Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Кузнецова Надежда Андреевна

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_okruzhayushchemu_miru_4v_klass_2019-2020.doc303 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рабочая программа по окружающему миру

для 4В класс

(начальное общее образование, базовый уровень)

на 2019 - 2020 учебный год

Составитель:

Кузнецова Надежда Андреевна,

учитель начальной школы,  высшая  категория

 

г. Барнаул

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии  с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241,от 22.09.2011 №2357, от18.12 2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576); с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования от 8 апреля 2015 г. протокол №1/15, решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию; Основной образовательной программой МБОУ «СОШ№114» начального общего образования; на основе авторской программы «Окружающий мир Программа 1-4 классы» Н.Ф. Виноградовой, Вентана-Граф 2012, в соответствии с Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов,  курсов внеурочной деятельности  МБОУ «СОШ №114».

Предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание».

Цели и задачи курса

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.

Место курса «Окружающий мир» в учебном плане

        В 4 классе урок окружающего мира проводится 2 раза в неделю, рассчитан на 68 часов в год (34 учебные недели)

Учебно-методический комплект:

  1. Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся: в 2ч./- 2-е изд., дораб. М.; Вентана-Граф,2014
  2. Н.Ф.Виноградова, Окружающий мир: 3-4 классы: методика обучения – М.: Вентана-Граф,2013
  3. Н.Ф. Виноградова: Окружающий мир. Программа.1-4 классы-М.: Вентана-Граф, 2012

2. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения

учебного предмета

Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я». Таким образом, изучение «Окружающего мира» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять
  • учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

        К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:

  • выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
  • моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
  • оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
  • описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
  • составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
  • различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
  • соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
  • называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох ( в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
  • различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;
  • описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
  • называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:

  • применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
  • различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.

3. Содержание учебного предмета

        Человек — живое существо (организм) (16ч.)

        Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

        Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

        Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

        Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

        Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

        Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

        Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

        Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

        Твое здоровье. (12ч.)

        Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки.

        ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.)

        Практические работы

        Составление режима школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях.

        Человек — часть природы. (2ч.)

        Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

        Человек среди людей (5ч)

        Доброта, справедливость, забота о больных и стариках- качества культурного человека. Правила культурного общения.

        ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

        Родная страна: от края до края (10ч.)

        Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

        Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

        Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

        Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

        Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

        Человек – творец культурных ценностей (12ч.)

        Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

        Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство ХVIIIвека. Возникновение публичных театров.

        Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

        Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.) Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.)

        Человек — защитник своего Отечества (5ч.)

        Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

        Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

        Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

        Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

        Экскурсии

        В биологический (краеведческий), художественный музей, музей художника, писателя, композитора, (с учетом местных условий).

        Практическая работа

        Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

        Гражданин и государство (3ч)

        Россия- наша Родина. Русский язык- государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства

  1. Поурочное планирование (68 часов – 2 часа в неделю)

урока

Тема урока

Человек - живое существо (16ч)

1-2

Организм человека. Нервная система

3

Двигательная система организма человека

4-5

Пищеварительная система

6

Дыхательная система

7

Кровеносная система

8

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

9

Кожа

10-13

Как человек воспринимает окружающий мир

14

Мир чувств

15

Внимание

16

Память

Твоё здоровье (12ч)

17-18

Режим дня

19

Правила закаливания

20

Можно ли снять усталость?

21-22

Поговорим о вредных привычках

23-24

Когда дом становится опасным

25-26

Улица полна неожиданностей

27-28

Если случилась беда

Человек – часть природы (2ч)

29

Чем человек отличается от животного?

30

От рождения до старости

Человек среди людей (5 часов)

31

Поговорим о доброте

32

Что такое справедливость

33

О смелости

34-35

Умеешь ли ты общаться?

Родная страна: от края до края (10ч)

36

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра

37

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов

38

Природные зоны России. Степи и пустыни

39

Почвы России

40-41

Рельеф России

42

Как возникали и строились города

43

Россия и её соседи. Япония

44

Россия и её соседи. Китай

45

Россия и её соседи. Королевство Дания

Человек - творец культурных ценностей (12ч)

46

Что такое культура

47

Из истории письменности

48-49

О первых школах и книгах

50

Чему и как учились при Петре 1

51- 52

Русское искусство до 18 века?

53-54

Искусство России 18 века

55-56

Золотой век русской культуры (19 век)

57

Искусство России 20 века

Человек - защитник своего Отечества(5ч)

58-59

Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская битва

60

Отечественная война 1812 года

61-62

Великая Отечественная война 1941-1945 годов

Гражданин и государство (6ч)

63-65

Гражданин и государство

66-68

Комплексное повторение изученного

Лист корректировки рабочей программы

Дата непроведенного урока

Тема урока, описание изменений

Причина внесения

изменений

Кол-во часов по плану        

Кол-во часов по факту

№ и дата приказа о коррек

тировке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...