Урок по окружающему миру по теме " Родословное дерево"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок,можно использовать как внеклассное занятие по теме: " Семья,Родословное дерево"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру : Родословное дерево, УМК
« Перспектива»,3 класс
Цели: познакомить со способами составления родословного дерева, вызвать интерес к прошлому своей семьи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять родословное дерево, собирать данные о своих предках, уважать семейные ценности.
- предметные: знать 2 способа составления родословного древа, знать терминологию родства в применении к членам своей семьи, пользоваться терминологией при определении степеней родства в своей семье;
- метапредметные: развивать умение делать выводы и обобщать, различать способ составления родословного древа, составлять схему родственных связей в своей семье до 3-4 поколений
- личностные: иметь представление о важности родственных связей в семье, проявлять интерес к истории своей семьи формировать положительное отношение к учению, определять мотивы учебной деятельности
Ход урока:
Стих:
Семья — это МЫ. Семья — это я,
Семья — это папа и мама моя,
Семья — это Павлик — братишка родной,
Семья — это котик пушистенький мой,
Семья — это бабушки две дорогие,
Семья — и сестренки мои озорные,
Семья — это крестный, и тети, и дяди,
Семья — это елка в красивом наряде,
Семья — это праздник за круглым столом,
Семья — это счастье,
Семья — это дом!
Любую семью составляют родственники. Родные есть у нас, и мы являемся другим людям родственниками.
На прошлом уроке мы изучили много новых понятий, касающихся родства, давайте их повторим.
Предлагаю вам кроссворд,читаю загадку,отгадку вписываем по горизонтали.
- У тети Наташи длинная коса
Они с мамой так похожи,
Она ведь мамина……сестра
- Вовлечёт в разговоры нас ловко
Мужнина сестра…..золовка
- Задача проста:
Если наша тетя –Надя
Тогда муж её, наш…..дядя
- С ней всегда любовь-морковь
Мама мужа для невестки
Называется…….свекровь
- Среди пятерых девчонок в семье он один
Все они дочери, а он для мамы с папой……сын
- Выросла давно
И уже румянится,
Дочь моей сестры
Для меня ….племянница
- У мальчишек дома радость
Наконец, с работы пришёл
Их любимый ….отец.
8.Сидит прилежно за столом,
Выводит закорючки,
Пишет бабушке письмо,
Маленькая….внучка.
9.Он весёл и остроумен,
Брат жены для мужа…..шурин
10. Живет в деревне Самоцветушка,
Наш мудрый, старый, добрый….дедушка
Выходи т слово:
РОДОСЛОВИЕ
-кто знает, что обозначает это слово? (ответы детей)
Родословие, а по-другому Генеалогия это наука, узучающая историю рода и семьи.
Человек растёт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Издавна одной из традиций многих народов , было знание своих предков, своей родословной.
-Ребята, назовите, кто относится к нашим предкам?
(бабушки, дедушки,прабабушки,прадедушки,прапрабабушки,прапрадедушки,прапрапра…..)
-их много, многих уже нет в живых, а человеку хочется узнать: а как их звали? Кем трудились? в какие времена жили? какие у них были семьи?
- а как мы можем узнать о своих предках?(спросить у старших членов семьи)
- хорошо, нам рассказали, а как же сохранить эту важную информацию? (записать)
- Верно, оказывается, все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, Родословное дерево (Генеалогическое дерево, древо). Родословным его называют потому, что оно рассказывает историю семьи, рода за несколько десятилетий, или даже столетий.
-Так какая у нас тема урока?
-Родословное дерево !
Показываю примеры РД
-Что же входит в это РД?
(Имена, родственные связи, могут быть фотографии…)
-Везде ли нарисовано само дерево?
-Нет, но форма сохранятся
РД может быть представлено и в виде Дерева ,и в виде схемы
-подумайте, почему за основу взяли именно дерево?(варианты ответов)
-Структура дерева отлично подходит для записи семейной истории: древние корни, мощный ствол, на котором держатся ветви, покрытые молодой зеленью , на которых только начинаю проклевываться побеги.
-Как думаете, чему мы сегодня будем учиться?( Составлять родословное дерево.)
-Давайте составим РД семьи, не конкретной семьи, а в общем.
-Даны карточки (на доске) ,подумайте ,почему они в двух формах?(мужчины и женщины)
-Верно, существует правило, которое мы будем соблюдать, женщины в овалах и их располагаем справа, мужчины в прямоугольниках слева.
-Итак, вы собираетесь составить СВОЮ Родословную ,значит начинаем с….(себя)
-Дерево растет, кто стоит над вами? (мама и папа)
-Растим дерево дальше (бабушки и дедушки)
-Есть прадедушка и прабабушка, давайте им определим место (выполняют)
-Хорошо, ребята, в каком направлении росло наше дерево?(снизу вверх )
- у такого способа составления РД есть своё название: Восхождение
(от потомков к предкам)
_Ребята, молодое поколение всегда находится внизу, старшее вверху.
-Ребята, представьте, что вы хотите узнать о потомках какого -то человека. К примеру: А.С.Пушкин…интересно, кто его дети? сколько их? Кто его внуки и правнуки, а праправнуки …А кто из его потомков живёт в наше время? И так далее… А вдруг ,ВЫ являетесь его потомком….
_Давайте составим РД человека, который жил намного раньше нас, пусть это будет прадед (ставлю карточку)(повторим: молодые поколения внизу, старшие вверху, женщины справа, мужчины слева)
У прадеда был сын (дед), у него жена, у них дочь, её муж, у них сын(папа),жена и Я.
Вот её 2 члена семьи: брат и сестра,куда их поместим??
-рядом со мной…Верно!
_Ребята, в каком направлении мы двигались?( сверху вниз)
-от кого к кому?
-От предков к потомкам.
-Это второй способ составления РД, и у него тоже есть своё название
Нисхождение (от предков к потомкам)
Так, о каких двух способах составления РД вы узнали?
Восхождение и нисхождение
Прочитаем, что нам говорят авторы учебника стр.28….
-правильно мы определили способы?
-ДА
Физминутка.
Игра « Кто я?» Встаньте, те, кто является дочкой, внуком, внучкой, сыном, родным братом, племянницей, племянником, двоюродной сестрой, дядей, тётей, крёстным, крестником.
-Кстати, Родословная бывает не только у людей, но и у животных, (слайды), и мы сейчас составим РД мультипликационного героя (Шрека), и Дерево наше будет Восходящим.
Работа в группах ,составить родословную Шрека.
Проверка. Выходят к доске.
-Так, чего нужны родословные?
Чтобы знать своих предков, узнаем много нового о себе, может быть кто- то является потомком известной личности…а вот в давние времена ,чтобы человека приняли в рыцари, он должен был показать свою Родословную, чтобы доказать ,что он имеет право быть рыцарем.
-Сейчас, вы начнете составлять родословное дерево вашей семьи. Составлять будем по восходящей, то есть:
-Мы с вами писали родственные связи, вставляли фотографии, а теперь, вы будете записывать имена и отчества.
(дети составляют по шаблону). Таблица получается короткой.
-Почему дерево такое маленькое??...Плохо знаем своих предков.
-вот посмотрите, какое РД принесла мама Борматовой Радмилы. Что вы о нем можете сказать? (оно большое) Оно разросшееся, на его составление ушло немало времени, ЖГ расспрашивала своих старших родственников, находила информацию в архивах, и вот такой получился результат.
-Что надо сделать, чтобы ваше дерево разрослось?(спросить у старших членов семьи.)
Это и будет домашним заданием.
Рефлексия. Чем интересен вам был урок? Какие открытия сделали для себя? За что вы можете похвалить себя? Получилось ли у нас ответить на поставленные перед уроком задачи? Кому понравился урок и у него все получилось, поднимите радостный смайлик, кому не понравилось грустный.
Домашнее задание: продолжить составление Родословной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"
Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой" 1 класс....
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Деревья и кустарники весной (Цветение)".
Данная тема изучается в подготовительном классе II вида....
План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Деревья и кустарники осенью"
План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Деревья и кустарники осенью"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
2 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: Проект «Родословная». Школа России
Окружающий мир Тема: Проект «Родословная».Цель: исследовать родословную своей семьи. Представление итогов совместной работы с родителями по созданию своей родословной.Планируемые результаты...
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...
Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях
Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....