Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир «Мой любимый поселок»
рабочая программа (2 класс)
Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир разработан для учеников начальной школы. Стремясь к далёким странам, мы порой забываем, что совсем рядом есть неизвестная нам земля - наша малая Родина. Познакомившись, ребята сделают для себя много открытий. Обучающиеся должны знать настоящую и прошлую историю своего поселка в Октябрьском районе ХМАО-Югре. Я считаю, что каждый ученик нашего поселка должен знать его историю, достижения, иметь чувство гордости за свой поселок. Именно с любви к своей малой родине, к родному краю, где человек родился и вырос, и начинается формирование любви к своей стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир
«Мой любимый поселок»
Выполнила:
Котрехова Ирина Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Приобская средняя
общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир разработан для учеников начальной школы. Стремясь к далёким странам, мы порой забываем, что совсем рядом есть неизвестная нам земля - наша малая Родина. Познакомившись, ребята сделают для себя много открытий. Обучающиеся должны знать настоящую и прошлую историю своего поселка в Октябрьском районе ХМАО-Югре. Я считаю, что каждый ученик нашего поселка должен знать его историю, достижения, иметь чувство гордости за свой поселок. Именно с любви к своей малой родине, к родному краю, где человек родился и вырос, и начинается формирование любви к своей стране.
В разработке проекта раскрываются такие вопросы, как история нашего поселка, жизнь и быт жителей. Обучающиеся знакомятся с символикой поселка, района, округа. Знакомство с темами проходит через проектирование, проводится исследовательская работа по нахождению информации. Я думаю, что эта тема актуальна, каждый житель нашего поселка Приобье обязан знать происхождение его.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы МКОУ «Приобская СОШ»; основными подходами к развитию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, с учетом требований к оснащению образовательного процесса.
Программа разработана на основе:
- Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 г.
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения ИКТ не только в учебном процессе, но и в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование к организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В ФГОС НОО воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс. В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через внеурочную деятельность.
Основной из характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является способность к проектной деятельности, которая направлена на выработку: объединений знаний, полученных в ходе учебного процесса; развитие творческих способностей и логического мышления; самостоятельных исследовательских умений ( сбор и обработка информации, постановка проблемного вопроса, проведение экспериментов, анализ результатов); приобщение к конкретным жизненно важным проблемам.
Цель курса: сформировать у обучающихся знания об истории поселка, в котором они живут; подвести их к пониманию своего места в поселке, районе, округе; научить проектированию минимального уровня сложности.
Задачи курса:
*Выяснение особенностей развития истории родного поселка;
*Изучение исторических памятников и достопримечательностей своей малой Родины;
*Выяснение роли поселка в округе;
*Приобретение навыков и умений в использовании ИКТ;
*Обработка информации;
*Формирование умений учебного проектирования;
*Воспитание коммуникативности инициативности самостоятельности и предприимчивости;
*Расширение рамок общения в соцуме;
*Развитие опыта неформального общения взаимодействия.
Обучающиеся начальных классов в основном не обладают умением работать с учебной техникой, в связи с этим практические занятия проводятся с ознакомлением с учебной аппаратурой и умение работать с ней под руководством учителя.
Сроки реализации программы
Количество часов, на которое рассчитана программа, составляет 34 занятия в год. Занятия в 3 классе проводятся по 40 минут (1ч в неделю). Каждое занятие делится на теоретическую (обучающиеся создают материальную базу данного проекта) и практическую (переводят собранную информацию в электронный вид).
На занятиях применяются ноутбуки, веб-камера, фотоаппарат, видеокамера, по возможности – сканер и принтер. Для работы используются: среда для программирования Microsoft Power Point, Microsoft Office Word средства интернета.
Курс тесно связан с предметом «Окружающий мир». Объектами изучения данного курса являются: семья, культурное развитие поселка, значимость его в округе. Обучающиеся могут на уроках Окружающего мира демонстрировать свои проекты, использовать свои знания приобретенные во внеурочной деятельности.
В результате изучения курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные:
Позволяют сделать учение - осмысленным, учитывая их реальные жизненные цели и ситуации; - устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса; - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к малой Родине, знание истории , культуры своего поселка, края; умение ориентироваться в важнейших для региона событиях прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; научатся ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
Регулятивные:
Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки цели, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности; адекватно воспринимать оценку учителя, партнера; вносить в свою работу исправления, дополнения; в сотрудничестве с учителем, одноклассниками ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно.
Познавательные:
Включают действия исследования, поиска, отбора информации, используя справочные материалы, интернет, встречу с людьми ; моделируют изученное содержание; используют, на доступном уровне, логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); выделяют существенную информацию из небольших текстов; используют ИКТ, справочники, дополнительные источники информации; находят факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; отличают реальные исторические факты от вымыслов.
Коммуникативные:
Обеспечивают возможность сотрудничества: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в группе; вступать в диалог ( отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное, отстаивать свое мнение); строить продуктивное сотрудничество и взаимодействие с одноклассниками и взрослыми; быть терпимым к другому мнению; учитывать его в совместной работе; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Особенность программы:
Особенностью программы является то, что она несет в себе комплексный подход в системе образования обучающихся. Реализация курса рассчитана на организацию работы обучающихся во внеурочное время, занимающихся проектной деятельностью под руководством учителя начальных классов.
Работа по курсу способствует активному сотрудничеству: с семьей, школой, школьной библиотекой, социальными партнерами (МКОУ ДДТ «Новое поколение», музеями, МКУ «Приобская библиотека семейного чтения», МБУК «КИЦ» Приобский ДК, МБУСП "РСШОР", МБОДО «Детская школа искусств»); сплочению классного коллектива обучающихся и родителей; установлению партнерских отношений с одноклассниками. Обучающиеся должны осознавать значимость своей работы, аргументировано излагать свои мысли, идеи; расширять свой кругозор, отстаивать свою точку зрения, анализировать свою деятельность. Развивается интерес к истории своей семьи, поселка, традициям своего поселка. Во взаимодействии обучающиеся с учителем, родителями работают над проектами, которые публично защищают. Для облегчения процесса исследования, учителю необходимо обеспечить обучающихся дополнительными средствами сбора и обработки информации.
Основные направления содержания деятельности:
В рамках данного курса образовательный процесс имеет развивающий характер, направленный на реализацию их интересов и способностей, развитие природных задатков обучающихся. Все занятия должны обеспечить развитие личности ребенка, поэтому педагогу целесообразно использовать проблемные методы обучения и личностно-ориентированную технологию.
Необходимо уделить внимание особенностям организации учебного процесса как: неформальный характер психологической атмосферы на занятиях; включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность обучающихся; сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности; моральное поощрение инициативы и творчества; регулирование активности и отдыха; создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения.
Методы работы:
Словесные методы: беседа, сообщения, рассказ - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
Наглядные методы: демонстрации, выставки рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций.
Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.
Практические методы: практические работы, проекты, изготовление рисунков, плакатов, схем.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, которые способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой любимый поселок» необходимо использовать такие формы проведения занятий, для оценки достижения планируемых результатов, как : занятия-встречи с информантами, экскурсии, защита проектов, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, выставки работ. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность и гордость к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается ( пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия поселка и т. д.). Как можно больше проводить экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, игровые технологии, проектные технологии, компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии, краеведо – туристические технологии.
Формы контроля планируемых результатов:
Текущий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль, разноуровневые задания.
Планируемые результаты:
В педагогических измерениях различают три уровня результатов образования.
Первый уровень – планируемый, который заложен в государственных образовательных стандартах: приобретение обучающимися первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни, социальных знаний.
Второй уровень - получение ценностного отношения к социальной реальности в целом, опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, безопасность).
Третий уровень - формирование социально приемлемых моделей поведения, получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия.
Чтобы достичь уровня результатов, большое значение имеет сотрудничество обучающегося с учителем как значимым для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
В ходе реализации внеурочной проектной деятельности необходимо достичь следующих результатов:
* формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям общества (семья, Отечество, природа, труд, культура);
* использовать различные справочные издания;
* повысить знания об истории поселка;
* формирование умений учебного проектирования;
* приобретение конкретных технических учений в использовании ИКТ;
* приобретение социальных знаний (понимание социальной реальности);
* развитие индивидуальности обучающегося в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
* формирование гражданской, коммуникативной, социальной, этической компетентности обучающегося;
* воспитание толерантности.
В результате работы по программе внеурочной деятельности обучающиеся
должны знать:
* Информационные источники поиска необходимой информации;
*Способы обработки информации;
* Как представить результат своей работы - Историю своей семьи, поселка.
* Исторические факты поселка;
* Какую роль поселок играет в регионе;
* Структуру проектной и исследовательской деятельности;
*Основные отличия цели и задачи проектной исследовательской деятельности.
должны уметь:
* Самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка и определение цели);
* Проектную и исследовательскую деятельность разделять на этапы;
* Планировать совместную деятельность по реализации оценивания своего вклада в решение общих задач группы, учитывая особенности ролевого поведения;
* Пользоваться энциклопедиями, ресурсами интернета для поиска информации, библиотечными справочниками;
* Выдвигать идеи, формулировать предположения, гипотезы;
* Находить компромисс, других, выражать себя, слушать и понимать;
* Строить устный доклад, выбирать форму презентации проекта.
Форма подведения итогов
По окончании курса производится оценивание предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий обучающихся в следующих формах: беседа, тестирование, защита проектов, материалов презентаций, сообщений, исследовательских работ на занятиях, классных часах, школьных, муниципальных и региональных конкурсах, фестивалях.
Содержание курса:
№ | Название темы | Содержание | теория | практика |
1. | Вводное занятие. | Введение в программу. Знакомство с программой кружка. Показ образцов проектной деятельности. Вводная презентация «Что такое проектная деятельность». Практическая работа: Составление правил работы в группах. | 1ч | 1ч |
2. | Мой дом - моя крепость. | Мой домашний адрес: улица, дом, квартира. История моей семьи. Древо семьи. Исследовательская работа по нахождению данных о своей семье (беседа с родителями, родственниками) Вставка изображений на страницы альбома. Фотосессия членов семьи. Оформление альбома «Моя семья». | 1ч | 3ч |
3. | Школьная жизнь. | Беседа с социальным педагогом, завучем по воспитательной работе о школьной жизни, проводимых мероприятий. Изображение правил поведения в школе в виде рисунков. Выставка фотографий родителей, которые учились в нашей школе. Мини- сочинение о школьной жизни. Экскурсия в школьный музей. | 1ч | 2ч |
4. | История моего поселка. | Поиск информации как появился и развивался поселок. Символика поселка. Путешествие по истории поселка. Спортивные школы и комплексы поселка. Путешествие по дворцам культуры поселка. Путешествие по библиотекам поселка. Легенды и предания об интересных фактах поселка. Значимость поселка в округе. | 3ч | 7ч |
5. | Улицы нашего посёлка. | Экскурсия по посёлку. Знакомство с улицами посёлка. Поиск информации в честь кого названы улицы, парки. Практическая работа: сделать снимки главных улиц посёлка, нарисовать план местности. | 1ч | 3ч |
6. | Достопримечательности поселка. | Экскурсия по поселку. Фотосессия достопримечательностей. Оформление альбома «Достопримечательности поселка». Поиск информации о поселке. Мини- сочинение. Акция «Доброе дело» (чистка снега, листьев у памятников). | 1ч | 3ч |
7. | Знаменитые люди. | Экскурсия в городскую библиотеку. Встреча со знаменитыми, интересными людьми поселка. Поиск информации о знаменитых людях, героях поселка Приобье. Выставка книг, написанные людьми поселка. | 2ч | 4ч |
8. | Итоговое занятие | Итоговое занятие проходит в виде путешествия по главным темам проекта. Дети вспоминают о том, как они работали, что им помогло выполнять работу качественно и правильно. Награждение дипломами. Показ слайд – шоу. Защита проектов. | 1ч | |
Итого | 11ч | 23ч |
Материально- техническое обеспечение:
1. Компьютер ( подключенный к локальной сети Интернет) документ – камера, проектор, экран, интерактивная доска, фотоаппарат, сканер, принтер.
2. Учебные средства (столы, доска, стулья)
3. Информационные материалы.
Методическая литература:
- http://priobie.net/ Приобье
- МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье.
*Картотеки: «Семейные реликвии», «Знать, чтобы уберечь!», «Индивидуальной и коллективной информации»,
*Краеведческая картотека «Югра: история и современность».
*Тематические папки «Мы пишем, о нас пишут», «Моя малая Родина «Приобье».
3. http://priobie.ru/index.php/администрация/правовые-акты/постановления/2012-год/417-2011-10-10-13-10-03
4.admpriobie@mail.ru
5. Стихи Ирины Гимпель, Евгения Ивановича Соломаха, Зинаиды Ильиничны Пашиной.
6. Утро на Приобской протоке [текст] Татьяна Абдумаминова // Приобье - точка роста. 50 лет. - Екатеринбург : Солярис, 2014. – с. 32.
7. Мозаика сказок : сказки / И. В. Гимпель, О. М. Егорова . - Челябинск - Приобье : [б. и.], 2009. - 60, [2] с. : ил. ; 21 см.
8.О Приобье пишу. Тебе, Приобье. Поселок Приобье стоит величаво. Тебе, район. Моя судьба. Обь. Здравствуй, край Югорский! Земля Югры: стихи / Т. Горбунова // Моя судьба - Югорский край. - Ханты - Мансийск : Печатный мир , [Б. г.]. – с. 97-101
9. Парк Победы (стихотворения) // «Я славлю Приобье – глубинку России…»: сборник стихов. – Приобье 2009. – С.48 -68.
Календарное – тематическое планирование
Кол | По факту | По плану | Тема занятия | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания | ||||||
Вводное занятие. | |||||||||||
Мой дом - моя крепость. | |||||||||||
Мой домашний адрес. | Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя | ||||||||||
История моей семьи. | |||||||||||
Моя семья в истории поселка. | |||||||||||
Оформление альбома. | |||||||||||
Школьная жизнь. | |||||||||||
Экскурсия в школьный музей. Знакомство с админи страцией школы. | Налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают -установлению доброжелательной атмосферы во время урока | ||||||||||
Проект «Правила поведения в школе» | |||||||||||
Встреча с родителями, которые учились в школе. | |||||||||||
История моего поселка. | |||||||||||
Экскурсия в библиотеку. Поиск информации. | Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации учащимся, возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога | ||||||||||
Экскурсия по поселку. | |||||||||||
День рождения поселка. История поселка. | |||||||||||
Символика поселка. | Привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; групповой работы или работы в парах | ||||||||||
Поделись тем, что узнал. Проекты. | |||||||||||
Организации нашего поселка. | |||||||||||
Спортивные школы моего поселка. | |||||||||||
Мы гордимся спортсменами поселка. | |||||||||||
Чем славится наш поселок. | |||||||||||
Значимость поселка в округе. | |||||||||||
Улицы нашего посёлка. | |||||||||||
Экскурсия по улицам поселка. | Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий | ||||||||||
Улица, по которой я хожу. | |||||||||||
Составление маршрута школа-дом. | |||||||||||
Составление плана поселка. | |||||||||||
Достопримечательности поселка. | |||||||||||
23 | Памятники архитектуры. | Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя. | |||||||||
24 | История появления памятников. | ||||||||||
25 | Выставка фотографий. | ||||||||||
26 | Поселок в будущем. Проект. | ||||||||||
Знаменитые люди. | |||||||||||
27 | Экскурсия в библиотеку. Поиск информации. | Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации учащимся, возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога | |||||||||
28 | Чтение книг наших писателей. | ||||||||||
29 | Чтение книг наших писателей. | ||||||||||
30 | Улицы и парки в честь наших людей. | ||||||||||
31 | Встреча с местным писателем. | ||||||||||
32 | Наш поселок славен людьми. | ||||||||||
33 | Знаменитые люди нашего поселка. Проект. | ||||||||||
34 | Итоговое занятие. Защита проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по предмету технология, 2- 3 класс.
Цель: развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки....
Программа внеурочной деятельности по предмету «Духовное чтение» 2 класс
Данная программа составлена для учащихся 2 класса с учетом их возрастных особенностей, способствует формированию духовно-нравственной личности, опираясь на творческий потенциал каждого ребенка и разви...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/01/picture-966065-1554131577.jpg)
Программа внеурочной деятельности по предмету технология, для 2-3 классов.
Цель: развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-670912-1443448760.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету шахматы
Рабочая программавнеурочной деятельностипо предмету шахматы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-318739-1415457619.jpg)
Проект программы внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты"
Проект программы внеурочной деятельности составлен с учетом требований ФГОС, направлен на формирование универсальных учебных действий, овладение спосoбами работы c информацией, достижение ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1112081-1549274420.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по предмету «Учимся писать сочинение и изложение»
Программа внеурочной деятельности «Учимся писать изложение и сочинение» для учащихся 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ст...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/21/picture-1163898-1569040313.jpg)
Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир «Моя малая родина»
Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир разработан для учеников начальной школы. Обучающиеся должны знать настоящую и прошлу...