Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Календарно - тематическое планирование и пояснительная записка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_g_klass.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 53
(МОУ «Школа № 53»)
140060, Московская область, Люберецкий район, п. Октябрьский, ул. Первомайская, д.22,
E-mail: mou.school_53@mail.ru, Телефон: (495) 558-00-88, факс: (495) 558-01-00
Web-сайт: http://www.school-53.ru/
____________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Т.П.Иванова
«30» августа 2018 г.
Рабочая программа по окружающему миру
(базовый уровень)
3 класс
Составитель: Аряшева Елена Валентиновна,
учитель начальных классов
высшей категории
Городской округ Люберцы
2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру в 3 классе
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру; федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования, особенности образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников. Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России» и рассчитана на 68 часов, что соответствует учебному плану на 2018/2019 учебный год.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
1. Рабочие программы по окружающему миру. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4классы.-М.: Просвещение,2016.
2 .Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс в 2 частях — М.: Просвещение, 2017.
3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс в 2 частях — М.: Просвещение, 2017.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ
Ученик научится:
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов;
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения;
- что такое тела, вещества, частицы;
- компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые,
- компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы
- группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, органы растений; растениеводство
- группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
- основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране;
- некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
- строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены;
- основные полезные ископаемые, добываемые в России, и их назначение;
- элементарные экономические понятия;
- названия государств, граничащих с Россией и их главные достопримечательности;
- основных представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу;
- основные дорожные знаки и их назначение;
- номера телефонов экстренных служб;
- основные инфекционные заболевания: менингит, дизентерия, грипп, гепатит, туберкулез и др.
Ученик получит возможность научиться:
- различать наиболее распространенные растения, животных;
- устно описывать объекты природы;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- подготовить рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
- оперировать с моделями, указанными в программе;
- изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
- выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
- в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
- выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- соблюдать правила дорожного движения;
- соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;
- определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать некоторые их свойства;
- составлять простой рассказ о географическом положении, климатических условиях, флоре и фауне, отраслях экономики (по плану или опорным словам);
- «читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой;
- участвовать в мероприятиях по охране природы;
- использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
в 3 классе
«Как устроен мир» (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
«Эта удивительная природа» (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание при родных объектов с помощью атласа-определителя.
«Мы и наше здоровье» (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение
и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
«Наша безопасность» (8ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
«Чему учит экономика» (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
«Путешествие по городам и странам» (12 ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (68 часов, 2 ч. в неделю)
Номер урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Как устроен мир (7 часов) | |||
1(1) | Природа. Ценность природы для людей. | ||
2(2) | Человек. | ||
3(3) | Наши проекты: « Богатства, отданные людям». | ||
4(4) | Общество. | ||
5(5) | Что такое экология. | ||
6(6) | Природа в опасности! Охрана природы. | ||
7(7) | Обобщение знаний по теме « Как устроен мир». Проверочная работа №1. | ||
Эта удивительная природа (19 часов) | |||
8(1) | Тела, вещества, частицы. | ||
9(2) | Разнообразие веществ. | ||
10(3) | Воздух и его охрана. | ||
11(4) | Вода. | ||
12(5) | Превращения и круговорот воды. | ||
13(6) | Берегите воду! | ||
14(7) | Что такое почва. | ||
15(8) | Разнообразие растений. | ||
16(9) | Солнце, растения и мы с вами. | ||
17(10) | Размножение и развитие растений. | ||
18(11) | Охрана растений. | ||
19(12) | Разнообразие животных. | ||
20(13) | Кто что ест. | ||
21(14) | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». | ||
22(15) | Размножение и развитие животных. | ||
23(16) | Охрана животных. | ||
24(17) | В царстве грибов. | ||
25(18) | Великий круговорот жизни. | ||
26(19) | Обобщение знаний по теме « Эта удивительная природа». Проверочная работа №2. | ||
Мы и наше здоровье. (10 часов) | |||
27(1) | Организм человека. | ||
28(2) | Органы чувств. | ||
29(3) | Надёжная защита организма. | ||
30(4) | Опора тела и движение. | ||
31(5) | Наше питание. | ||
32(6) | Наши проекты: «Школа кулинаров». | ||
33(7) | Дыхание и кровообращение. | ||
34(8) | Умей предупреждать болезни. | ||
35(9) | Здоровый образ жизни. | ||
36(10) | Обобщение знаний по теме: «Мы и наше здоровье». Проверочная работа №3 | ||
Наша безопасность (8 часов) | |||
37(1) | Огонь, вода и газ. | ||
38(2) | Чтобы путь был счастливым. | ||
39(3) | Дорожные знаки. | ||
40(4) | Наши проекты: « Кто нас защищает». | ||
41(5) | Опасные места. | ||
42(6) | Природа и наша безопасность. | ||
43(7) | Экологическая безопасность. | ||
44(8) | Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность». Проверочная работа №4. | ||
Чему учит экономика(12 часов) | |||
45(1) | Для чего нужна экономика. | ||
46(2) | Природные богатства и труд людей- основа экономики. | ||
47(3) | Полезные ископаемые. | ||
48(4) | Растениеводство. | ||
49(5) | Животноводство. | ||
50(6) | Какая бывает промышленность. | ||
51(7) | Наши проекты: «Экономика родного края». | ||
52(8) | Что такое деньги. | ||
53(9) | Государственный бюджет. | ||
54(10) | Семейный бюджет. | ||
55(11) | Экономика и экология. | ||
56(12) | Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа №5 | ||
Путешествие по городам и странам(12 часов) | |||
57(1) | Золотое кольцо России. | ||
58(2) | Золотое кольцо России. | ||
59(3) | Золотое кольцо России. | ||
60(4) | Наши проекты: « Музей путешествий» | ||
61(5) | Наши ближайшие соседи. | ||
62(6) | На севере Европы. | ||
63(7) | Что такое Бенилюкс. | ||
64(8) | В центре Европы. | ||
65(9) | По Франции и Великобритании. | ||
66(10) | На юге Европы. | ||
67(11) | По знаменитым местам мира. | ||
68(12) | Обобщение знаний по теме: «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа №6 |
Лист корректировки рабочей программы
учителя
____________________________________________________________
(Ф.И.О.)
по ________________________________________________________________________
в ________________________________________________________________________
(класс)
___________________________________________________________________________
(предмет)
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол № 1 от «30» августа 2019 г. Руководитель Р.Ф.Ванцева |
Согласовано Зам. директора по УВР М.В. Воканова « 30» августа 2019 г.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...