Рабочая программа по окружающему миру 3 класс.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Марина Леонидовна Тупицына

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2 -12 года № 273 – ФЗ, в соответствии с требованиями приказа Минобразования России от 05.03.2004 года « 1089 (ред. От 31.01.1012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основе авторской программы по окружающему миру,  А.А. Плешакова  и учебника «Окружающий мир»  3 класс под редакцией  А.А.Плешакова, согласно учебного плана  МАОУ Шороховской СОШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа146 КБ

Предварительный просмотр:

КОММУНАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

филиал МАОУ Шороховской СОШ Исетского района Тюменской области

Рассмотрено на педсовете

Протокол №____

от « __» ______2019 г.

Согласовано: ЗавУЧ

 __________ /Р.Р.Мещеров/

Утверждено приказом №_____

от «___» _________2019 г

заведующий филиалом

______________ /Е.В.Бахарева/

Рабочая программа

по окружающему миру

3  класс

                                                   (начальное  общее образование)

Учитель: Тупицына М.Л, учитель

начальных классов первой

квалификационной категории

п. Коммунар

2019 год

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2 -12 года № 273 – ФЗ, в соответствии с требованиями приказа Минобразования России от 05.03.2004 года « 1089 (ред. От 31.01.1012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основе авторской программы по окружающему миру,  А.А. Плешакова  и учебника «Окружающий мир»  3 класс под редакцией  А.А.Плешакова, согласно учебного плана  МАОУ Шороховской СОШ.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Программа обеспечивает достижение обучающимися 3 класса  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Окружающий мир»   является формирование следующих умений:

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам по курсу «Окружающий мир», к школе;

– интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

-   сопереживание   другим   людям, в том числе историческим лицам;

- понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

- принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

-установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду;

- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

– понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

– воспринимать мнение и предложения сверстников (о способе решения задачи);

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- смысловому восприятию познавательного текста;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа - сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов  (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– формулировать  собственное мнение и позицию;

– допускать существование  различных точек зрения;

–  принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

– использовать в общении правила вежливости;        

– понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию  партнера в общении и взаимодействии;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– контролировать действия партнера.

Предметные результаты.

– понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы;

– сформированность уважительного отношения к России,  родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

– осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

– освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей в открытым информационном пространстве);

– развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

        Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:

- групповая, парная, индивидуальная деятельность;

- проектная и исследовательская деятельность;

- экскурсии, практикумы.

        Особое внимание при планировании личностных и метапредметных результатов  уделяется тем универсальным учебным действиям, недостаточный уровень сформированности которых был выявлен по результатам диагностики УУД во2-м классе.

  1. Содержание учебного предмета, курса

           Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом по окружающему миру и авторской программой данного учебного курса.

«Как устроен мир»  (7 ч.)

Природа. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология - наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей.

Человек. Человек - часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира.

 Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Общество. Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве.  Мы - граждане России.

Что такое экология. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.

«Эта удивительная природа»  (19 ч.)

Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие,  газообразные вещества. Разнообразие веществ. Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия - наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты).  Обнаружение     крахмала в продуктах. Кислотные дожди. Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники. Загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха. Вода. Вода, как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. Берегите воду! Использование воды человеком. Высказывать Источники загрязнения  воды. Меры по охране чистоты воды и  её экономному использованию.

Что такое почва. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника - наука о растениях.

Солнце. Растения и мы с вами. Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой.

Размножение и развитие растений. Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян.

Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе.

Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология - наука о животных.

Кто что ест? Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов.

Проект «Разнообразие природы родного края». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Размножение и развитие животных. Размножение и развитие животных разных групп.

Охрана животных. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира.

В царстве грибов Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники.

Великий круговорот жизни. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ.

«Мы и наше здоровье»  (10 ч.)

Организм человека.  Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система. Органы чувств.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии  мира. Гигиена органов чувств. Надёжная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание).

Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.

Наше питание. Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота.

Умей предупреждать болезни. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания. Здоровый образ жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников.  

Проект «Школа кулинаров» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника.

«Наша безопасность»  (8 ч.)

Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков.       Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах  незнакомыми людьми. Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других  людей – в семье, гостях, школе, общественных местах.

Огонь, вода и газ. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Чтобы путь был счастливым Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.

Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т.д.

Природа и наша безопасность. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки).

Экологическая безопасность Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

«Чему учит экономика»  (12 ч.)

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей - главная задача экономики. Товары и услуги.

Природные богатства и труд людей - основа экономики. Использование природных   богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей  в  экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике.  

Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов.

Животноводство. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов.

Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, электронная, машиностроение, химическая, лёгкая, пищевая.

Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля - продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения. Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

Государственный. Понятие о государственном бюджете расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические  прогнозы, их влияние на экономику.

«Путешествие по городам и странам»   (12 ч.)

Золотое кольцо России. Золотое кольцо России - слава и гордость страны. Города Золотого кольца: Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. Их достопримечательности.

Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией.

На севере Европы. Страны севера Европы: Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия. Их столицы, государственное  устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

Что такое Бенилюкс. Страны Бенилюкса: Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.

В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария. Их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

Путешествие по Франции и Великобритании. Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

На юге Европы Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники  архитектуры и искусства, города.

По знаменитым местам мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж- Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы).

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов на изучение каждого раздела.

п/п

Наименование раздела

Количество часов

1.

«Как устроен мир»  

7 часов

2.

«Эта удивительная природа»  

19 часов

3.

«Мы и наше здоровье»  

10 часов

4.

«Наша безопасность»  

8 часов

5.

«Чему учит экономика»  

12 часов

6.

«Путешествие по городам и странам»  

12 часов

Итого:

68 часов

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру.

п/п

Тема урока

Дата

по плану

фактически

«Как устроен мир»  

1

Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей

2

Человек. Ступеньки познания.

3

 «Богатства, отданные людям». Экскурсия.

4

Общество.

5

Мир глазами эколога.

6

Природа в опасности. Охрана природы.

7

Проверочная работа №1 по разделу «Как устроен мир»

«Эта удивительная природа»  

8

Тела, вещества, частицы.

9

Разнообразие веществ. Практическая работа №1

10

Воздух и его охрана.

11

Вода и жизнь. Свойства воды. Практическая работа №2

12

Превращения и круговорот  воды в природе.

13

Берегите воду!

14

Как разрушаются камни! Что такое почва?  Практическая работа №3.

15

Разнообразие растений.   

16

Солнце, растения и мы с вами.

17

Размножение и развитие растений.  Практическая работа №4.                      

18

Охрана растений.

19

Разнообразие животных.

20

Кто что ест?

21

Разнообразие природы родного края.

22

Размножение и развитие животных.

23

Охрана животных.

24

В царстве грибов.

25

Великий круговорот жизни.

26

Проверочная работа№2  по разделу «Эта удивительная природа»

«Мы и наше здоровье»  

27

Организм человека.

28

Органы чувств.

29

Надёжная защита организма. Практическая работа №5

30

Опора тела и движение.

31

Наше питание. Органы пищеварения

32

Школа кулинаров

33

О дыхании, о движении крови Практическая работа №6

34

Умей предупреждать болезни

35

Здоровый образ жизни.

36

Проверочная работа №3 по разделу «Мы и наше здоровье»

«Наша безопасность»  

37

Огонь, вода и газ.

38

Чтобы путь был счастливым.

39

Дорожные знаки.

40

Кто нас защищает.

41

Опасные места.

42

Природа и наша безопасность.

43

Экологическая безопасность. Практическая работа №7

44

Проверочная работа №4 по разделу «Наша безопасность».

«Чему учит экономика»  

45

Для чего нужна экономика?

46

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

47

Полезные ископаемые. Практическая работа №8

48

Растениеводство. Практическая работа №9

49

Животноводство.

50

Какая бывает промышленность?

51

Экономика родного края.

52

Что такое деньги?

53

Государственный бюджет.

54

Семейный бюджет.

55

Экономика и экология.

56

Экономика и экология. Проверочная работа №5

«Путешествие по городам и странам»  

57

Золотое кольцо России…

58

Золотое кольцо России…

59

Музей путешествий.

60

Наши ближайшие соседи.

61

Наши ближайшие соседи.

62

 На севере Европы.

63

 Что такое Бенилюкс?

64

В центре Европы.

65

Путешествие по Франции

66

Путешествие по Великобритании

67

На юге Европы.

68

По знаменитым местам мира. Проверочная работа №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...