РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру, 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Иващенкова Елена Николаевна

Рабочая программа  разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Москва,  «Просвещение», 2009 г.), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. года № N 2080      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каменский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Урывская средняя общеобразовательная школа Каменского района Ростовской области

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

                                                                                                                                                                      «Утверждаю»

                                                                                                                                           Директор МБОУ Урывской СОШ

                                                                                                    Приказ от

                                                                                         

                                                                                                                     ___________________

                                                                                                          М.С. Некрасова

                                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру, 1 класс

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс):

начальное общее образование 1 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов - 66 часов

Учитель Иващенкова Елена Николаевна

(ФИО)

Рабочая программа  разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Москва,  «Просвещение», 2009 г.), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. года № N 2080      

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

          Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Москва,  «Просвещение», 2009 г.), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. года № N 2080      Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

      Цель изучения окружающего мира -  формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.

      Задачи:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

      Ценностные ориентиры курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Данная программа обеспечит формирование УУД

Личностные УУД

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные УУД

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные УУД 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Раздел 1. Содержание тем учебного курса «Окружающий мир» 1 класс

Задавайте вопросы! (5ч.)      Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.

Что и кто? (19ч.)   Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

Как, откуда и куда? (12ч.)    Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда? (10ч.)   Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? (20ч.)   Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?

           

 

Раздел 2. Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» 1 класс

Ученик   научится:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
  • проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
  • различать объекты природы и изделия человека;
  • различать объекты живой и неживой природы;
  • различать части растений, отображать их в рисунке;
  • приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
  • приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
  • приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
  • приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
  • приводить примеры съедобных грибов своего края;

Ученик получит возможность научиться:

 

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
  • написания на конверте своего адреса;
  • выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране.
  • ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
  • называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Количество часов: 2 ч в неделю,  всего  66 часов;

Учебно - тематический план:

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контр. работ

1

Введение

3

2

Что и кто?

18

3

Как, откуда и куда?

11

4

Где и когда?

9

5

Почему и зачем?

21

6

Заключение

1

7

Экскурсии

3

Итого

66

        

                                         Раздел 3.  Календарно-тематическое планирование

Окружающий мир

2017 – 2018 учебный год

п/п

                                    Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата факт.

Первая четверть – 17 часов

Введение (3 ч)

1

Мир вокруг нас, его многообразие.

1

2

Наша школа. Экскурсия: знакомство со школой.

1

3

Дорога от дома до школы. Экскурсия: знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

1

Что и кто? (18 ч)

4

Что можно увидеть на небе днем и ночью.

1

5

Что можно увидеть под ногами. ПР.Р. Знакомство с разнообразием камней.

1

6

Что растет на подоконнике. ПР.Р. Знакомство с комнатными растениями.

1

7

Что это за дерево. ПР.Р. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.

1

8

Что растет на клумбе. ПР.Р. Знакомство с растениями цветника.

1

9

Части растения.

1

10

Знакомство с разнообразием плодов и семян.

1

11

Знакомство с разнообразием насекомых, их внешним строением.

1

12

Знакомство с разнообразием рыб и птиц, их внешним строением.

1

13

Знакомство с разнообразием зверей, их внешним строением.

1

14

Что окружает нас дома. ПР.Р. Знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним.

1

15

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными.

1

16

Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

1

17

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России.

1

Вторая четверть – 14 часов

18

Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном.

1

19

Наш город – часть большой страны.

1

20

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. ПР.Р. Знакомство с глобусом.

1

21

Обобщение по теме «Что и кто?»

1

Как, откуда и куда? (11 ч)

 22

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода.

1

1

 23

Путь воды в наш дом.

24

Роль электричества в быту. ПР.Р. Сборка простейшей электрической цепи.

1

25

Правила безопасного обращения с электроприборами.

1

26

Откуда берутся снег и лед. ПР.Р. Изучение свойств снега и льда.

1

27

Как живут растения. ПР.Р. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.

1

28

Как живут животные. Простейшие правила ухода за кошкой и собакой.

1

29

Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. ПР.Р. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

1

30

Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания (шоколад, изюм, мед и др.)

1

31

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

1

Третья четверть – 20 часов

32

Обобщение по теме «Как, откуда и куда?»

1

Где и когда? (9 ч)

 33

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели.

1

34

Времена года.

1

35

Холодные и жаркие районы Земли.

1

36

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

1

37

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого.

1

38

Одежда людей в прошлом и теперь.

1

39

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

1

40

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать.

1

41

Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

1

Почему и зачем? (21 ч)

42

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва.

1

43

Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

1

44

Почему идет дождь. Роль дождя в жизни растений, животных, человека.

1

45

Почему дует ветер. Роль ветра в жизни растений, животных, человека.

1

46

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

1

47

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

1

48

Почему мы любим кошек и собак?

1

49

Объяснение названий растений и животных (медуница, недотрога, жук – носорог и др.) Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

1

50

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

1

51

Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.

1

Четвертая четверть – 15 часов

52

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть.

1

53

Почему нужно чистить зубы и мыть руки. ПР.Р. Простейшие правила гигиены.

1

54

Зачем нам телефон и телевизор.

1

55

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

1

56

Поезд и железная дорога.

1

57

Зачем строят корабли. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

1

58

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

1

59

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности.

1

60

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности.

1

61

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

1

62

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

1

Заключение (1 ч)

63

Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

1

Экскурсии (3 ч)

64

Экскурсия в школьный музей.

1

65

Экскурсия в музей под открытым небом.

1

66

Экскурсия по экологической тропе.

1

РАССМОТРЕНО                                                                                                                                            СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                                                  Протокол педсовета от

методического  объединения                                                                                                                заместитель директора по УВР                                                                                                                                                            

учителей начальных классов                                                                                                                     _________________________________

 МБОУ Урывской СОШ                                                                                                                                 Светлова Л.Г.

 ________________________          

Михайличенко И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...