Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде у младших школьников
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
В статье сфориулированы основные подходы к организации работы и отражен собственный опыт по экологическому воспитанию младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Терешкова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ "СШ № 36 им. А.М.Городнянского" г.Смоленска,
Воспитание ценностного отношения к природе,
окружающей среде у младших школьников
Облетев Землю, в корабле-спутнике,
я увидел, как прекрасна наша планета.
Люди, будем хранить и приумножать эту красоту,
а не разрушать ее.
Ю.А.Гагарин
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения предусматривают в числе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательных программ формирование у младших школьников чувства осознания целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде. Содержательный раздел основной образовательной программы школы должен включать в том числе и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, одной из задач реализации которой является формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.
Актуальность экологического воспитания в начальной школе обоснована не только требованиями ФГОС, но и ещё, на мой взгляд, двумя весомыми причинами. Экологическая ситуация во всем мире достаточно тяжёлая, мир то и дело сотрясают экологические катастрофы, состояние экологии является отражением общей культуры общества. Именно современным школьникам придётся решать поставленные жизнью экологические проблемы. Младший школьный возраст - это время становления характера человека, формирования основных качеств личности. Детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, безграничное доверие к взрослым, главным образом к учителю, что позволяет говорить о возможности формирования у учащихся надежных основ ответственного отношения к природе.
Таким образом, одной из целей экологического воспитания является воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде. Общие задачи, реализация которых будет способствовать достижению поставленной цели:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;
- понимание активной роли человека в природе;
- расширение знаний о природе, о её связях;
- элементарный опыт природоохранной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным.
Понятие “ценность” относится к числу таких общенаучных определений, значение которых особенно велико для педагогики. Ценности формируются в процессе переживания и осознания субъектом значимости некоторых внешних факторов, предметов или явлений, с которыми он вступает во взаимодействие. Осознание ценности природы можно отнести к
социальным ценностям.
В "Педагогическом словаре" (авторы Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.) ценности социальные определяются как общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности социальные не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направлен педагогический процесс.
Л.И.Терентьева, кандидат педагогических наук, в своей статье "Педагогическая сущность понятия "Ценностное отношение к природе" выделяет характерные черты ценностного отношения к природе, уточняет понятие "ценностное отношение к природе", которое представляет собой действенную сознательную связь человека с объектами природы по её восстановлению, сохранению и развитию в процессе активной деятельности на основе целостного понимания универсальной значимости природы и многообразия её ценностей. Педагогическая ценность данного понятия, по мнению автора, заключается в том, что человек всесторонне познаёт природу, т.е. воспринимает и осмысливает её через такие ценностные качества как красота, целостность, гармоничность, величие; понимает окружающую действительность как единство равноправных самоценных сфер: природа, общество и сам человек; расширяет собственные знания об уникальности природы; осознаёт свои потребности, которые стимулируют к экологически целесообразному поведению, т.е. проявляет активную позицию по сбережению и восстановлению природы; свои личные мотивы и интересы при творческом взаимодействии с миром природы основывает на познавательной, эстетической, нравственной оценке объекта природы; проявляет разумное поведение в конкретной деятельности с целью преобразования объектов природы в новую ценность для человека и общества.
В данной статье представлен собственный опыт по воспитанию у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде. Работа по данному направлению должна носить комплексный характер и осуществляться в урочной и воспитательной работе, во внеурочной деятельности.
Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в экологическое воспитание детей. Наиболее значим при решении данного вопроса урок окружающего мира. При изучении курса использую для этого разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду:
- наблюдения за явлениями природы;
- практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера;
- различные творческие задания (инсценировка экологических сказок, подготовка сообщений, выпуск стенгазет, фотоотчеты и др.)
- дидактические и ролевые игры;
- учебные диалоги на экологические проблемы;
- создание природоохранных знаков и плакатов;
- моделирование объектов и явлений окружающего мира;
- подготовка проектов по темам: «Берегите воду», «Загрязнение воздуха», «Природу надо охранять» и др.
Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия провожу не только в классе, но и на улице, в парке.
В процессе воспитательной работы организую игры, поскольку игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. Использую игры, в которых, по возможности, присутствовала бы активная развивающая экологически направленная в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.
Например, при проведении занятия «Птичья столовая» можно поиграть в весёлую игру «Прилетели птицы».
В течение зимнего периода ребята подкармливают птиц, наблюдая за их повадками, а весной радуютя прилету перелётных птиц.
Воспитание ценностного отношения к природе невозможно без организации непосредственного эмоционального контакта детей с миром природы. Одним из направлений работы по экологическому воспитанию школьников является проектная деятельность. Организую социально-значимые проекты: «Наша школьная клумба», «Урожай на подоконнике».
Одной из интереснейших форм работы, в том числе и по экологическому воспитанию, стал выпуск газеты "Классная". Специальными выпусками этой газеты стали экологические вестники, работа над которыми очень увлекла ребят. В номерах газеты присутствуют постоянные рубрики "Колонка редактора", "Проба пера", раскрываются вопросы, связанные с экологическими проблемами города Смоленска и области. Ребята изучали проблему обмеления Днепра, распространения на территории области борщевика. В газете дети рассказывают о своих делах по охране природы. Ученики работают над выпуском вместе, отбирают материал, обсуждают, учатся правильно оформлять. Получив номер газеты, прочитывают его и несут домой, чтобы дать почитать родным и знакомым.
Результатами работы по воспитанию у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде можно считать повышение уровня информированности о природе, повышение уровня интереса к природе в целом и природе родного края в частности, соблюдение правил поведения в окружающей среде, умение контролировать свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды, наличие потребности в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира, что подтверждается в ходе наблюдений, опросов учащихся.
Итак, работа по воспитанию у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде является необходимым условием для формирования основ экологической культуры как составной части духовной культуры человека, а в конечном итоге обеспечивает реализацию требований образовательного стандарта и обоснована требованием современного общества.
Дети младшего школьного возраста всегда восхищаются красотой природы, испытывают удивление и восторг от общения с миром растений и животных. Очень важно поддержать эти эмоции, создать условия для того, чтобы они перерастали в деятельную любовь к родной природе, а значит, любовь к Родине. На наш взгляд, справедливо считать экологию не только наукой о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой, но и наукой о любви к природе.
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2009 г.
2.ФГОС. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
3. Сбитнева Е. С. Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 692-694.
4. Терентьева Л.И. Педагогическая сущность понятия «ценностное отношение к природе» // Педагогика. Психология.
Интернет-ресурсы
http://base.garant.ru
https://ru.wikipedia.org
http://www.edumonch.ru
http://slovo.yaxy.ru/87.html
http://festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Тематическое планирование по разделу программы ДНВиР (ФГОС); путешествие по острову "Родная сторонка"; ценности и планируемые результаты....
Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе , окружающей среде.
Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все чел...
Межпредметная и транспредметная интеграция содержания предметов "Окружающий мир" и "Изобразительное искусство" как модель воспитания эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников
Эмоционально - ценностное отношение в учебном процессе....
Возможности игры в воспитании ценностных отношений у младших школьников
Статья о воспитании ценностных отношений у младших школьников через различные виды игр...
Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...
Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...
Реферат. Тема «Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде».
Актуальность: экологические проблемы носят в настоящее время глобальный характер и затрагивают всё человечество. Экологическое воспитание людей становится залогом процветающего будущего нашей планеты....