Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Саляхутдинова Гульфия Сирачтиновна

Рабочая программа по окружающему миру для 3 классов на 2019-2010 учебный год (УМК "Перспектива")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании ШМО  

руководитель

 _____/Г.С.Саляхутдинова/

Протокол № _____

от «___» _________2019 г.

Согласовано

заместитель директора

по УР

_________/Э.В.Антипова/

«___»___________2019 г.

            «Утверждаю»

Директор

 МБОУ КСШ №3

_______/Р.Д. Бариев/

Приказ № _________

от «___» ____2019 г.

Рабочая программа

по окружающему миру

для 3 б класса

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Кукморская средняя школа № 3»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

на 2019-2020 учебный год

Разработала учитель начальных классов

                                         первой квалификационной категории

                                           Саляхутдинова Гульфия Сирачтиновна

Пояснительная записка

Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на 68 часов /2 часа в неделю.

Целью изучения курса является: развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог

Задачи курса:

  • формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
  • воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
  • формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
  • развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира. 

Предметные результаты освоения курса

Учащийся научится: описывать на основе предложенного плана изученные объекты (в том числе – свойства воды и воздуха, памятники культуры России, ее достопримечательности), выделяя их существенные признаки; находить на карте мира Российскую Федерацию; сравнивать по предложенному плану объекты живой и неживой природы на основе 3–4 внешних признаков или известных характерных свойств;

использовать знания о  взаимосвязях в природе, между природой и человеком  для объяснения простейших явлений и процессов в природе; узнавать название своего края, его столицы, символы своего региона, уникальные памятники России, ее достопримечательности; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда; использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для  поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и обществе на заданную тему (2-3 предложения), сопровождая выступление иллюстрациями.

Учащийся  получит возможность научиться: использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Метапредметные результаты освоения курса

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); планировать свои действия в течение урока; объективно относиться к своим успехам/неуспехам; соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД: понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике,   других компонентах УМК для передачи информации; выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной); использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков; классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; сравнивать объекты по различным признакам; осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.; моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные УУД: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении; признавать свои ошибки, озвучивать их;  понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);  готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

составлять рассказ на заданную тему; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Содержание курса

                                                        Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Географическая карта и план.  Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие.  Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.   Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.   Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Правила безопасной жизни

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе.

Календарно – тематическое планирование

урока

Тема

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Свет знания.

05.09

2

Как изучают окружающий мир.

07.09

3

Книга – источник знаний.

12.09

4

Отправимся на экскурсию.

14.09

5

Географическая карта и план. О чём рассказывает план.

19.09

6

Входная контрольная работа по теме «Живая и неживая природа»

21.09

7

Работа над ошибками. Географическая карта и план. Планета на листе бумаги.

26.09

8

Страны и народы на политической карте мира.

28.09

9

Ориентирование на местности. Компас. Путешествуя, познаём мир.

3.10

10

Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Транспорт.

5.10

11

Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса. Интернет. Тест

10.10

12

Работа над ошибками. Мир природы в народном творчестве.

12.10

1 3

Вещество. Разнообразие  веществ в окружающем мире. Примеры веществ.  Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Из чего состоит все. Из чего состоит всё.

17.10

14

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Мир небесных тел.

19.10

15

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Невидимое сокровище.

24.10

16

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.  Круговорот воды в природе. Самое главное вещество.

26.10

17

Природные стихии в народном творчестве.

31.10

18

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Кладовые земли.

2.11

19

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Чудо под ногами.

14.11

20

Как уберечь землю – нашу кормилицу.

16.11

21

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Мир растений.

21.11

22

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Плодородная земля и растения в народном творчестве.

23.11

23

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).  Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).  Мир животных.

28.11

24

Образы животных  в народном творчестве.

30.11

25

Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Невидимые нити в живой природе.

5.12

26

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Лес – волшебный дворец.

7.12

27

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Луг – царство цветов и насекомых.

12.12

28

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Водоём – дом из воды.

14.12

29

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Как сохранить богатства природы.

19.12

30

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в культуре народов России и мира.

21.12

31

За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. Рисование дом пейзажа.

9.01

32

Проверочная  работа Тест: «Мир как дом».

11.01

33

Работа над ошибками. Чудесное путешествие.

16.01

34

Семья – самое близкое окружение человека. Родной дом – уголок Отчизны.

18.01

35

Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Свой дом – свой простор.

23.01

36

 Хозяйство семьи. В красном углу сесть – великая честь.

25.01

37

Побываем в гостях.

30.01

38

Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. На свет появился – с людьми породнился.

1.02

39

 Родословная.  Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Родословное древо.

6.02

40

Муж и жена – одна душа.

8.02

41

Святость отцовства и материнства.

13.02

42

Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Добрые дети – дому венец.

15.02

43

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Детские игры – школа здоровья.

20.02

44

Общее представление о строении тела человека. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Строение тела человека. 

22.02

45

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Как работает наш организм.

27.02

46

Моё имя – моя честь.

29.02

47

Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Что такое гигиена.

5.03

48

За страницами учебника. Путешествие по городу Здоровейску.

7.03

49

Наши органы чувств.

12.03

50

Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Школа первой помощи.

14.03

51

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Здоровью цены нет.

19.03

52

Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Дом не велик, а стоять не велит.

21.03

53

Семейный бюджет.

2.04

54

Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Мудрость старости.

4.04

55

Путешествие к А.С. Пушкину.

9.04

56

За страницами учебника. Моя семья – моя гордость.

11.04

57

Работа над ошибками. Всемирное наследие.

16.04

58

 Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Московский Кремль.

18.04

59

Важнейшие природные объекты своей страны.  Озеро Байкал.

23.04

60

Промежуточная аттестационная работа. Разноуровневый тест.

25.04

61

Работа над ошибками. Путешествие в Египет.

30.04

62

Путешествие в Грецию.

2.05

63

Путешествие в Иерусалим.

7.05

 64                                                                                                                                                                    

Путешествие в Китай.

9.05

65

Всемирные духовные сокровища.

14.05

66

За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия.

16.05

67

Повторение раздела “ Мир как дом”. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года.

21.05

68

Урок КВН. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

23.05

 

                 

Форма промежуточной аттестационной работы

 Промежуточная аттестация для учащихся   освоивших курс окружающего мира 3 класса проводится в виде  разноуровневого  теста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...