Рабочая программа по Окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Дятьковская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
«Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению» Руководитель ШМО __________/.Родина Ж.Н./ Протокол №____ от « » __________ 2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ____________/_Ромашков Д.В./ Приказ № ______ от « » __________ 2017 г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
по О.С. «Начальная школа 21 века»
для 2-б класса
на 2017 -2018 учебный год
учителя начальных классов
Емельяновой Ольги Евгеньевны
г. Дятьково
2017 г.
Аннотация к рабочей программе
по окружающему миру для 2 класса
Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир» во 2 классе составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г.
№ 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г.
№ 2357)
- Приказ Министерства образования и науки России от 31марта 2014 года
№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Примерная образовательная программа начального общего образования.
- Авторская программа Н.Ф.Виноградовой издательский центр «Вентана- Граф», 2011г.
- Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ ДСОШ №3».
Рабочая программа содержит следующие разделы:
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета, курса.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова.- М.: Вентана -Граф, 2012г.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2017г.
Рабочая программа в соответствии с программой начального общего образования, учебным планом ДСОШ № 3 по окружающему миру рассчитана на 68 часов (из расчёта 2 урока в неделю).
Планируемые результаты освоения предмета, курса
Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов в обучении, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты:
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
– личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками;
– формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры;
– воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
– формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменения среды обитания.
Предметные результаты:
– осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
– обнаружение и установление элементарных связей и зависимость в природе и обществе;
– овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира;
– расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результаты:
Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
– под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство);
– под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
– под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:
- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать(соотносить)прошлое, настоящее, будущее; год, век( столетие); соотносить событие с его датой;
- характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
- различать состояния воды как вещества , приводить примеры различных состояний воды;
- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
К концу обучения во втором классе учащиеся смогут научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе –повествовании( рассказе- описании) изученные сведения из истории Москвы;
- ориентироваться в понятиях : «Солнечная система»; «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы». «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»
- проводить несложные опыты и наблюдения( в соответствии с программой);
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России( на примере своей местности).
Содержание учебного предмета, курса
Введение. Что окружает человека (1 ч.) Окружающий мир : неживая природа( солнце, воздух вода и др.); живая природа ( животным, растения, люди) ; предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое будущее.
Кто ты такой (14 ч.).
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать , какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Твое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники – органы чувств.
Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам ( арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитания у себя организованности, любознательности , желания изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях( обращение с водой , огнем , электричеством).Помощь человеку , попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Кто живёт рядом с тобой (6 ч.).
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость честность, внимательность, уважение к чужому мнению - правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья – одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться « читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.
Путешествие в прошлое( исторические сведения).Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия- твоя Родина(13ч)
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом. Москва-столица Российской федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт- Петербурга. «Золотое Кольцо России» Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое Кольцо России». Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое( исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в 5-9 веках. Занятие славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Родной край - частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудиться. Ценности, которые создает человек в процессе труда. Хлеб - главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, значение которых возросло в последние годы ( экономист, программист)
Мы – граждане России. Как возникло и сто обозначает слово « гражданин». Флаг и герб России. Конституция - главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия _ многонациональная страна.. Жизнь разных народов России( труд, быт, культура, язык) на примере двух- трех народов.
Мы – жители земли. (9 ч.). Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля - планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царство природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на земле . Разнообразие животных и растений.
Природные сообщества( 23ч)
Среда обитания. Природное сообщество. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные , лиственные, дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие ( звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы- обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар , твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов ( пруд, озеро, океан, море, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.
Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоёмов и рек.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга( с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа и человек. (2ч)
Природа как источник пищи, здоровья , различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое( исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Экскурсии.
В лес (лесопарк), поле, на луг, водоём; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический ( краеведческий) художественный музеи, на предприятие, в учреждения культуры и быта( с учетом местных условий)
Национально-региональный компонент реализуется при изучении тем: «ПДД. Почему нужно быть осторожным?», «Родина – что это значит?», «Прошлое, настоящее, будущее», «Родной край – частица Родины.», «Россия – многонациональная страна».
Планирование основных разделов учебного материала.
№ | Разделы | Количество часов |
1. | Введение. Что нас окружает? | 1 |
2. | Кто ты такой? | 14 |
3. | Кто живет рядом с тобой | 6 |
4. | Россия – твоя Родина Контрольная работа. | 12 1 |
5. | Мы жители – Земли. Проектная работа. | 9 |
6. | Природные сообщества Итоговая контрольная работа. | 22 1 |
7. | Природа и человек. Исследовательская работа. | 2 |
8. | Итого. | 68 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела (темы ), темы урока. | Кол-во час. | Дата | |
план | факт | |||
Введение 1 ч | ||||
1 | Что окружает человека. | |||
Кто ты такой? 14ч. | ||||
2 | Я, ты, он, она... Все мы люди. | |||
3 | Наши помощники – органы чувств. | |||
4 | Наши помощники – органы чувств. Проведение опытов. | |||
5 | Поговорим о здоровье. | |||
6 | Поговорим о здоровье. Как меньше болеть. | |||
7 | Режим дня. Чтобы не уставать. Практ. раб. Составление режима дня. | |||
8 | Режим дня. Поговорим о часах. | |||
9 | Физическая культура. Быть сильным и выносливым. | |||
10 | Закаляться может каждый. | |||
11 | Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища? | . | ||
12 | Почему нужно правильно питаться. Проект «О витаминах». | |||
13 | Умеем ли мы есть? | |||
14 | Почему нужно быть осторожным? | |||
15 | Почему нужно быть осторожным? О чем рассказывают дорожные знаки? | |||
Кто живет рядом с тобой 6 ч. | ||||
16 | Что такое семья? Проект «Составляем семейное дерево» | |||
17 | Чем занимается семья в свободное время. | |||
18 | Домашнее хозяйство. | |||
19 | Можно ли изменить себя. | |||
20 | О правилах поведения. | |||
21 | Правила поведения. Какие бывают правила. | |||
Россия – твоя Родина 13 ч. | ||||
22 | Родина – что это значит. | |||
23 | Прошлое, настоящее, будущее. | |||
24 | Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась? | |||
25 | Москва – столица России. | |||
26 | Города России. | |||
27 | Родной край – частица Родины. | |||
28 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие. | |||
29 | Как трудятся россияне. | |||
30 | О занятиях наших предков. | |||
31 | Все профессии важны. | |||
32 | Мы – граждане России. Права граждан России. | |||
33 | Мы граждане России. Права детей – граждан России. | |||
34 | Россия – многонациональная страна. | |||
Мы жители – Земли 9 ч. | ||||
35 | Твоё первое знакомство со звёздами. | |||
36 | «Что входит в Солнечную систему?», | |||
37 | Земля – планета солнечной системы. | |||
38 | Чем Земля отличается от других планет? | |||
39 | В некотором царстве… | |||
40 | Грибы. | |||
41 | Какие животные живут на Земле. | |||
42 | Разнообразие растений. | |||
43 | Условия роста и развития растений. | |||
Природные сообщества 23 ч. | ||||
44 | Среда обитания – что это такое. | |||
45 | Лес и его обитатели. | |||
46 | Деревья леса. | |||
47 | Кустарники леса. | |||
48 | Травянистые растения леса. | |||
49 | Лесная аптека. | |||
50 | Животные леса. | |||
51 | Птицы – лесные жители. | |||
52 | Пресмыкающиеся леса. | |||
53 | Насекомые леса. | |||
54 | Проект «Экологические связи в природе». | |||
55 | Вода и водные жители. | |||
56 | Что мы знаем о воде. | |||
57 | Что такое река и кто там обитает. | |||
58 | Болото и река – пресные водоёмы. | |||
59 | Обитатели пресных водоёмов. | |||
60 | Водоплавающие жители. Растения пресных водоёмов. | |||
61 | Обитатели соленых водоемов. | |||
62 | Луг и его обитатели. Растения луга. | |||
63 | Луг и его обитатели. Животные луга. | |||
64 | Поле и его обитатели. | |||
65 | Итоговая контрольная работа за курс 2 класса. | |||
66 | Сад и его обитатели. | |||
Природа и человек 2 ч. | ||||
67 | «Человек – часть природы». Исследовательская работа. | |||
68 | Будем беречь нашу Землю. «Красная книга». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...