Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме

Генералова Ольга Вячеславовна

Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdniki_traditsii_remyosla_4_klass.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

организации внеурочной деятельности младших школьников

«Праздники, традиции и ремёсла народов России»

по курсу Л.Н. Михеевой

для учащихся 4 классов

на 2013/2014 учебный год

г. Москва

Пояснительная записка

     Данная программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

     Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

     Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

     Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

Общая характеристика факультатива

     В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно.  Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.

     Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

     Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.

     Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».

     Организация данной деятельности направлена на:

  • Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
  • Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение. Обобщение, сопоставление и др.).
  • Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
  • Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
  • Формирование интереса к народному творчеству.
  • Воспитание патриотизма и гражданственности.
  • Развитие эстетического вкуса.

Место факультатива в учебном плане

     Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

                                                                                                                                                                   

                                         

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива

      В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
  • Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
  • Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Особенности содержания факультатива

     Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

  • личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
  • природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
  • педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных  действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
  • культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).

Содержание программы

  • Старинный русский быт.

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.

  • Новый русский быт (со времён Петра I)

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

  • Русские народные праздники.

Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

  • Русские народные промыслы.

Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.

  • Русские народные игры.
  • Русские народные песни для детей.
  • Народные танцы.

Примерное планирование тем по классам

1 класс

Русские народные праздники.

2класс

Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.

3 класс

Старинный русский быт.

4 класс

Новый русский быт (со времён Петра I).

                                                                                                                                     

Тематическое планирование курса «Новый русский быт (со времён Петра I)»

№ п/п

Тема занятия

Коли-чество часов

Универсальные учебные действия

Дата прове-дения

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда и быт

1

Знакомство с общим содержанием курса

1

Развитие познавательного интереса и мотивации

2

«Заморское» (европейское платье). Принудительное бритьё бород

1

Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами

Петра I, проанализировать их различия.

3

Петровские ассамблеи

1

4

Наряды дам 18 века

1

5

Наряды девушек 18 века

1

6

Причёски девушек и дам 18 века

1

7

Головные уборы девушек, женщин. Украшения.

1

8

Одежда дворян-мужчин

1

9

Одежда купчих, мещанок, крестьянок

1

10

Одежда и обувь мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей

1

11

Русские пословицы и поговорки об одежде

1

Усадьба. Дворянские особняки

12-13

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон.

2

Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Санкт-Петербург; провинция).

Познакомить с литературными произведениями 18 века.

14

Зимние сады.

1

15

Атрибуты и аксессуары барского дома.

1

16

Камины. Изразцовые печи.

1

17-18

Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.

2

19

Освещение в особняках

1

20

Лепнина. Паркет с инкрустацией.

1

21

Дворянские библиотеки

1

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

22

Светский этикет

1

Разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т.д.).

Прочитать несколько стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

Изготовление маски для маскарада.

23

Образование в дворянской семье

1

24

Роль православных книг в воспитании детей

1

25

Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе.

1

26

Визиты. Переписка. Демонстрация модной одежды

1

27

Традиционные званые обеды. Балы и праздники. Маскарады.

1

Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса.

28

Институты благородных девиц

1

  Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.    

Сравнить обучение в различных учебных заведениях.  

Сравнить особенности образования 18 века и 21 века.                  

29

Привилегированные учебные заведения для мальчиков

1

30

Подготовка высших военных кадров

1

31

Учебный театр для воспитанников

1

32

Пансионы и гимназии

1

33

Смольный институт благородных девиц

1

34

Итоговое занятие

1

Анализ деятельности учащихся за год.

Самооценка деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Воспитание сказкой" для 2 класса

Рабочая программа для 2 класса содержит пояснительную записку и КТП....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуба «Исток» для 1 класса

   Педагогическая целесообразность программы объясняется особенностями современного подрастающего поколения.     Данная программа направлена на формирование а...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы" 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование занятий. Используются тетради О. Холодовой "Юным умникам и умницам"....