Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Деревья, кустарники, травы родного края" (2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Осина Марина Владимировна

Технологическая карта урока по  теме: "Деревья, кстарники. травы". Это урок открытия нового знания. Учащиеся учатся узнавать растения по описанию, создают краткий проект о ядовитых растениях. изучают литературное произведение- К.Паустовского. Учащиеся учатся анализировать экологические сказки о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx390 КБ
Файл prezentatsiya_4.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Деревья, кустарники, травы родного края» (УЗНАВАНИЕ, НАЗЫВАНИЕ, КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ)

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: создание  условий для ознакомления учащихся  с основными жизненными формами растений, развитие умений работать со схемами и справочниками учебника, сравнивать, классифицировать, обобщать, работать в парах, в группе.

Задачи:

  • Образовательная- учить определять цель учебной деятельности с помощью учителя, распределять растения по группам, согласно их отличительным признакам,
  • Развивающая: развивать умения работать с новой информацией по теме, анализировать, сравнивать и группировать предметы по их отличительным признакам, классифицировать, сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • Воспитательная: воспитывать чувство любви к родной природе, к родному краю.

Формирование УУД:

Личностные: Демонстрировать сформированность  адекватной, позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Познавательные УУД: Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.Анализировать различные факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее.

Коммуникативные УУД : Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Метапредметные: Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы. Развивать познавательный интерес и творческую активность, речь. Создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в группах.

Личностные: Формирование интереса и ценностного отношения к Родине.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский

Оборудование: презентация.

Ход занятия

Этапы занятия

Формируемые УУД

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I. Организация класса

  1. Приветствие,

знакомство

Познакомиться с детьми.

Личностные:Демонстрировать  сформированность  адекватной, позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво, (встали)

Поздоровались учтиво. (здравствуйте)

Тихо сели, спинки прямо. И работаем

Желаю вам успешной работы на уроке!

Приветствуют пучителя.

Настраиваются на работу.

2.Актуализация знаний.

Слайд 2- -Прочитайте отрывок из стихотворения С.Есенина:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!

Я скажу: Не надо рая,

Дайте родину мою!»

-Можно ли этот эпиграф взять девизом нашего урока?

Что хотел сказать С.А.Есенин? Какие строки доказывают любовь поэта к родной стороне?

-А вы любите свой родной край?

А сейчас давайте отправимся в путешествие в природу (Звучит музыка природы-Шум леса) , что вы знаете о природе. (3 слайд)

Ребята, послушайте и закончите предложения:

Распредели на 2 группы:

Солнце, трава, облака, животные, камни, растения, вода, воздух

-Назовите представителей 1 группы?

1) Солнце, облака, вода, камни, воздух –

-Как ее назовем?... (неживая природа)

-Назовите представителей 2 группы? Как ее назовем?

2) Растения, грибы, животные-это… (живая природа)

3) Они растут,…,… (питаются, развиваются, размножаются)

4) Что необходимо им для жизни? (воздух, вода, тепло, свет)

5) Живое и неживое в природе… (взаимосвязано)

Отгадайте загадки:

Весной веселит.

Летом холодит.

Осенью питает.

Зимой согревает. (Дерево)

Из единого корня растет

Невысокий, но дружный народ. (Куст)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету.

Растет, цветет она всё лето.

Коровам без нее – беда:

Она их главная еда. (Трава)

            (4 слайд)

-Как назвать все отгадки одним словом? (растения)

Сформулируйте тему урока.

-А чем отличаются изображенные на картинках растения друг от друга?(затруднения)

-Какую цель УД мы поставим перед собой? (узнать отличительные признаки растений каждой группы)

Внимательно слушают речь учителя, отвечают на вопросы учителя,

Анализируют отрывок стихотворения С.Есенина.

Отвечают.

Отгадывают загадки

формулируют

II.Основная часть

1.Объявление темы и целей занятия.

Определить тему и цель занятия кружка.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие в Царство-  растений. В волшебном царстве, Растительном государстве растительный мир называют ещё флорой. В этом государстве приветствует нас сама Королева Флора. Флора в переводе с латинского языка означает цветок. Так вот Королева Флора очень бережно охраняет своё Царство и желает нам, чтобы мы тоже научились бережно относиться к растениям.

- Как вы думаете, если у нас в гостях королева растений, то о чём пойдёт речь на уроке?

- Сегодня мы поговорим о растениях. А именно о деревьях, кустарниках и травах.

Узнают тему урока

2.Беседа по теме урока.

Личностные:

Освоение личностного смысла учения; желание продолжать свою учебу.

Коммуникативные:

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов  и дополнительных сведений.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступк и.

– Откройте учебник на странице 72. Рассмотрите на слайде 5  Внимательно посмотрите на схему. Покажите на ней деревья. О каких деревьях идет речь? Угадайте –работа в паре.

Приведите примеры деревьев, кустарников и трав. Молодцы!

Теперь давайте проверим.

Что здесь изображено? –слайд 6-Каккие это деревья? (лиственные и хвойные) В чем их отличие?

Давайте сравним стебли у этих растений:-слайд 7

У дерева только один твёрдый стебель – ствол. У кустарника несколько твёрдых стеблей. У трав один или несколько мягких зелёных стеблей.

А чем еще дерево отличается от кустарника, а кустарник от трав? (Пример: высотой)

РАБОТА В РАБОЧИХ ТЕТРАДЯХ, Теперь давайте откроем тетради №2 на странице 12 и выполним верхнее задание.  

Нам нужно обвести красным карандашом деревья, синим- кустарники, зеленым – травы.

Молодцы, отложите тетради на край стола.

Посмотрите в учебник на страницу 73.

Сравните ель и березу. (6 слайд)

В чём их сходство?

В чём различие?

Назови главное отличие. (береза – лиственное дерево)

Приведи примеры других лиственных растений, назовите.

Посмотрите на следующее изображение.

Что нарисовано здесь? (ель и сосна)

Сравните ветки ели и сосны.

Вы знали, что иголки сосны и ели – это тоже листья, их называют хвоинками. Сосна и ель -  хвойные деревья.

Какие еще хвойные деревья вы знаете? Назовите их.

Сейчас откройте опять свои тетради и выполните нижнее задание на странице 12. Необходимо закрасить кружок синим цветом рядом с хвойными деревьями, а зеленым – рядом с лиственными.

СЛАЙД 8- Игра Покажи деревья, кустарники и травы.

Внимательно рассмотрите иллюстрацию на странице 74.

Как вы думаете, почему растения леса и луга называют дикорастущими, а растения сада и огорода – культурными? (культурные растения сажает человек, а дикорастущие сами)

Как человек использует культурные растения?

Чтение произведения К.Паустовского Picture background

-О каком растении нам рассказл К.Паустовский? Чем он полезен? Все ли травы полезны?

Теперь обратимся к страниц 75.

Рассмотрите очень внимательно растения и запомните их! Они ядовиты! (9 слайд)

Слушают и отвечают

Работают в паре. Самопроверка.

Физкультминутка.

Движения про природу. (Как природа хороша)

Слушают и выполняют

3.Закрепление изученного материала.

 Чтение и анализ экологической сказки.

Познавательные:

Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Анализировать различные факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее.

Почему у земли платье зеленое

А. Лопатина

Что на земле самое зеленое? — спросила однажды маленькая девочка у своей мамы.

— Трава и деревья, дочка, — ответила мама.

— А почему они выбрали зеленый цвет, а не какой-нибудь другой?

На этот раз мама задумалась, а затем сказала:

— Творец попросил волшебницу Природу сшить для своей любимицы-Земли платье цвета веры и надежды, и Природа подарила Земле платье зеленого цвета. С тех пор зеленый ковер благоухающих трав, растений и деревьев рождает в сердце человека надежду и веру, делает его чище.

— Но трава к осени сохнет, а листья опадают.

Мама снова долго думала, а потом спросила:

— Сладко ли тебе сегодня спалось в твоей мягкой кроватке, доченька?

Девочка удивленно посмотрела на маму:

— Я хорошо спала, но причем здесь моя кроватка?

— Вот так же сладко, как ты в своей кроватке, спят цветы и травы на полях и в лесах под мягким пушистым одеялом. Отдыхают деревья, чтобы набраться новых сил и порадовать сердца людей новыми надеждами. А чтобы не забыли мы за долгую зиму, что у Земли платье зеленого цвета, не растеряли надежды свои, елочка с сосенкой нам на радость и зимой зеленеют.

-О каких явлениях здесь говорили мама и дочка?

 

– О каких изменениях в жизни растений вы узнали?

4.Включение в систему знаний.

МИНИ-ПРОЕКТ

Ребята делятся на 4 группы. Каждая группа получает задание-Угадать ядовитые растения. Нарисовать памятку для ребят по поведению в лесу в обращении с растениями. 

5. Включение в систему знаний.

Работа с гербарием. Учащиеся разделены на группы-6 групп дается лист, на котором краткое описание растения. Угадать по описанию растение.

Описание:

  1. Этот кустарник—ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. Шиповник.

2.Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто все в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за цветов люди ломают ветки и сучки у этого дерев «Красавец»--так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это-дерево-богатырь, дерево-долгожитель. Дуб.

3.Ветки этого кустарника покрыты острыми и твёрдыми колючками. Боярышник.

4. «Северный ананас» —красивое название, не правда ли? А это всего лишь скромный кустарник. Ещё в Древней Греции ее листьями и молодыми побегами кормили лошадей. От этого они быстро прибавляли в весе, шерсть становилась шелковистой, красивой. Название очень точное—желтые или оранжевые плоды буквально облепляют ветки. Назовите кустарник. (Облепиха)

5.Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. Рябина.

6.Сверху листья дерева зеленые, снизу—серебристо-серые. От малейшего ветерка листья переворачиваются, и дерево становится то зелёным, то серым—«переодевается». Осина.

7.Это хвойное дерево. Хвоинки длинные, соединены по две. Шишки небольшие, округлой формы. Сосна.

8.Это хвойное вечнозелёное дерево с самой мягкой хвоей. Пихта.

9э.Листья этого дерева имеют «звездчатую» форму. Осенью они имеют цвет от желтого до темно-малинового.  Клён.

10.Красива во время цветения. Отличается красноватой листвой и ярко-красными гроздьями сочных плодов осенью. Плоды горькие, но полезные. Из них пекут пироги. О каком кустарнике идёт речь? (О калине.)

11.Этот кустарник называют ещё дикой розой. Потому что из него выращено много садовых роз. Он относится к лекарственным растениям. Его плоды заваривают и пьют при кашле. А по цветам можно определять время: в 4—5 часов утра они распускаются, а к 7—8 часам вечера закрываются. (Шиповник)

12. Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто все в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за цветов люди ломают ветки и сучки у этого дерева. Черёмуха.

  1. Итог урока

1.Итог урока. 2.Рефлексия

Завершить занятие.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

-О чем интересном на уроке вы узнали?

На какие группы делятся растения?

-Как можно отличить  деревья, кустарники и травянистые растения?

-Какова особенность каждой группы

Что нового вы узнали о растениях на сегодняшнем уроке?

-Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.

-если вам понравился наш урок, поднимите руки вверх, как деревья тянут свои ветви к солнцу

Слушают учителя.

Дом.задание

1.Составить кроссворд о растениях с рисунком.

2. Составить ребусы о растениях-5 ребусов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природа нашего края

Слайд 3

Растения Чем дерево отличается от кустарника, а кустарник от трав?

Слайд 4

Что объединяет все деревья? Рассмотрите их.

Слайд 5

Сравни ель и берёзу. В чём их сходство? В чём различие ? Назови главное отличие. Приведи примеры других лиственных деревьев.

Слайд 9

Ядовитые растения! Белена Дурман Вороний глаз Ландыш Лютик едкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Деревья и кустарники весной (Цветение)".

Данная тема изучается в подготовительном классе II вида....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Россия - наша Родина" во 2 классе

Урок организован  в соответствии с ФГОС, при использовании информационно-коммуникативных технологий. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Земля – наш общий дом».     На уро...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Воздух и его охрана" 3 класс

             Тема: «Воздух и его охрана.»Цели деятельности учителя: познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием &laq...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "В гости к весне" 2 класс

ТЕМА: «В гости к весне» (учебное занятие)Цели деятельности учителя: наблюдение за весенними изменениями в природе,  признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение в...

технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Где живут белые медведи?" 1 класс ФГОС Школа России

технологическая карта урока составлена по программе "Школа России" по теме " Где живут белые медведи?"  1 класс...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Когда и где?» (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: развитие умений определять  по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события, и обсужд...