создают группы под названием «Голубой патруль». Собирают мусор у водоемов.

     Значит и вы, ребята, можете внести свою лепту в дело охраны воды от загрязнений.

Учитель: Ребята, а что Вы можете сделать, чтобы водоемы были чистыми. (На доске игра «Очисти реку», групповая работа). Перед вами река со множеством проблем.  Попробуем ее очистить и облагородить.    Как вы думаете, что нужно убрать, а что нужно оставить, чтобы речка стала чистой. (На доске картинка с рекой, предметами, которые загрязняют реку и которые облагораживают реку). Выходите по одному к доске  и объясняйте свой выбор, начиная свое предложение так «Вдоль рек нужно убрать……., тогда река будет чистой» или «У реки не нужно……., тогда река будет чистой».

VII Составление буклета

Учитель: Сейчас проведем параллельную работу в нескольких группах. Для этого вам нужно разбиться на 3 группы. Для каждой группы по два задания.  Некоторые ребята составляют буклет “Берегите воду”, а другие выполняют упражнение «Подбери слово». В своей работе по составлению буклета используйте  вырезки с иллюстрациями, призывы, стихи, загадки, пословицы и поговорки и сведения из книги. Но знайте, среди подготовленного материала вам встретятся «ловушки», это материал, который не относится к теме урока, его использовать в составлении буклета не нужно. (Техника безопасности при работе с ножницами).

По завершении работы, посмотрим, какая команда работала слаженнее  и победит.

Задание для 1 команды:

Упражнение «Подбери слово»

Шилом _________   не нагреешь.
Капля по
_________  и камень долбит.
Решетом 
_________ мерить - потерять время.

Задание для 2 команды:

Упражнение «Подбери слово»

После пожара за ________ не бегут.
Правда со дна 
_________  вынесет.

Правда в _____  не тонет, в огне не горит.

Задание для 3 команды:

Упражнение «Подбери слово»

Не зная броду, не суйся в ________.
Не плюй в колодец - пригодится 
_________ напиться.
Обжегся на молоке - и на _____________  дует.

Учитель: Покажите, какие буклеты получились, выходите к доске по одному представителю из каждой группы.

Учитель: Проверим  упражнение «Подбери слово».

VIII Рефлексия

Учитель: Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек – рыбок здоровых и больных. Здоровые рыбки улыбчивые, а больные рыбки колючие. Выпустите в речку здоровую улыбчивую рыбку, если вы довольны своей работой на уроке, а если вам что-то не понравилось  или не поняли тему, то прикрепите колючую рыбку.

IX Домашнее задание

Узнайте, как можно вычислить количество воды в организме человека?

Узнайте, сколько воды в человеке, масса которого 33 кг.

Нарисуйте экологический  знак, запрещающий загрязнение  водоема. Нарисуйте знак на листе формата А4.

* (Если массу своего тела разделить на 3 и полученное число умножить на 2, можно узнать, сколько воды в нашем теле. Вода входит в состав крови человека, вода регулирует температуру тела, испаряясь с поверхности кожи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...