МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Название УМК Перспективная начальная школа
Предмет Окружающий мир
Класс_4_
Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»
Место и роль урока в изучаемой теме: завершающий урок раздела «Изучение органов чувств»
Тип урока Урок открытия новых знаний
Цель урока: _ изучить орган осязания, повторить гигиенические правила ухода за кожей
Задачи.
Личностная: формировать навыки делового общения.
Метапредметные: планировать свою деятельность, самостоятельно читать текст и понимать фактическое содержание. Выполнять логические действия анализа и синтеза информации, строить свое выступление, принимать участие в обсуждении.
Предметная: сформировать представление о коже – органе осязания, уметь рассказывать о значении органа осязания, знать правила ухода за кожей.
Методы: практические, словесные, групповые.
Приемы: подводящий и проблемный диалог, чтение с погружением в текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_osyazanie.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Название УМК __Перспективная начальная школа___Предмет ___ Окружающий мир________________ Класс_4________________________
Тема урока____ «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»________________________
Место и роль урока в изучаемой теме ___ Завершающий урок раздела «Изучение органов чувств»______
Тип урока _____ Урок открытия новых знаний ________________
Цель урока: _ изучить орган осязания, повторить гигиенические правила ухода за кожей
Задачи.
Личностная: формировать навыки делового общения.
Метапредметные: планировать свою деятельность, самостоятельно читать текст и понимать фактическое содержание. Выполнять логические действия анализа и синтеза информации, строить свое выступление, принимать участие в обсуждении.
Предметная: сформировать представление о коже – органе осязания, уметь рассказывать о значении органа осязания, знать правила ухода за кожей.
Методы: практические, словесные, групповые.
Приемы: подводящий и проблемный диалог, чтение с погружением в текст.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, сигнальные карточки, предметный набор (шарик, губка, ручка, буква).
Этап урока | Содержание учебного материала |
Организацион-ный момент 1´
| Одного мудреца спросили: “ Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?” Подумав, мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля”. - Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец. Вывод: Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Ему легко и учиться. |
Актуализация опорных знаний 2´ | В течении всей жизни человек сталкивается с большим объёмом информации. Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью 5 чувств восприятия. - Мы уже знаем почти все способы её получения. Давайте вспомним их. - Какое общее название подойдет к ним? (Органы чувств). |
Целеполагание 3´ | Определение темы урока и цели. -Почти все органы чувств вы изучили очень подробно. -Сейчас мы выясним, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Работа с учебником - Откройте учебник. - Прочитайте новую тему урока. О чем рассказал вам заголовок? Что значит «распознавать»? Что значит слово «соприкосновение»? (Распознавать – узнать, соприкосновение – момент касания чего-либо) - Сделайте вывод, о каком органе чувств пойдет речь на уроке? (о коже) - Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? Изучим более подробно .... (орган осязания) Узнаем: зачем…. (он нужен человеку?) Рассмотрим: как правильно ухаживать… ( за кожей) |
Изучение нового материала 8´ | 1. - Многое об этом органе вы уже знаете, сегодня мы изучим его более подробно. Чтобы все знания по этой теме привести в систему, обобщить, я предлагаю вам в течение урока заполнить эту модель. Начнём с первого пункта. Вспомните всё, что вы уже знаете о коже. (- самый большой орган нашего тела - кожа – орган осязания - покрывает и защищает твоё тело от вредных веществ и опасных бактерий -помогает дышать и поддерживать постоянную температуру тела -состоит из 3 слоёв -в коже есть вещество-меланин, который придаёт ей цвет -в коже содержатся нервные окончания, кровеносные сосуды, сальные и потовые железы, -клетки кожи постоянно обновляются) 2. -На столе у каждой группы есть волшебные мешочки, в которых находятся различные предметы. Попробуйте определить, что там находится, не заглядывая в мешочки (дети должны прийти к выводу, что можно предметы определить, потрогав их). (шарик, губка, ручка, пластмассовая буква) - Я предлагаю каждому из вас опустить руку в мешочек и определить, какой предмет там находится. Вслух свои предположения не высказывайте. После того как все участники вашей группы потрогали этот предмет, посовещайтесь, выскажите друг другу свои предположения. (спрашиваю у каждой группы о предмете и как догадались) -Благодаря чему вы смогли легко определить все предметы? - Вы предметы не видели, не слышали, не пробовали на вкус, не определили их по запаху, вы их осязали с помощью кожи. - Давайте познакомимся с определением этого органа. Для этого заглянем в наши словарики в конце учебника. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ. С. 158 - С помощью осязания можно судить о размерах, форме, плотности предмета, состоянии его поверхности. Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием. - Что мы можем записать в разделе «Новое»? ( мы можем распознавать предметы, соприкасаясь с ними) -Прочитаем в учебнике 1-ый абзац на с. 63 -Что мы можем добавить в раздел «Новых знаний»? (когда мы касаемся предмета, в нервных окончаниях кожи возникают сигналы, которые по нервам передаются в мозг; особенно чувствительны у человека кончики пальцев рук и стопы ног, так как они часто первыми соприкасаются с предметами) 3. – Как вы думаете, почему кожу называют «пограничником организма»? ( кожа защищает организм от проникновения в него вредных веществ и микробов) - На коже постоянно скапливается большое количество микробов. Если от них не избавляться, человек может заболеть. И поэтому нам надо знать правила ухода за кожей. Самостоятельная работа с материалом учебника - Познакомьтесь со статьей учебника на с. 63, начинайте со 2-го абзаца. - Найдите в тексте ответы на вопрос: Как сохранить здоровье кожи? Выделяйте из текста главное карандашом. (дети работают с учебным материалом- 141 слово – 2 минуты???????????) - Расскажите, что вы узнали из статьи, что мы запишем в раздел «Здоровье"? (лучше носить одежду из натуральных тканей; нельзя долго находиться на солнце; нельзя носить тесную обувь, соблюдать чистоту кожи, часто мыть руки тёплой водой с мылом; мыть кожу между пальцами и под ногтями.) - Пригодятся ли нам в жизни знания, полученные сегодня на уроке, и почему? ( С помощью кожи мы можем определить предметы на ощупь: по размеру, по форме, по материалу, из которого они изготовлены, если мы будем правильно заботиться о коже, это поможет нам избежать многих заболеваний…..) 4. Кожу называют нашей «природной одеждой». Мы "одеты" в кожу всю жизнь, но не знаем о ней многого интересного. (на слайде факты) -Площадь поверхности кожи у взрослого человека составляет около 2 м², а масса от 2 до 4 кг. -Знаете ли вы, что на 1 кв. см кожи находится до 40.000 микробов. Если площадь кожи взрослого человека примерно 2 кв.м., то можете представить себе, сколько на ней находится микробов! - Вы уже знаете, что клетки кожи постоянно обновляются, а знаете ли вы, что за всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи. -Кожа за все время жизни человека обновляется примерно 1000 раз. -Самая толстая кожа на ступнях и ладонях, самая тонкая - на веках. -В коже насчитывается 1 км кровеносных сосудов. -Общеизвестным является тот факт, что пыль в помещениях на 2/3 состоит из омертвевших клеток кожи. -Что мы можем записать в раздел «ИНТЕРЕСНО»? |
Обобщение 4’ | Предлагаю посмотреть отрывок из детской телепередачи «Обо всём на свете»: «ОСЯЗАНИЕ» (2,5 минуты до слов: А знаете ли вы, что…) - Предложите, что ещё мы можем записать в нашу коллективную модель? (чувство осязания помогает нам ориентироваться в темноте, способность – осязание специально развивают у незрячих людей, учёные выяснили, что при поглаживании происходит выброс в кровь эндорфинов – это вещества, отвечающие за хорошее настроение) |
Рефлексия 2' | Человек обладает пятью чувствами. Это зрение, вкус, слух, обоняние и осязание. Они связывают наш организм с окружающей средой. Это наши окна в мир. Когда органы чувств работают все вместе, они творят просто чудеса. - Продолжите фразу: «Если бы я не соприкасался с предметами, то…» (на слайде заполняем коллективно) Даже с закрытыми глазами мы можем определить форму и величину тел, узнать, мягкие они или твёрдые, гладкие или шершавые, сухие или влажные, тёплые или холодные. Возможность ощутить это даёт нам наша __________. Это не просто покрытие тела человека, это активный ___________ с многообразными функциями. Способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод называется _________________. Когда мы касаемся предмета, ощупываем его, в нервных окончаниях кожи возникают_________, которые по нервам передаются в __________. Кожа – это заслон на пути вторжения _____________ в организм. Самый простой способ позаботится о коже – это поддерживать её___________. |
Домашнее задание | В различных источниках поищите информацию, которой мы могли бы дополнить раздел «Интересно» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира ТЕМА: «Дикие животные»
Данный урок был разработан в рамках учебно- методической системы Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века». Урок входит в раз...
Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты" 2016г.,ФГОС...
"Распознавание предметов путем соприкосновения с ними".
Конспект урока по окружающему мируТема: Распознавание предметов путем соприкосновения с ними Цель урока: изучить орган осязания и его функции, повторить гигиенические правила ухода за орган...
Методическая разработка урока окружающего мира тема «Океаны и моря - водоёмы. Обитатели солёных водоёмов» во 2 классе
Тема урока: Океаны и моря – водоемы. Обитатели солёных водоемов.Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний об океане и море и обитателях соленых водоемов чере...
Методическая разработка урока окружающего мира. Тема: «Ноябрь – зиме родной брат»
Методическая разработка урока окружающего мира. 1 класс. УМК " Начальная школа XXI века". Тема: "Ноябрь-зиме родной брат"...
Методическая разработка урока окружающий мир. Тема урока: «Наш край родной»
СценарийТема урока: «Наш край родной»Цель – Формировать у детей патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особе...