Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
статья
Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Татаринова Анастасия Евгеньевна, студентка 4 курса
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»
СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ключевые слова: младший школьник, ценностное отношение, природа, ситуация, нравственный выбор.
В современных документах начального общего образования (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС НОО) поставлены задачи, ориентирующие педагога на расширение опыта позитивного взаимодействия младших школьников с окружающим миром, воспитание у них ценностного отношения к природной среде. Они являются ключевым условием регуляции и гармонизации взаимоотношений человека и природы. Основополагающая роль в решении этих задач принадлежит системе школьного образования. Это связано с ее системностью, возможностью поэтапной реализации задач с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.
Младший школьный возраст составляет первую ступень в становлении ценностных отношений личности. В данном возрасте происходят изменения всех сфер личности, в том числе и в формировании ценностного отношения к природе. Поэтому организация данной работы актуальна в начальной школе.
Ценностное отношение к природе представляет интегративное, устойчивое личностное образование, базирующееся на чувственно-эмоциональном восприятии природы. Оно характеризуется осознанием природы как ценности и проявляется в реализации деятельностных аспектах отношения [2].
Процесс формирования у младших школьников ценностного отношения к природе может осуществляться на материале различных предметов: «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство». В ходе их изучения младший школьник знакомится с различными способами взаимодействия человека с природой, учится воспринимать природу как ценность.
Анализ учебников курса «Окружающий мир» разных УМК («Школа 2100», «Перспектива» и другие) позволил выделить, что их содержание имеет достаточную долю экологического материала, который позволяет решать проблему формирования ценностного отношения к природе при условии, если учитель будет систематически уделять внимание работе с данным содержанием.
Считаем, что процесс формирования у младших школьников ценностного отношения к природе эффективен на уроках окружающего мира при организации личностно значимых педагогических ситуаций. К таким ситуациям относятся ситуации нравственного выбора. Они способствуют обеспечению активности ученика в присвоении ценности «природа», осознании ее значимости, как для него, так и для общества в целом. В процессе решения ситуаций нравственного выбора у младших школьников формируются элементарные представления об экокультурных ценностях, ценностное и бережное отношение к природе и всем ее формам жизни [4]. Также обучающиеся получат возможность приобрести первоначальный эмоционально-чувственный опыт отношения к природе.
Для формирования у младших школьников умения осуществлять объективную нравственно-этическую оценку и самооценку ситуации нравственного выбора необходимо продумывать и специально предлагать младшим школьникам для обсуждения ситуации, в которых необходимо сделать нравственный выбор [3]. Важно не только предъявлять ученику ситуации нравственного выбора, но и создать такие условия, чтобы ситуация была личностно переживаемая им. Переживание позволяет личности всмотреться в свои жизненные ценности, вдуматься в их личное значение. Решение таких ситуаций нравственного выбора требует не только выбор действия, но также аргументацию. Ребенку необходимо объяснить свою точку зрения и причину такого выбора, что является достаточно сложной задачей для младшего школьного возраста.
Отметим основные условия для составления ситуаций нравственного выбора: в основе каждой ситуации должна быть нравственная проблема, требующая разрешения; ситуация должна иметь место в повседневной жизни младших школьников; она должна иметь простой, но содержательный сюжет; должна предусматривать несколько вариантов решения, в том числе правильное и неправильное решение с точки зрения экологически сообразных норм, принятых в обществе [1].
Осуществлять работу над ситуациями нравственного выбора нужно с учетом определенной последовательности. Представим особенности работы на примере использования экологического рассказа «Воскресенье в лесу» на уроке окружающего мира по теме «Ценность природы для людей» (3 класс, УМК «Школа 2100»). Проблема рассказа отражает взаимоотношения человека с природой, а именно безнравственное и безответственное отношение человека к живой и неживой природе (дети, находясь на пикнике, не учитывали правила поведения в природе, экологически сообразное поведение по отношению к растительному и живому миру).
Учебная задача для учителя: формировать способность школьников осознавать ценности природного мира и понимание норм природоохранного, нерасточительного поведения в природе на основе анализа ситуации нравственного выбора.
Учебная задача для учащихся: ребята, сейчас мы с вами узнаем правила поведения в лесу.
Практическая задача: давайте проанализируем ситуацию, произошедшую с детьми, и обсудим ее.
Организация деятельности: обсуждение и решение ситуаций выбора может быть организовано разными способами (коллективное обсуждение, групповая работа). При решении данной ситуации целесообразно предусмотреть взаимодействие всех участников образовательного процесса (учеников и учителя) для того, чтобы дети смогли проанализировать разные мнения. Вначале учитель (или ученик) читает ситуацию, затем организуется обсуждение ситуации по вопросам (табл. 1). После этого подводятся итоги, выявляются и обосновываются более убедительные аргументы [1].
Спроектируем организацию работы при решении ситуации нравственного выбора «Воскресенье в лесу» (табл. 1).
Таблица 1
Этапы работы с ситуацией нравственного выбора «Воскресенье в лесу»
Этапы работы | Вопросы для обсуждения |
Прослушивание нравственно-этической ситуации, анализ действий ее участников. | Что произошло в лесу? Что сделали ребята? Каковы интересы участников? |
Осмысление события или явления, представленного в ситуации на основе имеющегося личностного опыта, знаний нравственных норм и преобладающей системы ценностей. | Какие нормы поведения в природе вы знаете? Какие похожие ситуации вы встречали? Нарушают ли действия участников нормы поведения? |
Выражение личностного эмоционально-чувственного отношения к обсуждаемой ситуации. | Что вы чувствуйте по отношению к ребятам? Как вы думаете, почему они так поступали? Какие эмоции у вас возникли? |
Нахождение возможных вариантов решения ситуации. | Какие варианты решения вы можете предложить? |
Рассмотрение возможных вариантов решения, прогнозирование возможных последствий каждого варианта. | Принесет ли кому-нибудь сложившаяся ситуация пользу/вред? Какие прогнозы вы можете сделать? |
Принятие решения нравственного выбора. | Какое решение вы считаете наиболее правильным в сложившейся ситуации? |
Критическая оценка собственного выбора. | Соответствует ли ваше решение принятым в обществе нормам поведения в природе? |
Контрольно-оценочный компонент: ребята, мы обсудили ситуацию. Что вы поняли, обсуждая ее? Какие выводы вы можете сделать?
Результативность решаемой ситуации можно анализировать на основе следующих критериев: активности учащихся в ходе проведения занятия; содержание, качество, глубина ответов на вопросы в ходе решения ситуации; наличие убедительной аргументации мнения. При этом важно ориентироваться на уровень развития морального сознания младшего школьника, который позволяет осуществлять нравственный выбор.
Таким образом, формирование ценностного отношения обучающихся к природе представляет собой многогранный социальный психолого-педагогический процесс, направленный на развитие системы ценностных экокультурных и нравственных ориентаций младшего школьника. Поэтому формирование осознанного нравственного выбора и системы ценностей у младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. В ходе решения ситуаций нравственного выбора ребенок овладевает различными способами действия и умением найти правильный выход из реальных жизненных ситуаций.
Литература:
- Калинина Л.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников через нравственно-этическое оценивание // Сибирский педагогический журнал. 2014. №1. С. 61-64.
- Лазаренко Е.Н. Формирование у младших школьников ценностного
отношения к природе в процессе обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2009. – 210с.
- Назарова Н. М., Фуряева Т. В. Особенности оценки и самооценки интеллектуального потенциала учащихся // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – М.: Изд-во Московский гор. пед. ун-т, 2010. № 2. С. 101–114.
- Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – 4-е изд., перераб, - М.: Просвещение, 2012. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников
доклад с презентацией...
Формирование ценностного отношения к здоровью младших школьников
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье школьника отнесено к приоритетным направлениям государственной политики, поставлена задача – сохранить в процессе обучения здоро...
«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»
Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....
Самоконтроль как средство формирования регулятивных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму
Из опыта работы...
Духовно – нравственное воспитание как фактор формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ставит перед школой главную цель: «Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетен...
Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...
Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учебе младших школьников с нарушением интеллекта
В.А.Сухомлинский: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»В статье рассматриваются условия и приемы созд...