Урок по окружающему миру по теме " Родословное дерево"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Шваб Юлия Валерьевна

Урок,можно использовать как внеклассное занятие по теме: " Семья,Родословное дерево"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру : Родословное дерево, УМК

« Перспектива»,3 класс

Цели: познакомить со способами составления родословного дерева, вызвать интерес к прошлому своей семьи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять родословное дерево, собирать данные о своих предках, уважать семейные ценности.

  • предметные: знать 2 способа составления родословного древа, знать терминологию родства в применении к членам своей семьи, пользоваться терминологией при определении степеней родства в своей семье;
  • метапредметные: развивать умение делать выводы и обобщать,  различать способ составления родословного древа, составлять схему родственных связей в своей семье до 3-4 поколений
  • личностные: иметь представление о важности родственных связей в семье, проявлять интерес к истории своей семьи формировать положительное отношение к учению, определять мотивы учебной деятельности

Ход урока:

Стих:

Семья — это МЫ. Семья — это я, 
Семья — это папа и мама моя, 
Семья — это Павлик — братишка родной, 
Семья — это котик пушистенький мой, 
Семья — это бабушки две дорогие, 
Семья — и сестренки мои озорные, 
Семья — это крестный, и тети, и дяди, 
Семья — это елка в красивом наряде, 
Семья — это праздник за круглым столом, 
Семья — это счастье, 
Семья — это дом!

Любую семью составляют родственники. Родные  есть у нас, и мы являемся другим людям родственниками.

На прошлом уроке мы изучили много новых понятий, касающихся родства, давайте их повторим.

Предлагаю вам кроссворд,читаю загадку,отгадку вписываем по горизонтали.

  1. У тети Наташи длинная коса

Они с мамой так похожи,

Она ведь мамина……сестра

  1. Вовлечёт в разговоры нас ловко

Мужнина сестра…..золовка

  1. Задача проста:

Если наша тетя –Надя

Тогда муж её, наш…..дядя

  1. С ней всегда любовь-морковь

Мама мужа для невестки

Называется…….свекровь

  1. Среди пятерых девчонок в семье он один

Все они дочери, а он для мамы с папой……сын

  1. Выросла давно

      И уже румянится,

Дочь моей сестры

Для меня ….племянница

  1. У мальчишек дома радость

Наконец, с работы пришёл

Их  любимый ….отец.

8.Сидит прилежно за столом,

Выводит закорючки,

Пишет бабушке письмо,

Маленькая….внучка.

9.Он весёл и остроумен,

Брат жены для мужа…..шурин

10. Живет в деревне Самоцветушка,

Наш мудрый, старый, добрый….дедушка

Выходи т слово:

РОДОСЛОВИЕ

-кто знает, что  обозначает это слово? (ответы детей)

Родословие, а по-другому Генеалогия это наука, узучающая историю рода  и семьи.

 Человек растёт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Издавна одной из традиций многих народов , было знание своих предков, своей родословной. 

-Ребята, назовите, кто относится к нашим предкам?

(бабушки, дедушки,прабабушки,прадедушки,прапрабабушки,прапрадедушки,прапрапра…..)

-их много, многих  уже нет в живых, а человеку хочется узнать: а как их звали? Кем трудились? в какие времена жили? какие у них были семьи?

- а как мы можем узнать о своих предках?(спросить  у  старших членов семьи)

- хорошо, нам рассказали, а как же  сохранить эту важную информацию? (записать)

- Верно, оказывается, все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, Родословное дерево (Генеалогическое дерево, древо). Родословным его называют потому, что оно рассказывает историю семьи, рода за несколько десятилетий, или даже столетий.

-Так какая у нас тема урока?

-Родословное  дерево !

Показываю примеры РД

-Что же входит в это РД?

(Имена, родственные связи, могут быть фотографии…)

-Везде ли нарисовано само дерево?

-Нет, но форма сохранятся

РД может быть представлено и в виде Дерева ,и в виде схемы

-подумайте, почему за основу взяли именно дерево?(варианты ответов)

-Структура дерева отлично подходит для записи семейной истории: древние корни, мощный ствол, на котором держатся ветви, покрытые молодой зеленью , на которых только начинаю проклевываться побеги.

-Как думаете, чему мы сегодня будем учиться?( Составлять родословное дерево.)

-Давайте составим РД семьи, не конкретной семьи, а в общем.

-Даны карточки  (на доске) ,подумайте ,почему они в двух формах?(мужчины и женщины)

-Верно, существует правило, которое мы будем соблюдать, женщины в овалах и их располагаем справа, мужчины в прямоугольниках слева.

-Итак, вы собираетесь составить СВОЮ Родословную ,значит начинаем с….(себя)

-Дерево растет, кто стоит над вами? (мама и папа)

-Растим дерево дальше (бабушки и дедушки)

-Есть прадедушка и прабабушка, давайте им определим место (выполняют)

-Хорошо, ребята, в каком направлении росло наше дерево?(снизу вверх )

- у такого способа составления РД есть своё название: Восхождение

(от потомков к предкам)

_Ребята, молодое поколение всегда находится внизу, старшее вверху.

-Ребята, представьте, что вы хотите узнать о потомках какого -то человека. К примеру: А.С.Пушкин…интересно, кто его дети? сколько их? Кто его внуки и правнуки, а праправнуки …А кто из его потомков живёт в наше время? И так далее… А вдруг ,ВЫ являетесь его потомком….

_Давайте составим РД человека, который жил намного раньше нас, пусть это будет прадед (ставлю карточку)(повторим: молодые поколения внизу, старшие вверху, женщины справа, мужчины слева)

У прадеда был сын (дед), у него жена, у них дочь, её муж, у них сын(папа),жена и Я.

Вот её 2 члена семьи: брат и сестра,куда их поместим??

-рядом со мной…Верно!

_Ребята,  в каком направлении мы двигались?( сверху вниз)

-от кого к кому?

-От предков к потомкам.

-Это второй способ составления РД, и у него тоже есть своё название

Нисхождение (от предков к потомкам)

Так, о каких двух способах составления РД вы узнали?

Восхождение и нисхождение

Прочитаем, что нам говорят авторы учебника стр.28….

-правильно мы определили способы?

-ДА

Физминутка.

  Игра « Кто я?» Встаньте, те, кто является дочкой, внуком, внучкой, сыном, родным братом, племянницей, племянником, двоюродной сестрой, дядей, тётей, крёстным, крестником.

-Кстати, Родословная бывает не только у людей, но и у животных, (слайды), и мы сейчас составим РД мультипликационного героя (Шрека), и Дерево наше будет Восходящим.

Работа в группах ,составить  родословную Шрека.

Проверка. Выходят к доске.

-Так, чего нужны родословные?

Чтобы знать своих предков, узнаем много нового о себе, может быть кто- то является потомком известной личности…а вот в давние времена ,чтобы человека приняли в рыцари, он должен был показать свою Родословную, чтобы доказать ,что он имеет право быть рыцарем.

-Сейчас, вы начнете  составлять родословное дерево вашей семьи. Составлять будем по восходящей, то есть:

 

 -Мы с вами писали родственные связи, вставляли фотографии, а теперь,  вы будете записывать имена и отчества.

 (дети составляют по шаблону). Таблица получается короткой.

-Почему дерево такое маленькое??...Плохо знаем своих предков.

-вот посмотрите, какое РД принесла мама Борматовой Радмилы. Что вы о нем можете сказать? (оно большое) Оно разросшееся, на его составление ушло немало времени, ЖГ расспрашивала своих старших родственников, находила информацию в архивах, и вот такой получился результат.

-Что надо сделать, чтобы  ваше дерево разрослось?(спросить у старших членов семьи.)

Это и будет домашним заданием.

Рефлексия. Чем интересен вам был урок? Какие открытия сделали для себя? За что вы можете похвалить себя? Получилось ли у нас ответить на поставленные перед уроком задачи? Кому понравился урок и у него все получилось, поднимите радостный смайлик, кому не понравилось грустный.

Домашнее задание: продолжить составление Родословной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"

Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"  1 класс....

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Деревья и кустарники весной (Цветение)".

Данная тема изучается в подготовительном классе II вида....

План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Деревья и кустарники осенью"

План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Деревья и кустарники осенью"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

2 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: Проект «Родословная». Школа России

Окружающий мир Тема: Проект «Родословная».Цель: исследовать родословную своей семьи. Представление итогов совместной работы с родителями по созданию  своей родословной.Планируемые результаты...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....