Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Кротенко Ирина Леонидовна

Рабочая программа по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса окружающей мир для 4 классов общеобразовательных учреждений А. А. Плешакова «Окружающий мир. Рабочие программы 1-4  классы» - М.: Просвещение.

   

Целью прохождения настоящего курса является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

             

             Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

а) образовательная:

  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе;
  • приобретение умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой);
  • формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде.

б) развивающая:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

в) воспитывающая:

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине.

г) практическая:

  • формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

       

       Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

      Основное её содержание составляют сведения о человеке и природе, человеке и обществе, о правилах безопасной жизни.

Построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом руссккого языка (использование речевы средств), технологии и математики (изготовление моделей).

Методические особенности изучения предмета:

Содержание курса окружающий мир открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения:

  • 1) работать со знаково-символических средствами представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • 2) развивать навыки устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • 3) учит понимать особую роль России в мировой истории, воспитывает чувство гордости за национальные достижения.

Программа направлена на формирование учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

        Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Плешакова А. А. Окружающий мир. 4 класс – М.: Просвещение. 2011.

УМК состоит из:

  1. учебник: Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение.
  2. рабочая тетрадь: Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение.
  3. программа: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение.
  4. Плешаков А.А от земли до неба: Атлас определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение.
  5. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс / Сост.И.Ф.Яценко. М.ВАКО.
  6. Электронное приложение к учебнику.

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2017/2018 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.

       

Выбор программы обусловлен тем, что УМК «Школа России» сегодня — это:

- мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования;

- эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций;

- постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

        Данный комплект отражает все современные подходы к обучению младших школьников окружающему миру.

        Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

               

        В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для начального общего  образования  и в соответствии с учебным планом МОУ школы № 6 г.о. Жуковский Московской обл.  на изучение окружающего мира в классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Часы на обучение по данному курсу выделены из федерального компонента учебного плана.

Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения

В системе уроков планируются использование следующих типы уроков:

Урок изучения нового материала.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. 

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».

          Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения,  технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
  • степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового                       (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения

Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной работы/ теста.

В результате прохождения программного материала обучающийся должен:

знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории: особенности исторической карты;
  • некоторые современные экологические проблемы;
  • природные зоны России;
  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время. Новейшее время: важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция: основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  • приводить примеры народов России;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации: владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Литература и средства обучения

  1. Основная литература
  • Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. А. А. Плешаков. – М.: Просвещение.
  1. Дополнительная литература
  • Плешаков А.А от земли до неба: Атлас определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение.
  1. Учебные и справочные пособия
  • Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение;
  • Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение;
  • Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс / Сост.И.Ф.Яценко. М.ВАКО.
  1. Учебно-методическая литература
  • Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс./ М.: ВАКО;
  • Плешаков, А. А. Методические рекомендации.Окружающий мир. 4 класс / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова.- М.: Просвещение.
  1. Перечень средств обучения (+интернет ресурсы)
  • Электронное приложение к учебнику;
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
  • Магнитная доска;
  • Персональный компьютер с принтером;
  • Ксерокс;
  • Фотокамера;
  • Мультимедийный проектор;
  • Географические карты;
  • Глобус;
  • Лупа;
  • Компас;
  • http://school-collection.edu.ru/

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Проведено

По плану

Фактически

1.

Земля и человечество.

9

04.09-02.10

2.

Природа России.

10

03.10-13.11

3.

Родной край-часть большой страны.

15

14.11-19.01

4.

Страницы всемирной истории.

5

22.01-05.02

5.

Страницы истории России.

20

06.02-30.04

6

Современная Россия.

9

02.05-31.05

68ч

Содержание

Земля и человечество (9 часов).

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 часов).

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край-часть большой страны (15 часов).  

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

 Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирноц истории (5 часов).

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 часов).  

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в.

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура  1'ш сии в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

 Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 часов).  

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Дата

факт.

Тема урока

Земля и человечество 9 часов

1

1 нед.

Мир глазами астронома.

Стартовая диагностика

2

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

3

2 нед.

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

4

Мир глазами географа.

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

5

3 нед.

Мир глазами историка

6

Когда и где?

Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

7

4 нед.

Мир глазами эколога

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Всемирное наследие

9

5 нед.

Сокровища Земли под охраной человечества.

Международная Красная книга.

Тест № 1

Природа России 11 часов

10

(1)

Равнины и горы России.

Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

11

(2)

    6 нед.

Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»        каникулы

12

(3)

Природные зоны России.

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

13

(4)

7 нед.

Зона арктических пустынь.

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

14

(5)

Тундра.

Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

15

(6)

8 нед.

Леса России.

Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

16.

(7)

Лес и человек.

Проверочная работа №1

17.

(8)

9 нед.

Зона степей.

Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»  

18.

(9)

Пустыни.

Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

19.

(10)

10 нед.

У Чёрного моря.

Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».

Тест № 2  

20.

(11)

Обобщающий урок. Проверим и оценим свои достижения Урок-игра "Природные зоны России"

Родной край - часть большой страны 14 часов

21.

(1)

11 нед.

Наш край.

Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»                                                    каникулы

22.

(2)

Поверхность нашего края

23.

(3)

12 нед.

Родной край – часть большой страны.  Экскурсия №3

24.

(4)

Водные богатства нашего края

25.

(5)

13 нед.

Наши подземные богатства.

Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

26

(6)

Земля - кормилица

27.

(7)

14 нед.

Экскурсия в лес и на луг

28.

(8)

Жизнь леса.

Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

29.

(9)

15 нед.

Жизнь луга.

Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

30

(10)

Жизнь в пресных водах.

Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

31

(11)

16 нед.

Растениеводство в нашем крае.

Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»                                                                 каникулы

32

(12)

Животноводство в нашем крае

33

(13)

17 нед.

Презентация проектов.

Тест№3

34

(14)

Проверим себя и оценим свои достижения.

Промежуточная диагностическая работа

Страницы Всемирной истории 5 часов

35

(1)

18 нед.

Начало истории человечества

36

(2)

Мир древности: далёкий и близкий

37

(3)

19 нед.

Средние века: время рыцарей и замков

38

(4)

Новое время: встреча Европы и Америки

39

(5)

20 нед.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Тест № 4

Страницы истории России 20 часов

40

(1)

Жизнь древних славян

41

(2)

21 нед.

Во времена Древней Руси

42

(3)

Страна городов

43

(4)

22 нед.

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Каникулы

44

(5)

Трудные времена на Русской земле

45

(6)

23 нед.

Русь расправляет крылья

46

(7)

Куликовская битва

47

(8)

24 нед.

Иван Третий

48

(9)

Мастера печатных дел

49

(10)

25 нед.

Патриоты России

50

(11)

Пётр Великий

51

(12)

26 нед.

Михаил Васильевич Ломоносов

52

(13)

Екатерина Великая.

Проверочная работа №2

53

(14)

27 нед.

Отечественная война 1812 года

54

(15)

Страницы истории XIX века

55

(16)

28 нед.

Россия вступает в XX век

56

(17)

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

57

(18)

29 нед.

Великая война и Великая Победа

58

(19)

Великая война и великая Победа

59

(20)

30 нед.

Страна, открывшая путь в космос.

Тест № 5

Современная Россия 9 часов

60

(1)

Основной закон России и права человека

61

(2)

31 нед.

Мы – граждане России

62

(3)

Славные символы России

63

(4)

32 нед.

Такие разные праздники

64-65

(5,6)

33 нед.

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

66

(7)

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России)

67

(8)

34 нед.

Путешествие по России

(по Волге, по югу России)

68

(9)

Презентация проектов

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания №1

ШМО учителей начальных классов

От __________________.

_____________(Рамина Е.Е.)

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УМР

______________(Фокина Е.В.)

______________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...