Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» для учащихся 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» для учащихся 2 класса начального общего образования Направление: Духовно-нравственное Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация Смоленского района Алтайского края
«Первомайская основная общеобразовательная школа» филиал
МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа № 1»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №1 «27» августа 2018 | СОГЛАСОВАНО Зав. филиалом ______ С.А. Вербицкая «31» августа 2018 | ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 107 «31» августа 2018 | УТВЕРЖДЕНО Приказ № 162 «31» августа 2018 |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Мы и окружающий мир»
для учащихся 2 класса
начального общего образования
Направление: Духовно-нравственное
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
Составитель:
Богомолова Галина Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
с. Первомайское
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………………………..…3
2.Результаты освоения курса «Мы и окружающий мир» …………....4
3.Содержание……………………………………………………………5
4. Коррекционно-развивающая работа для детей с ОВЗ………….….8
5. Календарно-тематическое планирование……………………….….8
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» для 2 класса составлена с учетом:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом от 6 октября 2009 г. N 373,
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом от 19.12.2014 N 1598
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год (приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253 с текущими изменениями);
- ООП НОО МБОУ «Смоленская СОШ №1» утвержденной приказом №162 от 31.08.2018
- Учебного плана МБОУ «Смоленская СОШ №1» на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом № 161 от 31.08.2018г.
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Смоленская СОШ №1», утвержденной приказом № 3 от «16» 02. 2018г
- Годового календарного графика образовательного процесса в МБОУ «Смоленская СОШ №1» на 2018-2019 уч. год, утвержденного приказом № 145 от 27.08.2018г.
- авторской программы по внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир», автор С.Н. Ямшинина – Москва «Академкнига/Учебник».
Цель курса: Овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края.
Задачи:
- освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями,
- формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды,
- формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
УМК
Курс внеурочной деятельности | Класс | Количество часов | Направление | Методический комплект |
Мы и окружающий мир | 2 | 34 | Духовно-нравствен ное | Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.в 2 ч. Сост. Р.Г. Чуракова– М.: Академкнига/ Учебник, 2012 Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2класс: Учебник. В 2 ч. – М: Академкнига/Учебник.2010 Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник, 2012. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/ Учебник, 2018. |
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое
следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, наро-
дов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности много национального российского общества.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты наоснове учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования,
выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача
информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать про-цесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края; называть системы органов человека; понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности; собирать материал и составлять портфолио о родном
3.Содержание курса внеурочной деятельности
Деятельность при изучении курса «Мы и окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:
- во-первых, она имеет краеведческую направленность;
- во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и рассчитана на все четыре года обучения;
- в-третьих, деятельность носит как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).
Тема 1. Научный клуб младшего школьника. Удивительное рядом!
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа.
Живая и неживая природа. Где и как найти ответы на вопросы (энциклопедия, атлас, Интернет и т.п.).
Тема 2. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Вода. Свойства воды». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 59–60).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада. Олимпиада проводится в два этапа: 1 этап — практическая часть. Опыт «В любом растении есть вода», «Какая вода чистая».
2 этап — ответы на вопросы олимпиады. Подведение итогов, отчет.
Тема 3. Для чего растениям солнце. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Жизнь и значение растений».
Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 70–71).
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в парк, сад. Наблюдения за растениями. Значение солнца в жизни растений.
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — защита минипроекта, олимпиада «Жизнь и значение растений в жизни человека».
Тема 4. Красная книга. Растения нашего края.
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Размножение растений». Учебник «Окружающий мир» (2 класс,часть 1, с. 85–86).
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в парк, сад. Способы размножения растений нашего края.
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — защита мини-проекта «размножение растений», олимпиада «Дыхание, питание и размножение растений».
Тема 5. Практическая мини-конференция. Тема «Культурные растения». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Классификация растений». Учебник «Окружающий мир»(2 класс, часть 1, с. 107–108).
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятий — практическая работа, олимпиада. 2 часа — практическая мини-конференция «Культурные растения нашего края»; 2 часа — олимпиада. Культурные растения. Классификация растений. Размножение растений. Рисунок «Моё любимое растение».
Тема 6. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».
Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 1, с. 119–120). Форма проведения занятия — конкурс, практическая работа.
Аудиторное (2 ч). Звезды и планеты. Живая и неживая природа. Сезонные изменения в природе. Свойства воздуха и воды. Размножение растений. Разработка экологических знаков. Заповедные места твоего края.
Тема 7. Как защищаются животные?
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Животные и их разнообразие». Учебник «Окружающий мир» (2 класс,часть 2, с. 41).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — практическая
работа, олимпиада. 1 час — защита животных. Способы защиты диких животных от хищников. 1 час — олимпиада. «Животные и их разнообразие».
Тема 8. Для чего необходим режим дня.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — практическая работа.
Защита проекта «Режим рабочего и выходного дня». Правила здорового образа жизни.
Тема 9. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Органы чувств человека». Учебник «Окружающий мир»
(2 класс, часть 2, с. 70). Форма проведения занятий — олимпиада.
Аудиторное (2 ч). Олимпиада «Органы чувств человека». Значение природы в жизни человека.
Тема 10. Как избежать беды. Правила безопасного поведения на улице и дома. Учебник «Окружающий мир» (2 класс,часть 2, с. 90).
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия по улицам города, поселка. Правила безопасного поведения на улице.
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — защита мини-проекта «Правила безопасного поведения».
Ответы на данные задания отправляются почтовым письмом в клуб для участия в конкурсе.
Тема 11. От кого зависит чистота на улице. Проект «Самый чистый школьный двор». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания. Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 91).
Внеаудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — экскурсия на школьный двор. Анализ состояния школьного двора. Акция «Убери школьный двор».
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — олимпиада. Правила безопасного поведения на улице.
Тема 12. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Учебник «Окружающий мир» (2 класс, часть 2, с. 119, 121). Форма проведения занятия — конкурс.
Аудиторное (2 ч). Разновидности животных. Охрана животных. Условия для жизни человека. Правила гигиены (конкурс разработки предупреждающих знаков). Правила здорового и безопасного образа жизни. Государственная символика. Исторические достопримечательности моего края.
Тема 13. Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Мы и окружающий мир» за 2 класс.
Основные формы организации занятий:
- заседания
- практикум,
- тренинг,
- семинар,
- ролевая и деловая игра,
- конференция;
- олимпиады,
- конкурсы,
- вводные занятия,
- занятия по углублению знаний,
- практические занятия,
- защита проектов
Методы
Словесные | Рассказ , объяснение, беседа, работа с учебником и книгой |
Наглядные | Наблюдение , иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций |
Практические | устные и письменные упражнения, практические работы (выполнение расчетов, построение схем, чертежей, карт; моделирование), в т.ч. компьютерные |
Формы познавательной деятельности
Формы организации деятельности на этих занятиях не отличаются от урочных (групповые, коллективные, индивидуальные). Однако следует отметить, что проведение кружковых, факультативных, экскурсионных занятий, круглых столов и диспутов невозможно без групповых и коллективных форм организации деятельности. Следовательно, именно эти формы превалируют над индивидуальной формой.
Виды учебной деятельности
- решение занимательных заданий;
- оформление презентаций;
- участие в олимпиадах и конкурсах;
- работа с научно-популярной литературой и другими источниками информации;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
4. Коррекционно-развивающая работа для детей с ОВЗ
Так как в составе класса есть обучающийся с ОВЗ, используются специальные методы и приёмы:
1. Поэтапное разъяснение заданий.
2. Последовательное выполнение заданий.
3. Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
4. Использование словесных (рассказ, беседа, пояснение), наглядных, практических (упражнения, моделирование) методов.
5. Близость к учащимся во время объяснения задания.
6. Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
7. Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
8. Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
9.Использование упрощенных упражнений
10. Перемена видов деятельности
11. Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
5. Календарно-тематическое планирование
Согласно учебному плану и годовому учебному графику в 2018-2019 учебном году 34 учебных недели (34 часа), в связи с совпадением с праздничными днями темы уроков №31 и №32 объединены.
№ урока | Дата проведения (неделя) | Тема | Примечание |
1-2 | 03.09-07.09 10.09-14.09 | Научный клуб младшего школьника. Удивительное рядом! | |
3-4 | 17.09-21.09 24.09-28.09 | Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания. | |
5-6 | 01.10-05.10 08.10-12.10 | Для чего растениям солнце. | |
7-10 | 15.10-19.10 22.10-26.10 06.11-09.11 12.11-16.11 | Красная книга. Растения нашего края. | |
11-14 | 19.11-23.11 26.11-30.11 03.12-07.12 10.12-14.12 | Практическая миниконференция. Тема «Культурные растения». | |
15-16 | 17.12-21.12 24.12-27.12 | Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?» | |
17-18 | 14.01-18.01 21.01-25.01 | Как защищаются животные. | |
19-20 | 28.01-01.02 04.02-08.02 | Для чего необходим режим дня. | |
21-22 | 11.02-15.02 18.02-22.02 | Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания. | |
23-26 | 25.02-01.03 04.03-08.03 11.03-15.03 18.03-22.03 | Правила безопасного поведения на улице и дома. | |
27-30 | 01.04-05.04 08.04-12.04 15.04-19.04 22.04-26.04 | От кого зависит чистота на улице. | |
31- | 13.05-17.05 | Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». | |
32-33 | 20.05-24.05 27.05-31.05 | Конференция. Защита портфолио. |
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п | Дата | Характер изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс
Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «Наш город - Санкт Петербург» 1 класс
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга(кружок «Наш город - Санкт-Петербург» )1 класс Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» для учащихся 4 класса
Программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, с учетом пр...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» направление: общеинтеллектуальное 2 класс
Личностными результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное направление) для 4 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное направление) для 4 класса....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Первые шаги в науку» для учащихся 4 класса
Пояснительная записка Окрыляет меня мечта,К звездам путь освещая.Так я творчество вижу всегда,Жизни смысл для себя постигая.Потому что творчествоначинается с искры,С ветки, ветра, с летящих туч,Ч...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Арт – студии «Цветик – семицветик» для учащихся 1 – 2 классов общеобразовательных школ.
В настоящее время возникает необходимость в поиске новых способов защиты личности школьника от негативного воздействия окружающей действительности. Различные ...