| 3.Пояснительная записка 4.Планируемые предметные и личностные результаты 5.Базовые учебные действия. 6.Содержание рабочей программы 7.Учебно-тематическое планирование 8.Перечень материально-технического обеспечения 9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов 10.Лист внесения изменений
Паспорт рабочей программы.
Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2. Статус программы: рабочая программа учебного курса. Категория обучающихся: 1б класс 3бкласс . Сроки освоения программы: 1 год. Объем учебного времени: 1б- 66 часов. 3б класс –68 часов. Форма обучения: очная. Режим уроков: 1б класс - 2 часа в неделю. 3б класс- 2 часа в неделю Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование. Введение Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г. Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета. Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; – формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде – духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Пояснительная записка. Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. В программе выделяются следующие основные задачи: - формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта; - учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности).
Планируемые личностные и предметные результаты
Предметные результаты: - узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы; - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; - использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы; - понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу; - контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - осознавать свою неразрывную связь с природой; - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности; - определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Учащиеся в процессе обучения усваивают: -названия растений (дерево, трава), части растений (ствол, лист); -значение растений в природе и жизни человека. Узнают (различают) деревья (дуб, клен, береза), ягоды (смородина, клюква), овощи (огурец, помидор, перец, картофель) по внешнему виду (вкусу, запаху); значение овощей в жизни человека; -особенности ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека; -представление о домашних животных и птицах (кошка, собака, корова, овца, лошадь, курица, петух, гусь,), строение домашнего (кошка, собака) и дикого (заяц) животного. Знают питание домашних животных и птиц. Знать значение домашних животных и птиц в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних и диких животных и птиц; -знают (различают) насекомых (пчела, муха, божья коровка), способы передвижения насекомых, значение насекомых в жизни человека, в природе. - времена года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Изменения, происходящие в жизни человека, животных, растений в разное время года. Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, гром, ветер). Соотнесение явлений природы со временем года. Рассказ о погоде текущего дня. Личностные учебные действия - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей - целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
Базовые учебные действия Коммуникативные учебные действия: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем. доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. Регулятивные учебные действия: - пользоваться учебной мебелью по назначению; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место
Учебно-тематический план 1б класс - 66 часов.
| Тема урока | Кол – во часов | 1 четверть (16 часов) | 1 | «Осень в гости пришла» беседа. Рассматривание картин. | 2 | 2 | Одежда и обувь человека осенью. | 2 | 3 | Что нам Осень принесла? Овощи. | 2 | 4 | Что нам Осень принесла? Фрукты. | 2 | 5 | Явления природы. Дождь. | 2 | 6 | Явления природы. Листопад. | 2 | 7 | А кто такие птички? (домашние) | 2 | 8 | А кто такие птички? (дикие) | 2 | 2четверть (16 часов) | 1 | Занятия и труд людей осенью. | 2 | 2 | Обобщающий урок «В гости к осени» | 2 | 3 | «Здравствуй, Зимушка, Зима» | 2 | 4 | Одежда и обувь человека зимой. | 2 | 5 | Зимние явления природы (снег, метель, лёд) | 2 | 6 | Зимние забавы. | 2 | 7 | Новый год. Изготовление украшений на ёлку. | 2 | 8 | Дикие животные. Заяц. Волк. | 2 | 3 четверть (18 часов) | 1 | Лепим снеговика. | 2 | 2 | Работа с календарем природы. Ежедневное наблюдение за погодой. Фиксирование данных в календаре природы за неделю. | 2 | 3 | Домашнее животное кошка. Основные части тела, питание, способ передвижения. Уход. | 2 | 4 | Домашнее животное собака. Основные части тела, питание, способ передвижения. Уход. | 2 | 5 | Домашние животные лошадь и корова. Какую пользу приносят человеку. | 2 | 6 | Дикие животные: белка, заяц, лиса, медведь, волк. Основные части тела, способ передвижения. Сравнение зайца и белки. | 2 | 7 | Сравнение диких и домашних животных. | 2 | 8 | Дикие птицы: воробей, синица. Величина птицы. Части тела птицы. Чем покрыто тело. Подкормка птиц зимой. Польза, приносимая людям. | 2 | 9 | Домашние птицы: курица, петух, гусь. Основные части тела, питание. Уход. Сравнение диких птиц с домашними. | 2 | 4 четверть (16 часов) | 1 | Признаки весны: потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, прилет птиц. | 2 | 2 | Экскурсия в природу. | 1 | 3 | Одежда и обувь весной. | 2 | 4 | Детские развлечения весной. | 2 | 5 | Ведение календаря природы. | 2 | 6 | Весенние работы в саду и на огороде. | 2 | 7 | Раннецветущие растения. Одуванчик. Наблюдения за появлением первых цветов. | 2 | 8 | Насекомые: муха, пчела. Название, внешний вид, где живет. | 2 | Итого: 66 часов. |
Учебно-тематический план 3 класс – комплект – 68 часов.
| Тема урока | Кол – во часов | 1 четверть (16 часов) | 1 | «Осень в гости пришла» беседа. Рассматривание картин. | 2 | 2 | Одежда и обувь человека осенью. | 2 | 3 | Что нам Осень принесла? Овощи. | 2 | 4 | Что нам Осень принесла? Фрукты. | 2 | 5 | Явления природы. Дождь. | 2 | 6 | Явления природы. Листопад. | 2 | 7 | А кто такие птички? (домашние) | 2 | 8 | А кто такие птички? (дикие) | 2 | 2четверть (16 часов) | 1 | Занятия и труд людей осенью. | 2 | 2 | Обобщающий урок «В гости к осени» | 2 | 3 | «Здравствуй, Зимушка, Зима» | 2 | 4 | Одежда и обувь человека зимой. | 2 | 5 | Зимние явления природы (снег, метель, лёд) | 2 | 6 | Зимние забавы. | 2 | 7 | Новый год. Изготовление украшений на ёлку. | 2 | 8 | Дикие животные. Заяц. Волк. | 2 | 3 четверть (20 часов) | 1 | Лепим снеговика. | 2 | 2 | Работа с календарем природы. Ежедневное наблюдение за погодой. Фиксирование данных в календаре природы за неделю. | 2 | 3 | Домашнее животное кошка. Основные части тела, питание, способ передвижения. Уход. | 2 | 4 | Домашнее животное собака. Основные части тела, питание, способ передвижения. Уход. | 2 | 5 | Домашние животные лошадь и корова. Какую пользу приносят человеку. | 3 | 6 | Дикие животные: белка, заяц, лиса, медведь, волк. Основные части тела, способ передвижения. Сравнение зайца и белки. | 3 | 7 | Сравнение диких и домашних животных. | 2 | 8 | Дикие птицы: воробей, синица. Величина птицы. Части тела птицы. Чем покрыто тело. Подкормка птиц зимой. Польза, приносимая людям. | 2 | 9 | Домашние птицы: курица, петух, гусь. Основные части тела, питание. Уход. Сравнение диких птиц с домашними. | 2 | 4 четверть (16 часов) | 1 | Признаки весны: потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, прилет птиц. | 2 | 2 | Экскурсия в природу. | 1 | 3 | Одежда и обувь весной. | 2 | 4 | Детские развлечения весной. | 2 | 5 | Ведение календаря природы. | 2 | 6 | Весенние работы в саду и на огороде. | 2 | 7 | Раннецветущие растения. Одуванчик. Наблюдения за появлением первых цветов. | 2 | 8 | Насекомые: муха, пчела. Название, внешний вид, где живет. | 2 | 9 | Экскурсия в природу для ознакомления с изученными растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. | 1 | Итого: 68 часов. |
Перечень материально-технического обеспечения.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: - натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. - аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; - рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; - обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений. - технические и транспортные средства. - оборудование для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Цель: 1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год. 2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала. Личностные результаты: Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах. Результаты: - 0 баллов - нет продвижения;
- 1 балл – минимальное продвижение;
- 2 балла – среднее продвижение;
- 3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты Бальная система оценки: - 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
- 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
- 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
- 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
- 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»;
представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».
|
|