Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
1) формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, 2) формирование временных представлений,
3) формирование представлений о растительном и животном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn_okr.docx | 40.94 КБ |
kalend_okr.docx | 50.45 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» с. Воротнее
муниципального района Сергиевский Самарской области
«УТВЕРЖДАЮ» к использованию в образовательном процессе на 2016/ 17 уч. год Директор школы: _____ О.П. Коршикова |
Адаптированная основная общеобразовательная программа
по учебному предмету «Окружающий природный мир»
для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)
за курс 1 класса
Программу разработал учитель начальных классов:
Сиско Елена Викторовна
2016г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжёлыми и множественными нарушениями развития» под редакцией А.М. Царёва, 2015 год, в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 2016г);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
- САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;
- АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Воротнее муниципального района Сергиевский Самарской области;
- Базисный учебный план АООП (вариант 2) ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Положение «О рабочей группе» ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее м.р. Сергиевский Самарской области;
- Устав ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее м.р. Сергиевский Самарской области.
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
1) формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, 2) формирование временных представлений,
3) формирование представлений о растительном и животном мире.
Общая характеристика учебного предмета
Занятия по предмету «Окружающий природный мир» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей.
Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса
Личностные результаты:
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям;
- представления об объектах неживой природы (солнце, огне);
- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;
- представления о животном и растительном мире;
- элементарные представления о течении времени: смена событий дня, суток;
- умение различать части суток.
Метапредметные результаты:
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты природы».
Растительный мир
Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о фруктах (яблоко, груша и т.д). Представление об овощах (лук, картофель, морковь и т.д.).
Животный мир
Представление о строение животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост). Представление о домашних животных (корова, лошадь, кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж). Представление о строение птиц (голова, туловище, клюв, крылья, ноги, хвост, перья). Представление о домашних птиц (курица (петух), утка, гусь).
Временные представления
Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Представление о частях суток.
Объекты природы
Представление о Солнце (солнце, солнечный свет, загорать). Представление об огне (огонь, горячий, тепло, свет, пожар).
Планируемые результаты освоения программы в 1 классе
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Иметь представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным условиям. Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт). Элементарные представления о течении времени. Умение различать части суток. Представления о течении времени: смена событий дня, суток. | Правильно называть изученные объекты. Различать объекты живой и неживой природы. Дифференциация имени и фамилии. Называние своего пола. Узнавание голоса учителя, других детей, воспитателей. Называние имени и отчества учителей и воспитателей. Название домашних животных. Звукоподражание и пантомимические движения различных животных. Название диких животных. Звукоподражание и пантомимические движения, передающие особенности каждого животного. Называние времён года с картинками. Называние частей суток. Соотнесение частей суток с картинками. Одежда, занятия детей в разное время года. Естествознание осуществляется в процессе тематических уроков, уроков-экскурсий, уроков – театров. Действия по подражанию действиям учителя. Действия по образцу. Действия по словесной инструкции. |
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ
Уровни освоения (выполнения) действий/операций | |
| |
- со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с |
Сформированность представлений | |
| - |
| ? |
| пп п + |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением сезонных изменений, сюжетные картинки для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- технические средства: ноутбук, колонка, проектор;
- аудио и видеоматериалы.
Список используемой литературы:
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. —
(Коррекционная педагогика).
2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим
миром. – М.: Дрофа, 2007-2008.
3. Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях: Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. В. В.
Груздева, С. В. Николаева, С. В. Жолована. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б.
Баряевой, 2010.- 320 с.
4. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой
психического развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с.
5. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и
множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и
обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» с. Воротнее
муниципального района Сергиевский Самарской области
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов. Протокол № 2 от 09.09.2016г. Руководитель МО: ______ Е.В.Сиско. | «Согласовано» дата 09.09.2016г. Заместитель директора по УВР: ________ Л.М. Гусева. |
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Окружающий природный мир»
для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
за курс 1 класса
Составил учитель начальных классов:
Сиско Елена Викторовна
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий природный мир» 1 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Формируемые представления | Дата |
Временные представления (8ч) | ||||
1 | Человек и природа | 1 | Человек, природа, живая и неживая природа | |
2 | Беседа по картинкам «Осень, в гости просим!» | 1 | Осень | |
3 | Осенний калейдоскоп «Явления природы: дождь, листопад» | 1 | Дождь, листопад | |
4 | Части суток: день, ночь | 1 | День, ночь | |
5-6 | Одежда и обувь человека осенью | 2 | Шапка, куртка, сапоги | |
7-8 | Занятия и труд людей осенью | 2 | Огород, лопата, грабли | |
Растительный мир (3ч) | ||||
9-10 | Растения осенью | 2 | Дерево, куст, трава листья | |
11 | Игра «Что нам осень принесла?» | 1 | Фрукты (яблоко, груша), овощи (лук, картофель, морковь) | |
Животный мир (7ч) | ||||
12-13 | Животные осенью | 2 | Животное, голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога | |
14-15 | Дикие животные | 2 | Лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж | |
16-17 | Домашние животные | 2 | Корова, лошадь, коза, кот, собака | |
18 | Дидактическая игра «А кто такие птички?» | 1 | Курица (петух), утка, гусь | |
19 | Игра «В мире животных» | 1 | Дикие и домашние животные, домашние птицы | |
20 | Обобщающий урок "В гости к осени" | 1 | ||
Временные представления (8ч) | ||||
21-22 | Игра «Здравствуй, зимушка-зима!» | 2 | Зима | |
23-25 | Одежда и обувь человека зимой | 3 | Шапка, пальто, шарф, варежки, сапоги | |
26-27 | Зимние явления природы | 2 | Снег, метель, лед | |
28 | Урок-праздник «Здравствуй, Новый год!» | 1 | Игрушки, гирлянды, праздник | |
Растительный мир (3ч) | ||||
29 | Беседа по картинкам «Что делают растения зимой?» | 1 | Деревья, иголки, елка | |
30-31 | Игра-путешествие «Сказочный лес» | 2 | Цвета: белый, голубой, синий | |
Животный мир (9ч) | ||||
32-33 | Животные и птицы зимой | 2 | Дикие и домашние животные, домашние птицы | |
34-35 | Дикие животные | 2 | Заяц, волк | |
36-37 | Домашние животные | 2 | Кошка, собака | |
38-39 | Дидактическая игра «Жизнь птиц зимой» | 2 | Голова, туловище, шерсть, лапы, хвост | |
40 | Зимние забавы | 1 | Санки, горка, лыжи | |
Временные представления (8ч) | ||||
41 | Игра-путешествие «Оживает все вокруг!» | 1 | Весна | |
42-43 | Одежда и обувь человека весной | 2 | Шапка, куртка, сапоги | |
44 | Час общения «Звуки весны» | 1 | Капель | |
45-46 | Части суток: день, ночь | 2 | День, ночь | |
47-48 | Викторина «Явления природы» | 2 | Дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер | |
Растительный мир (6ч) | ||||
49 | Беседа по картинкам «Что делают растения весной?» | 1 | Почки, листочки | |
50-51 | Игра-путешествие «Краски весеннего леса» | 2 | ||
52-53 | Дидактическая игра «В саду и в огороде» | 2 | Огород, лопата, грядка | |
54 | Викторина «Растения» | 1 | Дерево, куст, трава | |
Животный мир (5ч) | ||||
55-56 | Беседа по картинкам «Животные и птицы весной» | 2 | Дикие и домашние животные, домашние птицы | |
57 | Викторина «Животные и птицы» | 1 | ||
58-59 | Сказочное представление «В гостях у Мухи-Цокотухи» | 2 | Герои сказки: муха, кузнечик, бабочка, паук | |
Объекты природы (7ч) | ||||
60-61 | Час общения «Будь, осторожнее с огнем!» | 2 | Огонь, горячий, тепло, свет, пожар | |
62-63 | Игра «Солнечный зайчик» | 2 | Солнце, солнечный свет, загорать | |
64-65 | Викторина «Когда это бывает?» | 2 | Весна, капель, ручьи | |
66 | Урок-праздник «Скоро лето!» | 1 | Лето |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности
Для большинства обучающихся со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей. Обучение навыкам самообслужи...
Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...
Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2
Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умс...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Окружающий социальный мир»для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...
Конспект классного часа «Правила поведения в школе» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 2-3 класса
Классный час Тема: «Правила поведения в школе»Данный конспект будет полезен учителям и воспитателям, работающим с обучающимися начальных классов коррекционной школы VIII вида.А так же с де...
Рабочая учебная программа по предмету "Окружающий природный мир" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок...
Доклад на тему: «Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) умения наблюдать»
Доклад«Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествен...