Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное направление) для 4 класса.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное направление) для 4 класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное направление) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Положением о рабочей программе учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт.
Цели и задачи реализации программы.
Цель: подготовить человека к восприятию прекрасного в жизни, к деятельности, направленной на его охрану и созидание. формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия – 10 – 11 лет
Объём часов, отпущенных на занятия – 34 часа
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.
Личностные:
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, поведения;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности при выполнении разнообразных заданий.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать свои действия;
- прогнозирование уровня усвоения;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные:
- устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение, классификацию ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию, разрешение конфликтов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
Предметные:
- осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества;
– определять роль в природе различных групп организмов;
- формирование представления о природе как развивающейся системе;
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– использовать экологические знания в быту;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;
- объяснять мир с точки зрения экологии;
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать основные группы живых организмов;
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;
– понимать смысл экологических терминов;
3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
№ | Содержание курса | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Формы организации и виды деятельности. | |
Почему мы часто слышим слово «экология?»1ч. | ||||
1 | Почему мы часто слышим слово «экология?» | Природа вокруг нас. Что такое экология. Мой дом за окном. Красота окружающего мира. | Беседа | |
Загадочный мир животных 6ч. | ||||
2 | Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. | Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Николай Сладков «Медвежья горка», «Званый гость», «Отчего у лисы длинный хвост». | Самостоятельная работа, викторина о животных. | |
3 | Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных» | Лес-дом лесных животных. Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных». | Викторина | |
4 | Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные). | Проведение экологического журнала «Жалобная книга природы» (животные). | Практическая работа | |
5 | Лесные заморочки | Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов. Особенности поведения. | Практическая работа | |
6 | Проект «Знакомые незнакомцы» | Проект «Знакомые незнакомцы». | Творческая работа | |
7 | «Красная книга» животных Московской области. | Составление «Красной книги» животных Московской области. | Практическая работа | |
Удивительный мир растений 6ч. | ||||
8 | Знакомство с растениями лекарями. | Знакомство с растениями – лекарями. Использование этих растений в жизни. | Беседа, викторина. | |
9 | Знакомство с растениями хищниками. | Знакомство с растениями хищниками. Что надо знать о них. | Беседа ,конкурс. | |
10 | Создание кроссвордов «Растения моего края». | Знакомство с растениями нашего края. Создание кроссвордов «Растения моего края». | Практическая работа, кроссворды. | |
11 | Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения). | Проведение экологического журнала «Жалобная книга природы» (растения). | Практическая работа | |
12 | Игра «Угадай по описанию». | Проведение игры «Угадай по описанию» | Игра | |
13 | Экологическая игра «Лесная аптека». | Проведение игры «Лесная аптека». | Экологическая игра. | |
Охрана растений нашей местности 4ч. | ||||
14 | Распознавание встречающихся в нашей местности растений. | Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Какую пользу они приносят. | Игра | |
15 | Растения, нуждающиеся в защите. | Охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. 11 января - Всемирный день заповедников. | Практическая работа. | |
16 | Устный журнал «Зеленая книга». | Правила поведения в природе. Проведение журнала «Зеленая книга». | Творческая работа | |
17 | «Красная книга растений Московской области». | Составление «Красной книги растений Московской области». | Творческая работа | |
Птицам - наша забота 7ч. | ||||
18 | Изучение разнообразия птиц родного края. | Птицы. Знакомство с разнообразием птиц. | Беседа | |
19 | Птицы родного края. | Знакомство с разнообразием птиц родного края. | Творческая работа | |
20 | Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. | Выявление причин сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. | Беседа | |
21 | О птицах, которые остаются с нами зимой. | Помощь птицам осенью и зимой. О птицах, которые остаются с нами зимой. Клесты. Чечётка. Пищуха. Королёк.. Дятел. | Беседа. Изготовление кормушек. | |
22 | О птицах весной. | О птицах весной. Зяблик. Жаворонок. Ласточка. Грач. | Игра | |
23. | Составление «Красной книги» исчезающих птиц Московской области. | « Красная книга» Московской области. Составление «Красной книги» исчезающих птиц Московской области. | Практическая работа. | |
24 | Проект «Наши пернатые друзья» | Работа над проектом «Наши пернатые друзья». | Творческая работа | |
Заповедники и заказники родного края 4ч. | ||||
25 | Знакомство с заповедниками. | Охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных | Беседа, игра. | |
26 | Игра – путешествие «Заповедники и заказники Московской области». | Виртуальное путешествие по заповедникам нашей страны. | Игра | |
27 | Проект «Заповедные зоны родного края». | Работа над проектом «Заповедные зоны родного края». | Творческая работа | |
28 | Выпуск «Жалобной книги природы». | Составление «Жалобной книги природы». | Творческая работа | |
Это интересно 3ч. | ||||
29 | Лесная скорая помощь (летучие мыши). | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты. Летучие мыши. Что говорят легенды. Что говорит наука. Лесная скорая помощь. | Беседа | |
30 | Король грызунов (бобры) | Король грызунов (бобры). Бобровые зубы. Бобровая шуба. Бобровый хвост. Бобровые хатки и плотины | Беседа | |
31 | Их беда – наша вина ( о лягушках и жабах) | Их беда – наша вина (о лягушках и жа бах). Какие бывают лягушки и жабы. Похожие, но разные. | Творческая работа | |
Передаем свои знания 3ч. | ||||
32 | Изготовление условных знаков | Осознание необходимости сохранения окружающей среды. Изготовление условных знаков для охраны природы. | Практическая работа. | |
33 | Изготовление экологических памяток. | Осознание необходимости сохранения окружающей среды. Изготовление памяток по охране природы. | Практическая работа. | |
34 | Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория» | Подготовка презентаций по теме «Экологическая лаборатория» | Творческая работа |
4. Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Часы |
1 | Почему мы часто слышим слово «экология»? 1ч. | 1ч. |
2 | Загадочный мир животных 6ч. | 6ч |
3 | Удивительный мир растений. | 5ч |
4 | Охрана растений нашей местности. | 4ч |
5 | Птицам - наша забота. | 7ч. |
6 | Заповедники и заказники родного края. | 4ч. |
7 | Это интересно. | 3ч |
8. | Передаем свои знания. | 3ч |
5. Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема занятия | Примечание | |
По плану | Факт | |||
Почему мы часто слышим слово «экология»? 1ч. | ||||
1 | 1неделя | Почему мы часто слышим слово «экология?» | ||
Загадочный мир животных 6ч. | ||||
2 | 2 неделя | Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. | ||
3 | 3 неделя | Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных» | ||
4 | 4 неделя | Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные). | ||
5 | 5 неделя | Лесные заморочки | ||
6 | 6 неделя | Проект «Знакомые незнакомцы» | ||
7 | 7 неделя | «Красная книга» животных Московской области. | ||
Удивительный мир растений 5ч. | ||||
8 | 8 неделя | Знакомство с растениями лекарями | ||
9 | 9 неделя | Знакомство с растениями хищниками. | ||
10 | 10 неделя | Создание кроссвордов «Растения моего края». | ||
11 | 11 неделя | Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения). | ||
12 | 12 неделя | Игра «Угадай по описанию». | ||
13 | 13 неделя | Экологическая игра «Лесная аптека». | ||
Охрана растений нашей местности 4ч. | ||||
14 | 14 неделя | Распознавание встречающихся в нашей местности растений. | ||
15 | 15 неделя | Растения, нуждающиеся в защите. | ||
16 | 16 неделя | Устный журнал «Зеленая книга». | ||
17 | 17 неделя | «Красная книга растений Московской области». | ||
Птицам - наша забота 7ч. | ||||
18 | 18 неделя | Изучение разнообразия птиц родного края. | ||
19 | 19 неделя | Птицы родноного края. | ||
20 | 20 неделя | Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. | ||
21 | 21 неделя | О птицах, которые остаются с нами зимой. | ||
22 | 22 неделя | О птицах весной. | ||
23. | 23неделя | Составление «Красной книги» исчезающих птиц Московской области. | ||
24 | 24 неделя | Проект «Наши пернатые друзья» | ||
Заповедники и заказники родного края 4ч. | ||||
25 | 25 неделя | Знакомство с заповедниками. | ||
26 | 26 неделя | Игра – путешествие «Заповедники и заказники Московской области». | ||
27 | 27 неделя | Проект «Заповедные зоны родного края». | ||
28 | 28 неделя | Выпуск «Жалобной книги природы». | ||
Это интересно 3ч. | ||||
29 | 29 неделя | Лесная скорая помощь (летучие мыши). | ||
30 | 30 неделя | Король грызунов (бобры) | ||
31 | 31 неделя | Их беда – наша вина (о лягушках и жабах) | ||
Передаем свои знания 3ч | ||||
32 | 32 неделя | Изготовление условных знаков | ||
33 | 33 неделя | Изготовление экологических памяток. | ||
34 | 34 неделя | Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория» |
Согласовано
Заместитель директора по ВР _____________ /Фомина О. В./
«____» ___________ 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС 1-4 классы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов, реализуемая в рамках введения ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программакурса внеурочной деятельности "Готовлюсь к школьной олимпиаде по математике" 2 класс УМК ПНШ
1. Пояснительная запискаИзучение математики играет системообразующую роль в образовании младшего школьника, формируя познавательные способно...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зелёный дом", 4 класс
Данная рабочая прорамма предназначена для работы в 4 классах по внеурочной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗЕЛЕНЫЕ СТРАНИЦЫ» 3 КЛАСС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное направление) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта на...