Методическая разработка урока окружающего мира ТЕМА: «Дикие животные»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Данный урок был разработан в рамках учебно- методической системы Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века». Урок входит в раздел «Родная природа». Урок проводится во второй четверти. Для проведения урока были подобраны формы и методы, которые направлены на формирование учебных универсальных действий: регулятивных, коммуникативных, личностных, познавательных. На уроке используются ИКТ. Используется видеоролик, с помощью которого дети видят разнообразие животного мира нашей родины. Дети работают на доске с помощью приставки Mimio Studio. Учащиеся добывают новые знания через игру, практическую работу. Дети закрепляют полученные знания при помощи самостоятельной работы на карточках. Ученики в конце урока оценивают свою работу и работу всего класса в целом. В уроке задействованы ученики более старших классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Удаченская ООШ МО «Ахтубинский район»
Методическая разработка урока окружающего мира
ТЕМА: «Дикие животные»
1 класс
Автор: Федотова Алевтина Геннадьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Удаченская ООШ
МО «Ахтубинский район»
Пояснительная записка.
Данный урок был разработан в рамках учебно- методической системы Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века». Урок входит в раздел «Родная природа». Урок проводится во второй четверти. Для проведения урока были подобраны формы и методы, которые направлены на формирование учебных универсальных действий: регулятивных, коммуникативных, личностных, познавательных. На уроке используются ИКТ. Используется видеоролик, с помощью которого дети видят разнообразие животного мира нашей родины. Дети работают на доске с помощью приставки Mimio Studio. Учащиеся добывают новые знания через игру, практическую работу. Дети закрепляют полученные знания при помощи самостоятельной работы на карточках. Ученики в конце урока оценивают свою работу и работу всего класса в целом. В уроке задействованы ученики более старших классов.
Продолжительность урока 40 минут.
Тип урока: объяснение нового материала.
Средства обучения: мультимедиапроектор, экран, компьютер.
Оборудование: презентация в программе Mimio Studio, видеоролик, изображения животных для групповой работы, телеграммы от животных, карточки для самостоятельной работы.
№ | Этапы работы. | Содержание этапа. |
1. | Организационный момент. Цель для учителя: создать условия для положительного настроя обучающихся, подготовить учеников к продуктивной работе на уроке. Цель для учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке, позитивно настроиться на урок. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой. Методы: словесный. | - Ну, ребята, чур, молчок. Начинается урок. Регулятивные УУД: осуществление учебных действий: организовывать рабочее место под руководством учителя. -Здравствуйте, юные любители природы! Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного! -Улыбнитесь друг другу, сядьте удобно. |
2. | Актуализация опорных знаний. Цель для учителя: создать проблемную ситуации для постановки учебной задачи. Цель для учащихся: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу. Задачи: - организовать работу с загадками; - направить деятельность по разбиению животных на группы: домашние и дикие. Методы: создание проблемной ситуации, наглядный, практический, змоциональный метод (поощрение). | - Отгадайте загадку, выберите подходящую картинку. (Слайд 2) 1.Спереди- пятачок, Сзади – крючок, Посредине – спинка, На спинке – щетинка. (Свинья) 2. За деревьями, кустами Промелькнуло, будто пламя, Промелькнуло, пробежало… Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса) 3.По веткам скачет, Да не птица, Рыжая, Да не лисица. (Белка) 4. Мохнатенькая, усатенькая, Молоко пьёт, Песенки поёт. (Кошка) 5. Хозяин лесной Просыпается весной. А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь) 6. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) - О ком эти загадки? ( О животных) - Что могут означать эти знаки?: - Давайте «расселим» животных? (Ребята распределяют изображения животных в соответствующие группы) - Как называют животных первой группы? (Это домашние животные.) - Почему их называют домашними? (Они зависят от человека, который ухаживает за ними, кормит их.) |
3. | Изучение нового материала. Цель для учителя: побудить обучающихся к активности при изучении нового материала. Цель для учащихся: уметь видеть характерные особенности различных групп животных. Задачи: - организовать работу по классификации диких животных на группы: звери, птицы, насекомые, рыбы; - организовать игру «Угадай группу»; - организовать игру «Аукцион слов». Методы: опора на жизненный опыт, учебно – познавательная игра, эмоциональные (поощрение), рассказ учителя, наглядные, практические, беседа, социальные (поиск контактов). | Регулятивные УУД: оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить. - Как называют животных второй группы? (Это дикие животные) Познавательные УУД: логические – находить отличительные признаки диких животных. - А почему их так называют? Где обитают дикие животные? Чем дикие животные отличаются от домашних? Предлагаю вам просмотреть видеофрагмент. (Приложение видеоролик) - Давайте посмотрим, где могут жить дикие животные. Соедините линией рисунки животных и их местообитание. (Слайд 3) Крот-нора медведь-берлога Рыба-река еж-листва Муравей-муравейник Оса-соты (Дикие животные обитают на воле, сами добывают себе пищу, строят жильё, защищают от врагов) Познавательные УУД: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную задачу. - Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О диких животных) -Какую задачу поставим сегодня на уроке? (Узнать больше о диких животных) - Какие большие группы диких животных вы можете назвать? - Поможет вам в этом игра. Я сейчас каждому из вас раздам картинки с животными. Познавательные УУД: предметные – уточнять и расширять представления о диких животных. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам. Вы должны будете объединиться по группам. (Приложение 1) - Давайте проверим, правильно ли вы объединились. (Слайд 4) - Как назовём первую группу? (Звери) - Вторую группу? (Птицы) -Третью группу?(Насекомые) - Четвёртую группу? (Рыбы) (Над каждой группой животных учитель выставляет название.) -Давайте дополним эти группы другими животными и поиграем в игру «Угадай группу». (Дети помещают изображение животного в определённую группу.) ( Слайд 5 ) -Следующая игра «Аукцион слов» - Я начинаю называть животных, а вы должны продолжить цепочку: сорока, ворона, попугай… (воробей, снегирь, соловей) -Бабочка, кузнечик … ( жук, стрекоза) - Налим, карась… ( щука, лещ, сом) - Как вы думаете, что нужно, чтобы животные жили на Земле? (Тепло, воздух, вода, пища, свет) -Каждому ли животному необходимы пять условий? -Свет нужен не всем животным. Например, крот, дождевой червь всю жизнь проводят в почве, а там темно, свет им не нужен. Белому медведю не нужно тепло, так как шерсть и жир под шубой согревают его. Но что очень необходимо всем животным? (Пища) - Чем питаются дикие животные? (Растениями) - Кто питается растениями? (Медведь, лось, барсук, заяц) - Кто питается насекомыми, личинками? (Птицы) - Какие животные питаются падалью, нападают на других животных? (Хищники) - Кто это – хищники? (Волки, вороны, грифы) (Слайд 6) Физминутка Игра «Летает – не летает». Учитель называет животных: воробей, барсук, ворона, синица, белка, снегирь, крот, ёж, кукушка, кабан, заяц, соловей, рысь, а дети показывают руками, летает или не летает. - Ребята, посмотрите, какие гости к нам пришли на урок. (Учащиеся из 4 класса, используя кукол, разыгрывают сценку из жизни животных) Медведь. Осенью у нас, медведей, забот немало. Во – первых, мы линяем. Во – вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но, чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени. Ведь в это время для нас, медведей, много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. Живём мы, медведи, лет до пятидесяти. Лиса. А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутьё, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И свою главную добычу – мышей – полёвок – я без всяких уловок нахожу. Мне нос и уши помогают. Догнать зайца нам трудно, поэтому разговоры, что лисицы уничтожают много зайцев, неверны. Разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка. |
4. | Закрепление изученного материала. Цель для учителя: организовать и направить учебную деятельность обучающихся на осознание, первичное обобщение и систематизацию новых знаний. Цель для учащихся: должны уметь рассказывать о животном по плану, знать группы диких животных, опознавать животного по описанию. Задачи: - побудить учащихся описывать животных по плану; - организовать работу по исключению «лишнего» животного; - организовать работу в рабочих тетрадях; - организовать самостоятельную работу. Методы: наглядные, практические, работа в парах, методы формирования познавательного интереса, социальные (создание ситуации взаимопомощи). Здоровьесберегающие технологии. Критерии: правильно – неправильно нашёл животного, проверка по образцу, взаимопроверка. | - А сейчас я проверю, кто из вас внимательнее. У нас на доске группы животных. Среди этих групп найдите «лишнего» и объясните почему вы так считаете. (Слайд 7 ) Личностные УУД: нравственно – этическая ориентация – выражают позитивное отношение к живой природе. - К сожалению, мы не всегда относимся к животным бережно. Как часто ребята ловят и губят бабочек, стрекоз, приносят домой из леса ежей и других зверьков, птиц, которые чаще всего погибают в неволе; шумом распугивают в лесу животных. Всё это обедняет природу. Многие животные почти исчезли вблизи городов и прочих селений. Таких животных охраняет государство, они записаны в красную книгу. (Учитель показывает Красную книгу) - Охрана животных – обязанность каждого человека. Жизнь многих животных зависит от нас, от нашего поведения в природе. Нор звериных, птичьего гнезда - Сейчас мы поработаем на доске. В задании вы должны ответить: что правильно, а что нет? Если это правильно, то ставите «+». Если считаете, что такое поведение не приносит пользы, то ставите «-» в квадратик рядом с картинкой. (Дети выполняют задание). Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (На доске показаны правильные ответы). + Не берите яйца птиц. +Не берите домой детенышей диких животных. +Не отпускайте в лес собаку. (Слайд 8 ) - Ребята, посмотрите, к нам пришли телеграммы. А от каких животных эти телеграммы вы должны отгадать. У вас на столах карточки с изображениями животных. (Приложение 3) Я буду описывать животное, а вы ставите рядом с картинкой в квадратике порядковый номер, если вы считаете, что идёт речь об этом животном. -Телеграмма 1. Шуба у меня тёплая – тёплая. Она спасает от мороза и от охотника скрывает. Где такого заметишь?! Пока разглядываешь да всматриваешься, я как задам стрекача. Только меня и видели. (Заяц) (дети ставят цифру 1 рядом с картинкой зайца) - Телеграмма 2.Я брожу по лесам, своим длинным рылом роюсь в земле. Дубовые жёлуди подбираю. А зовут меня секачом. (Кабан) (дети ставят цифру 2 рядом с картинкой кабана) - Телеграмма 3. Я сильный, ловкий, хоть с виду нескладный зверь, очень пугливый. Живу в лесу, ем ветки деревьев, кору обгрызаю. В лесу обгоню самую быструю лошадь. Кто я? (Лось) (дети ставят цифру 3 рядом с картинкой лося) Телеграмма 4. Я питаюсь личинками, червяками, ягодами. К осени растолстею, стану жирным, ленивым, заберусь в свою нору и усну до самой весны. (Барсук) (дети ставят цифру 4 рядом с картинкой барсука) Телеграмма 5. Я хожу осторожно, крадучись. Хорошо лазаю по деревьям. Хвост короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках.(Рысь) (дети ставят цифру 5 рядом с картинкой рыси) (Приложение 2) -Какое животное «лишнее»? (Собака) - Почему? (Собака – домашнее животное, а все остальные – дикие) - Поменяйтесь листочками и проверьте работы друг друга зелёным карандашом. (Слайд 9 ) |
5. | Рефлексия. Цель для учителя: определить степень усвоения изученного материала. Цель для учащихся: продемонстрировать степень усвоения полученных знаний. Задачи: - организовать самостоятельную работу. Методы: самостоя- тельная работа, беседа, самооценка, формирование рефлексивности. Критерии: выполнение самостоятельной работы. | (На индивидуальных листочках выполняется самостоятельная работа) (используется программа View) (Приложение ) - О ком мы сегодня гворили? (О диких животных) -О каком животном вы узнали что-то новое, чего вы раньше не знали? - Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу? -Оцените себя, как вы сегодня работали на уроке? -Ребята, спасибо вам за работу на уроке! Вы молодцы! Мне было очень интересно с вами работать! -Если у вас возникло желание узнать еще что-то новое , предлагаю вашему вниманию выставку книг «Дикие животные». |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Приложение 1
Приложение 2
Телеграмма 1. Шуба у меня тёплая – тёплая. Она спасает от мороза и от охотника скрывает. Где такого заметишь?! Пока разглядываешь да всматриваешься, я как задам стрекача. Только меня и видели.
Телеграмма 2. Я брожу по лесам, своим длинным рылом роюсь в земле. Дубовые жёлуди подбираю. А зовут меня секачом.
Телеграмма 3. Я сильный, ловкий, хоть с виду нескладный зверь, очень пугливый. Живу в лесу, ем ветки деревьев, кору обгрызаю. В лесу обгоню самую быструю лошадь. Кто я?
Телеграмма 4. Я питаюсь личинками, червяками, ягодами. К осени растолстею, стану жирным, ленивым, заберусь в свою нору и усну до самой весны.
Телеграмма 5. Я хожу осторожно, крадучись. Хорошо лазаю по деревьям. Хвост короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках.
Приложение 3
Приложение 4
- Поставьте в квадратик рядом с диким животным.
- Какие животные не делают запасы на зиму? Отметьте .
- Какое животное осенью впадает в спячку? Отметьте .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. Тема «Дикие и домашние животные». 2-й класс .
Тип УЗ: изучения новых знаний и первичного закрепленияТема: «Дикие и домашние животные»...
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Мир животных".
Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Мир животных"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»
Название УМК Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...
Методическая разработка урока окружающего мира (презентация) на тему: "Дикие и домашние животные" во 2 классе
Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Дикие и домашние животные" во 2 классеУМК "Школа России"...
Методическая разработка урока окружающего мира тема «Океаны и моря - водоёмы. Обитатели солёных водоёмов» во 2 классе
Тема урока: Океаны и моря – водоемы. Обитатели солёных водоемов.Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний об океане и море и обитателях соленых водоемов чере...
Методическая разработка урока окружающего мира. Тема: «Ноябрь – зиме родной брат»
Методическая разработка урока окружающего мира. 1 класс. УМК " Начальная школа XXI века". Тема: "Ноябрь-зиме родной брат"...