Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Вода-растворитель"
опыты и эксперименты по окружающему миру (3 класс)

Алина Абузаровна Галимова

Открытый урок по окружающему миру "Вода-растворитель".

Цель работы: организовать поисковую деятельность учащихся, направленную на совершенствование навыков работы в группах, обеспечивающих проведение экспериментов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_10.12.19.docx32.85 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_voda_-_rastvoritel.pptx863.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Тема: «Вода - растворитель».

Цель: Организовать поисковую деятельность учащихся, направленную на

совершенствование навыков работы в группах, обеспечивающих проведение экспериментов.

Задачи:

  • Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что вода - растворитель; дать возможность научиться пользоваться школьным лабораторным оборудованием.
  • Обеспечить формирование учащимися исследовательских умений в практической деятельности; развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Способствовать формированию в учащихся бережного отношения к воде как ценному дару природы и источнику жизни.

Планируемые результаты

Предметные

Учащиеся научатся:

Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры использования процесса фильтрования в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать воду как природный растворитель, почву как природный фильтр, очищающий воду от загрязнения.

Личностные

У учащихся будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новым способам действия; ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Учащиеся получат возможность для формирования: самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, принимать роль в учебном сотрудничестве.

Учащиеся смогут научиться: на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

Учащиеся научатся: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Учащиеся смогут научиться: строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.


Оборудование:

  • Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
  • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
  • Колбы с водой, прозрачные стаканы, пластмассовые тарелочки, ложки, соль, вишневый сок, строительный песок, глина, воронки, фильтры.
  • Ноутбук, мультимедиа приставка, авторская презентация в PowerPoint 2007 (автор Хлопянова Т.В.).

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Анализ (особенности урока и реализующие задачи)

I.Организация класса.

Введение в тему.

1.Приветствие

2.Готовность к уроку

Ребята, сегодня у нас необычный урок.

 Во-первых, к нам пришли гости. Поэтому будьте активными, покажите как вы умеете работать на уроках.

Во-вторых, осмотритесь, как вы думаете чем мы будем сегодня заниматься?

3.Настрой: Я желаю вам хорошего настроения и интересного урока.

 - Подумайте, о чем идет речь в загадке:

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

- Какие признаки подсказали вам этот ответ?

 Ребята, давайте с помощью теста вспомним, что мы еще знаем о  воде

 

Молодцы! Ребята, вода это уникальное вещество, которое в природе может находиться одновременно в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.

 

- Это вода.

Учащиеся называют свойства

 

Учащиеся выполняют тест:  

(Жидкое, твердое, газообразное. Прозрачность, бесцветность, без запаха, текучесть, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается)

 

Введение в тему позволяет продолжить формирование умения формулировать и обосновывать свое мнение, связывает научные знания в систему.

I II. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

 А теперь я предлагаю вам послушать поучительную историю и подумать, как она связана с темой сегодняшнего урока.
История: Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой. Первый осёл едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша, второй шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осёл вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться, но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.


Что же произошло? Как вы думаете, почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?

Так как вы думаете, какое свойство воды нам будет важно узнать сегодня на  уроке?

 - Итак, целью нашего урока будет проверить свойство воды растворять разные вещества.

- Что мы можем сделать, чтобы достигнуть данной цели?

 Правильно, мы сегодня побываем в роли исследователей.

 Но, прежде чем перейти к опытам, давайте вспомним правила работы в группе

1.Умей слушать

и понимать других.

2.Не перебивай.

3.Дай возможность

высказать свое мнение каждому.

4.Умей договариваться и приходить к общему мнению.

 

- Какие правила работы в лаборатории вы можете предложить?

 



- Соль растворилась в воде, а вата впитала в себя воду и стала тяжелее.

- Мы будем говорить о воде как растворителе.

 

Провести опыты.

 

 

1.Быть осторожными с веществами и приборами.

2.Следовать чётко по инструкции.

3.Ничего не пробовать на вкус.

 


Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

Активизировать мыслительные операции:

- анализ и синтез;

- сравнение и сопоставление.











На доске 
(слайд 3) появляется тема исследования «Вода - растворитель».

Цель работы – проверить свойство воды растворять разные вещества


На доске (слайд 4) появляется инструктаж по работе в группе: см. Приложение 2

III. Физ.минутка

 Прежде чем приступать к исследованиям,  пора нам отдохнуть  

Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью)
Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо)
Приседанье сделал справно, (Приседания)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо)
Поскорее в воду — плюх! (Присели)

Дети сопровождают слова учителя действиями.

Психологически важно, чтобы содержание физ.минутки было связано с учебной деятельностью. Это помогает сохранить логику учебной деятельности

IV. Исследовательская деятельность учащихся.

 В наших лабораториях работают четыре научные группы.

В каждой лаборатории есть:

- старший научный сотрудник

 (проводит опыты),  

- помощник (читает задание)

Все остальные – эксперты (наблюдают, делают записи)

А я буду руководителем ваших лабораторий.

 А теперь проверим все ли в нашей лаборатории готово к работе?  

Какие вещества есть, чтобы обеспечить проведение опыта, в каждой группе?

 

- Каждой научной группе я выдаю план-инструкцию. Согласно ей, вы должны провести  исследовательскую работу, затем результаты зафиксировать в своих исследовательских листа..

- Возьмите бланк с инструкцией №1.

- Прочтите порядок действий – ход работы - на первом этапе. Все понятно?

 

Результаты наблюдений записываем в бланки

- Затем сделайте выводы. Куда запишем выводы?

- Итак, все готовы?

 

- А теперь каждая лаборатория продемонстрирует результаты своего опыта и озвучит выводы о возможностях воды как растворителя для разных веществ. Сделаем общий вывод.

- Ребята, а как вы думаете, можно ли очистить воду от растворимых и  нерастворимых веществ? Что может в этом помочь?

 

- А теперь продолжим выполнение опытов. Найдите следующую инструкцию №2.    

- Теперь расскажите о результатах опыта.

 

 Когда мы используем свойство воды?

На уроках ИЗО

Безвкусная вода становится сладкой или соленой. Это свойство мы используем когда готовим пищу, завариваем чай, варим компот, супы.

Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство- растворителя.

- Что еще нового и полезного для себя вы сегодня узнали на уроке?

Какую цель мы поставили в начале урока? Определить все ли вещества могут растворятся в воде.

К какому выводу мы пришли? Вещества могут быть растворимыми и нерастворимыми.

Итак, что мы исследовали?

 Что хотели узнать?

Как вы считает, мы достигли поставленной цели?

-Оцените результаты своей деятельности с помощью  капельки,  если вы довольны своей работой и уроком, то нарисуйте улыбку, а если не довольны, то грусть.

 

 

 

Дети называют вещества: вода; поваренная соль; сахар, мел, речной песок.

- Пластиковые стаканы, воронки, фильтры.  

- Пронаблюдать растворяется вещество или нет?

 

 

Далее дети заполняют общие выводы.

 

 

 

 

- Я узнала о новых свойствах воды.

 - Я научился свойству фильтрации и  смогу применить его в жизни.

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Заниматься исследовательской деятельностью.

- Проводить опыты.

На основе опытов получить новые знания о воде.

Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий



















См. Приложение 3






















 

V. Домашнее задание.

 1. придумать и нарисовать плакат берегите воду

2. как отделить друг от друга смесь опилок и песка при помощи воды

 







Выработка умения оперировать полученными знаниями.

VI. Итог урока. Рефлексия.

 

-

  

 

-


 

 

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 . В какой строке перечислены свойства воды? А) Без запаха, без цвета, прозрачная, текучая. Б) Летучая, невидимая, прозрачная В) Белая, без вкуса, хрупкая Г) Светлая, не пахнет, холодная

Слайд 2

2. Как называется процесс превращения воды в водяной пар? А) Испарение… Б) Замерзание… В) Конденсация… Г) Таяние…

Слайд 3

3. В каком состоянии находится вода в тумане? А) В газообразном… Б) В твёрдом… В) В жидком…

Слайд 4

4. Как проверить, сохраняет ли вода свою форму? А) Подогреть воду и наблюдать, что будет с ней происходить. Б) Переливать воду в сосуды, у которых разная форма. В) Сжимать сосуд, полностью заполненный водой.

Слайд 5

Вода - растворитель

Слайд 6

Т ема исследования : «Вода - растворитель». Цель работы – проверить свойство воды растворять разные вещества

Слайд 7

И нструктаж по работе в группе Первое правило : умей слушать и понимать других. Второе правило : не перебивай. Третье правило : дай возможность высказать свое мнение каждому. Четвертое правило : умей договариваться и приходить к общему мнению.

Слайд 8

Вещества могут быть растворимыми и не растворимыми в воде. Растворимые вещества: поваренная соль, Сахар в воде становятся невидимыми. Некоторые вещества в воде не растворяются . Очистить воду от растворимых веществ с помощью фильтра не удается. С помощью фильтра воду с речным песком можно очистить.

Слайд 9

С помощью фильтра нельзя очистить воду от веществ, которые в ней растворились Но фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...