Разработка урока окружающего мира по теме "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Это первый урок в разделе "Как работает организм". На уроке углубляются знания детей о внешнем строении человека, происходит первичное знакомство с внутренними органами, формируется понятие "система органов". Урок построен в технике проблемного диалога. Для повышения мотивации учащихся к изучению темы использован игровой познавательный материал, работа с фразеологизмами. Урок сопровождается презентацией, созданной в PowerPoint.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 72 КБ |
лото по теме "Система органов" | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира. 4 класс. ОС «Школа 2100»
Тема урока «Как устроен организм человека»
Колосницина Елена Анатольевна
Это первый урок в разделе «Как работает наш организм». На уроке углубляются знания детей о внешнем строении человека, происходит первичное знакомство с внутренними органами, формируется понятие «система органов».
Цель:
Формировать умения распознавать органы человека
Минимум: знать внешнее строение тела человека; называть органы и системы, к которым они принадлежат; соотносить название системы органов с функцией, которую она выполняет.
Минимакс: к концу урока каждый должен иметь чёткое представление о том, что такое «организм человека», его строение, объяснять понятие «система органов».
Максимум: уметь определять, какие системы органов расположены в той или иной части тела, их взаимосвязь.
Методы обучения: проблемно – диалоговый.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Оборудование: презентация, дидактический материал «Лото: Системы органов»
- Орг.момент
- «Вхождение в урок»
Слайд 2:
Загадка:
Кто ходит утром на 4-х ногах,
в полдень на 2-х, а вечером на 3-х?
Слайд 3:
- Изучая природу, мы, как настоящие исследователи, не должны пройти мимо главного чуда на нашей планете. Это чудо – человек.
- Вы знаете, что человек - часть природы. В чем же его отличие от животного?
(речь, труд, мышление)
- Актуализация знаний. Выход на тему урока.
- Какие условия необходимы человеку для жизни на Земле?
- Предположите, чья продолжительность жизни больше: древних людей или наших современников. Обоснуйте свое мнение. (Если в своих высказываниях дети не назовут оказание медицинской помощи, нужно подвести их к этому.)
- Можно ли лечить болезни, не зная, как устроен организм человека? А нам с вами нужны эти знания, ведь мы не врачи?
Слайд 4-5:
Тема: « Как устроен организм человека»
Совместная постановка целей урока.
- С давних времен человек пытался познать не только мир, частью которого он является, но и самого себя.
В истории науки есть такой пример. Триста шестьдесят лет назад английский студент – медик Вильям Гарвей приехал в Италию закончить образование. Там он стал изучать внутреннее устройство человека, вскрывать трупы. В те времена трогать умершего считалось преступлением, за это могли сжечь на костре. Рискуя собственной жизнью Гарвей ради здоровья и жизни других людей тайно проводил свои исследования.
Слайд 6:
- Итак, Медицина - исследует причины заболеваний и методы их лечения.
Изучением организма человека сегодня занимаются и другие науки.
Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья человека.
Изучением внешнего строения человека занимается наука - анатомия .
Слайд 7:
- А какие части тела вы можете назвать? (Дети называют знакомые им части тела, по клику мышкой они появляются на экране)
Учитель: Голова – верхняя часть тела человека (клик мышкой – перекрашивание прямоугольника «голова»).
- Знакомы ли вам фразеологизмы:
Бежать сломя голову - ?
Своя голова на плечах - ?
Руки, ноги – верхние и нижние конечности (клик мышкой – появляется прямоугольник «конечности»).
- Что значит «опустить руки», «ударить по рукам»?
(клик мышкой – появляется прямоугольник «туловище»).
- Можете ли вы объяснить, что называют туловищем? (Туловище – часть тела без головы и конечностей)
- Слово исконно русское, имеет значение «тулить», «прятать».
Неслучайно в туловище спрятано большинство органов.
- А как вы понимаете поговорку «Дурная голова ногам покоя не дает»?
Может быть голова – главная в нашем организме?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос надо знать, какую работу выполняют органы?
Слайд 8:
Физиология – это наука, изучающая работу органов, внутреннего строения организма человека.
Постановка проблемы.
- Прочитайте слова Лены на с.8
- Что удивило Лену?
- Как бы вы ответили ей на этот вопрос. Может ли какой–либо один орган выполнять работу других?
- Сегодня на уроке мы выясним, верны ли ваши рассуждения. Для этого мы начнем изучать наш организм.
- Совместное открытие знаний
- Наш организм состоит из различных органов.
Слайд 9-10:
-Попробуйте узнать, о каком органе идет речь:
- Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает, носить ее можно хоть сто лет. (кожа)
- Это плотный мускулистый мешочек размером немногим больше кулака. Он все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. (сердце)
- Одни считают, что он нужен для украшения, другие – для того, чтобы задирать его кверху. На самом деле он и фильтр, и печка, и сторожевой пост. (нос)
- Это главное отделение твоей «внутренней кухни». (желудок)
- Вы замечательно справились с заданием. Но в нашем организме есть и другие органы. Все органы объединены в системы. У каждой системы своя задача.
Давайте изучим системы органов и выясним их значение для нашего организма.
- Работа с текстом учебника на стр. 9 -11 и тетрадью (№1-2)(групповая работа)
Группы изучают состав и функцию одной из систем:
1) органы дыхания,
2)органы кровообращения,
3) органы пищеварения,
4) органы выделения,
5) органы чувств,
6) нервная система.
Затем выясняют в какой части тела находятся органы данной системы. После чего заносят результаты своей работы в соответствующую строку таблицы (тетрадь - задания 1, 2).
Слайды 11 - 16:
- Выступления групп.
Физкультминутка
Руку правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем.
Руку левую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем.
Ногу правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем.
Ногу левую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге,
И все вместе делаем вот так!
- Без работы какой системы мы не смогли бы сейчас танцевать? (опорно-двигательной) Слайд 17
- Работа с учебником - с.9, тетрадь - №1-2
«Опорно-двигательная система» (фронтальная работа).
- Какие еще системы нами не рассмотрены? (размножения, кожа). Какова их роль?
Слайд 18 - 29:
- Самопроверка заданий № 1-2 в тетради.
- Выполнение задания № 3 в тетради (парная работа)
Слайд 20: Проверка № 3
Слайд 21.
Промежуточный вывод
- Итак, как вы поняли, что такое «организм человека»? «система органов»?
Организм человека - это система органов, связанных между собой и образующие единое целое – тело человека.
Система органов – группа органов, связанных друг с другом и выполняющих общую задачу в организме.
- Самостоятельное применение знаний
а) «Лото: Системы органов» (работа в парах)
- Соедините систему органов с ее описанием. (Приложение 1)
Проверка осуществляется учителем по мере готовности пар.
б) Игра «Что было бы, если бы удалили… (называется орган).
(фронтальная работа)
Вывод: Каждая система играет в организме свою особую роль, для полноценной работы организма необходима совместная работа всех органов.
- Подведение итога
Слайд 22:
Выводы:
- Организм человека – это …
- Система органов - …
- Что нового узнали?
- Что больше всего заинтересовало?
- Нужно ли изучать свой организм, или этого делать нельзя, как считали в древности?
Слайд 23:
- Домашнее задание:
Тема 1, ответить на вопросы.
Список использованных источников:
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А. - Человек и природа. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2008.
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С.- Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»). Учебник. Часть1.- М.: «Баласс», 2008.
- Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О.В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Лото «Системы органов и их функции»
Для работы на уроке необходимо разрезать карточки лото по линиям красного цвета.
Задание: соедините системы органов с их описанием
Служит опорой телу, позволяет ему двигаться и защищает внутренние органы | Органы дыхания |
Обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ | Снабжают организм питательными веществами и водой |
Органы пищеварения | Переносят одни вещества к клеткам тела, а другие – из клеток |
Органы кровообращения | Выводят из организма вредные и ненужные вещества |
Органы выделения | Нервная система |
Управляет всем организмом | Помогают человеку ориентироваться в мире |
Органы чувств | Обеспечивают зарождение ребенка |
Органы размножения | Опорно–двигательная система |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов". 3 класс.
Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов" по учебнику Н.Ф. Виноградовой. 3 класс....
Разработка урока окружающего мира по теме "Свет знания" 3 класс УМК "Перспектива"
Данный урок является первым по окружающему миру в 3 классе в рамках УМК "Перспектива". Он очень хорошо подходит для проведения 1 сентября в День знаний, поскольку его тема и основная цель заинте...
Урок окружающего мира "Как люди считают время" 3 класс Школа 2100
Урок разработан в соответствии с ФГОС...
Разработка урока Окружающего мира ( по сингапурской системе) 3-4 классы
обобщение и расширение ранее усвоенных знаний с привлечением краеведческого материала - воспитание бережного отношения к живой и неживой природе...
Разработка урока окружающего мира "Отчего мы иногда болеем?" 4 класс Вахрушев
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Отчего мы иногда болеем?" по учебнику Вахрушева....
разработка урока окружающего мира "Где на Земле теплее" (2 класс)
урок окружающего мира по УМК "Школа 2100"...
Урок окружающего мира. Тема. Петр I - император. 3 класс, программа "2100"
В уроке используются учебные фильмы по истории России...