Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Деревья, кустарники, травы родного края" (2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Технологическая карта урока по теме: "Деревья, кстарники. травы". Это урок открытия нового знания. Учащиеся учатся узнавать растения по описанию, создают краткий проект о ядовитых растениях. изучают литературное произведение- К.Паустовского. Учащиеся учатся анализировать экологические сказки о природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir.docx | 390 КБ |
prezentatsiya_4.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Деревья, кустарники, травы родного края» (УЗНАВАНИЕ, НАЗЫВАНИЕ, КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с основными жизненными формами растений, развитие умений работать со схемами и справочниками учебника, сравнивать, классифицировать, обобщать, работать в парах, в группе.
Задачи:
- Образовательная- учить определять цель учебной деятельности с помощью учителя, распределять растения по группам, согласно их отличительным признакам,
- Развивающая: развивать умения работать с новой информацией по теме, анализировать, сравнивать и группировать предметы по их отличительным признакам, классифицировать, сотрудничать в совместном решении проблемы;
- Воспитательная: воспитывать чувство любви к родной природе, к родному краю.
Формирование УУД:
Личностные: Демонстрировать сформированность адекватной, позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Познавательные УУД: Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.Анализировать различные факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее.
Коммуникативные УУД : Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Метапредметные: Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы. Развивать познавательный интерес и творческую активность, речь. Создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в группах.
Личностные: Формирование интереса и ценностного отношения к Родине.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский
Оборудование: презентация.
Ход занятия
Этапы занятия | Формируемые УУД | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
I. Организация класса | |||
знакомство Познакомиться с детьми. | Личностные:Демонстрировать сформированность адекватной, позитивной осознанной самооценки и самопринятия. | Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, (встали) Поздоровались учтиво. (здравствуйте) Тихо сели, спинки прямо. И работаем Желаю вам успешной работы на уроке! | Приветствуют пучителя. Настраиваются на работу. |
2.Актуализация знаний. | Слайд 2- -Прочитайте отрывок из стихотворения С.Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю! Я скажу: Не надо рая, Дайте родину мою!» -Можно ли этот эпиграф взять девизом нашего урока? Что хотел сказать С.А.Есенин? Какие строки доказывают любовь поэта к родной стороне? -А вы любите свой родной край? А сейчас давайте отправимся в путешествие в природу (Звучит музыка природы-Шум леса) , что вы знаете о природе. (3 слайд) Ребята, послушайте и закончите предложения: Распредели на 2 группы: Солнце, трава, облака, животные, камни, растения, вода, воздух -Назовите представителей 1 группы? 1) Солнце, облака, вода, камни, воздух – -Как ее назовем?... (неживая природа) -Назовите представителей 2 группы? Как ее назовем? 2) Растения, грибы, животные-это… (живая природа) 3) Они растут,…,… (питаются, развиваются, размножаются) 4) Что необходимо им для жизни? (воздух, вода, тепло, свет) 5) Живое и неживое в природе… (взаимосвязано) Отгадайте загадки: Весной веселит. Летом холодит. Осенью питает. Зимой согревает. (Дерево) Из единого корня растет Невысокий, но дружный народ. (Куст) Она под осень умирает И вновь весною оживает. Иглой зеленой выйдет к свету. Растет, цветет она всё лето. Коровам без нее – беда: Она их главная еда. (Трава) (4 слайд) -Как назвать все отгадки одним словом? (растения) Сформулируйте тему урока. -А чем отличаются изображенные на картинках растения друг от друга?(затруднения) -Какую цель УД мы поставим перед собой? (узнать отличительные признаки растений каждой группы) | Внимательно слушают речь учителя, отвечают на вопросы учителя, Анализируют отрывок стихотворения С.Есенина. Отвечают. Отгадывают загадки формулируют | |
II.Основная часть | |||
1.Объявление темы и целей занятия. Определить тему и цель занятия кружка. | Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие в Царство- растений. В волшебном царстве, Растительном государстве растительный мир называют ещё флорой. В этом государстве приветствует нас сама Королева Флора. Флора в переводе с латинского языка означает цветок. Так вот Королева Флора очень бережно охраняет своё Царство и желает нам, чтобы мы тоже научились бережно относиться к растениям. - Как вы думаете, если у нас в гостях королева растений, то о чём пойдёт речь на уроке? - Сегодня мы поговорим о растениях. А именно о деревьях, кустарниках и травах. | Узнают тему урока |
2.Беседа по теме урока. | Личностные: Освоение личностного смысла учения; желание продолжать свою учебу. Коммуникативные: Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступк и. | – Откройте учебник на странице 72. Рассмотрите на слайде 5 Внимательно посмотрите на схему. Покажите на ней деревья. О каких деревьях идет речь? Угадайте –работа в паре. Приведите примеры деревьев, кустарников и трав. Молодцы! Теперь давайте проверим. Что здесь изображено? –слайд 6-Каккие это деревья? (лиственные и хвойные) В чем их отличие? Давайте сравним стебли у этих растений:-слайд 7 У дерева только один твёрдый стебель – ствол. У кустарника несколько твёрдых стеблей. У трав один или несколько мягких зелёных стеблей. А чем еще дерево отличается от кустарника, а кустарник от трав? (Пример: высотой) РАБОТА В РАБОЧИХ ТЕТРАДЯХ, Теперь давайте откроем тетради №2 на странице 12 и выполним верхнее задание. Нам нужно обвести красным карандашом деревья, синим- кустарники, зеленым – травы. Молодцы, отложите тетради на край стола. Посмотрите в учебник на страницу 73. Сравните ель и березу. (6 слайд) В чём их сходство? В чём различие? Назови главное отличие. (береза – лиственное дерево) Приведи примеры других лиственных растений, назовите. Посмотрите на следующее изображение. Что нарисовано здесь? (ель и сосна) Сравните ветки ели и сосны. Вы знали, что иголки сосны и ели – это тоже листья, их называют хвоинками. Сосна и ель - хвойные деревья. Какие еще хвойные деревья вы знаете? Назовите их. Сейчас откройте опять свои тетради и выполните нижнее задание на странице 12. Необходимо закрасить кружок синим цветом рядом с хвойными деревьями, а зеленым – рядом с лиственными. СЛАЙД 8- Игра Покажи деревья, кустарники и травы. Внимательно рассмотрите иллюстрацию на странице 74. Как вы думаете, почему растения леса и луга называют дикорастущими, а растения сада и огорода – культурными? (культурные растения сажает человек, а дикорастущие сами) Как человек использует культурные растения? Чтение произведения К.Паустовского -О каком растении нам рассказл К.Паустовский? Чем он полезен? Все ли травы полезны? Теперь обратимся к страниц 75. Рассмотрите очень внимательно растения и запомните их! Они ядовиты! (9 слайд) | Слушают и отвечают Работают в паре. Самопроверка. |
Физкультминутка. | Движения про природу. (Как природа хороша) | Слушают и выполняют | |
3.Закрепление изученного материала. Чтение и анализ экологической сказки. | Познавательные: Планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Анализировать различные факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее. | Почему у земли платье зеленое А. Лопатина Что на земле самое зеленое? — спросила однажды маленькая девочка у своей мамы. — Трава и деревья, дочка, — ответила мама. — А почему они выбрали зеленый цвет, а не какой-нибудь другой? На этот раз мама задумалась, а затем сказала: — Творец попросил волшебницу Природу сшить для своей любимицы-Земли платье цвета веры и надежды, и Природа подарила Земле платье зеленого цвета. С тех пор зеленый ковер благоухающих трав, растений и деревьев рождает в сердце человека надежду и веру, делает его чище. — Но трава к осени сохнет, а листья опадают. Мама снова долго думала, а потом спросила: — Сладко ли тебе сегодня спалось в твоей мягкой кроватке, доченька? Девочка удивленно посмотрела на маму: — Я хорошо спала, но причем здесь моя кроватка? — Вот так же сладко, как ты в своей кроватке, спят цветы и травы на полях и в лесах под мягким пушистым одеялом. Отдыхают деревья, чтобы набраться новых сил и порадовать сердца людей новыми надеждами. А чтобы не забыли мы за долгую зиму, что у Земли платье зеленого цвета, не растеряли надежды свои, елочка с сосенкой нам на радость и зимой зеленеют. -О каких явлениях здесь говорили мама и дочка?
– О каких изменениях в жизни растений вы узнали? | |
4.Включение в систему знаний. | МИНИ-ПРОЕКТ Ребята делятся на 4 группы. Каждая группа получает задание-Угадать ядовитые растения. Нарисовать памятку для ребят по поведению в лесу в обращении с растениями. | ||
5. Включение в систему знаний. | Работа с гербарием. Учащиеся разделены на группы-6 групп дается лист, на котором краткое описание растения. Угадать по описанию растение. Описание:
2.Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто все в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за цветов люди ломают ветки и сучки у этого дерев «Красавец»--так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это-дерево-богатырь, дерево-долгожитель. Дуб. 3.Ветки этого кустарника покрыты острыми и твёрдыми колючками. Боярышник. 4. «Северный ананас» —красивое название, не правда ли? А это всего лишь скромный кустарник. Ещё в Древней Греции ее листьями и молодыми побегами кормили лошадей. От этого они быстро прибавляли в весе, шерсть становилась шелковистой, красивой. Название очень точное—желтые или оранжевые плоды буквально облепляют ветки. Назовите кустарник. (Облепиха) 5.Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. Рябина. 6.Сверху листья дерева зеленые, снизу—серебристо-серые. От малейшего ветерка листья переворачиваются, и дерево становится то зелёным, то серым—«переодевается». Осина. 7.Это хвойное дерево. Хвоинки длинные, соединены по две. Шишки небольшие, округлой формы. Сосна. 8.Это хвойное вечнозелёное дерево с самой мягкой хвоей. Пихта. 9э.Листья этого дерева имеют «звездчатую» форму. Осенью они имеют цвет от желтого до темно-малинового. Клён. 10.Красива во время цветения. Отличается красноватой листвой и ярко-красными гроздьями сочных плодов осенью. Плоды горькие, но полезные. Из них пекут пироги. О каком кустарнике идёт речь? (О калине.) 11.Этот кустарник называют ещё дикой розой. Потому что из него выращено много садовых роз. Он относится к лекарственным растениям. Его плоды заваривают и пьют при кашле. А по цветам можно определять время: в 4—5 часов утра они распускаются, а к 7—8 часам вечера закрываются. (Шиповник) 12. Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто все в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за цветов люди ломают ветки и сучки у этого дерева. Черёмуха. | ||
| |||
1.Итог урока. 2.Рефлексия Завершить занятие. | Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | -О чем интересном на уроке вы узнали? На какие группы делятся растения? -Как можно отличить деревья, кустарники и травянистые растения? -Какова особенность каждой группы Что нового вы узнали о растениях на сегодняшнем уроке? -Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. -если вам понравился наш урок, поднимите руки вверх, как деревья тянут свои ветви к солнцу | Слушают учителя. |
Дом.задание | 1.Составить кроссворд о растениях с рисунком. 2. Составить ребусы о растениях-5 ребусов. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Растения Чем дерево отличается от кустарника, а кустарник от трав?
Что объединяет все деревья? Рассмотрите их.
Сравни ель и берёзу. В чём их сходство? В чём различие ? Назови главное отличие. Приведи примеры других лиственных деревьев.
Ядовитые растения! Белена Дурман Вороний глаз Ландыш Лютик едкий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Деревья и кустарники весной (Цветение)".
Данная тема изучается в подготовительном классе II вида....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Россия - наша Родина" во 2 классе
Урок организован в соответствии с ФГОС, при использовании информационно-коммуникативных технологий. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Земля – наш общий дом». На уро...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Природа и наша безопасность" 3 класс "Школа России"
"Природа и наша безопасность"...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Воздух и его охрана" 3 класс
Тема: «Воздух и его охрана.»Цели деятельности учителя: познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием &laq...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "В гости к весне" 2 класс
ТЕМА: «В гости к весне» (учебное занятие)Цели деятельности учителя: наблюдение за весенними изменениями в природе, признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение в...
технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Где живут белые медведи?" 1 класс ФГОС Школа России
технологическая карта урока составлена по программе "Школа России" по теме " Где живут белые медведи?" 1 класс...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Когда и где?» (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: развитие умений определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события, и обсужд...