Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1) сформированность уважительного отношения к своей семье, школе, родному краю, России, ее истории и культуре, природе нашей страны; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность первоначальных представлений о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы;
3) сформированность первоначальных представлений о важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;
4) развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки;
5) понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края);
6) умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;
7) приобретение базовых умений работы с доступной информацией о природе и обществе;
8) формирование навыков безопасного использования электронных ресурсов школы и в сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде;
9) формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в быту, во дворе, в школе и в городе;
10) приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Окружающий мир», выносимым на промежуточную аттестацию
Предметные результаты освоения третьего года изучения учебного предмета «Окружающий мир» должны отражать сформированность умений:
− различать расходы и доходы бюджета семьи; − показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
− приводить примеры памятников природы и культуры России, достопримечательностей родного края и административных центров субъекта Российской Федерации; народов мира; памятников культуры, являющихся символами стран, в которых они находятся;
− распознавать изученные объекты природы (в том числе почвы, горные породы и минералы, полезные ископаемые; тела и вещества; твердые тела, жидкости и газы; воздух; грибы; природные сообщества (лес, луг, пруд); отдельные органы и системы органов человека) по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
− описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
− группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков; − использовать знания о взаимосвязях в природе (в том числе о круговороте воды в природе, размножении и развитии растений и животных; особенностях питания и дыхания растений и животных; цепях питания), связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
− проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе выявлять экологические связи в природных сообществах) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;
− использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы (в том числе о способах изучения природы, мерах охраны почвы, воздуха, воды, гигиене человека);
− создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями;
− соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности);
− соблюдать правила безопасного поведения пешехода, пассажира наземного транспорта и метро;
− соблюдать правила безопасности при работе с интернет-ресурсами, определять мошеннические действия по их характерным признакам.
2. Содержание и формы реализации учебного предмета
Как устроен мир
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: подсчет ударов пульса.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Экскурсия в музей Космонавтики.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Экскурсия | 2 |
Проект | 4 |
Проверочная работа | 5 |
Практическая работа | 5 |
Итоговая контрольная работа | 1 |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ | Модуль | Раздел | Тема | Дата |
Как устроен мир | ||||
Как устроен мир | ||||
Природа. Ценность природы для людей. | ||||
Человек. | ||||
Общество. | ||||
Что такое экология. | ||||
Природа в опасности! Охрана природы. | ||||
Охрана природы. | ||||
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа №1 | ||||
Эта удивительная природа | ||||
Эта удивительная природа | ||||
Тела, вещества, частицы. | ||||
Разнообразие веществ. Практическая работа №1 | ||||
Воздух и его охрана. | ||||
Вода. Практическая работа №2 | ||||
Превращения и круговорот воды. | ||||
Берегите, воду! | ||||
Что такое почва. | ||||
Разнообразие растений. | ||||
Разнообразие растений. | ||||
Солнце, растения и мы с вами. | ||||
Размножение и развитие растений. | ||||
Охрана растений. | ||||
Разнообразие животных. | ||||
Кто что ест. | ||||
Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» | ||||
Размножение и развитие животных. | ||||
Охрана животных. | ||||
В царстве грибов. | ||||
Великий круговорот жизни. | ||||
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа №2 | ||||
Мы и наше здоровье | ||||
Мы и наше здоровье | ||||
Организм человека. | ||||
Организм человека. | ||||
Органы чувств. | ||||
Надёжная защита организма. | ||||
Опора тела и движение. | ||||
Наши проекты: "Наше питание". | ||||
Дыхание и кровообращение.Практическая работа №3 | ||||
Умей предупреждать болезни. | ||||
Здоровый образ жизни. | ||||
Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».Проверочная работа №3. | ||||
Наша безопасность | ||||
Наша безопасность | ||||
Огонь, вода и газ. | ||||
Чтобы путь был счастливым. | ||||
Дорожные знаки.Экскурсия. | ||||
Наши проекты. «Кто нас защищает» | ||||
Опасные места | ||||
Природа и наша безопасность | ||||
Экологическая безопасность. Практическая работа №4 | ||||
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа №4. | ||||
Чему учит экономика | ||||
Чему учит экономика | ||||
Для чего нужна экономика | ||||
Природные богатства и труд людей – основа экономики | ||||
Полезные ископаемые. | ||||
Растениеводство. | ||||
Животноводство. | ||||
Какая бывает промышленность | ||||
Наши проекты:«Экономика родного края». | ||||
Что такое деньги. Государственный бюджет. | ||||
Семейный бюджет. | ||||
Экономика и экология. | ||||
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа №5. | ||||
Путешествуем по городам и странам | ||||
Путешествуем по городам и странам | ||||
Золотое кольцо России.Виртуальная экскурсия. | ||||
Золотое кольцо России.Виртуальная экскурсия. | ||||
Наши проекты: «Музей путешествий». Космос близкий и далекий (Экскурсия) | ||||
Наши ближайшие соседи.Практическая работа №5 | ||||
На севере Европы. | ||||
В центре Европы. | ||||
По Франции и Великобритании | ||||
На юге Европы. | ||||
Итоговая контрольная работа за год. | ||||
Проверим себя. Повторение. | ||||
Повторение. | ||||
Повторение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...