Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
рабочая программа

Аипова Рабия Мунировна

Паспорт рабочей программы.

 

Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

 Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Категория обучающихся: 1б класс

                                                3бкласс .

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 1б- 66 часов.

 3б класс –68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 1б класс -   2 часа в неделю.

                           3б класс- 2 часа в неделю

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

Введение

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета.

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов  филиала ОГКОУШ  №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____Мяннанова Г.А.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР филиала ОГКОУШ  №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ  №39

Протокол №___от____

Директор_________Пономарева М.Н.

Рабочая программа по учебному предмету

 «Окружающий природный мир»

предметная область «Окружающий мир»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2

1б класс/

3б класс

Составитель программы:

Аипова Р.М.

Ульяновск 2018

Содержание

1.Паспорт рабочей программы

2.Введение

3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений

Паспорт рабочей программы.

Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

 Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Категория обучающихся: 1б класс

                                                3бкласс .

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 1б- 66 часов.

 3б класс –68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 1б класс -   2 часа в неделю.

                           3б класс- 2 часа в неделю

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

Введение

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета.

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Пояснительная записка.

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

В программе выделяются следующие основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;

 - формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности).

Планируемые личностные и предметные результаты

Предметные результаты:

- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения   на улице, в лесу;

- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осознавать свою неразрывную связь с природой;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учащиеся в процессе обучения усваивают:

-названия растений (дерево, трава), части растений (ствол, лист);

-значение растений в природе и жизни человека. Узнают (различают) деревья (дуб, клен, береза), ягоды (смородина, клюква), овощи (огурец, помидор, перец, картофель) по внешнему виду (вкусу, запаху); значение овощей в жизни человека;

-особенности ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека;

-представление о домашних животных и птицах (кошка, собака, корова, овца, лошадь, курица, петух, гусь,), строение домашнего (кошка, собака) и дикого (заяц) животного. Знают питание домашних животных и птиц. Знать значение домашних животных и птиц в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних и диких животных и птиц;

-знают (различают) насекомых (пчела, муха, божья коровка), способы передвижения насекомых, значение насекомых в жизни человека, в природе.

- времена года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Изменения, происходящие в жизни человека, животных, растений в разное время года. Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, гром, ветер). Соотнесение явлений природы со временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

Личностные учебные действия

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

Базовые учебные действия

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем.

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные учебные действия:

- пользоваться учебной мебелью по назначению;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место

Учебно-тематический план

1б класс - 66 часов.

Тема урока

Кол – во часов

1 четверть (16 часов)

1

«Осень в гости пришла» беседа. Рассматривание картин.

2

2

Одежда и обувь человека осенью.

2

3

Что нам Осень принесла? Овощи.

2

4

Что нам Осень принесла? Фрукты.

2

5

Явления природы. Дождь.

2

6

Явления природы. Листопад.

2

7

А кто такие птички? (домашние)

2

8

А кто такие птички? (дикие)

2

2четверть (16 часов)

1

Занятия и труд людей осенью.

2

2

Обобщающий урок «В гости к осени»

2

3

«Здравствуй, Зимушка, Зима»

2

4

Одежда и обувь человека зимой.

2

5

Зимние явления природы (снег, метель, лёд)

2

6

Зимние забавы.

2

7

Новый год. Изготовление украшений на ёлку.

2

8

Дикие животные. Заяц. Волк.

2

3 четверть (18 часов)

1

Лепим снеговика.

2

2

Работа с календарем природы. Ежедневное наблюдение за погодой. Фиксирование данных в календаре природы за неделю.

2

3

Домашнее животное кошка. Основные части тела, питание, способ передвижения. Уход.

2

4

Домашнее животное собака. Основные части тела, питание, способ передвижения. Уход.

2

5

Домашние животные лошадь и корова.  Какую пользу приносят человеку.

2

6

Дикие животные: белка, заяц, лиса, медведь, волк. Основные части тела, способ передвижения. Сравнение зайца и белки.

2

7

Сравнение диких и домашних животных.

2

8

Дикие птицы: воробей, синица. Величина птицы. Части тела птицы. Чем покрыто тело. Подкормка птиц зимой. Польза, приносимая людям.

2

9

Домашние птицы: курица, петух, гусь. Основные части тела, питание. Уход. Сравнение диких птиц с домашними.

2

4 четверть (16 часов)

1

Признаки весны: потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, прилет птиц.

2

2

 Экскурсия в природу.

1

3

Одежда и обувь весной.

2

4

 Детские развлечения весной.

2

5

Ведение календаря природы.

2

6

 Весенние работы в саду и на огороде.

2

7

Раннецветущие растения. Одуванчик. Наблюдения за появлением первых цветов.

2

8

Насекомые: муха, пчела. Название, внешний вид, где живет.

2

Итого: 66 часов.

Учебно-тематический план

3 класс – комплект – 68 часов.

Тема урока

Кол – во часов

1 четверть (16 часов)

1

«Осень в гости пришла» беседа. Рассматривание картин.

2

2

Одежда и обувь человека осенью.

2

3

Что нам Осень принесла? Овощи.

2

4

Что нам Осень принесла? Фрукты.

2

5

Явления природы. Дождь.

2

6

Явления природы. Листопад.

2

7

А кто такие птички? (домашние)

2

8

А кто такие птички? (дикие)

2

2четверть (16 часов)

1

Занятия и труд людей осенью.

2

2

Обобщающий урок «В гости к осени»

2

3

«Здравствуй, Зимушка, Зима»

2

4

Одежда и обувь человека зимой.

2

5

Зимние явления природы (снег, метель, лёд)

2

6

Зимние забавы.

2

7

Новый год. Изготовление украшений на ёлку.

2

8

Дикие животные. Заяц. Волк.

2

3 четверть (20 часов)

1

Лепим снеговика.

2

2

Работа с календарем природы. Ежедневное наблюдение за погодой. Фиксирование данных в календаре природы за неделю.

2

3

Домашнее животное кошка. Основные части тела, питание, способ передвижения. Уход.

2

4

Домашнее животное собака. Основные части тела, питание, способ передвижения. Уход.

2

5

Домашние животные лошадь и корова.  Какую пользу приносят человеку.

3

6

Дикие животные: белка, заяц, лиса, медведь, волк. Основные части тела, способ передвижения. Сравнение зайца и белки.

3

7

Сравнение диких и домашних животных.

2

8

Дикие птицы: воробей, синица. Величина птицы. Части тела птицы. Чем покрыто тело. Подкормка птиц зимой. Польза, приносимая людям.

2

9

Домашние птицы: курица, петух, гусь. Основные части тела, питание. Уход. Сравнение диких птиц с домашними.

2

4 четверть (16 часов)

1

Признаки весны: потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, прилет птиц.

2

2

 Экскурсия в природу.

1

3

Одежда и обувь весной.

2

4

 Детские развлечения весной.

2

5

Ведение календаря природы.

2

6

 Весенние работы в саду и на огороде.

2

7

Раннецветущие растения. Одуванчик. Наблюдения за появлением первых цветов.

2

8

Насекомые: муха, пчела. Название, внешний вид, где живет.

2

9

Экскурсия в природу для ознакомления с изученными растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.

1

Итого: 68 часов.

Перечень материально-технического обеспечения.

Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:

- натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.

- аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.;

- рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений.

- технические и транспортные средства.

- оборудование для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:        

1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

 2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.

        

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;
  • 1 балл – минимальное продвижение;
  • 2 балла – среднее продвижение;
  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
  • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
  •  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
  • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

 представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

     Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Мир природы и человека» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения

Рабочая рограмма учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Родной язык( ханты)» для обучающихся 5 и 6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1

Рабочая программа по хантыйскому языку в 5-6 классах разработана Ученым советом государственного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Институт повышения квалификации...

Мониторинг уровня физической подготовленности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 2-4 классов учебного предмета «Адаптивная физкультура» раздела «Гимнастика».

В данном мониторинге проводится  обследование физического состояния, как отдельного обучающегося, так и всего класса в условиях коррекионной школы....

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1). Предмет: математика. Класс обучения: 4

АООП УО (ИН) может быть рекомендована для использования специалистами образовательных организаций, реализующих "Адаптированные основные общеобразовательные программы"....