Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdniki_traditsii_remyosla_4_klass.docx | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
организации внеурочной деятельности младших школьников
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»
по курсу Л.Н. Михеевой
для учащихся 4 классов
на 2013/2014 учебный год
г. Москва
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Общая характеристика факультатива
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».
Организация данной деятельности направлена на:
- Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
- Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение. Обобщение, сопоставление и др.).
- Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
- Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
- Формирование интереса к народному творчеству.
- Воспитание патриотизма и гражданственности.
- Развитие эстетического вкуса.
Место факультатива в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива
В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
- Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
- Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Особенности содержания факультатива
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
- личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
- природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
- педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
- культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).
Содержание программы
- Старинный русский быт.
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.
- Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.
- Русские народные праздники.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
- Русские народные промыслы.
Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.
- Русские народные игры.
- Русские народные песни для детей.
- Народные танцы.
Примерное планирование тем по классам
1 класс
Русские народные праздники.
2класс
Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.
3 класс
Старинный русский быт.
4 класс
Новый русский быт (со времён Петра I).
Тематическое планирование курса «Новый русский быт (со времён Петра I)»
№ п/п | Тема занятия | Коли-чество часов | Универсальные учебные действия | Дата прове-дения |
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда и быт | ||||
1 | Знакомство с общим содержанием курса | 1 | Развитие познавательного интереса и мотивации | |
2 | «Заморское» (европейское платье). Принудительное бритьё бород | 1 | Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I, проанализировать их различия. | |
3 | Петровские ассамблеи | 1 | ||
4 | Наряды дам 18 века | 1 | ||
5 | Наряды девушек 18 века | 1 | ||
6 | Причёски девушек и дам 18 века | 1 | ||
7 | Головные уборы девушек, женщин. Украшения. | 1 | ||
8 | Одежда дворян-мужчин | 1 | ||
9 | Одежда купчих, мещанок, крестьянок | 1 | ||
10 | Одежда и обувь мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей | 1 | ||
11 | Русские пословицы и поговорки об одежде | 1 | ||
Усадьба. Дворянские особняки | ||||
12-13 | Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. | 2 | Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Санкт-Петербург; провинция). Познакомить с литературными произведениями 18 века. | |
14 | Зимние сады. | 1 | ||
15 | Атрибуты и аксессуары барского дома. | 1 | ||
16 | Камины. Изразцовые печи. | 1 | ||
17-18 | Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр. | 2 | ||
19 | Освещение в особняках | 1 | ||
20 | Лепнина. Паркет с инкрустацией. | 1 | ||
21 | Дворянские библиотеки | 1 | ||
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны. | ||||
22 | Светский этикет | 1 | Разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т.д.). Прочитать несколько стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Изготовление маски для маскарада. | |
23 | Образование в дворянской семье | 1 | ||
24 | Роль православных книг в воспитании детей | 1 | ||
25 | Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. | 1 | ||
26 | Визиты. Переписка. Демонстрация модной одежды | 1 | ||
27 | Традиционные званые обеды. Балы и праздники. Маскарады. | 1 | ||
Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса. | ||||
28 | Институты благородных девиц | 1 | Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. Сравнить обучение в различных учебных заведениях. Сравнить особенности образования 18 века и 21 века. | |
29 | Привилегированные учебные заведения для мальчиков | 1 | ||
30 | Подготовка высших военных кадров | 1 | ||
31 | Учебный театр для воспитанников | 1 | ||
32 | Пансионы и гимназии | 1 | ||
33 | Смольный институт благородных девиц | 1 | ||
34 | Итоговое занятие | 1 | Анализ деятельности учащихся за год. Самооценка деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Воспитание сказкой" для 2 класса
Рабочая программа для 2 класса содержит пояснительную записку и КТП....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуба «Исток» для 1 класса
Педагогическая целесообразность программы объясняется особенностями современного подрастающего поколения. Данная программа направлена на формирование а...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.Информатика,логика,математика.4 класс
Разработка программы...
Рабочие программы курса внеурочной деятельности.Школа развития речи 4 класс.
Разработка программы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы" 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование занятий. Используются тетради О. Холодовой "Юным умникам и умницам"....