РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с ОВЗ 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с ОВЗ 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_prirodnyy.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа №5 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
г.о. Орехово-Зуево
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ОШ №5
для обучающихся с ОВЗ
_________И.К.Чугунова
«__» сентября 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий природный мир»
для 2 «В» класса
2018-2019 учебный год
Составитель: Порхачева Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
2018 г.
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
Пояснительная записка.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
Рабочая программа по предмету « Окружающий природный мир» предназначена для обучения учащихся 2 «В» класса, составлена на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
4. Приказ № 206 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
5. Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
6. Учебный план для учащихся 2 «В» класса МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на 2018-2019 учебный год.
Цель учебного предмета «Окружающий природный мир» - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи учебного предмета «Окружающий природный мир» - формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Общая характеристика курса.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «Окружающий природный мир», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений по предмету «Окружающий природный мир». Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
Содержание программы.
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; содержание предмета «Окружающий природный мир»; тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок). Узнавание (различение) фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, банан) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, морковь, свекла, репа) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (клубника, малина, земляника) по внешнему виду( вкусу , запаху).
Животный мир.
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, уши). Узнавание (различение) домашних животных (кошка, собака, коза, корова). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (котёнок, щенок, телёнок, козленок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк). Знание способов передвижения диких животных.
Объединение диких животных в группу «дикие животные». Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, зайчонок).
Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, грач). Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы».
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе.
Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе.
Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, радуга, гром, гроза). Соотнесение явлений природы с временем года.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; аудио- и видеоматериалы.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Окружающий природный мир» входит в предметную область «Окружающий мир».
Срок реализации программы – 1год.
Во 2 «В» классе программа по предмету «Окружающий природный мир» рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.
Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные: (индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные ценностные установки):
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим.
Предметные:
- знать названия овощей и фруктов согласно тематике;
- знать части растений;
- знать названия животных и птиц согласно тематике;
- знать строение животных и птиц;
- знать части суток;
- знать названия времен года (весна, лето, осень, зима)
- знать названия явлений природы (дождь, снегопад, гром, радуга, гроза, листопад);
- знать значение солнца в жизни человека и в природе.
- уметь узнавать (различать) растения, овощи, фрукты согласно тематике;
- уметь узнавать (различать) части растений;
- уметь узнавать (различать) домашних животных;
- уметь узнавать (различать) диких животных;
- уметь узнавать (различать) перелетных птиц;
- уметь узнавать и различать детёнышей диких и домашних животных;
- уметь узнавать солнце, луну среди других объектов неживой природы;
- уметь узнавать и называть части суток.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
№ | № | Названия разделов и тем | Кол. час. | Дата план | Дата факт |
1 триместр (20 час) | |||||
Временные представления. | 5 | ||||
1 | 1 | Времена года: осень. | 1 | 03.09 | |
2 | 2 | Изменения в природе осенью. Экскурсия. | 1 | 04.09 | |
3 | 3 | Обобщение наблюдений. | 1 | 10.09 | |
4 | 4 | Узнавание (различение) явлений природы (дождь, листопад, гром ,радуга, гроза). | 2 | 11.09 | |
Растительный мир. | 7 | ||||
5 | 5 | Огород (морковь, лук ,свекла, репа ). Название, различение по цвету, форме, величине, вкусу. | 3 | 18.09 | |
6 | 6 | Сад (яблоко, груша, лимон, апельсин, банан) Название, различение по цвету, форме, величине, вкусу. | 3 | 01.10 | |
7 | 7 | Магазин «Овощи-фрукты». | 1 | 16.10 | |
Объекты неживой природы. | 4 | ||||
8 | 8 | Солнце: узнавание, называние, значение в жизни человека и в природе. | 2 | 22.10 | |
9 | 9 | Луна: узнавание, называние, значение в жизни человека и в природе. | 2 | 29.10 | |
Растительный мир. | 4 | ||||
10 | 10 | Комнатные растения. Герань цветущая. Название, распознавание по внешнему виду. | 1 | 05.11 | |
11 | 11 | Строение растения. Части растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок). | 1 | 06.11 | |
12 | 12 | Уход за комнатными растениями. | 1 | 12.11 | |
13 | 13 | Повторение изученного. Обобщение наблюдений. | 1 | 13.11 | |
2 триместр (22 часа) | |||||
Временные представления. | 7 | ||||
14 | 1 | Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). | 2 | 26.11 | |
15 | 2 | Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). | 2 | 03.12 | |
16 | 3 | Соотнесение частей суток с видами деятельности человека. | 2 | 10.12 | |
17 | 4 | Повторение изученного о частях суток. | 1 | 17.12 | |
Животный мир. | 4 | ||||
18 | 5 | Домашние животные. Коза. Внешний вид (голова, лапы, хвост). Питание. | 2 | 18.12 | |
19 | 6 | Наблюдение за жизнью козы, просмотр фильма. | 2 | 25.12 | |
Временные представления. | 4 | ||||
20 | 7 | Времена года: зима. | 1 | 08.01 | |
21 | 8 | Узнавание (различение) явлений природы: снегопад. | 1 | 14.01 | |
22 | 9 | Изменения в природе зимой. Экскурсия. Обобщение наблюдений. | 2 | 15.01 21.01 | |
Животный мир. | 7 | ||||
23 | 10 | Домашние животные. Корова. Внешний вид (голова, лапы, хвост). Питание. | 3 | 22.01 28.01 | |
24 | 11 | Наблюдение за жизнью коровы, просмотр фильма. | 1 | 04.02 | |
25 | 12 | Домашние животные : кошка, собака, корова, коза. Детеныши (котёнок, щенок, телёнок, козленок). | 3 | 05.02 11.02 | |
3 триместр (26 часов) | |||||
Животный мир. | 8 | ||||
26 | 1 | Питание и способы передвижения домашних животных. | 2 | 25.02 26.02 | |
27 | 2 | Сравнение козы и коровы. Различение их. | 2 | 04.03 05.03 | |
28 | 3 | Дикие животные (волк). Узнавание (различение) . | 2 | 11.03 12.03 | |
29 | 4 | Дикие животные ( заяц, лиса). Узнавание (различение) . | 2 | 18.03 19.03 | |
Временные представления. | 4 | ||||
30 | 5 | Времена года: весна. Изменения в природе весной. | 2 | 25.03 26.03 | |
31 | 6 | Лес . Значение леса в природе и жизни человека. Экскурсия. Обобщение наблюдений. | 2 | 01.04 02.04 | |
Животный мир. | 14 | ||||
32 | 7 | Птицы. Ворона. Внешний вид ( голова, две ноги, два крыла, хвост). Выделение ворон, распознавание их среди других птиц. | 2 | 15.04 16.04 | |
33 | 8 | Наблюдения за образом жизни ворон, подкормка их. Экскурсия. Обобщение наблюдений. | 2 | 22.04 23.04 | |
34 | 9 | Распознавание, называние других птиц нашей местности (воробьи, вороны, галки). | 2 | 29.04 30.04 | |
35 | 10 | Аисты – перелетные птицы. Наблюдения за образом жизни аистов. Просмотр фильма «Аисты в природе». | 2 | 06.05 07.05 | |
36 | 11 | Перелетные птицы :аист ,грач. | 2 | 13.05 14.05 | |
37 | 12 | Наблюдение за птицами в природе. Экскурсия. Обобщение наблюдений. | 2 | 20.05 21.05 | |
38 | 13 | Повторение пройденного. | 2 | 27.05 28.05 |
Материально-техническое обеспечение:
- комплект таблиц "Летние и осенние изменения в природе", «Зима», «Весна»;
- комплект таблиц "Окружающий мир" (8 таблиц): 1. Цветы. 2. Деревья. 3. Грибы. 4. Обитатели морей. 5. Овощи и Фрукты. 6. Птицы. 7. Ягоды. 8. Животные;
- компьютер;
- муляжи овощей (комплект);
- муляжи фруктов (комплект);
- набор «Домашние и дикие животные»;
- набор «Картинки по развитию речи»;
- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, презентации, медиафайлы, кинофрагменты.
Учебно-методическое обеспечение:
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Мин-во образования и науки Российской Федерации.—М.: Просвещение, 2017.—365 с.
- Матвеева Н.Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. и др. Мир природы и человека. 1 класс (2 части): учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2018 - 151 с.
«СОГЛАСОВАНО»
ШМО учителей начальных классов
и надомного обучения, протокол № 4
от 28 августа 2018г.
_____________ О.А. Абакумова
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
_____________И.А. Шуршикова
«___» сентября 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»
Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.Задачи: формирование представлений об объектах и явлениях...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Презентация по предмету "Окружающий природный мир" на тему "Урожай в саду поспел: фрукты" ХАЗОВА А.А.
Презентация по предмету Окружающий природный мир на тему "Урожай в саду поспел:фрукты" для 1 (доп.) класса 2 варианта обучения....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир"
Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми ...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Окружающий мир» по предмету «Окружающий природный мир»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Окружающий мир» по предмету «Окружающий природный мир»...