РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК «Наш город - Санкт Петербург» (духовно – нравственное, эстетическое направление) 1 – 4 классы Составитель: учитель начальных классов Максимова Т. Л.
2013-2017 учебный год
![](https://lh4.googleusercontent.com/DrMl2znXTgC5j0_YZsoHtPboakWP0TNNNf0lLfTdFrbEhBoECPGFxz20nOEs417f5qydaVkJ9GVCakbdXImWLIYjfr1u-KaXDV2y4c1GNdYtWPXyqVnUoEtguTLbSYnAuJA) ![](https://lh4.googleusercontent.com/DrMl2znXTgC5j0_YZsoHtPboakWP0TNNNf0lLfTdFrbEhBoECPGFxz20nOEs417f5qydaVkJ9GVCakbdXImWLIYjfr1u-KaXDV2y4c1GNdYtWPXyqVnUoEtguTLbSYnAuJA) ![](https://lh4.googleusercontent.com/DrMl2znXTgC5j0_YZsoHtPboakWP0TNNNf0lLfTdFrbEhBoECPGFxz20nOEs417f5qydaVkJ9GVCakbdXImWLIYjfr1u-KaXDV2y4c1GNdYtWPXyqVnUoEtguTLbSYnAuJA) ![](https://lh4.googleusercontent.com/DrMl2znXTgC5j0_YZsoHtPboakWP0TNNNf0lLfTdFrbEhBoECPGFxz20nOEs417f5qydaVkJ9GVCakbdXImWLIYjfr1u-KaXDV2y4c1GNdYtWPXyqVnUoEtguTLbSYnAuJA) Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга
(кружок «Наш город - Санкт-Петербург» )
1 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой. Рабочая программа рассчитана на 68 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут (в 1 классе).
Цель программы-
Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко- художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
Образовательные: - знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
Воспитательные: - Воспитывать любовь к своей Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие: - Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве. Об истории, культуре и развитии Колпинского района.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на уроках. Задания имеют разную степень трудности. Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Формы организации.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» является урок. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как: - лекции;
- практические занятия
- экскурсии
- опыты, наблюдения
- исследовательская деятельность
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части: - игровая;
- теоретическая;
- практическая.
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как: - наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «Наш город - Санкт-Петербург» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка. Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи: - построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к обучению;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
- создание ситуации успеха.
Применение ИКТ на уроках по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга позволяет проводить уроки различных типов: - демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы из открытых коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким образом, становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;
- уроки с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся, укрепляется обратная связь в системе «учитель-ученик».
- уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.
Средства ИКТ применяются на различных этапах урока. При изучении нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно преподать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, задействовать различные виды памяти. На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий позволяет более объективно оценить знания самими учащимися и учителем. При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН2.4.2.282110.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы: Личностные Обучающиеся научатся и приобретут: - основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Обучающиеся получат возможности для формирования: - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
- основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные Обучающиеся научатся: - планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Обучающиеся получат возможность: - уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- повысить творческую активность и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные Обучающиеся научатся: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные Обучающиеся научатся: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность: - владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные В ходе реализации программы у учащиеся сформируется: - расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
- Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
- Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
- Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся: - Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
- Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
- Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
- Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
- Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
- Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.
Планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | 1 | Введение. Что изучает краеведение? Что мы будем изучать? Техника безопасности на занятиях. | 1 |
| 2 | Родная школа (экскурсия по школе). | 1 |
| 3 | Экскурсия около школы. | 1 |
| 4 | Моя школа – мой дом. Из истории школы. | 1 |
| 5 | Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. | 1 |
| 6 | Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. | 1 |
| 7 | Мой район. Металлострой, почему так назван. | 1 |
| 8 | Праздники и традиции моего района. | 1 |
| 9 | История моей семьи в истории родного города, района. | 1 |
| 10 | Заочное путешествие по Колпинскому району. | 1 |
| 11 | Достопримечательности Металлостроя. | 1 |
| 12 | Достопримечательности Металлостроя. | 1 |
| 13 | Много профессий хороших и разных. | 1 |
| 14 | Никто не забыт, ничто не забыто! | 1 |
| 15 | Экскурсия по металлострою. | 1 |
| 16 | Составление карты Металлостроя. | 1 |
| 17 | Символы Колпинского района, Металлостроя. | 1 |
| 18 | Вопросы и задания (итоговое занятие). | 1 |
| 19 | Наш город- Санкт Петербург (заочное путешествие по городу). | 1 |
| 20 | Мир города. "Живой город". Город и горожане. "Болезни города | 1 |
| 21 | Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города. | 1 |
| 22 | Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн. | 1 |
| 23 | Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Нева. | 1 |
| 24 | Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Нева. | 1 |
| 25 | Закладка крепости па Заячьем острове. | 1 |
| 26 | Неприступная твердыня. Заячий остров. Петропавловская крепость. | 1 |
| 27 | Первые городские постройки. Домик Петра Первого. | 1 |
| 28 | Первые городские постройки. Троицкая площадь. | 1 |
| 29 | Петропавловский собор. Новое название крепости. | 1 |
| 30 | Ангел на шпиле колокольни. | 1 |
| 31 | Адмиралтейская верфь.Устройство верфи, происхождение её названия. | 1 |
| 32 | Здание адмиралтейства. | 1 |
| 33 | Летний сад. Постройки Летнего сада. | 1 |
| 34 | Летний дворец и его история. | 1 |
| 35 | Дворцовая площадь – главная площадь города. | 1 |
| 36 | Зимний дворец. | 1 |
| 37 | Эрмитаж – музей в Зимнем дворце. | 1 |
| 38 | Арка Главного штаба. Александровская колонна. | 1 |
| 39 | Васильевский остров.Стрелка Васильевского острова. | 1 |
| 40 | Стрелка Васильевского острова. | 1 |
| 41 | Площадь Декабристов. | 1 |
| 42 | Медный всадник. | 1 |
| 43 | Исаакиевская площадь. | 1 |
| 44 | Исаакиевсий собор. | 1 |
| 45 | Синий мост. Водомерный столб у Синего моста. | 1 |
| 46 | Гостиница «Астория». | 1 |
| 47 | Главная улица - Невский проспект. | 1 |
| 48 | Казанский собор. | 1 |
| 49 | Памятники героям-полководцам возле Казанского собора. | 1 |
| 50 | Храм Воскресения Христова. | 1 |
| 51 | Торговля в Санкт-Петербурге. Гостинный двор. | 1 |
| 52 | Городская дума. | 1 |
| 53 | Аничков дворец. | 1 |
| 54 | Аничков мост. | 1 |
| 55 | Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Мойка. | 1 |
| 56 | Санкт-Петербург- город рек и каналов. Канал Грибоедова. | 1 |
| 57 | Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Фонтанка. | 1 |
| 58 | Санкт-Петербург- город рек и каналов. | 1 |
| 59 | Дворцы. | 1 |
| 60 | Дворцы.. | 1 |
| 61 | Музеи. | 1 |
| 62 | Музеи. | 1 |
| 63 | Театры. | 1 |
| 64 | Театры. | 1 |
| 65 | Знаешь ли ты свой город? | 1 |
| 66 | Вариативная часть(викторины, конкурсы, экскурсии). | 1 |
| 67 | Вариативная часть(викторины, конкурсы, экскурсии). | 1 |
| 68 | Вопросы и задания (итоговое занятие). | 1 |
|
| ИТОГО: | 68 |
|
|