Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
УМК "Перспектива" рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_kl.docx | 73.01 КБ |
Предварительный просмотр:
город Миллерово Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
| "Утверждаю" Директор МБОУ СОШ №8 Приказ № 251 от 30.08. 2019г. ____________ В. А. Лут |
Рабочая программа
по курсу «Окружающий мир»
начальное общее образование 4 класс
Количество часов : 68 часов
Учитель: Демченко Е.С.
Программа разработана на основе учебника «Окружающий мир 4 класс» в 2-х частях
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая . Издательство М: «Просвещение», 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по окружающему миру в 4 классе разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями примерной программы по учебным предметам, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089;
- Примерная программа начального общего образования на базовом уровне по изобразительному искусству;
- Образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 8;
- Обязательный минимум содержания ООП ФК ГОС начального общего образования от 5.03.2004г. №1089;
- Учебный план МБОУ СОШ № 8;
- Устав МБОУ СОШ № 8;
- Положение о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ СОШ № 8.
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4класс учебник: в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2017.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2017.
3. Новицкая, М. Ю. Уроки по окружающему миру. 4 класс: пособие для учителей / М. Ю. Новицкая [и др.]. – М.: Просвещение, 2016.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана примерная рабочая программа:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в РФ» ( с изм. и доп. вступ. в силу с 31.03.2015 )
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357).
• приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
• Образовательная программа МБОУ СОШ № 8.
• А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 1–4 классы / М.: Просвещение.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает ученику возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение предмета «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер.
Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
На изучение данной программы по базисному плану отводится 68 (2ч в неделю). Решением педагогического совета№1от28.08.2019 года продолжительность учебного года во 2-8-10 классах сокращена до 25 мая 2020,так как МБОУ СОШ № 8 является ППЭ № 103. Данная программа рассчитана на 64 часа ,потому что часть уроков 2019-20уч.г. выпадает на праздничные дни .
Учебно – тематический план
Мы- граждане единого Отечества 12 ч
Общество-это мы | 1ч |
Российский народ | 1ч |
Конституция России | 1ч |
Права ребенка | 1ч |
Государственное устройство России | 1ч |
Российский союз равных | 1ч |
Государственная граница России | 1ч |
Путешествие за границу России | 1ч |
Сокровища России и их хранители | 1ч |
Творческий союз | 1ч |
Альбом путешествий. Гербы , флаги и столицы субъектов России | 1ч |
Контрольная работа | 1ч |
По родным просторам 20 ч
Карта – наш экскурсовод | 1ч |
По равнинам и горам | 1ч |
В поисках подземных кладовых | 1ч |
Наши реки | 1ч |
Озера – краса земли | 1ч |
По морским просторам | 1ч |
С севера на юг | 1ч |
В ледяной пустыне | 1ч |
В холодной тундре | 1ч |
Среди лесов | 1ч |
В широкой степи | 1ч |
В жаркой пустыне | 1ч |
У теплого моря | 1ч |
Мы- дети родной земли | 1ч |
В содружестве с природой | 1ч |
Как сберечь природу России | 1ч |
По страницам Красной книги | 1ч |
По заповедникам и национальным паркам | 1ч |
Альбом путешествий. Красная книга, заповедники и национальные парки | 1ч |
Контрольная работа | 1ч |
Путешествие по реке времени 27 ч
В путь по реке времени | 1ч |
Путешествуем с археологами | 1ч |
По страницам летописи | 1ч |
Истоки древней Руси | 1ч |
Мудрый выбор | 1ч |
Наследница Киевской Руси | 1ч |
Москва- преемница Владимира | 1ч |
Начало Московского царства | 1ч |
Подвижники Руси и землепроходцы | 1ч |
На пути к единству | 1ч |
Начало Российской империи | 1ч |
«Жизнь- Отечеству, честь- никому » | 1ч |
Отечественная война 1812 | 2ч |
Великий путь | 1ч |
Золотой век театра и музыки | 1ч |
Рассвет изобразительного искусства | 1ч |
В поисках справедливости | 1ч |
Век бед и побед | 2ч |
«Вставай страна огромная» | 1ч |
Трудовой фронт России | 1ч |
«Нет в России семьи такой » | 1ч |
После великой войны | 1ч |
Достижения 1950- 1970х годов | 1ч |
Альбом путешествий. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны | 1ч |
Контрольная работа | 1ч |
Мы строим будущее России 8 ч
Современная Россия | 1ч |
Хороша честь , когда есть, что есть | 1ч |
Умная сила России | 1ч |
Светлая душа России | 1ч |
Начни с себя | 1ч |
Контрольная работа | 1ч |
Я строю будущее России. Отправимся на экскурсию. | 1ч |
Отправимся на экскурсию. | 1ч |
Повторение пройденных материалов | 1ч |
Содержание учебного предмета
Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Человек и природа
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек и общество. Правила безопасной жизни
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Россия на карте, государственная граница России.Москва—столицаРоссии. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Учебник «Окружающий мир» для четвёртого класса включает четыре раздела:
«Мы - граждане единого Отечества» - 12 часов;
«По родным просторам» - 20 часов;
«Путешествие по реке времени» - 27 часов;
«Мы строим будущее России» - 8 часов.
Календарно - тематический план по окружающему миру
1 | Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты. | Вид контроля | УУД | Дата План / факт | |||
Мы- граждане единого Отечества 12 ч | |||||||||||
1 | Общество-это мы | Комбинированный | 1 | 1 четверть. Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества. | Уметь характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп | Беседа | Личностные умения: — проявлять интерес к познанию мира; — проявлять уважительное отношение к государственной символике, к историческому прошлому страны. Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», «отечественная война» и использовать их в активном словаре; — объяснять смысл крылатых выражений и обосновывать своё мнение; — определять различные виды обществ и обосновывать своё мнение; — обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу; — отмечать показатели все народного единства и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Предметные умения: — составлять и оформлять паспорт ученика; — составлять и оформлять фоторассказ об общности народов России; — подготавливать и проводить презентацию о событиях Отечественной войны 1812 года; — составлять и оформлять проект «Мой проект на благо России». — рассказывать о структуре Конституции; о правах и обязанностях граждан России; о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере взросления; о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ; — определять принципы Декларации прав ребёнка ООН и соотносить их с правами и обязанностями, утверждёнными статьями Конституции РФ. | 2.09 | |||
2 | Российский народ | Комбинированный | 1 | Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе | Уметь характеризовать государственную символику России | Беседа по вопросам | 4.09 | ||||
3 | Конституция России | Комбинированный | 1 | Различать права и обязанности гражданина России | Уметь устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры | Самостоятельная работа | 9.09 | ||||
4 | Права ребенка | Комбинированный | 1 | Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям | Уметь устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям в культуре народов России | Беседа | 11.09 | ||||
5 | Государственное устройство России | Комбинированный | 1 | Устанавливать связь особенностей государственного устройства России | Уметь устанавливать связь особенностей государственного устройства России положений ее Конституции | Работа | 16.09 | ||||
6 | Российский союз равных | Комбинированный | 1 | Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе | Уметь характеризовать особенности субъектов РФ и зависимости от их принадлежности к той или иной группе | Беседа по вопросам | 18.09 | ||||
7 | Государственная граница России | Комбинированный | 1 | По карте определять с какими государствами граничит Россия | Уметь определять по карте с какими государствами России граничит на суше и на море | Самостоятельная работа | 23.09 | ||||
8 | Путешествие за границу России | Комбинированный | 1 | Использовать источники дополнительной информации | Уметь использовать источники дополнительной инф-ции для составления рассказа о реальном и заочном путешествии в страны ближнего зарубежья | Работа | 25.09 | ||||
9 | Сокровища России и их хранители | Комбинированный | 1 | Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы | Уметь подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки на родном языке, анализировать их содержание | Беседа по вопросам | 30.09 | ||||
10 | Творческий союз | Комбинированный | 1 | Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края | Уметь оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве | Самостоятельная работа | 2.10 | ||||
11 | Альбом путешествий. Гербы , флаги и столицы субъектов России | Практ. работа | 1 | Оформление выставки | Работа в группах | 7.10 | |||||
12 | Контрольная работа | Конт.работа | Применять полученные знания | Уметь применять полученные знания | 9.10 | ||||||
ПО РОДНЫМ ПРОСТОРАМ 20 ч | |||||||||||
13 | Карта – наш экскурсовод | Комбинированный | 1 | Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира | Уметь сравнивать масштаб физической карты России и карты мира и объяснить разницу | Беседа по вопросам | Личностные умения: — проявлять интерес к познанию мира; — проявлять уважительное отношение к государственному устройству Российской Федерации. Познавательные умения: — актуализировать значение понятий «федерация», «субъект РФ», «республика»; — раскрывать значение понятий «государство», «выборы», «функция власти», «министр», «министерство», «советник», «референдум», «президент», «суд» и использовать их в активном словаре; — определять особенности государственного устройства РФ и обосновывать своё мнение; — определять три ветви власти, роль каждой из них в России и обосновывать своё мнение; — определять главу государства, его обязанности перед народом и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; — выполнять учебное задание, используя план. Коммуникативные умения: — формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Предметные умения: — рассказывать об особенностях государственного устройства России и о Конституции РФ; — рассказывать о трёх ветвях власти в России; — рассказывать о роли действующего Президента РФ и его обязанностях; — рассказывать о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и её значение, природные и культурные достопримечательности, современные достижения); — оформлять и представлять презентацию заочного путешествия в субъект РФ | 14.10 | |||
14 | По равнинам и горам | Комбинированный | 1 | Находить на физической карте равнины и горы | Уметь показывать равнины и горы на карте | Работа | 16.10 | ||||
15 | В поисках подземных кладовых | Комбинированный | 1 | Соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых | Знать полезные ископаемые разных регионов России и выделять среди них уже известные | Работа | 21.10 | ||||
16 | Наши реки | Комбинированный | 1 | Раскрывать значение рек в жизни людей | Уметь находить на физической карте России реки | Беседа по вопросам | 23.10 | ||||
17 | Озера – краса земли | Комбинированный | 1 | Раскрывать значение озер в жизни людей | Уметь находить по Физической карте озера России | Самостоятельная работа | 28.10 | ||||
18 | По морским просторам | Комбинированный | 1 | Различать моря и озера по существенному признаку (море-часть океана) | Уметь находить на физической карте России моря | Групповая работа | 30.10 | ||||
19 | С севера на юг | Комбинированный | 1 | 2 четверть Сравнить карту природных зон России с физической картой | Уметь определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте | Работа | 11.11 | ||||
20 | В ледяной пустыне | Комбинированный | 1 | Находить по карте зоны арктических пустынь | Уметь находить по карте зоны арктических пустынь, рассказывать по карте об этой зоне | Беседа по вопросам | 11.11 | ||||
21 | В холодной тундре | Комбинированный | 1 | Находить по карте природных зон России тундру | Уметь сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь | Самостоятельная работа | 13.11 | ||||
22 | Среди лесов | Комбинированный | 1 | Находить по карте лесные зоны | Уметь Находить по карте лесные зоны, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны | Беседа по вопросам | 18.11 | ||||
23 | В широкой степи | Комбинированный | 1 | Рассказать по карте о зоне лесостепей | Уметь сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры | Работа | 20.11 | ||||
24 | В жаркой пустыне | Комбинированный | 1 | Находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь | Уметь находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны | Беседа по вопросам | 25.11 | ||||
25 | У теплого моря | Комбинированный | 1 | Находить на карте субтропики | Уметь сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь | Самостоятельная работа | 27.11 | ||||
26 | Мы- дети родной земли | Комбинированный | 1 | Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа | Знать особенности хозяйственной жизни народов России | Работа | 2.12 | ||||
27 | В содружестве с природой | Комбинированный | 1 | По образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из народов России | Уметь рассказывать о древних занятиях одного из народов России. Знать особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири | Беседа по вопросам | 4.12 | ||||
28 | Как сберечь природу России | Комбинированный | 1 | Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы | Знать экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России | Групповая работа | 9.12 | ||||
29 | По страницам Красной книги | Комбинированный | 1 | Знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги | Знать растения и животные из красной книги России обитающие в различных природных зонах и меры их охраны | Работа | 11.12 | ||||
30 | По заповедникам и национальным паркам | Комбинированный | 1 | Знакомиться заповедниками и национальными парками России. | Знать заповедники и национальные парки России расположенные в различных природных зонах их вклад в охрану природы страны | Беседа по вопросам | 16.12 | ||||
31 | Альбом путешествий. Красная книга, заповедники и национальные парки | Практ.работа | 1 | Оформление выставки | Работа в группах | 18.12 | |||||
32 | Контрольная работа | Контр.работа | 1 | Применять полученные знания | Уметь применять полученные знания | 23.12 | |||||
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ 27ч | |||||||||||
33 | В путь по реке времени | Комбинированный | 1 | На основе устных рассказов определять значимость сохранения народной памяти | Знать героико-эпические песни, сказания, легенды как форма устной памяти о прошлом до изобретения письменности | Самостоятельная работа | Личностные умения: — проявлять интерес к изучению языка; — проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов России. Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «сокровище», «духовные сокровища», «хранитель», «алфавит», «культурное достояние народов РФ» и использовать их в активном словаре; — определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ и обосновывать своё мнение; — определять происхождение названий природных объектов и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; — выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: — формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Предметные умения: — рассказывать о происхождении названий природных объектов — рассказывать о хранителях языков народов России; — рассказывать о жизни и деятельности создателя национальной письменности; — определять на карте местоположение различных природных объектов; — исследовать название природного объекта родного края и рассказывать о нём, используя план; — подбирать и писать пословицы разных народов, близкие по значению; — составлять и оформлять презентацию о хранителе языка одного из народов России. | 25.12 | |||
34 | 3 четверть Путешествуем с археологами | Комбинированный | 1 | Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике | Знать роль археологии в изучении прошлого, особенности работы археологов. Уметь описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике | Работа | 13.01 | ||||
35 | По страницам летописи | Комбинированный | 1 | Показывать на исторической карте места обитания разных племен | Знать связь названий славянских племен с особенностями мест обитания и именами предполагаемых родоначальников | Беседа по вопросам | 15.01 | ||||
36 | Истоки древней Руси | Комбинированный | 1 | Показывать на карте древние торговые пути | Знать древние торговые пути их значение в объединении разных племен в единое Древнерусское государство | Самостоятельная работа | 20.01 | ||||
37 | Мудрый выбор | Комбинированный | 1 | Составлять схему родственных отношений княгини Ольги | Знать важнейшие деяния княгини Ольги князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого их роль в развитии древнерусской культуры и государственности | Групповая работа | 22.01 | ||||
38 | Наследница Киевской Руси | Комбинированный | 1 | Составлять схему родственных отношений древнерусских князей | Знать роль князей Владимира Святого Ярослава Мудрого Владимира Мономаха Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на Северо-восток,в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси | Работа | 27.01 | ||||
39 | Москва- преемница Владимира | Комбинированный | 1 | Характеризовать роль князя Александра Невского | Знать эпоху княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь | Беседа по вопросам | 29.01 | ||||
40 | Начало Московского царства | Комбинированный | 1 | Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси | Знать эпоху укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана III | Самостоятельная работа | 3.02 | ||||
41 | Подвижники Руси и землепроходцы | Комбинированный | 1 | Презентовать рассказы об основании сибирских городов | Знать деяния соотечественников в XVI-XVII вв. развитие самых разных направлений деятельного творчества людей. | Работа в группах | 5.02 | ||||
42 | На пути к единству | Комбинированный | 1 | Обсуждать значимость единства в интересах граждан | Знать события Смутного времени в жизни страны. Уметь обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны | Работа | 10.02 | ||||
43 | Начало Российской империи | Комбинированный | 1 | Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота | Уметь высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота. Знать преобразования в жизни страны во время первых царей династии Романовых и эпоху Петра 1 | Беседа по вопросам | 12.02 | ||||
44 | «Жизнь- Отечеству, честь- никому » | Комбинированный | 1 | Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху | Знать деятельность великих соотечественников в послепетровское время | Самостоятельная работа | 17.02 | ||||
45-46 | Отечественная война 1812 | Комбинированный | 2 | Обосновывать роль Кутузова как народного полководства | Знать о Отечественной войне 1812г. Деятельность военно-исторических клубов современной России как факт живой исторической памяти народа | Работа | 19.02-26.02 | ||||
47 | Великий путь | Комбинированный | 1 | Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке | Знать развитие промышленности и торговли российской империи ХХ в. | Беседа по вопросам | 2.03 | ||||
48 | Золотой век театра и музыки | Комбинированный | 1 | Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства | Знать о развитии театрального и музыкального искусства России в XIX- начале XX в. , создании Санкт-Петербургской и Московской консерваторий | Групповая работа | 4.03 | ||||
49 | Расцвет изобразительного искусства и литературы | Комбинированный | 1 | Обобщить знания о великих русских художниках | Знать о развитии изобразительного искусства и литературы в XIX- начале XX в | Работа | 11.03 | ||||
50 | В поисках справедливости | Комбинированный | 1 | Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своем крае | Знать события в истории России начала ХХ в. | Работа парами | 16.03 | ||||
51-52 | Век бед и побед | Комбинированный | 2 | Характеризовать особенности развития страны | Знать СССР в период до начала Великой отечественной войны 1941-1945гг. | Работа | 18.03-30.03 | ||||
53 | «Вставай страна огромная» | Комбинированный | 1 | 4 четверть Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны | Знать основные этапы Великой отечественной войны 1941-1945гг. | Беседа по вопросам | 6.04 | ||||
54 | Трудовой фронт России | Комбинированный | 1 | Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. , в том числе своих земляков | Знать о героизме людей в основном женщин подростков стариков трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества | Работа | 1.04 | ||||
55 | «Нет в России семьи такой » | Комбинированный | 1 | Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти | Знать о документах и реликвиях Великой отечественной войны 1941-1945гг. хранящиеся в семьях как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и истории народа | Беседа по вопросам | 6.04 | ||||
56 | После великой войны | Комбинированный | 1 | Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет | Знать о восстановлении разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после великой отечественной войны | Групповая работа | 8.04 | ||||
57 | Достижения 1950- 1970х годов | Комбинированный | 1 | Характеризовать созидательную деятельность страны в 5-70х гг. ХХ в. | Знать о достижениях СССР в науке и технике промышленности и образовании искусстве и спорте в 1950-1970 гг. | Работа | 13.04 | ||||
58 | Альбом путешествий. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны | Практ.работа | 1 | Оформление выставки | Работа в группах | 15.04 | |||||
59 | Контрольная работа | Контр.работа | 1 | Применять полученные знания | Уметь применять полученные знания | 20.04 | |||||
МЫ СТРОИМ БУДУЩЕЕ РОССИИ 9 ч | |||||||||||
60 | Современная Россия | Комбинированный | 1 | Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90х гг. ХХ в. И первое десятилетие ХХI в. | Знать о особенностях периода перестройки образования Российской Федерации в 1991 г и жизни страны в первом десятилетии XXI в. | Работа | Личностные умения: — проявлять желание определять происхождение названия природного объекта по его значению. Познавательные умения: — использовать приобретённые знания для определения названия природного объекта по его значению. Регулятивные умения: — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: — адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения: — определять и писать название природного объекта по его значению. | 22.04 | |||
61 | Хороша честь , когда есть, что есть | Комбинированный | 1 | Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства | Уметь характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства | Беседа по вопросам | 27.04 | ||||
62 | Умная сила России | Комбинированный | 1 | Характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан | Знать сотрудничество науки и промышленности развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране-важнейшая задача нашего времени | Групповая работа | 29.04 | ||||
63 | Светлая душа России | Комбинированный | 1 | Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России | Знать о выдающихся явления в современной культурной жизни России их значение для нашей страны и для других стран мира | Работа | 6.05 | ||||
64 | Начни с себя .Я строю будущее России. Отправимся на экскурсию. | Комбинированный | 1 | Характеризовать положительный опыт развития творческих способностей, аргументировать необходимость личной ответственности | Уметь характеризовать положительный опыт развития творческих способностей, аргументировать необходимость личной ответственности | Работа парами | 13.05 | ||||
65 | Контрольная работа | Контр. работа | 1 | Применять полученные знания | Уметь применять полученные знания | 18.05 | |||||
66 | Повторение пройденных материалов | Комбинированный | 1 | Повторение пройденных материалов за учебный год | Знать пройденный материал за учебный год | 20.05 25.05 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...