Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Хашханок Светлана Ибрагимовна

Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx41.71 КБ

Предварительный просмотр:

  Рабочая программа по  окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с :

  -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;

 -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль;

  -Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль.

                 

      Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:

распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные;

деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;

распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

приводить примеры представителей  разных групп растений (дикорастущих и

культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;

характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному    учителем);

-характеризовать признаки времён года;

-объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);

находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;

понимать правила поведения в природе;

называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;

-называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

называть правила личной гигиены;

особенности охраны здоровья в разные времена года;

правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы,

благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.

К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:

различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой иживой природы;

различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы);

вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;

различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;

выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;

рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способыпитания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города (села);

объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и

животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;

объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;

анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;

осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью(одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих

личностных, метапредметных и предметных результатов.

Изучение курса «Окружающий мир» в первом классе направлено на получение

следующих личностных результатов:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуредругих народов;

формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы изспорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

поиск средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия:

умение использовать знаково-символические средства представления информациидля создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебныхи практических задач;

умение активно использовать речевые средства и средства информационных и

коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и , передачии интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и

познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям:

владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

 излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

                           Содержание учебного предмета

В соответствии с рекомендациями МО и Н РА 10-15% времени используется на региональную, национальную и этнокультурную особенность, целью которой являются темы, знакомящие с символикой РА. Растительным и животным миром РА, с Красной книгой РА и Кубани, с реками РА, с природными памятниками нашего края.

Введение        (1 )

Задавайте вопросы.

                   

Что и кто?        (20 ч) Что такое Родина? Что мы знаем о Родине? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина»Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Растительный мир Адыгеи. Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые ?Кто такие рыбы?  Рыбы Адыгеи. Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома?

Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?  Моя малая Родина. Проверим  себя и оценим свои достижения по разделу «Что и когда?» Презентация проекта «Моя малая Родина»

Как, откуда и куда?(        12 ч) Как живет семья? Проект «Моя семья»Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Животный мир Адыгеи . Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Как живут животные? Животный мир Адыгеи. Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Где и когда?(11ч) Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы?  Птицы Адыгеи. Когда появилась одежда? Одежда адыгов. Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Проверим себя и оценим свои достижения  по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа» 

Почему и зачем? (22ч) Когда учиться интересно? Почему луна бывает разной? Символика РА. Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы» Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Леса Адыгеи. Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телевизор и телефон? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1. Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. 

Вода. Свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. деревья, кустарники, травы. дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. 

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. 

2. Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. 

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. 

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и Мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. 

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.  Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. 

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. 

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим Народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. 

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыми родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. 

3. Правила безопасности жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни. 

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.  

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей нравственный долг каждого человека. 

Проекты

                                            Название

1

Проект «Моя малая Родина»

2

Проект «Моя семья»

3

Проект «Мой класс и моя школа»

4

Проект «Мои домашние питомцы»

Защита проектной работы

Этапы проекта.

  1. Подготовительный
  1. обсуждение темы проекта и выбор формы защиты.
  2. Подбор материала для реализации проекта(в течение учебного года при выполнении итоговой проектной работы)
  3. Работа с методическим материалом
  1. Выполнение проекта.
  1. Самостоятельная работа по выполнению заданий.
  2. Подготовка школьниками презентации или публикации по отчету(по выбору ученика)

Формы организации учебных занятий:

-проектная деятельность;

-устный опрос;

-тесты;

-самостоятельные работы;

-проверочные работы;

-контрольные работы.

                                 Учебно-тематический план:

№/№

Содержание программного материала

Кол-во часов

Лабора

торные, практи

ческие работы

Экскур

сии

К/рабо

ты

К/ срезы

1

Введение

1 ч

2

Что и кто?

20 ч

3

Как, откуда и куда?

12 ч

4

Где и когда?

11 ч

5

Почему и зачем?

22 ч

ИТОГО:

66 ч

                                Календарно-тематическое планирование

Тема урок                 

Дата

план.

Введение -1ч

   1

Задавайте вопросы

1

«Что и кто?»(20ч)

2

Что такое Родина?

1

3

Что мы знаем о Родине?

1

4

Что мы знаем о Москве?

1

5

Проект «Моя малая Родина»

1

6

Что у нас над головой?

1

7

Что у нас под ногами?

1

8

Что общего у разных растений? Растительный мир Адыгеи.

1

9

Что растет на подоконнике?

1

10

Что растет на клумбе?

1

11

Что это за листья?

1

12

Что такое хвоинки?

1

13

Кто такие насекомые?

1

14

Кто такие рыбы?  Рыбы Адыгеи.

1

15

Кто такие птицы?

1

16

Кто такие звери?

1

17

Что окружает нас дома?

1

18

Что умеет компьютер?

1

19

Что вокруг нас может быть опасным?

1

20

На что похожа наша планета?  Моя малая Родина.

1

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и когда?» Презентация проекта «Моя малая Родина»

1

Как, откуда и куда?(12ч)

22

Как живет семья? Проект «Моя семья»

1

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

25

Как путешествует письмо?

1

26

Куда текут реки?

1

27

Откуда берутся снег и лед?

1

28

Как живут растения?

1

29

Как живут животные? Животный мир Адыгеи.

1

30

Как зимой помочь птицам?

1

31

Откуда берется и куда девается мусор?

1

32

Откуда в снежках грязь?

1

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

1

«Где и когда?»(11ч)

34

Когда учиться интересно?

1

34

Проект «Мой класс и моя школа»

1

36

Когда придет суббота?

1

37

Когда наступит лето?

1

38

Где живут белые медведи?

1

39

Где живут слоны?

1

40

Где зимуют птицы?  Птицы Адыгеи

1

41

Когда появилась одежда? Одежда адыгов.

1

42

Когда изобрели велосипед?

1

43

Когда мы станем взрослыми?

1

44

Проверим себя и оценим свои достижении я по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1

«Почему и зачем? (22ч)

45

Почему солнце светит днем, а звезды ночью?

1

46

Почему луна бывает разной? Символика РА.

1

47

Почему идет дождь и дует ветер?

1

48

Почему звенит звонок?

1

49

Почему радуга разноцветная?

1

50

Почему мы любим кошек и собак?

1

51

Проект «Мои домашние питомцы»

1

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Леса Адыгеи.

1

54

Зачем мы спим ночью?

1

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

57

Зачем нам телевизор и телефон?

1

58

 Зачем нужны автомобили?

1

59

Зачем нужны поезда?

1

60

Зачем строят корабли?

1

61

Зачем строят самолеты?

1

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

63

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

64

Зачем люди осваивают космос?

1

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние животные»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...