Разработка урока окружающий мир "Маленькие рыцари", 3класс" Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Татьяна Михайловна Косульникова

Тема: «Маленькие рыцари»

       Цели урока: расширить и углубить знания о типе Членистоногих; ознакомить учащихся с характерными особенностями внешнего и внутреннего строения

представителей класса «Насекомые»,  «Паукообразные»,  «Ракообразные».

      Оборудование: ноутбук учителя,  два ноутбука для учащихся. мультимедийный

проектор,  толковые словари С.И.Ожегов, энциклопедии о животных, насекомых, детская энциклопедия, приложение1,  личная презентация учителя.

 

    Задачи:

  • Образовательная

- Расширить и углубить знания учащихся о типе "Членистоногие";

- Охарактеризовать понятие «Класс насекомые»; « класс Паукообразные», «класс Ракообразные».

- Ознакомить учащихся с особенностями внешнего  строения представителей данных классов.

-Выявить общие закономерности строения представителей классов :«Класс насекомые»;

 

 « класс Паукообразные», «класс Ракообразные».

- Раскрыть причины необычайной многочисленности представителей класса , их место в

экосистеме, особенности питания,".

  • Развивающая

Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и

ассоциативного мышления; умения работать с таблицей; выполнять творческие задания,

работать в группах.

- Продолжить развивать у учащихся умение поиска и выделения необходимой

информации с использованием источников информации, умение фиксировать результаты работы, выдвигать гипотезы, обосновывать их.

- умение пользоваться справочными материалами и словарями.

  • Воспитательная

- Воспитывать у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

- воспитывать в учащихся любовь к природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- бережно относиться к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Маленькие рыцари»

       Цели урока: расширить и углубить знания о типе Членистоногих; ознакомить учащихся с характерными особенностями внешнего и внутреннего строения

представителей класса «Насекомые»,  «Паукообразные»,  «Ракообразные».

      Оборудование: ноутбук учителя,  два ноутбука для учащихся. мультимедийный

проектор,  толковые словари С.И.Ожегов, энциклопедии о животных, насекомых, детская энциклопедия, приложение1,  личная презентация учителя.

    Задачи:

  • Образовательная

- Расширить и углубить знания учащихся о типе "Членистоногие";

- Охарактеризовать понятие «Класс насекомые»; « класс Паукообразные», «класс Ракообразные».

- Ознакомить учащихся с особенностями внешнего  строения представителей данных классов.

-Выявить общие закономерности строения представителей классов :«Класс насекомые»;

 « класс Паукообразные», «класс Ракообразные».

- Раскрыть причины необычайной многочисленности представителей класса , их место в

экосистеме, особенности питания,".

  • Развивающая

Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и

ассоциативного мышления; умения работать с таблицей; выполнять творческие задания,

работать в группах.

- Продолжить развивать у учащихся умение поиска и выделения необходимой

информации с использованием источников информации, умение фиксировать результаты работы, выдвигать гипотезы, обосновывать их.

- умение пользоваться справочными материалами и словарями.

  • Воспитательная

- Воспитывать у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

- воспитывать в учащихся любовь к природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- бережно относиться к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

учащиеся должны знать: общие закономерности строения представителей класса «Насекомые»; «Паукообразные», «Ракообразные»,

учащиеся должны уметь: выявлять особенности внешнего строения членистоногих; объяснять причины многочисленности представителей класса «Насекомые», «Паукообразные», «Ракообразные».

Метапредметные:

учащиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять насекомых по внешнему строению; выявлять признаки сходства и различия в их строении;

Личностные:

учащиеся должны уметь: отстаивать свою точку зрения, уважать мнение собеседника, оперировать фактами для доказательства или опровержения существующего мнения.

Тип урока: комбинированный

Технологии: групповая; информационно-коммуникационная, проблемного обучения, элементы технологии критического мышления.

Ход урока

1.Организационный момент (учащиеся сидят  по группам -3, стоя приветствуют гостей).

Здравствуйте, я рада приветствовать вас на очередном уроке окружающего мира. И наш урок я хочу начать с отрывка из детской песенки:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснётся,

Поделись улыбкою своей

И она к тебе не раз ещё вернётся.

Подарите улыбки друг другу и присутствующим гостям. Спасибо. Присаживайтесь.

Повторение изученного.

Сегодня мы продолжаем говорить об экосистемах  и её обитателях.

  • Скажите, кто должен присутствовать в любой экосистеме?

(потребители, разрушители, производители)

  • За что отвечает каждый представитель экосистемы?

(Ответы детей)

  • Что произойдёт если убрать одного из представителей из экосистемы?

(ответы детей нарушится круговорот веществ в природе)

  • Значит, каждый из участников очень важен.
  • Мы изучили много экосистем, давайте вспомним их.

(На  середине доски  прикреплена запись   ЭКОСИТЕМЫ, по периметру класса расклеены листы с названиями экосистем см. приложение 1, они закрыты, видна только первая буква)

  • Посмотрите на это слово и скажите с точки зрения русского языка об этом слове

(оно сложное, состоит из двух корней , соединительная гласная о…)

  • Правильно.
  • Внимательно посмотрите вокруг класса, и кто догадался, нашёл названия экосистем, берём по одной и прикрепляем на доску под надпись экосистема.
  • Молодцы.
  • В какой экосистеме произошёл разрыв,  и она превратилась в другую экосистему?

(ответы)

  • Правильно, озеро превратилось в болото.

Изучение нового.

  • В каждой экосистеме живут живые организмы, кто они?

(Животные, птицы, люди…)

  • Правильно и мы очень хорошо с ними знакомы.
  • На днях я  прочитала интересные факты и хочу, чтобы вы мне помогли разобраться. Я прочитала о рыцарях. Вы должны знать кто они такие.

(ответы детей)

  • Сегодня на нашем уроке присутствуют помощники это толковые словари под редакцией С.И. Ожегова.  Перед вами 3 словаря изданием разных лет 1987,1997,2012 годов. Я предлагаю вам посмотреть, как точно по научному нам даётся объяснение значения этого слова. (слайд 1)

(раздаю словари группам)

  • Зачитайте, пожалуйста, значения этого слова. Оказывается, во всех словарях даётся разное значение, какое более точное подойдёт  к значению слова рыцарь?

(ответы детей)

  • А что самое главное во внешности рыцаря?

(ответы)

  • Правильно  - доспехи.(слайд2)
  • Посмотрите, из чего они состоят? Если бы одеяние рыцаря было одним целым смог бы он тогда передвигаться, сгибать ноги, руки?

(ответы)

  • Правильно, они состоят из кусочков, частичек.
  • А какую роль играли доспехи?

(они защищали  рыцарей)

  • Правильно, доспех защищали мягкое тело рыцаря.
  • Так вот я прочитала, что в природе есть «маленькие рыцари»( вывешиваю на доску лист с надписью)
  • Как вы думаете, кто из жителей экосистем может быть «маленьким рыцарем»?

(ответы)

  • А почему это выражение взято в кавычки?

(оно в переносном смысле… ответы)

  • Итак, вы назвали: рак, жук, пауки, кузнечики, бабочки, креветки…
  • Верно, эти представители носят доспехи, разделённые на частички – членики. И поэтому они называются ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. (работа над словом с точки зрения русского языка),вывешиваю на середину доски.
  • Посмотрите значение этого слова в словарике в конце учебника окружающего мира.(читают значение)
  • Подберите к слову конечности синоним
  • Верно, это ноги.
  • Подумайте, на какие три группы можно разделить этих представителей (исходя из определения членистоногие). Может кто-то по-разному передвигается, живёт только в одной экосистеме, но все они имеют доспехи.

(ответы детей)

  • Тип членистоногие можно разбить на три группы: насекомые, паукообразные, ракообразные(слайд3)
  • Какую цель бы вы цель поставили перед собой на уроке? На левой стороне доски записано -Что мы знаем! Какие записи мы отнесём в эту сторону?

(ответы детей)

  • А на правой стороне –Что должны узнать? Что перенесём в правую сторону?

(ответы)

  • Молодцы. Сегодня нам предстоит узнать, где  они обитают, чем питаются, в какой экосистеме живут, кем являются в экосистеме, какую роль играют по отношению к окружающим.
  • Я предлагаю каждой группе взять листочки с названиями классов членистоногих над изучением кого вы будете работать.(на доске обратной стороной вывешены названия классов)
  • Выйдете, по одному человеку от группы и выберите.
  • Изучая наших представителей в роли кого, вы сейчас можете быть?
  • В мире очень много профессий (прикрепляю на доску названия профессий см. приложение1)
  • Какое слово вам незнакомо?
  • Согласна, слова энтомолог.
  • Предлагаю вам узнать значение этого слова в словарях, а один из ученик посмотрит его значение в интернет словаре, который называется Википедия.

(зачитывают значение слова),(вывешиваю его на середину доски, работаем над словом с точки зрения русского языка)

  • А что же такое энтомология? (работа со словарями)
  • Я предлагаю вам стать сейчас энтомолагами.
  • На партах у вас есть таблица- путеводитель, по которой вы будете изучать своих питомцев. А в конце мы ответим на ваши предположения о их жизни. И посмотрим что у них общего. А кого вы будете изучать, вы узнаете сами.  По периметру класса развешены представители каждого класса выберите  тех, кто подходит к вашему классу.(приложение1)
  • А помогут вам в изучении энциклопедии и электронные ресурсы. (группе, которой попалось изучение насекомых нужно прослушать видео ролик «Почему насекомые так называются»)

(Во время работы в группах подхожу, помогаю)

  • Итак начинаем рассказ . (группы выступают, по ходу выступления включаю слайды),(находим вредных и полезных представителей классов, объясняя свои ответы)
  • Делаем выводы. Что мы из правой части можем перенести в левую, что узнали.

(ответы детей)

  • Правильно,

Рефлексия.

  • Что вы сможете рассказать из изученного на уроке, своим родителям, когда придёте домой?
  • Какие трудности испытали на уроке?
  • Давайте решим небольшую задачу (слайд…)
  • Домашнее задание на слайде…
  • Оценивание.
  • Спасибо за работу на уроке. Давайте поаплодируем друг друг

Приложение1

Кто?

Внешность

Чем питаются

В какой экосистеме живут

Кем являются в экосистеме

Отношение к окружающим

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=eba29d40a4382ca1db9fb65eac168ef7&n=33&h=215&w=278

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=0cc1b4981c6d2212694aab1a5cdfdd49&n=33&h=215&w=323жук лесной

http://xn----7sbfc9aeddxdctiu4li.xn--p1ai/uploads/images/slovar/tb/navoznyi1.jpgжук –навозник

https://www.colourbox.com/preview/6532596-blue-bottle-fly-species-calliphora-vomitoria.jpgмуха

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=6fe134272eef51c403614ea8747e574e&n=33&h=215&w=173паук- плетун

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1d073a5d2bb6d12fa039255a5a037158&n=33&h=215&w=327тарантул

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=8eee469430211e6025d3aea9bd422863&n=33&h=215&w=397рак речной

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=788345c0e006cbf4d5b764062286f757&n=33&h=215&w=292краб морской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока технологии. 2класс. ОС "Школа 2100"

Разработка урока технологии по теме "Сувенир звёздочка "....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Разработка урока окружающего мира по теме "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"

Это первый урок в разделе "Как работает организм". На уроке углубляются знания детей о внешнем строении человека, происходит первичное знакомство с внутренними органами, формируется понятие "система о...

Разработка урока окружающего мира 3 класс История России программа 2100. Тема: Повторение и закрепление изученного материала в конце года.

Тема:  «Повторение и закрепление  изученного материала в конце года.»    Приёмы: На стадии вызова – вопросы по ключевым словам ....

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе. ОС "2100"

Методическая разработка открытого урока в 1 классе, данного в рамках городскогосеминара "Духовно-нравственное воспитание". Окружающий мир. ОС "2100"...

Учебно-методическая разработка урока окружающего мира (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») .Тема:«Вставай, страна огромная».

          Данный ресурс способствует формированию у учащихся чувственно – эмоционального отношения к миру: создаёт условия для появления у детей чувства гордости за гер...

Разработка урока окружающий мир "Металлы", 4 класс" Школа 2100"

Предметные умения:Основные цели:      Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов и их использованием;Раскрыть значения металла в жизни человек...