Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Сиско Елена Викторовна

       Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

         Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

         Задачи:

1) формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, 2) формирование временных представлений,

3) формирование представлений о растительном и животном мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn_okr.docx40.94 КБ
Файл kalend_okr.docx50.45 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Воротнее

муниципального района Сергиевский Самарской области

«УТВЕРЖДАЮ» к использованию в образовательном процессе  на 2016/ 17 уч. год          Директор школы:                     _____    О.П. Коршикова

Адаптированная основная общеобразовательная программа

по учебному предмету «Окружающий природный мир»

для обучающихся с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)

за курс 1 класса

Программу разработал учитель начальных классов:

Сиско Елена Викторовна

2016г

Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана на основе «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжёлыми и множественными нарушениями развития» под редакцией А.М. Царёва, 2015 год, в соответствии с нормативно-правовой базой:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 2016г);

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;

- САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к  условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;

- АООП образования обучающихся с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Воротнее муниципального района Сергиевский  Самарской области;

- Базисный учебный план АООП (вариант 2) ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Положение «О рабочей группе» ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее м.р. Сергиевский Самарской области;

- Устав ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее  м.р. Сергиевский Самарской области.

       Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

        Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

        Задачи: 

1) формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, 2) формирование временных представлений,

3) формирование представлений о растительном и животном мире.

                Общая характеристика учебного предмета

        Занятия по предмету «Окружающий природный мир» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

        В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.

        Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

        Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей.

 Место предмета в учебном плане 1 класса

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты

освоения курса

Личностные результаты:

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям;

- представления об объектах неживой природы (солнце, огне);

- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;

- представления о животном и растительном мире;

- элементарные представления о течении времени: смена событий дня, суток;

- умение различать части суток.

Метапредметные результаты:

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Содержание учебного предмета

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты природы».

Растительный мир

    Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о фруктах (яблоко, груша и т.д). Представление об овощах (лук, картофель, морковь и т.д.).

Животный мир

    Представление о строение животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост). Представление о домашних животных (корова, лошадь, кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж). Представление о строение птиц (голова, туловище, клюв, крылья, ноги, хвост, перья). Представление о домашних птиц (курица (петух), утка, гусь).

Временные представления 

    Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Представление о частях суток.  

Объекты природы

     Представление о Солнце (солнце, солнечный свет, загорать). Представление об огне (огонь, горячий, тепло, свет, пожар).

Планируемые результаты освоения программы в 1 классе

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Иметь представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным условиям.

Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).

Элементарные представления о течении времени.

Умение различать части суток.

Представления о течении времени: смена событий дня, суток.

Правильно называть изученные объекты.

Различать объекты живой и неживой природы.

Дифференциация имени и фамилии.

Называние своего пола.

Узнавание голоса учителя, других детей, воспитателей.

Называние имени и отчества учителей и воспитателей.

Название домашних животных. Звукоподражание и пантомимические движения различных животных. Название диких животных. Звукоподражание и пантомимические движения, передающие особенности каждого животного. Называние времён года с картинками. Называние частей суток. Соотнесение частей суток с картинками. Одежда, занятия детей в разное время года. Естествознание осуществляется в процессе тематических уроков, уроков-экскурсий, уроков – театров. Действия по подражанию действиям учителя. Действия по образцу. Действия по словесной инструкции.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

     Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

  1. Пассивное участие/соучастие - действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

  1. Активное участие- действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дд

д

дн

  • По подражанию или по образцу
  • Самостоятельно с ошибками
  • самостоятельно

до

сш

с

Сформированность представлений

  1. Представление отсутствует

-

  1. Не выявить наличие представлений

?

  1. Представление на уровне:
  • Использования по прямой подсказке
  • Использования с косвенной подсказкой (изображение)
  • Самостоятельного использования

пп

п

+

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением сезонных изменений, сюжетные картинки для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

- технические средства: ноутбук, колонка, проектор;

- аудио и видеоматериалы.

Список используемой литературы:

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.

Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной

недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. —

(Коррекционная педагогика).

2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим

миром. – М.: Дрофа, 2007-2008.

3. Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях: Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. В. В.

Груздева, С. В. Николаева, С. В. Жолована. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б.

Баряевой, 2010.- 320 с.

4. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой

психического развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с.

5. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и

множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и

обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Воротнее

 муниципального района Сергиевский Самарской области

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов.                  Протокол № 2 от 09.09.2016г. Руководитель МО:                ______       Е.В.Сиско.

«Согласовано»                             дата 09.09.2016г.   

Заместитель директора по УВР: ________   Л.М. Гусева.

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Окружающий природный мир»

для обучающихся с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

за курс 1 класса

Составил учитель начальных классов:

Сиско Елена Викторовна



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий природный мир» 1 класс

Тема

Кол-во часов

Формируемые представления

Дата

Временные представления (8ч)

1

Человек и природа  

1

Человек, природа, живая и неживая природа  

2

Беседа по картинкам «Осень, в гости просим!»

1

Осень

3

Осенний калейдоскоп «Явления природы: дождь, листопад»

1

Дождь, листопад

4

Части суток: день, ночь

1

День, ночь

5-6

Одежда и обувь человека осенью

2

Шапка, куртка, сапоги

7-8

Занятия и труд людей осенью

2

Огород, лопата, грабли

Растительный мир (3ч)

9-10

Растения осенью

2

Дерево, куст, трава листья

11

Игра «Что нам осень принесла?»  

1

Фрукты (яблоко, груша), овощи (лук, картофель, морковь)

Животный мир (7ч)

12-13

Животные осенью

2

Животное, голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога

14-15

Дикие животные

2

Лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж

16-17

Домашние животные

2

Корова, лошадь, коза, кот, собака

18

Дидактическая игра «А кто такие птички?»

1

Курица (петух), утка, гусь

19

Игра «В мире животных»

1

Дикие и домашние животные, домашние птицы

20

Обобщающий урок "В гости к осени"

1

Временные представления (8ч)

21-22

Игра «Здравствуй, зимушка-зима!»

2

Зима

23-25

Одежда и обувь человека зимой

3

Шапка, пальто, шарф, варежки, сапоги

26-27

Зимние явления природы

2

Снег, метель, лед

28

Урок-праздник «Здравствуй, Новый год!»

1

Игрушки, гирлянды, праздник

Растительный мир (3ч)

29

Беседа по картинкам «Что делают растения зимой?»

1

Деревья, иголки, елка

30-31

Игра-путешествие «Сказочный лес»

2

Цвета: белый, голубой, синий

Животный мир (9ч)

32-33

Животные и птицы зимой

2

Дикие и домашние животные, домашние птицы

34-35

Дикие животные

2

Заяц, волк

36-37

Домашние животные

2

Кошка, собака

38-39

Дидактическая игра «Жизнь птиц зимой»

2

Голова, туловище, шерсть, лапы, хвост

40

Зимние забавы

1

Санки, горка, лыжи

Временные представления (8ч)

41

Игра-путешествие «Оживает все вокруг!»

1

Весна

42-43

Одежда и обувь человека весной

2

Шапка, куртка, сапоги

44

Час общения «Звуки весны»

1

Капель

45-46

Части суток: день, ночь

2

День, ночь

47-48

Викторина «Явления природы»

2

Дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер

Растительный мир (6ч)

49

Беседа по картинкам «Что делают растения весной?»

1

Почки, листочки

50-51

Игра-путешествие «Краски весеннего леса»

2

52-53

Дидактическая игра «В саду и в огороде»

2

Огород, лопата, грядка

54

Викторина «Растения»

1

Дерево, куст, трава

Животный мир (5ч)

55-56

Беседа по картинкам «Животные и птицы весной»

2

Дикие и домашние животные, домашние птицы

57

Викторина «Животные и птицы»

1

58-59

Сказочное представление «В гостях у Мухи-Цокотухи»

2

Герои сказки: муха, кузнечик, бабочка, паук

Объекты природы (7ч)

60-61

Час общения «Будь, осторожнее с огнем!»

2

Огонь, горячий, тепло, свет, пожар

62-63

Игра «Солнечный зайчик»

2

Солнце, солнечный свет, загорать

64-65

Викторина «Когда это бывает?»

2

Весна, капель, ручьи

66

Урок-праздник «Скоро лето!»

1

Лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности

Для большинства обучающихся  со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслужи...

Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умс...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Окружающий социальный мир»для детей с тяжелой умственной отсталостью  1 класс...

Конспект классного часа «Правила поведения в школе» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 2-3 класса

Классный час Тема: «Правила поведения в школе»Данный конспект будет полезен учителям и воспитателям, работающим с обучающимися начальных классов коррекционной школы VIII вида.А так же с де...

Рабочая учебная программа по предмету "Окружающий природный мир" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

   Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок...

Доклад на тему: «Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) умения наблюдать»

Доклад«Внедрение экскурсий в природу как средства развития  у  обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествен...