Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Kазыева Бахтыгуль Байрамалиевна

Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у ребёнка формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от «___» __________ 2017г. №______

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

для обучающейся с умеренной умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

2 класс

на 2017/2018 учебный год

Составитель: Казыева Б.Б.,

учитель начальных классов

                                                                                                                                                     

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа составлена в соответствии с требованиями и на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.
  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015);
  • Закона ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз (ред. от 11.03.2015);
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»:
  • приказа от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • приказа ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования  на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13.08.2015 № 1087;
  • приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 марта 2015 № 345 «Об утверждении плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 августа 2017 г. №10-Исх-8443 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2017-2018 учебном году»;
  • адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (1-4 классы) ФГОС, 1-2 варианты, утвержденная приказом от 31 августа 2017 г. № 232 «О выполнении решений педагогического совета»;
  • приказа по школе от 31.08.2017 № 233 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года»;

Цели и задачи с учётом психофизических особенностей обучающейся

Учащаяся на надомном обучении с 09 января 2017 г.  У девочки полное отсутствие внешней речи, может иногда произносить эмоциональные возгласы. Обращенную  речь  не понимает, элементарные словесные инструкции не выполняет.   Потребность в речевом общении снижена.

Нет волевого напряжения направленного на преодоление трудностей. Слабая реакция на окружающую действительность. Процессы механического запоминания и мыслительные операции не сформированы. Выраженное нарушение познавательной активности. Отсутствие мотивации к общению. Неумение ориентироваться в ситуации. Повышенная эмоциональная истощаемость. Негативные реакции общего и речевого характера (кричит, прыгает, кусает предметы, предназначенные для урока и игр), не включается в подражание игровым действиям. Мотивы учения не осознаются. Активные компоненты учебной деятельности нарушены. Самостоятельного стремления к выполнению заданий нет. Отсутствует чувствительность к звукам: шум, голоса, шуршание. Преобладающее настроение неустойчивое, наблюдаются перепады. Движения общей моторики не скоординированы, мелкая моторика развита слабо.  Не имеет представления об окружающем природном мире, о явлениях и объектах природы, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.

Данная программа построена с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, является индивидуальной адаптированной рабочей программой для обучающейся, имеющую сложную структуру дефекта. Образовательная деятельность  направлена на  максимальное развитие жизненной компетенции для социализации в обществе.

Цель: формировать представления о живой и неживой природе; понимать простейшие взаимосвязи, существующие между миром природы и человека.

        Задачи:

  • формирование представлений об окружающем природном мире, о явлениях и объектах природы, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой;
  • развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе;
  • формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека;
  •  формирование представлений о смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям;
  • формирование знаний учащихся о природе своего края.

Общая характеристика учебного предмета

                 

Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у ребёнка формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

  В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у обучающейся.

Содержание обучения на уроках  очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих ребенку с умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможных результатах  у ребенка с умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.

Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащегося к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Учебную работу на уроках  окружающий природный мир необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность ребенка  на различных уроках.

Описание места учебного предмета в учебном плане

     

     Образовательная область: «Окружающий мир».

     Учебный предмет «Окружающий природный  мир» включён в обязательную часть учебного плана образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому, реализуемый в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс (2 вариант).

 В Федеральном компоненте государственного стандарта предмет «Окружающий природный  мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья. На его изучение отведено 68  часов,  2  часа  в неделю, 34  учебные недели.

Планируемые результаты

Личностные 

  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • соблюдение правила личной гигиены;
  • понимание эмоций и настроения других людей, сочувствовать, сопереживать и правильно выражать свои эмоции;
  • умение правильно строить взаимоотношения в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;
  • уважительно относиться к своему народу, его народным традициям, старшему поколению;
  • умение выбирать дело по душе, уважать чужой труд;
  • умение работать по алгоритму;
  • умение правильно вести себя в природе;
  • умение заботиться о своем здоровье, соблюдать нормы безопасного поведения в обществе;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные

  • знания о предметах и явлениях окружающего природного мира, умение давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;
  •  знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, умение их устанавливать;
  •  узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в парке, в лесу;
  • осознавать свою неразрывную связь с природой;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками,  участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умеренной умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Формирование базовых учебных действий происходит через включение в программу учебного предмета  задач  подготовки ребенка к нахождению и обучению сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. Формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.

Минимальный уровень

Учащиеся  с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к достаточному уровню. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Эти учащиеся различают признаки времен года; знают, как ухаживать за комнатными растениями;  различают наиболее распространённые овощи и фрукты; классифицируют изученных диких и домашних животных, рыб; способны выполнять элементарные гигиенические требования. При выполнении работ учащиеся минимального уровня нуждаются в активной помощи учителя.

Содержание учебного предмета

Растительный мир

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, Лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).

Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года.

Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.

Животный мир

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).

Объекты природы

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса - модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения

воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.

Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др.), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке.

Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.

Временные представления

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток

по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами

года. Узнавание (различение) календаре (настенный, настольный и др.).

Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

Тематическое планирование

Раздел и темы

учебного предмета, курса

Количество часов

Виды учебной деятельности (практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. формы занятий, используемые при обучении)

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля

Раздел 1. Растительный мир

Представление о растениях, деревьях, фруктах. Представление об овощах, ягодах, грибах. Представление о травянистых растениях (цветах), представление о комнатных растениях, особенностях ухода за ними, значением в жизни. Представление о зерновых культурах, хлебе. Различение растений природных зон холодного пояса. Различение растений природных зон жаркого пояса. Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов.

19 ч

Формы занятий:

-индивидуальная

Виды уч. деятельности:

-слушание и объяснение учителя;

-работа с презентацией;

 -работа с раздаточным

  материалом, опорными схемами;

-рисование по шаблонам

-экскурсии.

- индивидуальный устный опрос;

- беседы.

Раздел 2. Животный мир

Представление о животном. Представление о домашних и диких животных. Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса и зонах жаркого. Представление о птице. Представление о домашних и перелетных птицах. Представление о рыбе. Представление о речных и морских рыбах. Изучение насекомых. Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).

20 ч

Формы занятий:

-индивидуальная

Виды уч. деятельности:

-слушание и объяснение учителя;

-работа с презентацией;

 -работа с раздаточным

  материалом, опорными схемами;

-рисование по шаблонам

-экскурсии.

Раздел 3.  Объекты природы

Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о значении объектов природы в жизни человека.

8 ч

Формы занятий:

-индивидуальная

Виды уч. деятельности:

-слушание и объяснение учителя;

-работа с презентацией;

 -работа с раздаточным

  материалом, опорными схемами;

-рисование по шаблонам

-экскурсии.

Раздел 4.  Временные представления

Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы).

21 ч

Формы занятий:

-индивидуальная

Виды уч. деятельности:

-слушание и объяснение учителя;

-работа с презентацией;

 -работа с раздаточным

  материалом, опорными схемами;

-рисование по шаблонам

-экскурсии.

Итого

68 ч

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует  действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам  охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению  от 10.07.2015 года  №26  СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».  

Технические средства обучения 

  • Компьютер

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся:

Наглядный учебный материал:

  • объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и др.;
  • наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки);
  • муляжи овощей, фруктов;
  • пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными;
  • изображения сезонных изменений в природе;
  • аудио и видеоматериалы.

Дидактический материал:

  • Комплекты заданий на развитие психических процессов.
  • Комплект «Загадки – отгадки».
  • Комплект раскрасок.

Оценочные материалы

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

п/п

Изучаемый раздел

Возможные результаты

Начало учебного года

Конец учебного года

1

Сезонные изменения

Признаки осени

Признаки зимы

Признаки весны

Признаки лета

2

Живая природа

Различать животных, птиц. Домашних и диких животных

3

Неживая природа

Признаки дня

Признаки ночи

Иметь представления о неживой природе

Условные обозначения

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие:

 - действие выполняется взрослым

 (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)

-

2.Активное участие. Действие выполняется ребенком:

- со значительной помощью взрослого

дд

- с частичной помощью взрослого

д

- по последовательной инструкции

(изображения или вербально)

ди

- по подражанию или образцу

до

- самостоятельно с ошибками

сш

Сформированность представлений

  1. Представления отсутствуют

-

  1. Не выявить наличие представлений

?

  1. Представления на уровне:

- использования по прямой подсказке

пп

- использования с косвенной подсказкой

 (изображение)

п

- самостоятельного использования

+

Календарно-тематический план по учебному предмету «Окружающий природный мир»

урока

Дата проведения

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы

и приемы

Формируемые

БУД

Словарь

план

факт

1 четверть – 18 ч

Временные представления

1.

05.09

Человек и природа.

Дать первоначальное понятие «человек и природа».

 Вводный урок

 Создание  увлекательных ситуаций, беседа, игровые приёмы.

Освоение роли ученика. Формирование интереса (мотивации) к учению.  Владение правилами поведения в учебной ситуации.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, правильно сидеть за партой.

Называть  изученные объекты  явления; различать признаки времён года, объяснять причину  сезонных изменений в природе

Слушать и отвечать на вопросы с помощью учителя.

Природа.

2.

07.09

Живая и  неживая природа.

Дать понятие о мире живой и неживой природы.

Урок формирования новых знаний

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Природные явления, живая природа,

неживая природа.

Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы.

3.

12.09

Времена года.

Познакомить с временами года и их названиями.

Замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Времена года, осень, зима, весна, лето.

4.

14.09

Осень. Признаки осени.

Формирование представлений явления природы осенью.

Комбинированный

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Составления гербария.

Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы.

Листопад, дождь, ветер.

5.

19.09

Труд людей осенью.

Дать представления   о труде людей в зависимости от времени года. Обобщить полученные знания  и представления по теме.  Проверить качество усвоения понятий и представлений изученной темы.  

контрольный

беседа, устная проверочная работа, работа по карточкам

Огород, сад, сбор урожая.

Растительный мир

6.

21.09

В гости к осени.

 Экскурсия.

Формировать представлений о явлениях и состояниях неживой природы осенью: холодно, тепло, облачно, ветер, дождь.

Уточнить и систематизировать знания учащегося об осени.

Комбинированный

Беседа, дид. игра. Экскурсия.

Уважительное и бережное отношение  к окружающему миру; заинтересовать в приобретении и расширение знаний;  установка на здоровый образ жизни Расширение словаря  умение отвечать на поставленный вопрос,

называть растения по их виду и признаку.

 

Листопад,

увядание трав.

7.

26.09

Растения осенью.

Выявление представлений о изменении растений осенью( изменение окраски листьев, листопад, увядание).

Уточнить и расширить знания о овощах (узнавание – различение).

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

8.

28.09

Дары осени. Овощи.

Расширить  представления значения овощей в жизни человека, способы переработки.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Овощи.

9.

03.10

Дары осени. Фрукты.

Уточнить и расширить знания о фруктах (узнавание – различение).

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Фрукты.

10.

05.10

Значение овощей и фруктов в жизни человека.

Расширить  представления значения овощей и фруктов в жизни человека, способы переработки.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Переработать, заготовить, собрать.

11.

10.10

Ягоды.

Уточнить и расширить знания о ягодах (узнавание – различение).

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Ягода.

12.

12.10

Грибы.

Уточнить и расширить знания о грибах, узнавание – различение съедобных и несъедобных грибов.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Грибы: съедобные и несъедобные.

13.

17.10

Значение ягод и грибов в жизни человека.

Расширить  представления значения ягод и грибов в жизни человека, способы переработки.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Переработать, заготовить, собрать.

14.

19.10

Растения: деревья, кусты, травы, цветковые растения.

Выявить уровень представлений о растениях; дать чёткие понятия частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка лист, цветок).

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Деревья, кусты, травы, цветковые растения.

15.

24.10

Деревья: лиственные, хвойные, плодовые, кустарники.

Узнавание (различение) лиственных, хвойных, плодовых деревьев. Дать понятие «кустарник», особенностей внешнего строения кустарника.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Лиственные, хвойные, плодовые, кустарники.

16.

26.10

Части растений.

Уточнить строения дерева (ствол, корень, ветки, листья)

Урок формирования новых знаний.

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

беседа, устная проверочная работа, работа по карточкам.

Корень, стебель (ствол), лист, цветок.

17.

31.10

Части растений.

Закрепление знаний о частях растений.

18.

02.11

Растения в природе и жизни человека.

Расширить  представления значения растений в природе и в жизни человека.

Обобщить полученные знания  и представления по теме.  Проверить качество усвоения понятий и представлений изученной темы.  

контрольный

2 четверть – 14 ч

Животный мир

19.

14.11

Домашние  дикие птицы.

Расширить знания о домашних и диких птицах.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Уважительное и бережное отношение  к окружающему миру; заинтересовать в приобретении и расширение знаний;  установка на здоровый образ жизни Расширение словаря  умение отвечать на поставленный вопрос.

Различать  домашних и диких животных, рыб, насекомых, птиц, описывать их повадки, образ жизни; называть изученные объекты.

Домашние и дикие птицы.

20.

16.11

Перелетные и зимующие птицы.

Расширить знания учащегося о зимующих и перелётных птицах.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Зимующие и перелётные птицы.

21.

21.11

Водоплавающие птицы.

Расширить представления о птицах, дать понятие водоплавающая птица.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Водоплавающая птица.

22.

23.11

Значение птиц в жизни человека.

Расширить  представления значения птиц в жизни человека. Обобщить полученные знания  и представления по теме.  Проверить качество усвоения понятий и представлений изученной темы.  

контрольный

беседа, устная проверочная работа, работа по карточкам

Временные представления

23.

28.11

В гости к зиме. Экскурсия.

Выявить и систематизировать представления о зиме.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Освоение роли ученика. Формирование интереса (мотивации) к учению.  Владение правилами поведения в учебной ситуации.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, правильно сидеть за партой.

Называть  изученные объекты  явления; различать признаки времён года, объяснять причину  сезонных изменений в природе

Слушать и отвечать на вопросы с помощью учителя.

Зима, зимние месяцы, декабрь, январь, февраль.

24.

30.11

Признаки зимы.

Формирование представлений явления природы зимой.

Комбинированный

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Снег, метель, лёд, гололёд.

25.

05.12

Животные зимой.

Дать представления о жизни животных в зимний период.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Зима,  спячка, медведь, белка, заяц-беляк.

26.

07.12

Растения зимой.

Систематизировать представления о жизни растений зимой, хвойное дерево.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Хвойные деревья – ель.

27.

12.12

Зимняя одежда.

Замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них.

Комбинированный

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Зимняя, шуба, валенки.

28.

14.12

Труд людей зимой.

Расширить знания о труде людей в зависимости от времени года.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

29.

19.12

Зимние забавы.

Обобщить полученные знания  и представления по теме.  Проверить качество усвоения понятий и представлений изученной темы.  

контрольный

беседа, устная проверочная работа, работа по карточкам

Лыжи, коньки, санки, снеговик и т.д.

Животный мир

30.

21.12

Домашние животные.

Уточнение представлений о домашних животных, формировать умение сравнивать.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Уважительное и бережное отношение  к окружающему миру; заинтересовать в приобретении и расширение знаний.

Расширение словаря  умение отвечать на поставленный вопрос.

Различать  домашних и диких животных, рыб, насекомых, птиц, описывать их повадки, образ жизни; называть изученные объекты.

Домашние, корова, коза, свинья.

31.

26.12

Домашние животные.

Расширить представления о домашних животных на примере кошки, собаки.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Кошка, собака.

32.

28.12

Домашние животные в жизни человека.

Обобщить полученные знания  и представления по теме.  Проверить качество усвоения понятий и представлений изученной темы.  

контрольный

беседа, устная проверочная работа, работа по карточкам

Молоко, мясо.

3 четверть – 20 ч

33.

11.01

Дикие животные.

Уточнение представлений о диких животных, формировать умение сравнивать.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Волчонок, лисёнок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок.

34.

16.01

Дикие животные нашей местности.

Расширить  представления значения диких животных в жизни человека.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Медведь, белка, лось.

35.

18.01

Животные, обитающие  в природных зонах холодного пояса.

Дать представления о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж.

36.

23.01

Животные, обитающие  в природных зонах жаркого пояса.

Дать представления о животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Верблюд, лев, жираф, слон, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил.

37.

25.01

Животные.

Обобщить и систематизировать знания о животных.

Обобщающий

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Домашние, дикие, хищники.

Объекты природы

38.

30.01

Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды.

Дать представление о значении солнца и луны в жизни человека и в природе.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Заинтересовать в приобретении и расширение знаний.

Расширение словаря.  Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Небо, солнце, луна, звёзды.

39.

01.02

Воздух и вода.

Дать представление о значении воздуха и воды в жизни человека и в природе.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Воздух, вода питьевая, морская.

40.

06.02

Огонь.

Формирование значения огня в жизни человека, правила обращения с огнём.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Огонь, безопасность.

41.

08.02

Земная поверхность: горы, суша, водоёмы, леса.

Дать первоначальные представления о формах земной поверхности.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Горы, суша, водоёмы, лес.

42.

13.02

Полезные ископаемые.

Дать понятие «полезные ископаемые», добыча и значение их в жизни человека.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Уголь, гранит, известняк, песок, глина, нефть, газ.

43.

15.02

Растения и животные леса.

Систематизировать  понятия о растениях и животных леса, правила поведения в лесу.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Лес, тайга.

44.

20.02

Луг. Луговые цветы.

Дать первоначальное понятие «луг», луговые цветы.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Луговые цветы.

Растительный мир

45.

22.02

Травянистые растения. Зерновые культуры.

Дать первоначальное представление «травянистые» растения.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Уважительное и бережное отношение  к окружающему миру; заинтересовать в приобретении и расширение знаний;  установка на здоровый образ жизни Расширение словаря  умение отвечать на поставленный вопрос,

называть растения по их виду и признаку.

Петрушка, укроп, одуванчик, подорожник, крапива, просо, пшеница, хлеб.

46.

27.02

Комнатные растения. Уход.

Систематизировать знания о комнатных растениях, особенности ухода за комнатными растениями.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Герань, кактус, фиалка, фикус.

47.

01.03

Растения и их сравнение.

Дать первоначальное представление «зерновых» культур.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Растения.

Климат.

48.

06.03

Растения природных зон холодного пояса.

Дать представления о растениях, обитающих в природных зонах холодного пояса.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Мох, карликовая берёза, ель.

49.

13.03

Растения природных зон жаркого пояса.

Обобщить полученные знания  и представления по теме.  Проверить качество усвоения понятий и представлений изученной темы.  

контрольный

беседа, устная проверочная работа, работа по карточкам

Кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук, папоротник.

Временные представления

50.

15.03

Части суток.

Дать представления о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь)

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Освоение роли ученика. Формирование интереса (мотивации) к учению.  Владение правилами поведения в учебной ситуации.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, правильно сидеть за партой.

Называть  изученные объекты  явления; различать признаки времён года, объяснять причину  сезонных изменений в природе

Слушать и отвечать на вопросы с помощью учителя.

Сутки, утро, день, вечер, ночь.

51.

20.03

Неделя. Дни недели.

Дать представления о неделе как о последовательности 7 дней.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Неделя,понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

52.

22.03

Месяц. Соотнесения месяцев с временами года.

Дать представления о годе как о последовательности 12 месяцев.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Зима: декабрь, январь, февраль. Весна: март, апрель, май. Лето: июнь, июль, август. Осень: сентябрь, октябрь, ноябрь.

4 четверть – 16 ч

53.

03.04

В гости к весне.

Экскурсия.

Выявить и систематизировать представления о весне.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация. Экскурсия.

Весна, почка.

54.

05.04

Разнообразие цветов.

Знакомство с видами цветов, их названиями.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Цветок, ромашка, подснежник, ландыш.

55.

10.04

Одежда весной.

Расширить знания об одежде и обуви весной.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Демисезонная.

56.

12.04

Труд людей весной.

Дать представления   о труде людей в зависимости от времени года.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Огород, Сад.

57.

17.04

Времена года, и их характерные признаки.

Обобщить полученные знания  и представления по теме.  Проверить качество усвоения понятий и представлений изученной темы.  

контрольный

беседа, устная проверочная работа, работа по карточкам

Животный мир

58.

19.04

Животные весной.

Расширить представления о жизни животных весной.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Уважительное и бережное отношение  к окружающему миру; заинтересовать в приобретении и расширение знаний;  установка на здоровый образ жизни Расширение словаря  умение отвечать на поставленный вопрос.

Различать  домашних и диких животных, рыб, насекомых, птиц, описывать их повадки, образ жизни; называть изученные объекты.

59.

24.04

Рыбы.

Дать понятие «рыба», виды рыб.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Речные, морские.

60.

26.04

Строение рыбы.

Познакомить со строением рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

голова, туловище, хвост, плавники, жабры.

61.

03.05

Значение рыб в природе, жизни человека.

Формирование значения речных рыб в жизни человека и в природе.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Рыбалка, икра.

62.

08.05

Насекомые.

Дать понятие «насекомые», узнавание (различение).

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Жук, бабочка, кузнечик.

63.

10.05

Значение насекомых в природе, жизни человека.

Обобщить полученные знания  и представления по теме.  Проверить качество усвоения понятий и представлений изученной темы.  

контрольный

беседа, устная проверочная работа, работа по карточкам

Повторение

64.

15.05

Закрепление: "Животные".

Обобщить и систематизировать знания по данной теме.

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

65.

17.05

Закрепление: "Птицы".

Обобщить и систематизировать знания по данной теме.

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

66.

22.05

Закрепление: "Растения".

Обобщить и систематизировать знания по данной теме.

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

67.

24.05

Закрепление: "Объекты природы".

Обобщить и систематизировать знания по данной теме.

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

68.

29.05

Экскурсия  «Живая и неживая природа».

Выявить и систематизировать представления о лете.

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Экскурсия.

Живая, неживая.

Список литературы:

Учебно-научная литература:

  1. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА) – М.: АСАДЕМА, 2001.

Интернет источники:

http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos  Типы уроков по ФГОС в школе: требования к урокам нового типа, виды уроков и примерная структура урока каждого типа.

http://logoportal.ru/material-po-leksicheskoy-teme-transport/.htmlНаглядно-информационный материал по лексической теме «Транспорт».

Учебно-методическая:

  1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы – М.: Владос, 2010.
  2. Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
  3. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие – М.: АСАДЕМА, 2001.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.

Учебно-практическая:

  1. Шевченко С.Г. Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы, 2 класс/ С.Г. Шевченко.  – Волгоград: Учитель, 2009. – 124с.
  2. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Транспорт.-(Программа «Счастливый ребёнок).- М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.
  3. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Планета Земля. Родина. Город, улица, дом. Квартира, мебель.(Программа «Счастливый ребёнок).- М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.
  4. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Город, улица, дом. Квартира, мебель.(Программа «Счастливый ребёнок).- М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.
  5. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Профессии.(Программа «Счастливый ребёнок).-М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.
  6. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Посуда. Продукты питания.(Программа «Счастливый ребёнок). М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.
  7. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Электричество и электробытовая техника.(Программа «Счастливый ребёнок).-М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»

Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.Задачи:  формирование представлений об объектах и явлениях...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 2-4 классов

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, являются:-        укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 3 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена для обучающихся 3 класса на основе учебного плана для специальной (коррекционной) общеобразователь...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ритмика"

Адаптированная рабочая программа  по учебному предмету "Ритмика" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.Цель - развитие двигательной активности ребёнка в пооцессе восприятия му...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Адаптированная раб...

Адаптированная рабочая программа по предмету окружающий природный мир

Адаптированная рабочая программа по предмету окружающий природный мир...