Учебно-методическая разработка урока окружающего мира (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») .Тема:«Вставай, страна огромная».
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Степанова Елена Юрьевна

            Данный ресурс способствует формированию у учащихся чувственно – эмоционального отношения к миру: создаёт условия для появления у детей чувства гордости за героическое прошлое своей страны, продолжает  формирование негативного отношения к завоевательным войнам.

          Учебно-методическая разработка урока знакомит третьеклассников с понятиями:

  •    фашизм, Вторая Мировая война, Великая Отечественная война;
  •    рассказывает о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.:
  •     образы исторических личностей: Г.К. Жуков, А.Гитлер;
  •     о внезапном нападении гитлеровской армии 22 июня 1941 г.,
  •     о защитниках Брестской крепости,
  •     об обороне Москвы,
  •      о Сталинградской битве,
  •      о наступлении советских войск на запад,
  •      о взятии Берлина;
  •       о героизме народа в борьбе за освобождение Отечества.

Цель урока:расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне, показать разрушительные последствия распространения фашизма

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка урока окружающего мира (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)

Класс – 3 класс

Предмет: окружающий мир (обществознание)

Учебник – «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е. В. Сизова, С.В.Тырин.  Издательство «Баласс», М., 2013

 2 часть: «Мое Отечество»

Образовательная программа «Школа 2100»

Технологическая карта урока

Тема:

«Вставай, страна огромная»

Тип урока:

Комбинированный урок

Цель урока:  

расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне, показать разрушительные последствия распространения фашизма

Задачи:

  • создать образ Великой Отечественной войны как

тяжелейшего испытания, выпавшего на долю жителей нашей страны, образ войны, в которой народ сплотился ради спасения Отечества и мира от ужасов фашизма

  • совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения;
  •   развивать коммуникативные навыки работы в группах;
  • развивать познавательный интерес к героическому прошлому, развивать    память, внимание
  • создать условия для появления у детей чувства гордости за героическое прошлое своей страны, продолжить  формирование негативного отношения к завоевательным войнам путем показа страдания народа в ВОВ,  воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Ресурсы:

Печатные средства: Учебник – «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е. В. Сизова, С.В.Тырин. 2 часть: «Мое Отечество», «Методические рекомендации для учителя»

Аудиовизуальные: видеоматериал о Великой Отечественной войне;  сл. В. Лебедев-Кумач, музыка  А. Александрова, «Священная война»  слова в исполнении ансамбля п/у А.Александрова, «День Победы», Булат Окуджава «Бери шинель, пошли домой»; запись голоса Юрия Левитана

Наглядные: презентация, даты(основные события 1941 – 1945г.)

Раздаточный материал: карточки с заданиями для  групп 

Интернет-ресурс:
http:// shkola.edu.ru/          http:// www.yandex.ru/

Планируемый результат:

личностные

Общеучебные умения

предметные

Чувственно - эмоциональное отношение к миру: создать условия для появления у детей чувства гордости за героическое прошлое своей страны, продолжить  формирование негативного отношения к завоевательным войнам

Познавательные и регулятивные умения:

-целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;

-умение структурировать знание, работать по алгоритму

Коммуникативные умения

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, выслушивать мнения ребят, работая в группе

умение управлять  поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Базовый  уровень - по стандарту и программе:

-учащиеся должны знать, что Великая

Отечественная война тяжелейшее испытание, выпавшее на долю жителей нашей страны, что в борьбе народное единство - сплочение помогло отстоять свободу;

Освоят понятия: битва за Москву, Сталинградская битва, фашисты; образы исторических личностей: Г.К. Жуков, А.Гитлер

Повышенный уровень:

 понять: фашизм - идеология человеконенавистничества, чувство ответственности за судьбу страны

Этап урока и его цель

Задачи:

Деятельность

обучающихся

Результат

  1. Организационные действия (самоопределение к деятельности)

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый из нас!

  • Какую  дату отмечает наша страна  в этом году?

  • В 2015 году наш народ отмечает 70-летие  Великой Победы.
  • 9 мая наша страна отмечает праздник Великой Победы. 

Цель: организация учащихся к готовности к предстоящей деятельности на уроке, нацеливание, мотивировать на совместную работу

Развитие интереса и повышение мотивации

  1. Постановка проблемы и актуализация знаний.  (Работа с текстом до чтения: антиципация чтения, появление целей урока.)

  • Какие ещё праздники вы знаете?
  • Какие ваши любимые праздники?
  • Какие чувства у вас вызывает слово «праздник»? (Радость, удовольствие и т.д.)
  • С каким настроением люди идут на праздник?        
  • Какой сделаем вывод?

На доске запись:

Праздник - это радость, веселье, воспоминания о хороших событиях.  

  1. Открывается 2-ой слайд, на котором изображены вещи, связанные с войной.
  • Что объединяет все эти вещи?
  • Как называется война, с которой связаны эти вещи?
  • Почему эта война получила такое название – «Великая» и «Отечественная»?
  • Что решалось в этой войне? (судьба страны...)  
  • Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?  
  • Кто одержал победу в Великой Отечественной войне? (Советский Союз.)

  1. Открывается 3-ий слайд. Появляется запись: «Праздник – это радость, веселье, воспоминания о хороших событиях».

  • В песне, которую посвятили Дню Победы, есть слова о празднике, послушайте и скажите, что особенного говорится об этом празднике?
  • (Слушают отрывок  песни.)
  • В песне, посвящённой Дню Победы, есть слова, что «это праздник со слезами на глазах»

        На слайде появляется запись: «День Победы – праздник со слезами на глазах».

  • Посмотрите на слайд. Какое вы заметили противоречие? (Праздник должен быть весёлый, а праздник Дня Победы «со слезами на глазах».) 

  • Какой возникает вопрос?

Ученики вместе с учителем формулируют основной вопрос (проблему) урока: «Почему День Победы называют «праздником со слезами на глазах?»

  1. Проблема урока:
  • Почему День Победы называют «праздником со слезами на глазах»?

  • Как вы думаете, что могут вспоминать люди, прошедшие войну?

  1. Открывается 4-ий слайд. Сообщение темы урока (читают в учебнике, с. 100)

Цель: организация восприятия задания учащимся.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

        

Подведение к проблеме урока.

Определяют тему урока (посвящена ВОВ)

Ученики формулируют  с помощью учителя основной вопрос (проблему) урока: Почему День Победы называют «праздником со слезами на глазах»?

Версии детей. 

На доске  запись:

- страх за себя, близких, свою Родину,

- погибших родных, товарищей,    

- разрушенные дома,

 - голод,  

 - смерть

Первичное формирование регулятивных умений: определять и формулировать цель деятельности на уроке.

  1. Поиск решения проблемы. (Открытие нового  знания)

(Работа с текстом во время чтения: первичное чтение текста, перечитывание, беседа по содержанию.)

-  Где мы можем проверить свои предположения?  (В книге, справочнике, словаре, энциклопедии)

А

  1. Начало Второй мировой войны.

( работа по учебнику с 100…,)

Прочитайте текст про себя.   Идёт первичное чтение третьего абзаца.

 «Более 60 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером, рассказывал ветеран.  - Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его безропотными рабами или полностью будут уничтожены».

  • Кто захватил власть в Германии?
  •      Кто стоял во главе?
  •       Как вы понимаете слово «фашисты»?
  • Где мы можем найти определение слова «фашисты»?

Демонстрация слайдов.

Открывается 5-ый слайд, на котором изображён портрет Гитлера. 

В 1933 году власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером.

  • Что внушили они немецкому народу?

 Фашисты внушили немецкому народу, что он будет властелином мира. Все остальные народы будут рабами или будут уничтожены.

Комментарий учителя:  фашизм-идеология человеканенавистнечества.  Она поразила Германию  в середине 20 века. Но, к сожалению, и сейчас не истреблена. Современные последователи фашизма продолжают оставаться угрозой всему  миру.

  • Продолжите чтение статьи  (дети продолжают чтение вслух), (работа по учебнику с 100…,) ученики по цепочке читают текст:

  • Чтение по предложениям (4-ое и 5-ое)

« Гитлеровцы начали Вторую мировую войну. ( Какую войну называют мировой?- Это когда в войне участвуют несколько государств).  Вскоре они захватили почти всю Европу. (Вопрос к автору – Почему? Как им это удалось?) - Гитлеровцы имели оснащенную и подготовленную армию. У них был немалый военный опыт».

Комментарий учителя:  Вслед за Польшей фашистам покорилась Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами.

Открывается 6-ой слайд

Вывод: 1939 год – гитлеровцы начали Вторую мировую войну

(на доске и слайде).

Комментарий учителя:  В 1939 году гитлеровцы начали Вторую мировую войну. Вскоре почти вся Европа была захвачена фашистами. Многих людей насильно увозили на работы в Германию, сжигали в печах, душили в газовых камерах.

  1. Начало Великой Отечественной войны.

На 7-ом слайде запись голоса Левитана об объявлении войны.

  • Продолжите чтение статьи….

       «22 июня 1941 года фашисты напали на Советский Союз и началась Великая Отечественная война, которая стала частью Второй мировой войны». ( Почему войну назвали Великой Отечественной? – Весь народ встал на защиту своего Отечества).

  • Что произошло 22 июня?

22 июня 1941 год - гитлеровцы напали на Советский Союз, началась Великая Отечественная война (Слайд 7, доска).  Первый бой приняли защитники Брестской крепости.

Открывается 8-ий слайд. Звучит фрагмент песни «Священная война»

  • Прочитайте: «Каким оказалось это нападение для простых советских людей»?

  • Продолжите чтение статьи….(работа по учебнику с. 101- 4-ый и 5-ый абзацы)

«Для простых советских людей это нападение оказалось неожиданным. (Почему нападение оказалось неожиданным?) На наши города у западных границ тысячами падали бомбы, по дорогам нашей Родины маршировала фашистская пехота, и мчались танки».

Комментарий учителя:  Это происходило в 4 часа утра. Это было летнее воскресное утро, многие ещё крепко спали и только готовились отдыхать…

  •         Что вас удивило, чего вы не знали?
  •         Демонстрация слайдов.
  •         Какие выводы вы сделали? Обменяйтесь мнением с собеседником.
  • Что нового узнали?

«Мы ещё ничего не знали и радовались летнему воскресному дню. Не могу передать, что нам пришлось пережить. Когда по радио объявили о начале войны и зазвучали слова великой песни:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой!

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой…»

  • Почему автор сравнивает фашистов с ордой?
  • Как называет автор фашистов?

* ( работа по учебнику с. 101- последний абзац) ученики по цепочке читают текст.

  • Продолжите чтение.
  • Что узнали нового?
  • Прочитайте, кто поднялся на защиту Родины?
  • Выводы из этой части. ( Весь народ сплотился перед лицом опасности).

Демонстрация слайдов   Открывается 9-ый слайд.

  1. Дополнительный материал.  Открывается 10-ый слайд.

  • Посмотрим, как это было.

22 июня 1941г. 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря до Черного моря. Гитлер рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться лишь воспоминание. Но планам его не суждено было сбыться. 

Открывается 11-ый слайд

Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости. К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировалось 8 стрелковых батальонов, всего 7—8 тысяч человек. С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии (около 17 тысяч человек)  По плану крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны.

22 июня в 3:15 по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 3:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что  гарнизон   был разбит на несколько отдельных очагов. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7—8 атак. Целый месяц сражались советские пограничники. Фашисты бомбили крепость с воздуха, с земли её осыпали снаряды вражеских армий. Но насмерть стояли славные пограничники до последнего солдата. «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» - написал на стене крепости штыком один из последних её защитников. Так и не покорились фашистам славные советские пограничники. Они сражались до последнего солдата, до последнего патрона. Долго ещё фашисты с опаской обходили развалины Брестской крепости, так и не сдавшейся врагу.

Комментарий учителя: 

Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом на фронте и в тылу врага, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.

Б

Открывается 12-ый слайд

  1. События 1941-1945 г.
  • Самостоятельно прочтите статью и найдите в тексте учебника, даты, отражающие  Важные события, происходившие  в  1941-1945 годах, вы будете работать  по группам.

Задания для групп.

Задание для 1-ой группы:  работа по учебнику с. 102 «Позади Москва», 1-2 -ой абзацы; заканчивается словами:  «Фашисты были отброшены от Москвы на сотни километров».

  Вопросы: отметьте важное сражение, при котором фашистские захватчики понесли первое поражение?

Кто показал пример героического подвига? Кто командовал нашей армией в битве за Москву?

Задание для 2-ой группы:  работа по учебнику с. 102-103 «Позади Москва», 3-ий абзац; начинается словами: «Однако фашистские войска……»

Вопросы: отметьте в какой битве решалась судьба нашей Родины?  Чьи слова стали призывом стоять насмерть? Какой мемориал открыт в память о той битве?

Задание для 3-ой группы:  работа по учебнику с. 103-104 «С войной покончили мы счеты» (до вопросов и карты)/

Вопросы: отметьте, что произошло весной 1945 года? Где был поднят красный флаг Победы? Когда фашисты признали свое поражение?

Задание для 4-ой группы:  работа по учебнику с. 104 «С войной покончили мы счеты» (после  карты).

Вопросы: Почему люди радовались и не скрывали слез? Что вас удивило в рассказе автора?

Задание для 5- ой группы:  работа по учебнику с. 104 -  работа с   картой.

Вопросы: 

  • Пользуясь картой, ответь на вопрос: какие европейские страны были освобождены от фашистов Советской армией?

Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста);

восприятия нового материала на основе проблемного диалога

С. 143. Словарь в конце книги.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

-Продуктивное чтение

 («Горит и кружится планета», учебник с 100 и отмечают события на реке времени)

Проблемный диалог

Дети видели при первичном чтении на с.100 выделенное жирным шрифтом слово. Они зачитывают отрывок (могут обратиться в конце учебника в словарик).

Слушают запись голоса Левитана об объявлении войны.

Словарь, с. 137

- Они так же хотели захватить нашу страну, разрушить ее, поработить народ.

  • .

Какие выводы вы сделали? Обменяйтесь мнением с собеседником.

Работа по группам

Формирование познавательных и регулятивных умений

Формирование коммуникативных

умений,

предметных.

Освоение понятий: битва за Москву, Сталинградская битва, фашисты; образы исторических личностей: Г.К. Жуков, А.Гитлер

  1. Воспроизведение нового знания. Проверка работы групп.

  1. Битва за Москву (слайды 13 -14).

Открывается 13-ый слайд, на котором изображена битва за Москву.

1-ая группа. 

  • Важное сражение, при котором фашистские захватчики понесли первое поражение – битва за Москву.
  •  Пример героического подвига показали  28 бойцов из дивизии генерала Панфилова.

Дополнительный материал. 28 героев дивизии генерала И. В. Панфилова, сражаясь до последнего патрона, уничтожили под Волоколамском 18 танков противника и задержали продвижение к столице крупной танковой группировки врага. Когда кончились боеприпасы, солдаты с последними гранатами в руках бросались под  гусеницы танков. Слова  Вас. Клочкова: «Велика Россия, да отступать некуда - позади Москва!»,- облетели всю страну. Почти все они погибли.   Но не пропустили фашистов к Москве! Провалилась операция «Тайфун», рассчитанная на «окончательный» разгром главных сил Красной Армии и захват Москвы.

  • В декабре 1941 года наши армии под командованием великого полководца Георгия Константиновича Жукова перешли в наступление. Фашисты были отброшены от Москвы на сотни километров.

Вывод: Сентябрь- декабрь 1941 год – битва за Москву (На слайде и на доске.)  

  1. Сталинградская битва.

Открывается 16-ый слайд с изображением Сталинградской битвы.

2-ая группа: 

  • В Сталинградской  битве решалась судьба нашей Родины.
  • Слова Василия  Зайцева «Для нас за Волгой Земли нет! Мы стояли и будем стоять насмерть!» были призывом для всех сражаться до конца.

«Для нас за Волгой земли нет! Мы стояли, и стоять будем насмерть!»

В ходе боёв в городе не осталось ни одного целого здания. Каждый дом, завод, вокзал были превращены в крепость. Не пустив фашистов за Волгу, наши армии перешли в наступление и разгромили врага.

Открывается 17-ый слайд с изображением Мамаева кургана.

После войны здесь на Мамаевом кургане поставили памятник сражающейся стране: женщина с искажённым от ужаса лицом заносит меч для удара по врагу – Родина Мать!

Вывод: 1942-1943 годы – Сталинградская битва (На слайде и на доске.)  

Дополнительный материал.

 Сталинградская битва у  Сталинграда, города на Волге длилась более 200 дней, больше 6 месяцев. В плен были взяты свыше 330 тысяч гитлеровцев. Эта битва переломила ход всей войны. Красная Армия сумела отстоять Кавказ и Сталинград, измотав врага, перешли в контрнаступление.

Открывается 18-ый слайд

      Иван Васильевич Коршунов.  У меня есть прадед – Иван Васильевич Коршунов. Он был участником Великой Отечественной войны. Родился 20 марта 1914 года в хуторе Осинки Сталинградской области.

  В 1942 году был призван в ряды Советской Армии. В первый бой Иван Васильевич вступил под станцией Тингута.

 Он рассказывает: «Первый бой у меня как стишок был. Был жаркий летний августовский день, горели, самолеты бомбили, горели степи, колосистые хлеба – все горело. Тогда отступать пришлось вплоть до «Красного Октября».

 Прадед Иван принимал участие в освобождении заводов Тракторного, «Баррикады» и «Красного Октября». Довелось ему побывать на Курской дуге. Принимал участие в освобождении Киева, Львова, Варшавы.

Долгожданную победу он встретил в Праге. И после долгого военного пути прадед вернулся домой, в хутор Перекопка Клетского района, где и живет по сегодняшний день.

 Его имя отмечено в книге «Солдаты Сталинграда».

 Прадед Иван награжден Медалями «За Оборону Сталинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За Отвагу», Орденом Отечественной войны II степени и другими наградами.

 У прадеда Ивана и прабабушки Елизаветы 6 детей, 12 внуков, 16 правнуков и 2 праправнука.

 Я горжусь и люблю своего прадеда! Он образец мужества и пример для нас всех!

Открывается 18-ый слайд. Лымарев Андрей Иванович

Мой прадед, Лымарев Андрей Иванович, родился 02 февраля 1909г. в селе Абганерово, Сталинградской области. В 30-х годах служил в Красной Армии срочную службу и был уволен в запас в звании «старшина».

Когда началась Великая Отечественная война, прадед работал на первом строительстве железной дороги в посёлке Усть-Кут. Эту дорогу потом назовут БАМом (Байкало-Амурская магистраль). В августе 1942 года, когда немецкие войска подошли к Сталинграду, мой прадед добровольно вступил в ряды Красной Армии.

15 сентября 1942 г. в составе 13-ой Гвардейской дивизии под командованием генерала Родимцева, прадед, как и другие его однополчане, форсировали Волгу с левого берега и вступили в бой. С этого дня и до окончания этой страшной битвы Андрей Иванович оборонял Сталинград. Был легко ранен. После разгрома немцев под Сталинградом, в марте 1943-го был награжден медалью «За оборону Сталинграда».

С апреля 1943 года 13-я Гвардейская дивизия была преобразована в 32-ой Гвардейский корпус. В составе этого корпуса Гвардии старшина Лымарев прошел с боями до сражения на Курской дуге, которое началось 5 июля 1943 года. В этой битве мой прадед был тяжело ранен и попал в госпиталь, где пролечился до ноября 1944 года. За битву на Курской дуге Андрей Иванович был награждён медалью «За Отвагу».

После продолжительного лечения в госпиталях из-за сильного ранения, прадед был комиссован из рядов Красной Армии. В сентябре 1946 года ему была вручена медаль «За победу над Германией».

 В 1945 году прадед вернулся в родной Сталинград, и в должности прораба стал отстраивать разрушенный немцами город. Мой прадед участвовал в строительстве Сталинградского Планетария, ДК Тракторозаводского района, и многих других объектах нашего города, в том числе и предприятия промышленного назначения.

В 1962 году за активное участие в восстановлении Сталинграда, он был награжден орденом «Знак Почета».

 В 1985 году Андрею Ивановичу был вручен орден «Отечественной войны» I - ой степени.

Вот таким был мой прадед - Лымарев Андрей Иванович, воин и строитель!

  1. Битва за Берлин.

Открывается 19-ый слайд с изображением битвы за Берлин. 

3-ья группа:  

  • Весной союзники вели последние бои с фашистами.
  •  Над главным зданием Берлина Рейхстагом был поднят красный флаг. 
  • 9 мая 1945 года фашисты признали своё поражение, был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Этот день стал Днём Победы в Великой Отечественной войне.

Вывод: 9 мая 1945 год – День Победы в Великой Отечественной войне (На слайде и на доске.)

  1.   «С войной покончили мы счеты»

Открывается 16-ый слайд с изображением встречи героев.

4-ая группа

  • Солдаты возвращались домой, где их с цветами встречали радостные люди. Небо городов озарялось праздничными салютами.
  • Но не зря говорят, что это праздник «со слезами на глазах». В нашей стране не было ни одной семьи, где бы не оплакивали погибшего сына, увезённую в Германию сестру или замученных фашистскими палачами родителей.

Можно прослушать песню «Бери шинель, пошли домой».

  • В июне 1945 года в Москве на Красной площади был проведён парад Победы. Советские солдаты бросали к подножию Кремля фашистские флаги.

Вывод: Каждая семья оплакивала погибших родственников, война – это смерть, горе. 

  1. работа с   картой
  • Какие страны были освобождены от фашизма?

  • Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Австрия - европейские страны, которые  были освобождены от фашистов Советской армией.

Дополнительный материал.  

 - 9 мая мы отмечаем День Победы. Но война  еще продолжалась в Чехословакии. Советские войска пришли на помощь восставшей Праге. 9 мая в Прагу вступили советские части и тем самым спасли город от разрушений, которые готовили гитлеровцы. С падением Германии война в Европе завершилась, но она продолжалась на Дальнем Востоке и Тихом океане. Выполняя свой союзнический долг, 9 августа 1945 г. Красная Армия выступила против Японии, которая воевала на стороне Германии, и за 23 дня разгромила сильную японскую армию, освободила Китай, Корею, Сахалин и Курилы. 2 сентября 1945 г. Япония капитулировала. Был ликвидирован опасный очаг агрессии на Дальнем Востоке.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла 27 млн. жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, т.к. на защиту Родины поднялась вся страна.

  • Многие города получили звание города – героя

Вывод: Сентябрь 1945 год – окончание  второй мировой войны. (Слайд 21.)

Цель: организация совместной деятельности  в группах.

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, оценивать  результаты работы

Ребята отвечают на вопросы по заданиям.

Какие выводы вы сделали? Обменяйтесь мнением с собеседником.

- Люди радовались Победе. Не скрывали слез потому, что в каждой семье кого-либо  оплакивали: или погибшего сына, или замученных фашистскими палачами родителей, или увезенную в Германию дочь.  (Из 24 выпускников до победы дожили трое.)

Формирование предметных, регулятивных УУД, познавательных УУД

  1. Первичное применение знаний.

Проверь себя. Тест.

Записать даты, пронумеровать последовательность событий по картинкам.

Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи

Самостоятельная и индивидуальная работа

Формирование регулятивных и предметных умений, осознание качества и уровня усвоения знаний

  1. Подведение итогов работы.
  • Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

  •  Почему  же День Победы называют «праздником со слезами на глазах»?

Трудным был путь к победе, тяжёлой ценой она досталась народу. Не было в стране ни одной семьи, которую бы не затронула война. Отцы и сыновья уходили на фронт, матери и дочери помогали в тылу, работали на заводах, в госпиталях. В каждой семье кого-либо  оплакивали. 27 миллионов жизней унесла война. В руинах были города и села. (Слайд 23)   

  • Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

«Праздник со слезами на глазах» - особенный день, который напоминает сегодняшним поколениям о людях, переживших страшные события Великой Отечественной войны.

  • Продолжите высказывание: война это…
  • Я хочу к этому добавить, что война – это
  • 1418 дней и ночей
  • 27 миллионов погибших
  • 1710 разоренных городов
  •  70000 разоренных сел и деревень.

Люди, помните, какой ценой завоевано счастье, помните!

Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

Связь с жизнью, поколениями.

Формирование негативного отношения к завоевательным войнам, сопричастность к судьбе страны.

Формирование личностных УУД,

чувство гордости за героическое прошлое своей страны

VII. Рефлексия деятельности на уроке.

  • Что нового узнали?
  • Что помогло узнать новое?
  • Где пригодятся знания?
  • Кто из ребят больше всех помог в «открытий» знаний на этом уроке?

(Слайд 26)   

Домашнее задание.

 Выполнить одно из заданий в рабочей тетради.

Мобилизация учащихся на рефлексию  деятельности. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Учиться совместно с другими учениками давать оценку деятельности на уроке.

Формирование регулятивных умений (оценивание своей деятельности).

Первый пример:

Война.
Беспощадная, напрасная.
Стреляют, убивают, допрашивают.
Война — это зло, позорящее человеческий род.
Смерть.

Второй пример:

Война.
Отечественная, жестокая.
Побеждают, проигрывают, сдаются.
Конец войны видели только мертвые.
Ужас.

Третий пример:

Война.
Глобальная, мировая.
Умирают, взрывают, расстреливают.
На войне все средства хороши.
Победа.

Война

Кровавая, беспощадная.

Сражались, умирали, защищали.

Недаром помнит вся страна про войну.

Патриотизм.

Война

бессмысленная кровопролитная 

ранит, уничтожает, убивает

Самое ужасное на Земле. 

Смерть

 

Война  

тотальная, беспощадная 

стреляют, пытают, побеждают

Всякий, стоящий за войну – уже лежащий 

Страдание

 

 Война  

отечественная, мировая

взрывают, расстреливают, сдаются 

война – величайшее горе, в особенности в условиях современной военной техники 

разрушения

 

 Война 

Кровопролитная, жестокая 

воюют, убивают, умирают 

С войны никто не возвращается таким, каким туда ушел

Борьба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Разработка урока по ИЗО по программе "Школа 2100"

конспект урока по  ИЗО по программе "Школа 2100" Тема:" Наш театр"...

«Движение в противоположных направлениях» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс

Цели урока:1.     Образовательные:·        научить решать задачи на движение в противоположных направлениях;·...

«Движение вдогонку» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс

Цели урока:1.     Образовательные:·        научить решать задачи на движение вдогонку;·        научить составл...

Урок окружающего мира, образовательная система «Школа 2100», 2 класс

Урок окружающего мира, образовательная система «Школа 2100», 2 класс. Урок изучения и первичного закрепления знаний по ФГОС....

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»  Учитель Конобрицкая И. М....