Межпредметная и транспредметная интеграция содержания предметов "Окружающий мир" и "Изобразительное искусство" как модель воспитания эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников
материал на тему

Лебедева Вера Александровна

Эмоционально - ценностное отношение в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметная и транспредметная интеграция содержания предметов "Окружающий мир" и "Изобразительное искусство" как модель воспитания эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников


Образование сегодня понимается как работа со смыслами, ценностями. Оно направлено на формирование ценностного отношения к окружающему миру, к себе, к людям.

Данная цель определяет особый подход к изучению предмета «окружающий мир». При ценностном освоении устанавливается связь объекта и человека.

Ценностное освоение предполагает момент переживания, личностного отношения к тому, что изучаешь. Объект изучения должен стать значимым для ребенка.

Эмоция является обязательным условием  возникновения ценностного отношения. Поэтому следует говорить о необходимости воспитания  эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Способом выражения ценностного отношения  является ценностная деятельность в виде действий, реакций, переживаний.

Наиболее важным для формирования ценностных ориентаций является возраст 6-12 лет, в котором складываются механизмы познания окружающего мира. Для детей младшего школьного возраста принять объект как ценность означает:

  • обнаружить присутствие объекта в окружающем мире и ощутить свою причастность к нему;
  • помочь данному объекту по мере сил.

Для достижения цели воспитания эмоционально-ценностного отношения к объекту окружающего мира были созданы следующие условия:

  • на уроках «Изобразительного искусства» и «Окружающего мира» велось целенаправленное формирование представлений о системе ценностей;
  • выбирались методы и приемы, вызывающие у ребенка эмоциональное отношение к ценностям окружающего мира;
  • главным средством формирования эмоционального отношения явилось создание художественного образа;
  • главным способом реализации личностного отношения к объектам окружающего мира стала социально-значимая деятельность, упражнение в нравственных поступках;
  • использовалась межпредметная и транспредметная интеграция содержания отдельных тем курсов «Окружающий мир» и «Изобразительное искусство». 

Для воспитания эмоционально-ценностного отношения к объектам окружающего мира в нашей методике применялись следующие   методы и приемы:

  • наблюдения за объектами природы, их зарисовка;
  • ценностный анализ – способ рассмотрения чего-либо с позиций ценностной значимости, проводимый на уроках курсов «окружающий мир» и «изобразительное искусство» (построение оценочных суждений, разъяснение  ценностей, выбор ценностей из предлагаемой системы);
  • сопоставление реальной природы и ее образа в художественных произведениях;
  • создание собственного художественного образа изучаемых объектов;
  • «метод биографий» - способ осознания ценности объекта окружающего мира через описание этапов его жизни;
  • «метод идентификации» - способность поставить себя на место другого человека или объекта природы;
  • ценностное действие – упражнение в нравственных поступках.

Совпадение объектов исследования, близость методов и общность теоретических концепций позволяет интегрировать содержание предметов «Изобразительное искусство» и «Окружающий мир». В программах данных курсов авторами дается общая целевая установка на развитие ценностного отношения к миру:

«… формирование ценностно окрашенного образа мира» (А.Плешаков)

« … развитие эстетического переживания окружающей реальности» (Б.Неменский)

Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.

Транспредметная интеграция дает возможность построить содержание учебного дня или учебной недели как единое поле деятельности учащихся.

Межпредметная и транспредметная интеграция
изучения тем «Комнатные растения» (
окружающий мир
и «Изображение и реальность», «Изображение и фантазия» 
(
изобразительное искусство)

Научно-познавательный аспект содержания урока «Комнатные растения» помог выделить данные предметы из окружающего мира, привлечь к ним внимание детей.

Методами естественно-научного содержания явились наблюдения за комнатными растениями, знакомство с их названиями. На уроке было организовано практическое знакомство с ближайшим природным окружением – комнатными растениями.

В то же время на уроке был использован метод ценностного анализа, определен круг ценностей данного объекта:

  • комнатные растения - источник эмоционального наслаждения;
  • комнатные растения - «зеленые друзья» человека, т.к. положительно влияют на его здоровье;
  • за комнатными растениями необходимо ухаживать;
  • был составлен список свидетельств зависимости человека от комнатных растений.

Главным средством формирования эмоционального, наполненного личным смыслом, отношения к комнатным растениям стал созданный на бумаге  художественный образ. Образы растений, животных наиболее близки детям в младшем школьном возрасте.

На уроках изобразительной деятельности по теме «Изображение и реальность», имеющей задачу наблюдение природы и зарисовку с натуры природных объектов, дети рисовали выбранное комнатное растение с натуры. На этом этапе были организованы наблюдения за особенностью строения, окраски, формы листьев «зеленого друга». Образ растения, воспроизводимый разными материалами на бумаге, стал средством формирования эмоционального  отношения ребенка к объекту природы. Непосредственное общение с цветом и формой комнатных растений оказывает на детей сильное эмоциональное воздействие. На уроке дети с огромным удивлением обнаружили многообразие палитры зеленого цвета, научились создавать новые оттенки  и отобразили многообразие формы листьев растений.

Работы учащихся  были оформлены в накопительный  альбом, который стал своеобразным иллюстрированным каталогом классной коллекции комнатных растений.

В процессе поисковой работы «Путешествия с комнатными растениями», организованной во второй половине дня на занятиях, отведенных под проектную деятельность, был использован метод биографий, который углубил осознание ценности мира комнатных растений через путешествие на Родину растений.

На уроках изобразительной деятельности по теме «Изображение и фантазия» и на занятиях кружка изобразительной деятельности, осуществляя воображаемое путешествие на родину растений, дети включали изображение растений  в различные сюжетные линии, развивая фантазию на основе реальности.

В результате была создана дидактическая игра «Путешествие с комнатными растениями».

Так постепенно природоведческое содержание образа, обретая художественную форму в живописных работах учащихся, формировало их личностное отношение к изучаемому объекту, учило детей относиться к комнатным растениям  как к «зеленым» друзьям.

Способом реализации личностного отношения детей к комнатным растениям послужила организация социально-значимой деятельности. Положительное эмоциональное отношение к комнатному растению вызвало у детей желание ухаживать за ними. Среди детей были выбраны  цветоводы (по желанию). За каждым цветоводом закреплено определенное комнатное растение. Были выведены  правила ухода за «зелеными» друзьями. Дети ухаживали за комнатными растениями во внеурочное время.

Так положительное отношение к объекту природы нашло отражение в правильном поведении детей в природе.

Тема урока ОМ 
и используемые методы

Тема урока ИЗО 
и используемые методы

Тема для внеурочной деятельности в системе дополнительного образования

Комнатные растения

(метод наблюдений,

метод

ценностного анализа)

Изображение и реальность

(метод наблюдений, создание художественного образа растений,

рисование с натуры)

Изображение и фантазия

(метод биографий: изображение растений на Родине

в сюжетных рисунках)

Создание иллюстрированного каталога

классной коллекции комнатных растений.

Создание дидактической игры «Путешествия

с комнатными растениями»

Межпредметная и транспредметная интеграция в рамках учебной недели

Транспредметная интеграция объединяет в единое целое содержание образовательных областей «окружающий мир» и «изобразительная деятельность», объединенных межпредметной интеграцией, с содержанием образования, получаемого в системе дополнительного образования

В рамках транспредметной интеграции уроки окружающего мира и изобразительной деятельности дают представление о системе ценностей.

Уроки изобразительной деятельности  помогают развивать эстетические переживания окружающей реальности.

Занятия в системе дополнительного образования помимо углубления эмоционального отношения дают возможность реализации личностного отношения к предметам окружающего мира в социально-значимой деятельности, позволяют осуществить ценностное действие.

Тема урока ОМ, используемыеметоды

Тема урока ИЗО,используемые методы

Тема для внеурочной деятельности в системе дополнительного образования (ценностное действие)

Что нас окружает (наблюдения в природе, любование красотой родной природы) (метод ценностного анализа: какому отношению к окружающему миру учит нас экология)

Три основные краски, строящие многообразиемира

(изображение цветов) (метод наблюдения, метод ценностного анализа)

Составление панно «Поле цветов»(метод ценностного анализа: природа – неповторимый мастер цвета, формы)

Явления природы

Пять красок - все богатство цвета и тона

(эстетическое восприятие разных состояний природы)

Наблюдения за изменением состояния неживой природы. Взаимосвязь состояния природы и настроения человека. Рисование на тему «Пасмурный (солнечный) день»

В гости к осени Экскурсия с целью наблюдений за сезонными изменениями в природе, за красотой осенней природы (метод ценностного анализа, метод наблюдений)

Возможности использования различных материалов

(акварель, гуашь, цв.мелки, пастель, фломастеры…) (Выбор материалов по настроению)

Рисование на тему «Золотая осень» (по материалам экскурсии)

Организация выставки

детских работ «Золотые краски осени»

Какие бывают растения

(знакомство с группами растений)

Изображение и реальность

(наблюдение за растениями

у себя дома)

Выразительные возможности аппликации (изготовление декоративного коврика из листьев)

Изображение и фантазия

(развитие фантазии на основе реальности)

Изображение домашних растений

Самостоятельная (домашняя)  работа

Изображение разных групп растений пришкольного участка

с натуры

Создание альбома «Растения пришкольного участка»

Декоративное рисование по дереву «Городецкая сказка»**

Какие бывают животные

Выразительность скульптурных материалов (отношение человека к животным, их характеру, повадкам) (метод ценностного анализа)

Лепка фигур животных (зверят, домашних животных)

Про кошек и собак

(метод ценностного анализа)

Изображение и реальность

(вызывание чувства сострадания, любви)

Изображение и фантазия

(развитие фантазии на основе реальности)

Конкурс рисунков-комиксов

«Братья наши меньшие»

Рисование бездомных животных***

«Защитим животных на планете»

(метод эмпатии) Конструирование из бумаги площадки для собак

Красная книга (метод ценностного анализа)

Украшение и реальность (восхищение красотой природы)

Рисование представителей исчезающих флоры и фауны, занесенных в «Красную книгу».

Будем природе другом

(метод ценностного анализа)

 

Создание альбомов «Они должны жить»

Коллективная работа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у младших школьников эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру в процессе изучения эколого-краеведческого материала

Данный материал был подготовлен к конкурсу "Учитель года".Включает в себя методику и конспекты уроков по теме....

Воспитание эмоционально-ценностных взаимоотношений детей с ДЦП в начальной школе.

Воспитательный процесс должен быть ориентирован на последовательное освоение детьми соответствующего нравственного опыта.Работа воспитателя должна, на мой взгляд, выстраиваться поэтапно:1этап. Изучени...

Статья “ Воспитание эмоционально- ценностного отношения к родному языку через изучение русской поэзии”. Презентации "Картины родной природы в стихах русских поэтов"

Начальная школа призвана работать над проблемой приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей, поэтому  необходимо подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством р...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира у младших школьников.

Методическая разработка по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира у младших школьников содержит примеры заданий, составленных в результате педагогическог...

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде у младших школьников

В статье сфориулированы основные подходы к организации работы и   отражен  собственный опыт по экологическому воспитанию младших школьников....

Дидактические игры по окружающему миру для младших школьников

Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения учащимися знаний об окружающем мире. Игры способствуют активизации интереса и внимания младших школьником на уроках окружающего мира...

Игра «Цветочный сад» по окружающему миру для младших школьников. Тема: Цветочный хоровод

Мероприятие для обобщения и закрепления знаний, при изучении цветов....