Возможности игры в воспитании ценностных отношений у младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Статья о воспитании ценностных отношений у младших школьников через различные виды игр
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. 3 Возможности игры в воспитании ценностных отношений у младших школьников
Наряду с ведущей учебной деятельностью особое место в жизни младшего школьника продолжает занимать игровая деятельность.
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной действительности, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие личности.
На уникальность и значимость феномена детской игры, синтезирующей в себе познавательную, трудовую, творческую активность ребенка и позволяющей ему, ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность указывают педагоги и психологи разных времен.
Так, например, В. Л. Сухомлинский писал: «Присмотритесь внимательнее, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра это самое серьезное дело. В игре раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (Ермолаева)
Неким дополнение к данному высказыванию являются по нашему мнению слова С. А. Шмакова о том, что «игра - это еще и сотворение ребенком собственного мира, в котором он может установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей, это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых». (Ермолаева)
Игра по своей природе многогранна и многофункциональна. Функция игры -это есть ее разнообразная полезность. И чем богаче спектр того, что делает действительно полезной ту или иную игру, тем большей эффективностью и жизнеспособностью обладает эта игра.
Так, например, педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные способности детей, развивает их организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, воспитывает ценностное отношение друг к другу, к учебе, доставляет радость от совместных действий. Из этого следует, что в данной игре выполняется несколько функций: обучающая, воспитывающая, развивающая, коммуникативная, регулирующая и развлекательная функции.
Существует великое множество игр и их классификаций. Достаточно широкий спектр подходов к классификации игр изложен в современной педагогической литературе.
Не отрицая иных подходов к классификации игр, в нашей работе мы за основу берем тип человеческой деятельности, которую игры отражают, базовые виды которой они в значительной степени моделируют.
При такой классификации М. Г. Ермолаевой игры объединяются в следующие группы. Условно их можно представить как игры тела, игры ума, игры души. Раскроем это.
- Физические игры, или игры тела: двигательные (спортивные, моторные и экстатические (современные танцы, импровизация и т. д.).
- Интеллектуальные, игры ума (игры – манипуляции, игры – путешествия, предметные, или дидактические, игры, компьютерные и конструкторские игры и т. д.).
- Социальные игры, игры души (сюжетно – ролевые, деловые, комплексные).
Важно, что при любой классификации, в том числе и той, что была рассмотрена нами, необходимы поиски разных форм, являющихся синтезом игр.
Репертуар игр младших школьников весьма обширен и разнообразен. Дети данного возраста с большим удовольствием играют как в «игры ума», так и в «игры души и тела».
Но к сожалению, на данном этапе многие взрослые (учителя, родители) пренебрегают детской игрой, поскольку видят в ней лишь забаву, пустую трату времени, бессмысленное отвлечение от учебы. А между тем игра имеет большое воспитательное значение. Она готовит ребенка к творческому труду, к деятельности, к жизни. Игра на данном возрастном этапе – это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности. Игра способствует всестороннему развитию ребенка: «развивается его физическая сила, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива, выдержка, умение взвешивать обстоятельства и многие другие ценные качества». Она способствует скорейшей адаптации ребенка к школе, позволяет ярко проживать жизнь, удовлетворяет потребность в самоутверждении и самоосуществлении. Игра создает пространство для «внутренней социализации» каждого ребенка.
Сюжетно – ролевой игре присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры.
Сюжет игры – это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Отметим, что сюжеты игр школьников более развернуты, чем у дошкольников, основное внимание младшие школьники обращают не на действия людей, а на их отношения, чувства и переживания. В игру дети вносят все больше импровизаций, они не ограничиваются строгими рамками повторения и воспроизведения виденного, дополняют игру материалом из прочитанных книг, из разговоров взрослых.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых и детей ( старших, а иногда и сверстников ), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения – равноправия, подчинения или управления – вступает с другими играющими, принявший на себя ту или иную роль.
Сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы.
Наиболее общий мотив – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.
Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются. Если для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив – воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые, то для школьника основное в сюжетно-ролевой игре – проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной человек ( храбрость, честность и др.).
Сюжетно - ролевая игра есть деятельность, в которой дети моделируют общественную жизнь взрослых. Так, например, дети младшего школьного возраста, в игре «Дочки – матери» отражают быт семьи – уход взрослых за детьми, домашний труд. В играх на данную тематику, формируются ценностные отношения детей к семье, к родным.
В играх «в школу» учащиеся отражают жизнь школы, а именно труд учителя: они учат кукол, учат детей-дошкольников, учат животных, обучают друг друга. В подобные игры вводятся эпизоды из школьной жизни: прием у врача, медосмотр, рентген и прочее. Важно то, что через свое содержание игра «в школу» делает понятными отношения и требования взрослых, сближает внутренние позиции, одновременно занимаемые младшим школьником, - позицию «ребенка», безоглядно и безответственно наслаждающегося жизнью, и позицию «взрослого», занятого серьезным и трудным делом. Данная игра может сделать скрытый смысл изучаемого в школе явным, наполнить учебную деятельность чувствами. В сюжетно – ролевой игре формируется ценностное отношение к учению в школе.
Школьной тематике отводится много места в играх детей I класса, меньше — II, а у школьников II класса игр со школьной тематикой становится все меньше. Растущие познавательные интересы детей переключают их на другие, новые игры.
Чем старше школьники, тем большее значение приобретает для них познавательный характер творческой игры, в игре скрыто или открыто ставится цель познать, осознать новое, совершенствовать познанное. Все это происходит под влиянием школы и учения.
Учащиеся I—II классов любят игры с куклами и игрушками; в III классе дети уже реже увлекаются подобными играми. Только сложная сюжетная игра, приближенная к жизни, дающая возможность исполнителю роли поставить себя в близкие к действительности жизни условия, может удовлетворить учащихся III—IV классов
Дети изображают в своих играх и разнообразный труд взрослых: труд шофера, моряка, летчика.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Наличие детского общества – наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом: они учатся договариваться между собой, уважать друг друга и идти на компромиссы; они больше времени затрачивают на обсуждение сюжета и распределение ролей, более целенаправленно выбирают их.
Итак, воспитательное значение сюжетных - ролевых игр у младших школьников закрепляется в том, что данный вид позволяет познать действительность, создать коллектив, воспитать любознательность и сформировать волевые чувства личности.
В процессе игровой деятельности накапливается опыт коллективных переживаний, формируется нравственное здоровье ребенка, формируется необходимый для общения эмоциональный запас уважительности к людям, бескорыстность, доброта, контактность. В игре рождается детское содружество, а значит, и дружба, такие ее слагаемые, как независимость, самостоятельность, защищенность, взаимопомощь и т. п.
Личность формируется в деятельности, а тип личности зависит от типа деятельности. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.
Таким образом, Игровая деятельность - это, как правило, коллективная - творческая деятельность. Добытые самостоятельно знания, умения, навыки становятся их богатством надолго, может быть, на всю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание ценностного отношения к прекрасному через Основы Православной Культуры.
Выступление на II районных образовательных Кирилло-Мефодиевских чтениях....
Воспитание ценностного отношения к прекрасному через Основы Православной Культуры.
Презентация к выступению "Воспитание ценностного отношения к прекрасному через Основы Православной Культуры"...
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Тематическое планирование по разделу программы ДНВиР (ФГОС); путешествие по острову "Родная сторонка"; ценности и планируемые результаты....
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование эстетических ценностей.
Календарно-тематическое планирование по острову "Талантов" и морю "Красоты". Ценности, планируемые результаты....
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа по формированию здорового образа жизни обучающихся....
Статья на тему : "Воспитание ценностного отношения к Родине "
Воспитание ценностного отношения к Родине сегодня является одной из самых дискуссионных и актуальных тем педагогики. В отечественной педагогической науке оно рассматривается как патриотическое воспита...
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде у младших школьников
В статье сфориулированы основные подходы к организации работы и отражен собственный опыт по экологическому воспитанию младших школьников....