Рабочая программа по окружающему миру 2 класс. Программа "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Программа разработана в сотрудничестве с коллективом учителей начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_okruzhayushchemu_miru_2019.doc | 550 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 108 «ВЗЛЕТ» ИМЕНИ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА
С.В. ИЛЬЮШИНА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальной школы Протокол № 1 от «25» августа 2019 г. Председатель МО ___________/ Николаева Н.В.
| ПРОВЕРЕНО Зам. директора по УВР __________ /В.В. Колесникова «28» августа 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ___________ Е.Н. Кожухова Приказ № 283 от 29.08.2019 г. |
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету окружающий мир
для учащихся 1-4 классы
Программа разработана
учителями МБОУ Школа № 108 «Взлет» г. о. Самара
Теряевой Анастасией Алексеевной
Жаворонковой Ольгой Дмитриевной
Колесниковой Валентиной Викторовной
Николаевой Натальей Витальевной
Приваловой Анастасией Игоревной
Брума Анной Сергеевной
Спирягиной Людмилой Сергеевной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» на основе следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего -образования.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Школа №108 «Взлет» г.о. Самара.
- Программы. Окружающий мир. А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая 1-4 классы. – М.:
Просвещение, 2014.
Цели и задачи программы
- Формирование: целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ Школа № 108 «Взлет» г.о. Самара изучение окружающего мира на этапе начального общего образования предусмотрено в объеме 270 часов.
Часы распределены следующим образом:
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 класс | 2 | 66 |
2 класс | 2 | 68 |
3 класс | 2 | 68 |
4 класс | 2 | 68 |
Учебно – методический комплект
Программа:
Окружающий мир. А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая 1-4 классы. – М.:
Просвещение, 2014.
Учебники:
Окружающий мир. 1 кл. - А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2015
Окружающий мир. 2 кл. - А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2016
Окружающий мир. 3 кл. - А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2017
Окружающий мир. 4 кл. - А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2018
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Обучающийся научится: | |||
- Понимать базовые ценности: «Родина», «добро», «терпение», «семья»; - испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам; -освоит роли ученика; - испытывать интерес к учению; - оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общепринятых норм. | - Понимать базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «семья», «мир», «настоящий друг»; - испытывать уважение к своему народу, Родине; - развивать желание учиться; - оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм | - Понимать базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «семья», «мир», «настоящий друг», «понимать позицию другого», «справедливость»; - испытывать уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов; - пониманию личностного смысла учения; - желанию продолжать свою учебу; - оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общече-ловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | -Формированию основ российской граждан-ской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и наци-ональной принадлеж-ности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. - Формированию ува-жительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. - Овладеет начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. - Принятию и освоению социальной роли обучающегося, разви-тию мотивов учебной деятельности и форми-рование личностного смысла учения. - самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информаци-онной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справед-ливости и свободе. - формировать эстети-ческие потребности, ценности и чувства; - развитию этических чувств, доброжела-тельности и эмоцио-нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - навыкам сотруд-ничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умению не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - установке на безо-пасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творчес-кому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Обучающийся получит возможность: | |||
- получить первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу; - использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; -получить ценностные представления о своей семье и своей малой родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов); - иметь эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России; - иметь целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир — это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город, страна); представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России; - получить представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране); - получить представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — ежедневно быть готовым к уроку); - получить первич-ное представление о личной ответствен-ности за свои поступки через бережное отно-шение к природе и окружающему миру в целом; - познакомиться с этическими норма-ми (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимо-действия учащихся при выполнении совместных заданий; - развить этические чувства на основе знакомства с культу-рой народов России; - иметь потребность сотрудничества со взрослыми и сверст-никами через знакомство с прави-лами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми; | - получить представление о необходимости бережного, ува-жительного отно-шения к культуре разных народов России, высту-пающей в разно-образных культу-рных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года; - представление о навыках адапта-ции в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года; - получить представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе органи-зации и подготов-ки общих празд-ничных событий в течение года); - иметь познавательные мотивы учебной деятельности; - получить представление о личной ответ-ственности за свои поступки через практику бережного отно-шения к расте-ниям, животным, окружающим людям в меняю-щихся природных и социальных условиях жизни в течение года; - развить эсте-тические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звёздного неба, изменений в природе в разные времена года; - развить этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий; - выполнять правила работы в группе, иметь доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одно-классников, в том числе при обсуж-дении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям наро-дов своего края; - установки на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе с опорой на луч-шие сезонные традиции здо-рового образа жизни народов своего края. | - овладеть основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру; - проявлять чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО; - иметь представ-ление о ценностях многонациональ-ного общества на основе сопостав-ления материаль-ной и духовной культуры тради-ционного Дома; - иметь доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональ-ных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ; - иметь целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир; - бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций; - иметь представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье); - понимать и сопереживать чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни; - иметь представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики; - установки на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края. | для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Метапредметные результаты | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Обучающийся научится: | |||
• определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; • проговаривать последовательность действий на уроке; • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; • учиться работать по предложенному учителем плану; • учиться отличать верно выполненное задание от неверного; • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
| • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; • учиться совме-стно с учителем обнаруживать и формулировать учебную пробле-му совместно с учителем; • учиться планировать учебную деяте-льность на уроке; • высказывать свою версию, пытаться пред-лагать способ её проверки (на основе продук-тивных заданий в учебнике); • работая по предложенному плану, исполь-зовать необходи-мые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты); • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем | •самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; •совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; •в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | •самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; •совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; •в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
Обучающийся получит возможность: | |||
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему | • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна допол-нительная инфо-рмация для ре-шения учебной за-дачи в один шаг; • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюст-рация и др.); • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы | • ориентироваться в своей системе знаний: самостоя-тельно предпола-гать, какая инфо-рмация нужна для решения учебной задачи в один шаг; • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предло-женных учителем словарей, энцик-лопедий, справочников; • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюст-рация и др.); • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: состав-лять простой план учебно-научного текста; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: предста-влять информа-цию в виде текста, таблицы, схемы | • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы |
Предметные результаты
1 класс | |
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность: |
Раздел 1 - различать природу и культуру; - различать живую и неживую природу; - называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди; - распознавать и называть комнатные растения; - различать деревья, кустарники, травянистые растения; - различать лиственные и хвойные деревья; - называть некоторые растения бота-нического сада, животных зоопарка; - называть фрукты, овощи, ягоды; - отличать животных от растений; - приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона; - называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках; - ухаживать за домашними животными — собаками, кошками; - устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека; - ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности; - различать культурные и дикорастущие растения; - называть наиболее распространён-ные растения своей местности; - распознавать наиболее распростра-нённые виды аквариумных рыбок; - перечислять группы животных и их существенные признаки; - различать домашних и диких животных; | - понимать особую роль России в мировой истории и культуре; - относиться уважительно к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; - освоить основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); - первоначальным навыкам осуществлять расширенный поиск информации с использованием периодической литературы, учебной и научно-художественной литературы, энциклопедий, ресурсов библиотек и Интернета; - развить навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. |
Раздел 2 - называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними; - правильно обращаться с огнём, водой и электроприборами в доме; - определять значение слов «земля-ки», «горожане», «односельчане»; - правильно называть родной город; иметь первичные представления о его историческом прошлом; - определять ближайшие родственные связи в семье; - перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека; - определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире; - отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире; - различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста; - соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения; - приводить примеры развивающих игр, в том числе игр народов своего края; - работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи; - находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе в творчестве народов своего края; - определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни; - понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений, как библиотеки и музеи; - определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края; - узнавать государственную симво-лику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотно-шении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традици-онными для культуры России; - определять достопримечательности Москвы и своего региона; — находить место России на земном шаре. | - понимать особую роль России в мировой истории и культуре; - относиться уважительно к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; - освоить основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); - первоначальным навыкам осуществлять расширенный поиск информации с использованием периодической литературы, учебной и научно-художественной литературы, энциклопедий, ресурсов библиотек и Интернета; - развить навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. |
2 класс | |
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность |
Раздел 1 - узнавать вечнозелёные хвойные растения средней полосы России; - перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной; - отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; - перечислять правила охраны природы в разные времена года; - определять, чем отличаются насекомые от паукообразных; - различать перелётных и зимующих птиц; - приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу; - называть несколько лекарственных растений и определять, какие их части используют для лечения; | научиться: - различать образы природы в традиционной культуре народов России и мира; - культуре проведения традиционных национальных праздников; - узнать о прогнозированиии погоды в традиционной народной культуре; - первоначальным навыкам создания проекта и презентации; - делать небольшие сообщения (на заданную тему, творческого характера); - осуществлять расширенный поиск информации с использованием периодической литературы, учебной и научно-художественной литературы, энциклопедий, ресурсов библиотек и Интернета. |
Раздел 2 - называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; - определять стороны горизонта; - определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря); - находить на глобусе океаны и материки; - перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность; - перечислять времена года в правильной последовательности; - измерять температуру; - называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе; - называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы); - называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе; - находить созвездия Кассиопеи и Льва на звёздном небе; - находить на звёздном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду; - кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; - находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев; - характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края; - соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний периоды. | - различать образы природы в традиционной культуре народов России и мира; - культуре проведения традиционных национальных праздников; - узнать о прогнозированиии погоды в традиционной народной культуре; - первоначальным навыкам создания проекта и презентации; - делать небольшие сообщения (на заданную тему, творческого характера); - осуществлять расширенный поиск информации с использованием периодической литературы, учебной и научно-художественной литературы, энциклопедий, ресурсов библиотек и Интернета. |
3 класс | |
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность |
Раздел 1 - характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование); - ориентироваться относительно сторон света; - показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам; - перечислять отличительные осо-бенности политической карты мира по сравнению с физической картой; - перечислять правила пользования личным и общественным транспортом; - определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», полиции, пожарной части; - приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества; - характеризовать строение Солнечной системы и названия планет; - показывать на карте водные объекты; - характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе; - характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве; - приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения; - перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, рако-образные, паукообразные, земно-водные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека; - характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; - характеризовать основные правила гигиены; - характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; - оказывать себе и другим людям первую помощь; - определять тип справочной и научно-познавательной литературы; - работать с планом местности и его видами, с масштабом; - узнать правила ответственного туризма; - определять свойства полезных иско-паемых и их значение для человека; - характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере; - различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных; - характеризовать природные сообщества на примере леса; - характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого; - характеризовать водоём как един-ство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей; - определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах; | - различать образы природы в традиционной культуре народов России и мира; - узнать о идеях единства мира и охраны природы в традиционной народной культуре; - составить представление об основных занятиях людей и орудиях труда в старину; - представлять образ идеального человека, оценивать человеческие свойства и качества в культуре народов России и мира; - первоначальным представлениям о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.); - различать объекты Всемирного культурного и природного наследия мира и России – сокровища всех народов Земли; - понимать ответственность людей и себя за Всемирное культурное и природное наследие человечества; - делать небольшие сообщения (на заданную тему, творческого характера); - созданию проекта и презентации; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием периодической литературы, учебной и научно-художественной; литературы, энциклопедий, ресурсов библиотек и Интернета. |
Раздел 2 - толковать смысл эмблемы Всемирного наследия; - узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца; - определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России; - определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы; - перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; - перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; - определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учётом разных культурных традиций); - перечислять традиции гостепри-имства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; - характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных городов и стран, узнавать их на фотографиях; - определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности; - определять терминологию родства в применении к членам своей семьи; - определять значение своего имени; - осуществлять доступ к перечню Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свобо-дно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий. | - различать образы природы в традиционной культуре народов России и мира; - узнать о идеях единства мира и охраны природы в традиционной народной культуре; - составить представление об основных занятиях людей и орудиях труда в старину; - представлять образ идеального человека, оценивать человеческие свойства и качества в культуре народов России и мира; - первоначальным представлениям о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.); - различать объекты Всемирного культурного и природного наследия мира и России – сокровища всех народов Земли; - понимать ответственность людей и себя за Всемирное культурное и природное наследие человечества; - делать небольшие сообщения (на заданную тему, творческого характера); - созданию проекта и презентации; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием периодической литературы, учебной и научно-художественной литературы, энциклопедий, ресурсов библиотек и Интернета. |
4 класс | |
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность |
Раздел 1 - различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки; - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; - проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; - использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контроли-руемом Интернете) с целью поиска и извлечения познавательной инфор-мации, ответов на вопросы, объясне- ний, создания собственных устных или письменных высказываний; -использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микро-фон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; - моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; - осознавать ценность природы и не-обходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе; - пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья; - использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; - использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; - обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; - определять характер взаимоотно-шений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека; -использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; - моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе; - пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; - выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации - понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья | научиться: • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии); • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием периодической литературы, учебной и научно-художественной литературы, энциклопедий, ресурсов библиотек и Интернета; - делать небольшие сообщения (на заданную тему, творческого характера); - созданию проекта и презентации. |
Раздел 2 - различать государственную сим-волику Российской Федерации; опи-сывать достопримечательности сто-лицы и Самарского края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России, Самарскую область и его главный город -Самару; - различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; - используя дополнительные источ-ники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям наших предков; на основе имеющих-ся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; - оценивать характер взаимоотно-шений людей в различных социаль-ных группах (семья, группа сверст-ников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброже-лательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поика и извлечения познавательной инфор-мации, ответов на вопросы, объясне-ний, для создания собственных уст-ных или письменных высказываний; -осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; - ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; - наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, социума, этноса, страны; - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; - определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; • оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны; • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием периодической литературы, учебной и научно-художественной литературы, энциклопедий, ресурсов библиотек и Интернета; - делать небольшие сообщения (на заданную тему, творческого характера); - созданию проекта и презентации. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1 класс (66ч.)
Мы и наш мир (11 ч.)
Учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь) — наш помощник в дороге к открытию окружающего мира.
Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут от дома до школы. Домашний адрес и адрес школы. Распорядок дня.
Солнце, звёзды, воздух, вода, камни — неживая природа. Растения, грибы, животные — живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой.
Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, движений тела, музыкальных инструментов.
Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры.
Образы живой и неживой природы, воспроизведённые в произведениях культуры, в том числе народов своего края.
Рукотворная игрушка из природных материалов.
Наиболее яркие особенности традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе — своего края.
Наш класс (12 ч.)
Объекты природы и предметы культуры в классной комнате.
Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов.
Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе
Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений. Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными растениями.
Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространённые представители этих групп растений, встречающиеся возле школы.
Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения, рыбы, улитки).
Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки.
Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества.
Наш дом и семья (14 ч.)
Схема родословного древа.
Пословицы и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов своего края. Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье.
Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни.
Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на электростанциях и его путь в дом. Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту.
Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода.
Овощи и фрукты — кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине.
Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу.
Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения.
История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой.
Что такое дикие животные, домашние животные. Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни.
Город и село (12 ч.)
Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты.
Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад, зоопарк и др.). Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения.
Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья. Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города.
Ботанический сад — живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду.
Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка.
Зоопарк — живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка.
Понятия: памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания.
Профессии в городе и селе.
Родная страна (7 ч.)
Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении Государственного гимна родной страны, при подъёме Государственного флага России. Карта своего края.
Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа хлеб-соль в отечественной культуре. Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника, главные цвета — белый, красный, синий, золотой.
Своеобразие культур разных народов России.
Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы.
Что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России, причины сокращения их численности и меры охраны.
Заповедники — особо охраняемые природные территории. Правила поведения в заповедниках.
Человек и окружающий мир ( 4 ч.)
Человек — это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир.
Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве.
Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.
Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.
Резерв учебного времени (6 ч.)
2 класс (68 ч.)
Вселенная, время и календарь (16 ч.)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный
календарь. Наши праздники. Экологический календарь.
Осень (18 ч.)
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением
пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима (15 ч.)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).
Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето (17 ч.)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Резерв учебного времени (2 ч.)
3 класс (68 ч.)
Радость познания (11 ч.)
Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом. Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи. Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Мир как дом (19 ч.)
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения ( Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям/Образы растений в традиционной народной культуре. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Дом как мир. (20 ч.)
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.
Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.
; Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
В поисках Всемирного наследия (8 ч.)
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.
Резерв учебного времени.
4 класс (68 ч.)
Мы- граждане единого Отечества (13 ч.)
Общество – это мы!. Российский народ. Конституция России. Права ребенка. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России (конференция). Сокровища России и их хранители. Творческий союз. Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества». Наши проекты «За страницами учебника» (праздник).
По родным просторам (20 ч).
Карта – наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых. Наши реки. Озера – краса России. По морским просторам. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У теплого моря. Мы – дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь природу России. По страницам Красной книги. По заповедникам и национальным паркам. Наши проекты. «За страницами учебника». Проверочная работа.
Путешествие по реке времени (26 ч)
В путь по реке времени. Путешествуем с археологами По страницам летописи Истоки Древней Руси Мудрый выбор Наследница Киевской Руси Москва – преемница Владимира Начало Московского царства Подвижники Руси и землепроходцы На пути к единству Начало Российской империи«Жизнь - Отечеству, честь - никому» Отечественная война 1812 года Великий путь Золотой век театра и музыки Расцвет изобразительного искусства и литературы В поисках справедливости Век бед и побед«Вставай, страна огромная!» Трудовой фронт России «Нет в России семьи такой…» После великой войны Экскурсия в музей боевой славы Достижения 1950 – 1970 гг. Наши проекты. «За страницами учебника». Проверочная работа.
Мы строим будущее России (9 ч)
Современная Россия. Хороша честь, когда есть, что есть. Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя! Наши проекты. «За страницами учебника» (экскурсия на предприятие села). Проверочная работа. Итоговая контрольная работа. Обобщение пройденного за год. Игра «Вопрос на засыпку»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов | КЭС |
Мы и наш мир (11 ч.) | |||
1-2 | Путешествие. Что такое окружающий мир | 2 | 1.1, 1.2 |
3 | Экскурсия. Природа | 1 | 1.1, 1.2 |
4 | Экскурсия. Неживая и живая природа | 1 | 1.1, 1.2 |
5 | Игровое занятие. Культура | 1 | 1.9, 1.10 |
6 | Прогулка. Природа в творчестве человека | 1 | 1.1, 1.2 |
7 | Творческое занятие. Мы – люди | 1 | 1.2 |
8 | Игровое занятие. Как мы общаемся с миром | 1 | 1.1, 1.2 |
9 | Конкурсное занятие. Люди – творцы культуры | 1 | 1.2 |
10 | Мир и безопасность | 1 | 2.6 |
11 | Опасные и чрезвычайные ситуации | 1 | 2.6 |
Наш класс (12 ч.) | |||
12 | Экскурсия. Наш класс в школе | 2 | 1.1., 1.5, 1.6. |
13 | Опасные ситуации в школе | 1 | 2.6 |
14 | Игровое занятие. Мы – дружный класс | 1 | 1.10 |
15 | Конкурсное занятие. Учитель – наставник и друг | 1 | 2.4 |
16 | Прогулка. Природа в классе | 1 | 1.1, 1.2 |
17 | Творческое занятие Как ухаживать за комнатными растениями | 1 | 1.1, 1.2 |
18 | Прогулка. Что растёт у школы | 1 | 1.1, 1.2 |
19 | Игровое занятие. Мир за стеклянным берегом | 1 | 1.1, 1.2 |
20 | Путешествие. Кто ещё у нас живёт? | 1 | 1.1, 1.2 |
21 | Конкурсное занятие. Какие бывают животные | 1 | 1.1, 1.2 |
22 | Делу – время | 1 | 1.9 |
23 | Книга – друг и наставник | 1 | 1.9 |
24 | Потехе – час | 1 | 1.9 |
Наш дом и семья (14 ч.) | |||
25 | Мы в семье | 1 | 2.4 |
26 | Моя семья – часть моего народа | 1 | 2.4 |
27 | Природа в доме | 1 | 1.1, 1.2 |
28 | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество | 1 | 1.1, 1.2 |
29 | Красивые камни в нашем доме | 1 | 1.1, 1.2 |
30 | Комнатные растения у нас дома | 1 | 1.1, 1.2 |
31 | Выйдем в сад и огород | 1 | 1.1, 1.2 |
32 | Овощи и фрукты на нашем столе | 1 | 1.1, 1.2 |
33 | Про хлеб и кашу, про чай и кофе | 1 | 1.1, 1.2 |
34 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | 1.1, 1.2 |
35 | Собака в нашем доме | 1 | 1.1, 1.2 |
36 | Кошка в нашем доме | 1 | 1.1, 1.2 |
37 | Дикие и домашние животные | 1 | 1.1, 1.2 |
38 | С утра до вечера | 1 | 1.10 |
39 | Опасность у тебя дома | 1 | 2.6 |
Город и село (12 ч.) | |||
40 | Мы в городе, селе | 1 | 1.1, 1.2 |
41 | Красота любимого города и родного села | 1 | 1.1, 1.2 |
42 | Природа в городе | 1 | 1.1, 1.2 |
43 | Что растёт в городе | 1 | 1.1, 1.2 |
44 | Чудесные цветники | 1 | 1.1, 1.2 |
45 | В ботаническом саду | 1 | 1.1, 1.2 |
46 | Кто живёт в парке | 1 | 1.1, 1.2 |
47 | В зоопарке. | 1 | 1.1, 1.2 |
48 | Войдём в музей! | 1 | 2.2 |
49 | В театре | 1 | 2.1 |
50 | Мы помним наших земляков | 1 | 2.2 |
51 | Хлеб всему голова | 1 | 1.1, 1.2 |
52 | Все профессии важны | 1 | 2.4 |
Родная страна (7 ч.) | |||
53 | Россия – наша Родина | 1 | 2.1 |
54 | Москва – столица России | 1 | 2.1 |
55 | Мы – семья народов России | 1 | 2.4 |
56 | Природа России | 1 | 1.1, 1.2 |
57 | Охрана природы | 1 | 1.1, 1.2 |
58 | Красная книга России | 1 | 1.1, 1.2 |
59 | Заповедные тропинки | 1 | 1.1, 1.2 |
60 | Правила безопасного поведения в лесу | 1 | 2.6 |
Человек и окружающий мир (4 ч.) | |||
61 | Взгляни на человека! | 1 | 1.9 |
62 | Всему свой черёд | 1 | 1.1, 1.2 |
63 | У каждого времени свой плод | 1 | 1.1, 1.2 |
64 | Я – часть мира | 1 | 1.10 |
65 | Будь здоров! | 1 | 1.10 |
66 | Взгляни на человека! | 1 | 1.9 |
2 класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов | КЭС |
Вселенная, время и календарь (16 ч.) | |||
1 | Мы — союз народов России | 1 | 2.1, 2.4 |
2 | Мы — жители Вселенной | 1 | 1.2 |
3-4 | Наш «космический корабль» — Земля | 2 | 1.8, 1.2 |
5 | Время | 1 | 1.3, 1.4 |
6 | Сутки и неделя | 1 | 1.3, 1.4 |
7 | Месяц и год | 1 | 1.3, 1.4 |
8 | Времена года | 1 | 1.3, 1.4 |
9-10 | Погода | 2 | 1.2 |
11 | Календарь — хранитель времени, страж памяти | 1 | 1.3, 1.4 |
12 | Праздники для всех | 1 | 2.2 |
13 | Народный календарь | 1 | 2.2, 1.2 |
14 | Экологический календарь | 1 | 1.2, 1.8 |
15 | Повторение изученного | 1 | |
16 | Контроль знаний | 1 | |
Осень (18 ч.) | |||
17 | Осенние месяцы | 2 | 1.1., 1.5, 1.6. |
18 | Осень в неживой природе | 1 | 1.2, 1.3 |
19 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | 1 | 2.2 |
20 | Звездное небо осенью | 1 | 1.1, 1.2 |
21 | Трава у нашего дома | 1 | 1.1, 1.2 |
22 | Старинная женская работа | 1 | 2.2 |
23 | Деревья и кустарники осенью. | 1 | 1.1, 1.2 |
24 | Чудесные цветники осенью | 1 | 1.1, 1.2 |
25 | Грибы | 1 | 1.1, 1.2 |
26 | Шестиногие и восьминогие | 1 | 1.1, 1.2 |
27 | Птичьи секреты | 1 | 1.1, 1.2 |
28 | Как разные животные готовятся к зиме | 1 | 1.1, 1.2 |
29 | Невидимые нити в осеннем лесу | 1 | 1.3, 1.2 |
30 | Осенний труд | 1 | 1.9 |
31 | Будь здоров! (игры на свежем воздухе) | 1 | 1.10 |
32 | Охрана природы осенью | 1 | 1.8 |
33 | Повторение изученного | 1 | |
34 | Контроль знаний | 1 | |
Зима (15 ч.) | |||
35 | Зимние месяцы | 1 | 1.1, 1.2 |
36 | Зима-время науки и сказок | 1 | 1.9 |
37 | Зима в неживой природе | 1 | 1.1, 1.2 |
38 | Звездное небо зимой | 1 | 1.1, 1.2 |
39 | Зима в мире растений | 1 | 1.1, 1.2 |
40 | Зимние праздники | 1 | 1.2 |
41 | Растения в домашней аптечке | 1 | 1.1, 1.2 |
42 | Зимняя жизнь птиц и зверей | 1 | 1.1, 1.2 |
43 | Невидимые нити в зимнем лесу | 1 | 1.3, 1.2 |
44 | В феврале зима с весной встречается впервой | 1 | 1.1, 1.2 |
45 | Зимний труд. | 1 | 1.9 |
46 | Будь здоров! | 1 | 1.10 |
47 | Охрана природы зимой | 1 | 1.8 |
48 | Повторение изученного | 1 | |
49 | Контроль знаний | 1 | |
Весна и лето (17 ч.) | |||
50 | Весенние месяцы | 1 | 1.1, 1.2 |
51 | Весна в неживой природе | 1 | 1.1, 1.2 |
52 | Весна-утро года | 1 | 1.1, 1.2 |
53 | Звездное небо весной | 1 | 1.1, 1.2 |
54 | Весеннее пробуждение растений | 1 | 1.1, 1.2 |
55 | Чудесные цветники весной | 1 | 1.1, 1.2 |
56 | Весна в мире насекомых | 1 | 1.1, 1.2 |
57 | Весна в мире птиц и зверей | 1 | 1.1, 1.2 |
58 | Невидимые нити в весеннем лесу | 1 | 1.2, 1.3 |
59 | Весенний труд | 1 | 1.8 |
60 | Старинные весенние праздники | 1 | 2.2 |
61 | Будь здоров! | 1 | 1.10 |
62 | Охрана здоровья весной | 1 | 1.9 |
63 | Лето красное | 1 | 1.1, 1.2 |
64 | Летние праздники и труд | 1 | 1.1, 1.2 |
65 | Обобщающее повторение | 1 | |
66 | Контроль знаний | 1 | |
67-68 | Резервные часы. | 2 |
3 класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов | КЭС |
«Радость познания» (11 ч.) | |||
1 | Свет знания | 1 | 1.1, 1.2 |
2-3 | Как изучают окружающий мир | 2 | 1.2, 1.3 |
4 | Книга – источник знаний | 1 | 1.3, 1.5 |
5-6 | Отправимся на экскурсию | 2 | 1.1, 1.2, 1.3 |
7 | О чём расскажет план | 1 | 1.3, 1.5 |
8 | Планета на листе бумаги | 1 | 1.3, 1.5, 1.7 |
9 | Страны и народы на политической карте мира | 1 | 1.3, 1.5, 1.7 |
10 | Путешествуя, познаём мир | 1 | 1.3, 1.5, 1.7 |
11 | Транспорт | 1 | 1.3, 1.5 |
12 | Средства информации и связи | 1 | 1.3, 1.4 |
«Мир как дом» (19 ч.) | |||
13 | Мир природы в народном творчестве | 1 | 1.1., 1.5, 1.6. |
14 | Из чего состоит всё | 1 | 1.1, 1.3 |
15 | Мир небесных тел | 1 | 1.1, 1.3 |
16 | Невидимое сокровище | 1 | 1.1, 1.3 |
17 | Самое главное вещество | 1 | 1.1, 1.3 |
18 | Природные стихии в народном творчестве | 1 | 1.5 |
19 | Кладовые Земли | 1 | 1.1, 1.3 |
20 | Чудо под ногами | 1 | 1.1, 1.3 |
21 | Мир растений | 1 | 1.1, 1.3 |
22 | Плодородная земля и растения в народном творчестве | 1 | 1.1, 1.3 |
23 | Мир животных | 1 | 1.1, 1.3 |
24 | Образы животных в народном творчестве | 1 | 1.5 |
25 | Невидимые нити в живой природе | 1 | 1.2, 1.3 |
26 | Лес – волшебный дворец | 1 | 1.1, 1.3 |
27 | Луг – царство цветов и насекомых | 1 | 1.1, 1.3 |
28 | Водоём – дом из воды | 1 | 1.1, 1.3 |
29 | Как сохранить богатства природы | 1 | 1.8 |
30 | Охрана природы в культуре народов России и мира | 1 | 1.5 |
31 | За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. | 1 | 1.5 |
32 | Чудесное путешествие | 1 | 1.1, 1.3 |
«Дом как мир» (20 ч.) | |||
33 | Родной дом – уголок Отчизны | 1 | 2.1, 2.2 |
34 | Свой дом – свой простор | 1 | 2.1 |
35 | В красном углу сесть – великая честь | 1 | 2.1, 2.2 |
36 | Побываем в гостях | 1 | 2.4 |
37 | На свет появился – с людьми породнился | 1 | 2.4 |
38 | Родословное древо | 1 | 2.4 |
39 | Муж и жена – одна душа | 1 | 2.4 |
40 | Святость отцовства и материнства | 1 | 2.4 |
41 | Добрые дети – дому венец | 1 | 2.4 |
42 | Детские игры – школа здоровья | 1 | 1.10 |
43 | За страницами учебника. В кругу семьи | 1 | 1.5 |
44 | Строение тела человека | 1 | 1.2, 1.4 |
45-46 | Как работает наш организм | 2 | 1.2, 1.4 |
47 | Что такое гигиена | 1 | 1.9, 1.10 |
48 | За страницами учебника. Путешествие по городу Здоровейску | 1 | 1.9, 1.10 |
49 | Органы чувств | 1 | 1.9, 1.10 |
50 | Школа первой помощи | 1 | 2.6 |
51 | Здоровью цены нет | 1 | 1.9, 1.10 |
52 | Дом не велик, а стоять не велит | 1 | 1.9 |
53 | Семейный бюджет | 1 | 1.9, 2.4 |
54 | Мудрость старости | 1 | 2.4 |
55 | Путешествие к А. С. Пушкину | 1 | 2.3, 1.5 |
56 | За страницами учебника. Моя семья – моя гордость | 1 | 1.5, 2.4 |
«В поисках Всемирного наследия» (8 ч.) | |||
57 | Всемирное наследие | 1 | 1.5, 2.1, 2.2 |
58 | Московский Кремль | 1 | 1.5, 2.1, 2.2 |
59 | Озеро Байкал | 1 | 1.5, 2.1, 2.2 |
60 | Путешествие в Египет | 1 | 1.5, 2.1, 2.2 |
61 | Путешествие в Грецию | 1 | 1.5, 2.1, 2.2 |
62 | Путешествие в Иерусалим | 1 | 1.5, 2.1, 2.2 |
63 | Путешествие в Китай | 1 | 1.5, 2.1, 2.2 |
64 | Всемирные духовные сокровища | 1 | 1.5, 2.1, 2.2 |
65 | За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия | 1 | 1.5, 2.1, 2.2 |
66 | Что мы узнали. Чему научились | 1 | |
67 | Закрепление изученного. КВН | 1 | |
68 | Будь здоров! | 1 |
4 класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов | КЭС |
Мы- граждане единого Отечества (13 ч.) | |||
1 | Общество – это мы! | 1 | 2.1, 2.2 |
2 | Российский народ | 1 | 2.1, 2.2 |
3 | Конституция России. | 1 | 2.1, 2.2 |
4 | Права ребёнка. | 1 | 2.1, 2.2 |
5 | Государственное устройство России. | 1 | 2.1, 2.2 |
6 | Российский союз равных. | 1 | 2.1, 2.2 |
7 | Государственная граница России | 1 | 2.1, 2.2 |
8 | Путешествие за границу России | 1 | 2.1, 2.3 |
9 | Сокровища России и их хранители. | 1 | 2.1, 2.2 |
10 | Творческий союз | 1 | 2.1, 2.2 |
11 | Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества» | 1 | 2.1, 2.2 |
12 | Наши проекты. За страницами учебника | 1 | 2.1, 2.2, 2.3 |
13 | Проверочная работа | 1 | |
По родным просторам (20 ч.) | |||
14 | Карта – наш экскурсовод | 1 | 1.6, 1.7 |
15 | По равнинам и горам | 1 | 1.6, 1.7 |
16 | В поисках подземных кладовых. | 1 | 1.6, 1.7 |
17 | Наши реки | 1 | 1.6, 1.7 |
18 | Озёра – краса России | 1 | 1.6, 1.7 |
19 | По морским просторам | 1 | 1.6, 1.7 |
20 | С севера на юг | 1 | 1.6, 1.7 |
21 | В ледяной пустыне | 1 | 1.6, 1.7 |
22 | В холодной тундре | 1 | 1.6, 1.7 |
23 | Среди лесов | 1 | 1.6, 1.7 |
24 | В широкой степи | 1 | 1.6, 1.7 |
25 | В жаркой пустыне | 1 | 1.6, 1.7 |
26 | У теплого моря | 1 | 1.6, 1.7 |
27 | Мы – дети родной земли | 1 | 1.8, 1.9 |
28 | В содружестве с природой | 1 | 1.8, 1.9 |
29 | Как сберечь природу России | 1 | 1.8, 1.9 |
30 | По страницам Красной книги | 1 | 1.8, 1.9 |
31 | По заповедникам и национальным паркам | 1 | 1.9 |
32 | Наши проекты. За страницами учебника | 1 | 1.4, 1.6 |
33 | Проверочная работа | 1 | |
Путешествие по реке времени (26 ч) | |||
34 | В путь по реке времени | 1 | 2.2, 2.3 |
35 | Путешествуем с археологами | 1 | 2.2, 2.3 |
36 | В путь по страницам летописи | 1 | 2.2, 2.3 |
37 | Истоки Древней Руси | 1 | 2.2, 2.3 |
38 | Мудрый выбор | 1 | 2.2, 2.3 |
39 | Наследница Киевской Руси | 1 | 2.2, 2.3 |
40 | Москва – преемница Владимира | 1 | 2.2, 2.3 |
41 | Начало Московского царства | 1 | 2.2, 2.3 |
42 | Подвижники Руси и землепроходцы | 1 | 2.2, 2.3 |
43 | На пути к единству | 1 | 2.2, 2.3 |
44 | Начало Российской империи | 1 | 2.2, 2.3 |
45 | «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» | 1 | 2.2, 2.3 |
46 | Отечественная война 1812 года | 1 | 2.2, 2.3 |
47 | Великий путь | 1 | 2.2, 2.3 |
48 | Золотой век театра и музыки | 1 | 2.2, 2.3 |
49 | Расцвет изобразительного искусства и литературы | 1 | 2.2, 2.3 |
50 | В поисках справедливости | 1 | 2.2, 2.3 |
51 | Век бед и побед | 1 | 2.2, 2.3 |
52 | Вставай, страна огромная!» | 1 | 2.2, 2.3 |
53 | Трудовой фронт России | 1 | 2.2, 2.3 |
54 | «Нет в России семьи такой…» | 1 | 2.2, 2.3 |
55 | После великой войны | 1 | 2.2, 2.3 |
56 | Экскурсия в музей боевой славы | 1 | 2.2, 2.3 |
57 | Достижения 1950 – 1970-х гг. | 1 | 2.2, 2.3 |
58 | Наши проекты. За страницами учебника | 1 | 1.4, 1.6 |
59 | Проверочная работа | 1 | |
Мы строим будущее России (9 ч) | |||
60 | Современная Россия | 1 | 2.1, 2.4 |
61 | «Хороша честь, когда есть, что есть» | 1 | 2.1, 2.4 |
62 | Умная сила России | 1 | 2.1, 2.4 |
63 | Светлая душа России | 1 | 2.1, 2.4 |
64 | Начни с себя | 1 | 2.4 |
65 | Наши проекты. За страницами учебника | 1 | 1.4, 1.6 |
66 | Проверочная работа | 1 | |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
68 | Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн - ринг» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...