Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Первые шаги в науку» для учащихся 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему
Пояснительная записка
Окрыляет меня мечта,
К звездам путь освещая.
Так я творчество вижу всегда,
Жизни смысл для себя постигая.
Потому что творчество
начинается с искры,
С ветки, ветра, с летящих туч,
Чтобы однажды потом родиться,
Как волшебный чарующий луч.
Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период формируются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_pervye_shagi_v_nauku.docx | 109.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Окрыляет меня мечта,
К звездам путь освещая.
Так я творчество вижу всегда,
Жизни смысл для себя постигая.
Потому что творчество
начинается с искры,
С ветки, ветра, с летящих туч,
Чтобы однажды потом родиться,
Как волшебный чарующий луч.
Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период формируются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
В работах В.И. Андреева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей. Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого предлагается использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.
В начальной школе у детей развиваются воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы.
В связи с этим цель образовательной программы школы заключается в формировании личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. Это предполагает создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников «Первые шаги в науку» по направлению «Проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1 – 4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Сроки реализации программы «Первые шаги в науку» составляют 4 года по 1 часу в неделю. Программа состоит из 4 блоков:
- «Что? Где? Когда?», 1 класс,
- «От почемучки к потомучке», 2 класс,
- «Юный исследователь», 3класс,
- «Проектируем вместе», 4 класс.
Цель программы – развитие творческого потенциала обучающихся в ходе проектной деятельности. Реализация программы позволит обеспечить:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Место учебного курса. Курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы, как «литература», «природоведение», «математика» и пр.
Практическая значимость программы. Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- расширяется кругозор в предметных областях;
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Отличительные особенности программы «Первые шаги в науку» заключаются в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Основные понятия. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Форма организации. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах села, района (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.). Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний клубов, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований; реализацию социальных проектов. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Программа предусматривает достижение трех уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2 – 3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование:
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Осуществление учебных действий:
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Прогнозирование:
- предвосхищать результат;
- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль и самоконтроль:
- различать способ и результат действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коррекция:
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его завершения на основе его оценки;
- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Оценка:
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция:
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Итак, в сфере регулятивных УУД формируются: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить, формулировать и решать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Знакомо-символические:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы в ходе выполнения проектов;
- моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Информационные:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор информации;
- запись, фиксация информации, в том числе с помощью ИКТ;
- анализ информации;
- передача информации устным, письменным, цифровым способами;
- интеграция информации (структурирование; презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ);
- применение и представление информации.
Логические:
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- анализ, синтез, сравнение;
- классификация по заданным критериям, установление аналогий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения, обобщение.
В сфере познавательных УУД выпускники в ходе проектной деятельности научатся воспринимать и анализировать сообщения; использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коллективное сотрудничество:
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие:
- формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- строить монологическое высказывание.
Управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии .
В соответствии с особенностями организации общения в ходе проектной деятельности формируются следующие группы коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией. Ученики приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
Участие в проектной деятельности предполагает наличие у школьников определённого набора качеств, таких, как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию. Включение учащихся в процесс выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:
- исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
- социального взаимодействия: сотрудничать, оказывать и принимать помощь;
- оценочными: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;
- информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;
- презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;
- рефлексивными: адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
- менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
Планируемые результаты.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться - видеть проблемы; - ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определение понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - проводить эксперименты; - делать умозаключения и выводы; - структурировать материал; - готовить тексты собственных докладов; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: - рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); - целеполагать (ставить и удерживать цели); - планировать (составлять план своей деятельности); - моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); - проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; - вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Календарно-тематическое планирование
«Проектируем вместе», 34 часа
4 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1. | Роль исследования в нашей жизни. Классификация проектов | 1 | 6/09 |
2. | Методы исследования. Эксперимент. Наблюдение. План работы над проектом. (Повторение) | 1 | |
3. | Работа с текстом. Как подготовиться к защите исследовательской работы? Презентация исследовательской работы | 1 | |
4 | Знакомство с темой «Наши пернатые друзья». Выбор интересующих аспектов темы | 1 | |
5 | Подготовка к сбору информации. Сбор информации детьми | 1 | |
6 | Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте | 1 | |
7 | Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации темы «Наши пернатые друзья» | 1 | |
8 | Ориентировочное планирование этапов работы над проектами. Реализация выбранных проектов | 1 | |
9 | Презентация проектов «Имена птиц», исследование «Что нужно птицам для выживания?» | 1 | |
10 | Знакомство с темой по русскому языку «Используем средства языка при общении». Выбор интересующих аспектов темы | 1 | |
11 | Подготовка к сбору информации. Сбор информации детьми | 1 | |
12 | Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте | 1 | |
13 | Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации темы «Используем средства языка при общении» | 1 | |
14 | Ориентировочное планирование этапов работы над проектами Реализация выбранных проектов | 1 | |
15 | Презентация проектов. Детская энциклопедия «Тайны русских слов». Словарик речевого этикета | 1 | |
16 | Знакомство с темой по математике «Длина и ее измерение». Выбор интересующих аспектов темы | 1 | |
17 | Подготовка к сбору информации. Сбор информации детьми | 1 | |
18 | Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте | 1 | |
19 | Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации темы «Длина и её измерение» | 1 | |
20 | Ориентировочное планирование этапов работы над проектами Реализация выбранных проектов | 1 | |
21 | Презентация проектов по теме: Стенд «Что меньше всего? Что больше всего?». Викторина «Что мы знаем о единицах длины». Исследование: Определить среднюю длину шага учеников класса | 1 | |
22 | Знакомство с темой по литературному чтению. «Авторские сказки» | 1 | |
23 | Подготовка к сбору информации. Сбор информации детьми | 1 | |
24 | Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте | 1 | |
25 | Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации темы «Авторские сказки» | 1 | |
26 | Ориентировочное планирование этапов работы над проектами Реализация выбранных проектов | 1 | |
27 | Знакомство с темой по окружающему миру «Сохраним чистоту рек и озер нашей родины» | 1 | |
28 | Подготовка к сбору информации. Сбор информации детьми | 1 | |
29 | Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте | 1 | |
30 | Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации темы «Сохраним чистоту рек и озер нашей родины» | 1 | |
31 | Ориентировочное планирование этапов работы над проектами Реализация выбранных проектов | 1 | |
32 | Презентация проектов: Фотоальбом «Водоемы и проблемы их охраны». Схема-модель «Откуда вода в водопроводе» | 1 | |
33 | Исследование: Как можно очистить воду от загрязнения? | 1 | |
34 | Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации темы « Сохраним чистоту рек и озер нашей родины» | 1 | |
35 | Презентация проектов: Малая конференция. Конкурс творческих работ. Выставка. | 1 | |
Итого: | 35 |
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентации, буклеты.
Информационное обеспечение программы
- Бабкина Н.В. Познавательная деятельность младших школьников. – М., 2002.
- Беседы с учителем. Методика обучения. 1 класс. Под редакцией Л.Е. Журовой. – М., 2004.
- Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Как организовать проектную деятельность младших школьников. – Новосибирск, 2006.
- Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе. – Волгоград, 2010.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
- Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. – М., 2010.
- Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2008.
- Миляева О.С. Проектная деятельность в начальных классах: содержание и методика. – Липецк, 2011.
- Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград, 2008.
- Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М. К. Господникова. – Волгоград, 2008.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров». – Самара, 2007.
- Феоктистов В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. – Волгоград, 2011.
- Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
- Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград, 2010.
- Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников. – М., 2010.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Камышки
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель по ВР Директор МБОУ СОШ с.Камышки
МБОУ СОШ с.Камышки ______________/Харьков С.П./
__________/Сулименова А.К./ Приказ № 130
от «30» августа 2017 год от «30» августа 2017 год
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
« Первые шаги в науку»
для учащихся 4 класса
Программа ориентирована
на учащихся 4 класса
Срок реализации: 2017-2018уч.г.
учитель начальных классов:
Жубанова Н.Ш.
Квалификационная категория: первая
Камышки
2017-2018 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".
Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономно...
Программа учебного курса " Первые шаги в науку" и календарно-тематическое планирование для учащихся 3 классов
Программа учебного курса " Первые шаги в науку" и календарно-тематическое планирование для учащихся 3 классов...
рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги на сцене"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в информатике" (4 класс, модуль 20 часов)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной напрвленности "Первые шаги в информатике"(4 класс, модуль 20 часов)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги"
Рабочая программа составлена для работы с младшими школьниками. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проект...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» (клуб) 1- 4 класс...