Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_prirodnyy_mir_1.docx | 57.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР.
1 КЛАСС
(вариант 2)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи программы:
- формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях неживой природы;
- формирование интереса к разнообразию окружающего мира;
- формирование временных представлений;
- формирование представлений о растительном и животном мире;
- формирование и расширение словарного запаса (пассивный словарь);
- знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения;
- формирование представлений о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности).
Программа представлена следующими разделами «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем процесса взаимодействия человека и окружающего мира природы.
В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления маленького ребёнка с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На первом году обучения в содержание работы по предмету входит пробуждение и развитие у детей интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения. В этот период идёт накопление представлений об отдельных объектах и явлениях природы из ближайшего окружения детей. При этом задачи ограничиваются узнаванием, различением некоторых конкретных растений, животных, явлений и пр.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.
– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
– формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;
– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;
– поддержание интереса ребёнка к заданию;
– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.
На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.
Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).
Содержание обучения на уроках «Окружающий природный мир» разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.
Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР.
На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом «Окружающий социальный мир», «Человек».
Учебную работу на уроках «Окружающий природный мир» строится концентрически так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных этапах урока.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Критерии оценивания
№ | Уровни освоения (выполнения) действий/операций | критерии |
1. | Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) |
|
2. | Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с | |
3. | Сформированность представлений | |
1.представление отсутствует | - | |
2.не выявить наличие представлений | ? | |
3.представление на уровне:
| пп п + |
.
Краткая характеристика учащихся класса:
- Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти выполняют простые поручения с помощью.
Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (с помощью);
- определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
Планируемые предметные результаты:
- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- уметь работать с пиктограммами по теме «растения»;
- совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени, зимы весны, лета;
- показывать и брать предмет одежды, называемый учителем;
- рассматривать лист, раскрашивать;
- проводить элементарные наблюдения;
- уметь рассматривать картинки в книге, на мониторе;
- узнавать изученные природные объекты;
- узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем;
- узнавать изученные объекты;
- узнавать изученных животных;
- узнавать и определять объекты окружающей действительности;
- различать объекты природы и рукотворного мира;
- классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам
- различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице;
- проявлять уважение к взрослым;
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
- следовать предложенному плану;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- понимать словесную (жестовую) инструкцию;
- выполнять стереотипную инструкцию;
- принимать помощь.
Количество учебных часов
На изучение предмета «Окружающий природный мир» отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование учебного материала на 2017/2018 учебный год.
Окружающий природный мир. 1 «б» класс (Вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 модуль. Золотая осень. | 10 | |||
1 | Человек и природа. Экскурсия по центру. ИОТ и ТБ | 1 | 04.09 | |
2 | «Осень, в гости просим!». Беседа. | 1 | 06.09 | |
3 | «Осень, в гости просим!» Рассматривание картин. | 1 | 11.09 | |
4 | Одежда и обувь человека осенью. | 1 | 13.09 | |
5 | Одень куклу на осеннюю прогулку. | 1 | 18.09 | |
6 | «Что нам осень принесла?». Овощи. Огурец. | 1 | 20.09 | |
7 | «Что нам осень принесла?». Овощи. Помидор. | 1 | 25.09 | |
8 | «Что нам осень принесла?». Фрукты. Яблоко. | 1 | 27.09 | |
9 | «Что нам осень принесла?». Фрукты. Груша. | 1 | 02.10 | |
10 | «Что нам осень принесла?». Грибы. | 1 | 04.10 | |
2 модуль. Природа осенью. | 10 | |||
11 | Какие бывают растения? Деревья. ИОТ и ТБ. | 1 | 16.10 | |
12 | Части дерева (лист) (рисование, аппликации). | 1 | 18.10 | |
13 | Явления природы: дождь. | 1 | 23.10 | |
14 | Явления природы: листопад. Аппликация из листьев «Листопад». | 1 | 25.10 | |
15 | А кто такие птички? (домашние и дикие). | 1 | 30.10 | |
16 | Перелетные и неперелетные птицы. | 1 | 01.11 | |
17 18 | Занятия и труд людей осенью. "В гости к осени" урок-игра. | 1 | 08.11 | Уплотнение за 06.11 |
19 | В мире животных. | 1 | 13.11 | |
20 | Сравнение зверей и птиц. | 1 | 15.11 | |
3 модуль. Зимушка-зима. | 10 | |||
21 | "Здравствуй, зимушка-зима!". ИОТ и ТБ. | 1 | 27.11 | |
22 | "Здравствуй, зимушка-зима!". Аппликация. | 1 | 29.11 | |
23 | Одежда и обувь человека зимой. | 1 | 04.12 | |
24 | Зимние явления природы (снег, метель, лед). | 1 | 06.12 | |
25 | Зимние забавы. | 1 | 11.12 | |
26 | Зимние забавы. Урок-игра. | 1 | 13.12 | |
27 | Что делают растения зимой? Ёлка. | 1 | 18.12 | |
28 | Новый год. Изготовление украшений на елку. | 1 | 20.12 | |
29 | Новый год. Изготовление украшений на елку. | 1 | 25.12 | |
30 | Новый год. Изготовление украшений на елку. | 1 | 27.12 | |
4 модуль. Природа и человек. | 14 | |||
31 32 | Животные и птицы зимой. Дикие животные. Заяц. ИОТ и ТБ. | 1 | 15.01 | Уплотнения за короткую неделю |
33 34 | Дикие животные. Волк. Домашние животные. Кошка. Уход. | 1 | 17.01 | |
35 | Домашние животные. Собака. Уход. | 1 | 22.01 | |
36 | Время года: зима. Что бывает зимой? | 1 | 24.01 | |
37 | Природа и рукотворный мир. | 1 | 29.01 | |
38 | Из чего что сделано? Дерево. | 1 | 31.01 | |
39 | Из чего что сделано? Ткань. | 1 | 05.02 | |
40 | Из чего что сделано? Резина. | 1 | 07.02 | |
41 | Воздух и вода. Значение для человека. | 1 | 12.02 | |
42 | Воздух и вода. Значение для животных. | 1 | 14.02 | |
43 | Явления природы: солнце. | 1 | 19.02 | |
44 | Явления природы: ветер. | 1 | 21.02 | |
5 модуль. Весна, пришла! | 12 | |||
45 | Оживает все кругом! ИОТ и ТБ. | 1 | 05.03 | |
46 | Одежда и обувь весной. | 1 | 07.03 | |
47 | Растения весной. Части растений (лист, ветки). | 1 | 12.03 | |
48 | Комнатные растения. Уход. | 1 | 14.03 | |
49 | Животные весной. | 1 | 19.03 | |
50 | Животные весной. Рисование и аппликация. | 1 | 21.03 | |
51 | В гости к Мухе-Цокотухе. | 1 | 26.03 | |
52 | В гости к Мухе-Цокотухе. Урок-театрализация. | 1 | 28.03 | |
53 | Труд людей весной. | 1 | 02.04 | |
54 | В саду и в огороде. | 1 | 04.04 | |
55 | Обобщающий урок "Весна пришла!" | 1 | 09.04 | |
56 | Части суток. День. | 1 | 11.04 | |
6 модуль. Повторение. | 10 | |||
57 | Части суток. Ночь. ИОТ и ТБ. | 1 | 23.04 | |
58 | Закрепление по теме "Животные". | 1 | 25.04 | |
59 60 | Закрепление по теме "Животные". Закрепление по теме "Птицы". | 1 | 02.05 | Уплотнение за 30.04 |
61 62 | Закрепление по теме "Птицы". Закрепление по теме "Растения". | 1 | 07.05 | Уплотнение за 09.05 |
63 | Закрепление по теме "Растения". | 1 | 14.05 | |
64 | Закрепление по теме "Явления природы". | 1 | 16.05 | |
65 | Закрепление по теме "Явления природы". | 1 | 21.05 | |
66 | Скоро лето! Итоги года. | 1 | 23.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Материально-техническое обеспечение:
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
- игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.
- компьютерные обучающие игры ( «Лунтик познает мир»);
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;
- разрезные карточки по темам;
- демонстрационные карточки по темам
- настольно-печатные игры по темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адаптивной физкультуре 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по адаптивной физкультуре для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе
Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...
Рабочая программа по курсу математика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.Используемый УМК:Учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные осн...
Рабочая программа по курсу чтение 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. Используемый УМК:Учебник: С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение». 2 класс. Учебник для об...
Рабочая программа по курсу Математика 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Общая характеристика учебного предмета «Математика»Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и вместе с ней состав...
Рабочая программа по курсу природоведение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Характеристика предмета окружающий мирПриродоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В т...
Рабочая программа по курсу чтение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Характеристика курса.Рабочая программа по учебному курсу «Чтение и развитие речи» составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.На уроках чтения и развития речи в...