Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, Плешаков, Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_okr_mir.docx | 80.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Манихинская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» На заседании методического Объединения учителей школы Протокол №_________________ от «30» августа 2019 года Руководитель методического объединения: Сухова Ю.В. | «Согласовано» Зам. директора по УВР А.Р. Троицкий______________ «30» августа 2019 года | «Утверждено» Директор МОУ «Манихинская ООШ» Л.Н. Фирсова______________________ «02» сентября 2019 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ |
3 класс
Учитель:
Макарова А.А.
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Закон Московской области от 27 июля 2013 г. N 94/2013-ОЗ "Об образовании";
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы»;
Авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Используемый УМК:
Учебники: Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение, в 2ч. 2018 г.
Рабочая тетрадь: Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение, в 2ч., 2019г.
Методические пособия: Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 3 класс. Плешаков А.А.. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».). Контрольно-измерительные материалы .Окружающий мир.3 класс/Сост. И.Ф. Яценко.-М.:ВАКО, 2019.
Также используются изобразительные наглядные пособия – таблицы, географические и исторические карты.
Описание места учебного предмета в учебном плане: на изучение предмета «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс —66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели). В связи с праздничными днями 66 часов. Оптимизация рабочих часов будет произведена путем проведения дополнительных занятий и обобщения, близких по смыслу.
Роль предмета в обучении
Специфика данного курса состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы
Общая характеристика курса.
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего, для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащению нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно-обоснованного поведения в природной и социальной среде.
При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном органичном единстве. Это позволяет формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.
В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и простейшие опыты. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Программа обеспечивает достижения учащимися 3 класса определённых личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат
Метапредметные результаты:
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
-формирование умения понимать причину успеха и неуспеха
-готовность слушать собеседника и вести диалог
-овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Предметные результаты:
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за свою страну
-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности
-освоение доступных способов изучения природы и общества
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Ценностные ориентиры курса:
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.
Цель:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества
Задачи:
-формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни
-осознание ребёнком ценности, целостности многообразия окружающего мира, своего места в нём
-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме
На уроках окружающего мира могут быть использованы следующие методы обучения:
- по виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися, доклады учащихся);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками, проведение опытов).
- по виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Необходимо использовать информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Применяются следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Теоретический материал на уроке отличается глубиной и научностью и представляется на уроке в виде опорного конспекта (совокупность основных понятий и схем). Это помогает усвоить теоретический материал и обеспечивает его дальнейший анализ.
Мультимедийное сопровождение дает возможность каждый этап урока превратить в относительно завершенный этап и контролировать процесс первичного понимания, осмысления и закрепления изложенного материала, при необходимости вернуться к определенному моменту урока вновь. Это помогает учащимся воспринимать урок как стройную, логически завершенную систему.
На уроке могут сочетаться несколько форм и методов обучения, групповая работа, что должно соответствовать выбранному типу урока. . В процессе формирования знаний ,умений и навыков должен быть использован объяснительно-иллюстративный метод обучения. Продуктивная деятельность учащихся связана на каждом уроке с активной работой мышления, которая находит своё выражение в таких мыслительных операциях как анализ, сравнение, обобщение, умозаключение. Для формирования познавательных интересов и положительного отношения к учению были использованы следующие приемы: игровые моменты, презентация, наглядность, занимательность, последовательная смена деятельности.
Содержание учебного предмета
Учебно - тематический план
3 класс, 66 часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Как устроен мир | 7 |
2 | Эта удивительная природа | 19 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 |
4 | Наша безопасность | 8 |
5 | Чему учит экономика | 12 |
6 | Путешествия по городам и странам | 10 |
Итого: | 66 |
Содержание учебного курса «Окружающий мир» в 3 классе
Как устроен мир (7 ч)
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (10 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека
Планируемые результаты изучения учебного предмета
К концу 3 класса учащиеся должны:
Знать:
- человек — часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
- группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
- съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки;
- правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Календарно-тематическое планирование по
«Окружающему миру», 3 класс, А.А. Плешаков
( 66 ч в год, 2 ч в неделю)
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата | Планируемые результаты | |||||
Как устроен мир (7 ч.) | |||||||||
1 | Природа. Ценность природы для людей. Вводный инструктаж | Знакомство с разнообразием природы, учатся устанавливать связи между живой и неживой природой Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. Классифицировать объекты природы | 03.09.2019 | Знать компоненты живой и неживой природы, уметь объяснить взаимосвязь в природе и между природой и человеком. Выполнять правила поведения в природе | |||||
2 | Человек | Учатся отличать человека от других живых объектов природы | 04.09.2019 | Знать в чем отличие человека от животного как существа разумного. | |||||
3 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» | Дать представление о людях, наделенных богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим. | 10.09.2019 | подготовить проект | |||||
4 | Общество | Дать представление об обществе | 11.09.2019 | Знать что такое общество, как себя вести в обществе, уважительно относиться ко всем людям. | |||||
5 | Что такое экология | Дать представление о науке экологии, научаться анализировать, делать выводы | 17.09 | Умение оценивать возможные последствия поступков. Знать о взаимосвязях живых систем и неживой природы, знать отрицательное влияние человека на экологическое состояние природы. | |||||
6 | Природа в опасности! Охрана природы | Знакомство с влиянием человека на природу, отвечать на вопросы, доказывать, делать выводы. Применять правила поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. | 18.09 | Умение вести наблюдения в природе. Умение оценивать возможные последствия поступков. | |||||
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» Проверочная работа | Систематизировать знания по разделу, учатся работать в группах, делать выводы, оценивать свои знания | 24.09 | Умение работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике. | |||||
Эта удивительная природа (19 ч.) | |||||||||
8 | Тела, вещества, частицы | Учить различать тела, вещества, частицы | 25.09 | Умение описывать объекты, сравнивать их. Знать что такое тела, вещества, частицы из чего они состоят, в чем их различия. | |||||
9 | Разнообразие веществ | Учатся различать вещества, проводить опыты, наблюдения | 01.10 | Умение классифицировать, обобщать. Знать о свойствах веществ, которые используют в быту, каким путем и из чего они произошли. | |||||
10 | Воздух и его охрана | Учатся исследовать свойства воздуха, делать выводы | 02.10 | Умение вести наблюдения. Знать состав и физические свойства воздуха, значение воздуха для человека растений, животных. | |||||
11 | Вода | Исследовать свойства воды, делать выводы | 15.10. | Умение описывать объекты, сравнивать их. Знать свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей. Знать что такое круговорот воды в природе. | |||||
12 | Превращение и круговорот воды | Учатся моделировать круговорот воды, проводить наблюдения и делать выводы | 16.10. | Знать свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей. Знать что такое круговорот воды в природе. | |||||
13 | Берегите воду! | Знакомство со значением воды. Распознавать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. | 22.10. | Умение работать с алгоритмом. Знать причины загрязнения водоемов, уметь пропагандировать охрану водоемов. | |||||
14 | Что такое почва | Знакомство с почвой и её исследование. Распознавать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов Углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и ее состав, познакомить с процессом образования почвы, обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека.. в почве. | 23.10. | Умение делиться личным опытом. Знать что такое почва, ее состав, происхождение. Знать о нестабильности почвенного слоя и разрушительной деятельности человека | |||||
15 | Разнообразие растений | Учатся классифицировать растения | 29.10 | Умение работать в парах. Знать разнообразие растений, их характерные особенности. | |||||
16 | Солнце, растения и мы с вами | Учатся находить взаимосвязь между живой и неживой природой | 30.10 | Знать о взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов, усвоить роль растений в поддержании жизни на Земле. Умение вести наблюдения. Умение описывать объекты, сравнивать их | |||||
17 | Размножение и развитие растений | Учатся находить взаимосвязь в живой природе. Распознавать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. Практическая работа «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными» | 05.11 | Знать особенности распространения плодов и семян растений, иметь представление о размножении и развитии растений из семян. Умение вести наблюдения. Умение описывать объекты, сравнивать их. Умение работать с учебным текстом | |||||
18 | Охрана растений | Учатся формулировать правила друзей природы | 06.11 | Умение классифицировать, обобщать. Знать в каких условиях благоприятно прорастание семян, уметь бережно относиться к растениям. | |||||
19 | Разнообразие животных | Учатся классифицировать животных | 12.11 | Умение классифицировать, обобщать. Познакомиться с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией по их групповым признакам. | |||||
20 | Кто что ест | Учатся моделировать цепи питания | 13.11 | Знать о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. Умение работать с дополнительной литературой. Умение делиться личным опытом. | |||||
21 | Наши проекты «Разнообразие родного края» | Систематизировать знания о природе родного края. | 26.11 | Иметь представление о сетях питания и об экологической пирамиде. Бережно относиться к природе. Умение слушать учителя и ответы товарищей, делать выводы | |||||
22 | Размножение и развитие животных | Обнаружить взаимосвязи в живой природе ПДД – Нерегулируемые перекрестки | 27.11 | Познакомиться с размножением и развитием животных, уметь сравнивать. Умение слушать учителя и ответы товарищей, делать выводы | |||||
23 | Охрана животных | Учатся формулировать правила друзей природы. Определять причины исчезновения животных. Применять экологические правила, которые должны выполнять люди. | 03.12 | Знать, какие животные внесены в Красную книгу, охранять и бережно относиться ко всем животным на земле. | |||||
24 | Царство грибов | Знакомство с жизнью грибов Распознавать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Выполнять правила сбора грибов. | 04.12 | Знать особенности строения и способ питания шляпочных грибов; о роли грибов в жизни леса; уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы; знать с правила сбора грибов. Умение работать в группах | |||||
25 | Великий круговорот жизни | Учатся объяснять участие животного в круговороте веществ. Распознавать основные звенья круговорота жизни. Устанавливать взаимосвязь между ними. | 10.12 | Познакомиться с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота, знать движение энергии в круговороте веществ в природе. Умение рассуждать, делать выводы. | |||||
26 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа» Проверочная работа | Систематизировать знания по разделу, учатся работать в группах, делать выводы, оценивать свои знания | 11.12 | Умение работать самостоятельно | |||||
Мы и наше здоровье ( 10ч) | |||||||||
27 | Организм человека | Научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой | 17.12 | Иметь понятие о системе органов человека, знать о взаимосогласованности и ритмичности в работе всех органов человека. | |||||
28 | Органы чувств | Знакомство с органами чувств человека. | 18.12. | Знать основные органы чувств, правила гиены органов чувств. Умение работать в парах | |||||
29 | Надёжная защита организма | Знакомство с работой кожи, учатся делать выводы, оказывать первую помощь при мелких повреждениях кожи | 24.12 | Иметь представление о коже как покровном органе; уметь ухаживать за кожей. Умение наблюдать, работать в парах | |||||
30 | Опора тела и движения | Познакомятся с работой опорно-двигательной системой, научаться держать правильную осанку, анализировать, делать выводы | 25.12. | Знать строение и значение опорно-двигательной системы. Умение анализировать, делать выводы. | |||||
31 | Наше питание | Знакомство с системой пищеварения, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила, анализировать, делать выводы. Практическая работа «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах» | 31.12 | Знать о пищеварительной системе человека. Умение анализировать, делать выводы. | |||||
32 | Наши проекты «Школа кулинаров» | Систематизировать знания о разнообразии питательных веществ | 14.01. | Знать строение пищеварительной системы. | |||||
33 | Дыхание и кровообращение | Познакомить с дыхательной и кровеносной системой человека | 15.01 | Знать дыхательную, выделительную и кровеносную систему, их взаимосвязь и взаимозависимость. Умение делиться опытом личной жизни. | |||||
34 | Умей предупреждать болезни | Познакомить с закаливанием организма, учить предупреждать болезни | 21.01. | Уметь применять элементы закаливания | |||||
35 | Здоровый образ жизни | Познакомить со здоровым образом жизни. Тест по теме. | 22.01. | Применять главные правила здорового образа жизни, выполнять их. | |||||
36 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа | Систематизировать, обобщить и проверить знания по теме. | 28.01. | Знать и применять правила сохранения здоровья | |||||
Наша безопасность ( 8 ч.) | |||||||||
37 | Огонь, вода и газ | Познакомить с разными опасностями, которые могут подстерегать в квартире и на улице ПДД – Поездка в автобусе, троллейбусе. | 29.01 | Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. | |||||
38 | Чтобы путь был счастливым | Познакомить с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах. . ПДД – Поездка в трамвае | 04.02 | Умение ориентироваться на дорогах | |||||
39 | Дорожные знаки | Знакомство с дорожными знаками. ПДД – Дорожные знаки. Тест по теме «Дорожные знаки». Тест по теме «Дорожные знаки» | 05.02 | Умение ориентироваться на дорогах | |||||
40 | Наши проекты «Кто нас защищает» | Знакомство со службами, которые защищают и спасают людей | 11.02 | Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны и МЧС, интервьюировать ветеранов ВОВ, сотрудников полиции, пожарной охраны, оформлять собранные материалы в виде альбомов, газет | |||||
41 | Опасные места | Познакомить с опасными местами для человека. | 12.02 | Узнавать опасные места для человека. Предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. | |||||
42 | Природа и наша безопасность | Познакомить с опасными природными явлениями | 18.02 | Соблюдать правила безопасности при общении с природой. | |||||
43 | Экологическая безопасность | Познакомить с экологической безопасностью. Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды» | 19.02 | Выполнять правила личной экологической безопасности. | |||||
44 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» Проверочная работа | Систематизировать, обобщить и проверить знания по теме | 03.03 | Знать и применять правила собственной безопасности | |||||
Чему учит экономика ( 12 ч.) | |||||||||
45 | Для чего нужна экономика | Объяснить роль экономики в нашей жизни | 04.03 | Умение делать вывод, обобщать полученные на уроке и экскурсии знания | |||||
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | Познакомить с факторами, составляющими основу экономики | 10.03 | Применять основные составляющие экономики. | |||||
47 | Полезные ископаемые | Знакомство с разнообразием полезных ископаемых | 11.03. | Распознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. | |||||
48 | Растениеводство | Знакомство с растениеводством как отраслью сельского хозяйства | 17.03 | Отличать культурные растения от дикорастущих. Различать культурные растения. | |||||
49 | Животноводство | Знакомство с животноводством как отраслью сельского хозяйства | 18.03. | Иметь представление: особенности разведения и содержания домашних животных. | |||||
50 | Какая бывает промышленность | Знакомство с промышленностью как отраслью экономики | 24.03 | Различать продукцию каждой отрасли промышленности. | |||||
51 | Наши проекты Экономика родного края» | Знакомство с экономикой родного края | 25.03 | Уметь собирать информацию об экономике своего края, оформлять собранные материалы в фотовыставки, альбомы, стенгазеты. Уметь составлять книгу-справочник «Экономика родного края» | |||||
52 | Что такое деньги | Познакомить с ролью денег в экономике | 31.03 | Умение работать с дополнительными источниками. Определять роль денег в экономике. Распознавать современные российские монеты. | |||||
53 | Государственный бюджет | Познакомить с государственным бюджетом. | 01.04 | Уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. | |||||
54 | Семейный бюджет | Научаться объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается | 14.04 | Знать основы семейного бюджета, планировать свой бюджет | |||||
55 | Экономика и экология | Научатся устанавливать связи между экономикой и экологией. | 15.04 | Уметь составлять простейшие экологические прогнозы | |||||
56 | Обобщение знаний по теме »Чему учит экономика». Проверочная работа | Систематизировать, обобщить и проверить знания по теме. | 21.04 | Умение работать самостоятельно в заданном темпе. | |||||
Путешествие по городам и странам ( 10 ч.) | |||||||||
57- | Золотое кольцо России | Учатся находить на карте города Золотого кольца, учатся бережному отношению к памятникам культуры | 22.04, | Распознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте. Умение работать с дополнительной литературой | |||||
58 | Наши проекты: »Музей путешествий» | Учатся находить на карте города и приводить примеры их достопримечательностей | 28.04 | Учатся собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки), составлять этикетки ( где, кем и когда собран материал), оформлять экспозицию музея | |||||
59 | Наши ближайшие соседи | Учатся находить на карте страны и их столицы. | 29.04 | Умение сравнивать, работать с глобусом, картой, распознавать государства – ближайшие соседи России, показывать их на карте | |||||
60 | На севере Европы | Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира | 06.05 | Распознавать северные европейские государства. Показывать их на карте. | |||||
61 | Что такое Бенилюкс | Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира | 12.05 | Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики. Показывать страны на карте. | |||||
62 | В центре Европы | Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира. | 13.05 | Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. | |||||
63 | По Франции и Великобритании | Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира | 19.05 | Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. | |||||
64 | На юге Европы | Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира | 20.05 | Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. | |||||
65 | По знаменитым местам мира | Учатся ценить памятники истории и культуры и бережному отношению к ним. | 26.05 | Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. | |||||
66 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа | Систематизировать, обобщить и проверить знания по теме | 27.05 | Уметь подводить итоги курса. Знать материал, изученный за год. Уметь анализировать, систематизировать, делать выводы. |
Итого:66 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...