Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_okruzhashchemu_miru_1_fevralya.docx | 39.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Альметьевск
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урока и управление им в рамках реализации ФГОС»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Зиганшина Р. Ф.
2017 г.
Цель: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с понятием доброта, с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; систематизировать знания учащихся о доброте, способствовать формированию нравственных норм жизни.
Коррекционно-развивающие: развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, способствовать развитию мыслительных процессов (анализ, сравнение, обобщение), психических процессов (память, внимание).
Воспитательные: воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
прививать правила культуры поведения во время работы в паре, способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классе.
Здоровьесберегающие: корректировать психофизическую деятельность (дозирование нагрузки, смена видов деятельности, проведение физкультурных пауз, доброжелательная атмосфера, создание ситуации успеха).
Проблема: что такое доброта?
Тип урока: открытие новых знаний.
Предметные результаты: научиться различать добрые и злые поступки.
Метапредметные результаты:
познавательные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
регулятивные - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
коммуникативные - определять общую цель и пути ее достижения, строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль
Личностные результаты: самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения. Признавать важность учёбы и познания нового, понимать зачем выполнять те или иные учебные действия, проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач. Оборудование: ИКТ - презентация, учебник, карточки, вырезанные слова для составления пословиц.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Организационный момент. ΙΙ. Актуализация знаний. IIΙ. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Цель: IV. Открытие новых знаний. V. Развитие умений – применение знания. VΙ. Итог урока. VIΙ. Домашнее задание. VIIΙ. Рефлексия. | - У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, улыбнитесь партнёру по плечу. Посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые лица. А значит, здесь собрались счастливые люди. СЛАЙД 1 Наш мир – это большое зеркало и, улыбаясь кому – то, ваша улыбка будет возвращаться к вам радостью. - Поделитесь своей радостью с другими, уделите внимание тем, кому оно требуется в первую очередь. - Кто нуждается в нашей заботе и помощи? - Почему пожилым людям нужна твоя помощь? - Расскажите, как вы помогаете бабушке, дедушке. - Чему нас хотел научить Л.Н.Толстой в рассказе «Старый дед и внучек»? Проблемная ситуация. - Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о каком качестве мы будем говорить, без которого человек не может называться человеком. Слово это серьёзное, главное, важное. То, что значит оно, очень нужно для каждого. В нём забота и ласка, тепло и любовь. В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь. Это качество в сердце у многих живёт. И о боли других позабыть не даёт. И оно поважней, чем лица красота. - Догадались, что это? … - О каком же качестве пойдёт речь сегодня на уроке? -Значит, какая тема нашего урока? - Да, сегодня мы будем говорить о доброте, о добром отношении к своим близким, к окружающим, о стремлении совершать добро. - Что такое доброта? Над этим вопросом задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки. - Итак, что такое доброта? Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,…. - Добро – это когда люди помогают друг другу. - Когда я готовилась к уроку тоже задумалась над смыслом слова «доброта» и решила обратиться к словарю. СЛАЙД 2 - В словаре Сергея Ивановича Ожегова «добро», «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. - Назовите синонимы к слову добрый. - Молодцы, ребята! СЛАЙД 3 - Ребята, внимательно посмотрите на доску и скажите, как вы понимаете смысл пословицы: «Добрый человек придёт словно свету принесёт». - Значит, цель нашего урока какая? - Молодцы. - В наше время современному человеку очень нужно сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность. Люди стесняются быть добрыми. - А как вы думаете, что было бы с миром, если бы не было доброты? Работа с пословицами - Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. СЛАЙД 4 Работа в группах. - На партах у вас лежат слова. Из них вы должны правильно составить пословицы и объяснить смысл. - С какой целью мы будем выполнять это задание? 1.Добрый человек в добре живет век. 2. Злой не верит, что есть добрый. 3. Человека судят по делам, а не по словам. 4. Доброе слово и кошке приятно. 5. В ком добра нет, в том и правды мало. 6. Не хвались серебром, а хвались добром. 7. Не одежда красит человека, а его добрые дела. 8. Торопись на доброе дело, а худое само придёт. - С какой целью мы выполнили это задание? - Молодцы, ребята. Вы все прекрасно справились с заданием. Работа в парах. - А сейчас внимательно посмотрите на доску и вставьте правильное слово, чтобы получились пословицы. - С какой целью мы будем выполнять это задание? На доске: 1) Жизнь дана на……………….дела 2) Мир не без……………людей 3). ……….. слово и железные ворота открывает. 4) …………… слово человеку, что дождь в засуху. - Что вы заметили? - От какого слова произошли все эти слова? - В какой из пословиц содержится совет для всех людей? - С какой целью мы выполнили это задание? Дети слушают «Притчу о волке». - О чём эта притча? -Что за два волка живут в каждом человеке? - В каком смысле в притче употреблено слово «волк»? - Как вы понимаете ответ дедушки своему внуку? - С какой целью мы выполнили это задание? Работа по учебнику. 1. - Откроем учебники на с. 114. Прочитаем первую историю. - Почему гармонист так поступил? - Разве ему не нужен был тёплый тулуп? - С какой целью мы прочитали эту историю? Физминутка. (музыкальное сопровождение) 2. с 114-115 учебника - история вторая. -Зачем солдат сделал это? -Разве нельзя было отдать детей в детский дом? - С какой целью мы прочитали вторую историю? СЛАЙД 5 3. Практическая работа. (Карточки для каждого ученика.) – Вычеркните те качества, которые, на ваш взгляд, мешают человеку жить в обществе и ладить со всеми: 1)справедливость эгоизм праздность милосердие болтливость простота 2) уважительность честь совесть жадность сдержанность честность стыдливость 3) жестокость мужество скромность хитрость малодушие трусость доброта – Какие качества вы оставили? - С какой целью мы выполнили это задание? 4. - Как вы понимаете выражение: Делай добро и не жди награды? С. 115-116 учебника. - Согласитесь ли вы с высказыванием: доброго человека всякая живность любит? Почему? -Вспомните, какую акцию мы проводим с вами каждый год? СЛАЙД 6 -Как вы думаете, можно ли оценить доброту, заботу, милосердие? 5. Дети смотрят мультфильм «Просто так» - Почему менялось настроение у героев мультфильма? - С какой целью мы посмотрели с вами мультфильм? - Может ли злой человек обидеть другого человека словом? Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами, А может не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. Знаете ли вы добрые слова? - Дополните мои предложения. - Растает даже ледяная глыба от слова теплого…. - Зазеленеет старый пень, когда услышит… - Если больше есть не в силах, скажем маме мы… - Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… - Когда нас бранят за шалости, мы говорим… - Все волшебные слова, которые вы говорили сейчас ребята – это ключики к сердцам людей. Каждый из вас может научиться ими пользоваться. Да, непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. 6. Работа в группах - Запишите на карточках, что никогда не сделает добрый человек. - Может кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек». - Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. Помогать людям. Защищать слабого. Делиться последним с другом. Прощать ошибки другим. СЛАЙД 7 ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. Выбери сам:
Мини – проект. - А в заключении мы создадим с вами удивительную картину добра. (под музыку из мультфильма «Неуловимый фунтик» - Доброта). - Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой картине засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают. - Первая команда изобразит на этом листе солнце. Вашей команде нужно на лучиках написать слова, которые относятся к добрым людям. - Солнце дает жизнь на Земле, значит, на Доброй земле должны расти леса, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте. - Вторая команда приклеит к дереву корни, на них напишет свои добрые слова, ведь дерево вырастет сильным только тогда, когда у него будут добрые (крепкие) корни. - Третья команда напишет на цветах добрые поступки.. - И хотя за окном зима, а на нашей картине цветут цветы, как и в наших сердцах. Только у доброго человека на сердце всегда тепло и радостно. Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. - Продолжение жизни на картине, на нашей Земле зависит от нас, от того какие поступки будем совершать. - Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. - Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! - Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. - Закончить урок я хотела бы словами писателя Лесных Как бы жизнь не летела – Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело – Тем живем на земле. Выставление оценок. - Я благодарю всех вас за активную работу на уроке. Всем большое спасибо. | Дети улыбаются и прикасаются ладошками друг друга. - Пожилые люди. Рассказы детей. - Уважать старших. -Доброта. - О доброте. -Доброта. Ответы детей. - Отзывчивый, хороший, нравственный, честный, порядочный, вежливый, заботливый … Ответы детей. - Узнать что такое доброта, какого человека мы можем назвать добрым, легко или трудно быть добрым. Ответы детей. - Везде пропущено слово добрый. - Доброта. - Жизнь дана на добрые дела. - О добре и зле. - Добро и зло. - В переносном. - Всё зависит от поступков человека. - Человек должен совершать только добрые поступки. - Он пожалел водителя. - Нужен, но гармонист работает в тёплом помещении, а водитель на холоде. - Нужна взаимовыручка, взаимопомощь. - Он пожалел детей. - Можно, но в детском доме у детей не было бы родителей, он проявил милосердие. - Нужно заботиться о других людях. - Человек должен воспитывать в себе только положительные черты характера. - Если ты совершил хороший поступок не нужно ждать слов благодарности. - ДА. -С добротой нужно относиться не только к людям, но и к природе, ведь она всегда нас радушно встречает. - Покорми птиц. - - Им просто так дарили букет цветов, делали приятное. - Нужно делать приятное друг другу просто так. - Да. - Спасибо. - Добрый день - Спасибо. - Здравствуйте! - Простите, пожалуйста!) Добрый человек никогда: не обманет, не обидит, не убьет, не украдет, не ударит, не сделает больно, не бросит в беде, не оставит без помощи и т.д. | Метапредметные: познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: - овладевать умением прогнозировать; -высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: - определять общие для всех правила поведения Предметные: - знать определение слова «Доброта» Метапредметные: познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) регулятивные: - высказывать своё предположение коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли; - слушать и понимать речь других познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме; - делать обобщение, искать и выделять необходимую информацию регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного Метапредметные: регулятивные: работать по предложенному плану; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль познавательные: - ориентироваться в учебнике; - уметь сравнивать коммуникативные: -слушать и понимать речь других Личностные: -устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Метапредметные: регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру тема: Строение и функции кожи
На этом уроке учащиеся работают в группах. Каждая группа определяет изучив дополнительный материал строение и функции кожи. Работа проводилась в 4 группах: с научной литературой, с учебной книгой, мод...
Открытый урок по окружающему миру. Тема: "Поговорим о доброте. "Добрый человек придет, словно свету принесет""
Урок содержит большой практический материал, который направлен на расширение знаний учащихся о доброте и ее роли в жизни человека. Познавательные задания способствуют пробуждению интереса к совершению...
Открытый урок по окружающему миру. Тема "Богатства природы" УМК "Школа 2100"
Предлагаю вашему вниманию конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Богатства природы" УМК "Школа 2100" 1 класс. Презентация разбита на 4 части, так как насыщена фотографиями. Дополнительн...
Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС
Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...
Исследовательская работа по теме: "Развитие внимания детей младшего школьного воспитательном процессе."
Работа посвящена исследованию внимания как познавательного процесса....
Роль заместителя директора по учебно – воспитательной работе в профессиональном развитии учителя в условиях реализации ФГОС второго поколения
В презентации показаны направления в работе с учителями начальных классов, формы организации деятельности, результат....
Открытый урок по математике по теме " Таблица умножения и деления с числом 9." ФГОС в 3 "б" классе 29.11.2017 года . Уровень муниципальный . Показан опыт работы на уроке математики учащегося с ОВЗ.
Урок изучения нового материала проведён по теме "Таблица умножения и деления с числом 9" ФГОС на муниципальном уровне по программе "Школа России"....