Методическая разработка урока окружающего мира тема «Океаны и моря - водоёмы. Обитатели солёных водоёмов» во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Тема урока: Океаны и моря – водоемы. Обитатели солёных водоемов.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний об океане и море и обитателях соленых водоемов через рассказ и беседу с учителем.
Данная разработка представляет собой применение ИКТ на уроке ОНЗ, как средств повышения качества обучения. Данная методическая разработка предназначена для студентов проходящих практику и учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/metodicheskaya_razrabotka_2.docx | 39.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока окружающего мира
тема «Океаны и моря - водоёмы. Обитатели солёных водоёмов» во 2 классе
Выполнила учитель начальных классов
Корчагина Дарья Владимировна
Контингент учащихся 7-8 лет
Автор: Корчагина Дарья Владимировна
Методическая разработка урока окружающего мира «Океаны и моря - водоёмы. Обитатели солёных водоёмов» во 2 «в» классе
Вид: учебно-методическое пособие.
Данная разработка представляет собой применение ИКТ на уроке ОНЗ, как средств повышения качества обучения. Данная методическая разработка предназначена для студентов проходящих практику и учителей начальных классов.
Пояснительная записка
Современная школа должна не только формировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробуждать у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения. Поэтому я в своей профессиональной деятельности обратилась к ИКТ.
Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Сочетая в себе возможности книги, калькулятора, телевизора, видеомагнитофона, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой не хватает.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Цель методической разработки: систематизировать и представить свой опыт проведения урока с использованием ИКТ.
Задачи разработки:
- Показать пример проведения урока с использованием такого ИКТ как презентация, аудиозапись и видеозапись одновременно.
- Продемонстрировать значимость использования разнообразного ИКТ на одном уроке.
Ожидаемый результат: учащиеся получат знания о морях и океанах и об их обитателях, через применение на уроке презентации, аудиозаписи, видеозаписи.
Тема урока: Океаны и моря – водоемы. Обитатели солёных водоемов.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний об океане и море и обитателях соленых водоемов через рассказ и беседу с учителем;
Задачи:
Образовательные:
- Знакомство учащихся с особенностями окружающих сушу солёных водоёмов;
- -познакомить с обитателями соленых водоемов;
- -уточнить представление о морях и океанах.
- Воспитательные:
- Воспитание экологической культуры младших школьников;
- воспитывать любовь к родной земле.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;
- развивать память, внимание, воображение, логическое мышление.
Формируемые УУД:
Познавательное УУД: сформировать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, выдвигать гипотезы и их обосновывать;
-ориентироваться в своей системе знаний;
-отличать новое от уже известного;
-добывать новые знания, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностное УУД: сформировать бережное отношение к воде, чувство гордости за свой родной край.
Регулятивные УУД:
-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
Тип урока: ОНЗ
Оборудование для учителя: Доска, наглядный материал, презентация.
Учебник, окружающий мир 2 класс (автор Н.Ф. Виноградова), аудиозапись «Шум прибоя», видеозапись «Подводный мир».
Оборудование для ученика: Доска, наглядный материал, презентация Учебник окружающий мир 2 класс
Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, демонстрация, метод иллюстраций, метод упражнений, метод лабораторных работ, метод поощрения, письменный контроль.
Материально-техническое оснащение: соответствует современным требованиям ФГОС. Материально-техническая база школы соответствует санитарным нормам, правилам пожарной безопасности и в полной мере позволяет решать задачи обучения и воспитания детей.
Межпредметные связи: отсутствуют.
3.Технологическая карта урока
№/п | Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организационный момент | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Владимировна, и сегодня у вас проведу урок окружающего мира. (1 слайд) -Прозвенел весёлый звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всём хотят знать на свете. | Слушают, смотрят на слайд. | 1-2 мин. |
2. | Актуализация знаний | -Ребята, закройте глаза. – Как вы думаете, какое путешествие я вам предлагаю совершить? – Прежде, чем его начать мы должны узнать кое – что о морях и океанах. -А кто знает, что такое море? -А что такое океан? -Ребята, кто из вас был на море? -Что вы там видели? | Закрывают глаза, слушают шум прибоя, отвечают на вопросы, рассказывают о море. | 3 мин. |
3 | Постановка учебной задачи | -Какова цель нашего урока? -Какие задачи на урок вы перед собой поставите? - Сформулируйте тему урока. Давайте приступим. | Ставят цель урока: узнать о новых водоёмах формулируют задачи урока и тему: моря и океаны. | 4 мин. |
4 5 6 7 8 | Открытие нового знания Закрепление изученного материала. Работа с учебником. Самостоятельная работа Включение в систему знаний и повторение Рефлексия | -Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьётся. Из него воды не пьётся, Потому что не вкусна – И горька, и солона. Кругом вода, А с питьём беда. (2слайд) -Почему с питьём беда? Проведение опыта (учитель 1 ученик демонстрируют) - Давайте приготовим «морскую воду». Что для этого нам надо? - Если размешать 1 столовую ложку соли в 1л воды, то мы получим «морскую воду» (демонстрация опыта). Попробуйте ее на вкус. Опишите ее. - Налью немного «морской воды» в блюдце и поставлю в теплое место. Что будет происходить с водой? - Предположите, т.е. выдвинете гипотезу, останется ли что-нибудь на дне. -Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить названия океанов Стихотворение «Океаны Земли» (показать на карте) -Спят четыре океана Синеглазых великана. Солона у них водица, Не удастся ей напиться. Тихий океан к востоку, Самый сильный и большой. Атлантический на Запад С голубой бежит волной. Океан Индийский к Югу Занимает синий угол. А для Северных сторон Ледовитый шлёт поклон. -Названия, каких океанов вы запомнили? Показываю на карте.(3 слайд-карта) Тихий океан – самый большой, самый глубокий. Атлантический океан – занимает первое место по перевозкам. Индийский океан получил своё название Северный Ледовитый – самый маленький, самый холодный, самый мелкий, самый пресный. - Так сколько океанов на нашей планете? -Как вы думаете, каково значение океанов? Океаны питают сушу влагой, а воздух – кислородом. Не дают океаны замёрзнуть Земле и излишне разогреться, потому что медленно остывают и нагреваются их воды. -Как вы думаете, при каких условиях это возможно? Работа с картой полушарий: ( слайд 4 карта полушарий) - А может ли вода каким-то образом попасть из одного океана в другой? Ещё раз внимательно посмотрите на карту полушарий, и вы поймёте, что может. -Наш следующий этап урока – знакомство с морями. Море – это часть океана, вдающаяся в сушу. Океаны и моря – самые большие водоёмы. -Когда произносится слово «море», что вы себе представляете? -Кто из вас был на море? Есть у моря свои законы, Есть у моря свои повадки. Человечество издавна манила красота моря. Художники, поэты, писатели, композиторы посвящали этой теме свои произведения. Море бывает разным – тёплым и холодным, гневным и добрым, ласковым и хмурым, нежным и суровым. Сегодня оно лазурное, а завтра – свинцово-чёрное. -Какие моря вам известны? Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Северное, Баренцева, Берингово, Море Лаптевых, Охотское, Карское, Красное, Японское, Карибское, Коралловое. ( учитель показывает на карте) -Какие моря с цветными названиями вы знаете? Белое море – священное море Севера. Оно таит в себе много неразгаданных тайн. Своё название получило возможно от цвета белого снега и льда, покрывающих его в зимнее время. -Красное море имеет красный цвет за счёт бурых микроскопических водорослей, которые периодически в нём развиваются. Но это не единственная версия. -Жёлтое море названо так потому, что периодически приобретает желтоватый оттенок глины, которой много на побережье . -Чёрное море получило своё название потому, что в пасмурную погоду поверхность моря темнеет под тёмными тучами. На самом деле это любимое место отдыха. Оно самое ласковое и приветливое. Конечно, если морскую воду набрать в ладони, то она окажется прозрачной, совсем не имеющей никакого цвета. Только в море или океане она приобретает свой неповторимый оттенок. -А вот вода в Саргассовом море имеет яркий зеленоватый оттенок из-за скопления зелёных водорослей на его поверхности. Их так много, что моряки, впервые оказавшиеся в этом месте, ошибочно принимали его за землю. - Так что же такое море? Физкультминутка: Море очень широко, Море очень глубоко. Рыбки там живут, друзья, А вот воду пить - нельзя. Но есть ещё одна особенность морей – это их обитатели. -Совершим путешествие в подводный мир. -Просмотр видео о подводном мире. -Моря и океаны кишат жизнью. Морские глубины – это важная малоизученная природная среда планеты. В которой ещё предстоит множество открытий. Каждый из многочисленных обитателей океана живёт как бы на своём этаже. От солнечного света зависит существование всего живого. -И сейчас я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно. (На экране появляются изображения загаданных обитателей морей и океанов). 1. По волнам гуляет зонтик, Если встретите – не троньте! Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжется как крапива. 2. Без воздуха живет она И, как могила, холодна. Не пьет, хотя в воде сидит, В броне, хотя и не звенит. 3. Он плавает на дне глубоком, А иногда — у берегов. Он своим могучим током Разгоняет тьму врагов. 4. В глубине, где тишь и мгла, Море штопает игла. 5. Люд морской встревожен - Меч плывет без ножен. 6. По сути зверь – а с виду рыба, Огромен, я его боюсь. А догадаться вы смогли бы, Кто пищу цедит через ус? 7. Зубы в пасти: в три ряда. Это не страсти, а беда. Этот хищник знаменит, Тем, что он - "морской бандит". Мускулисты его скулы, Остерегайтесь встреч с… 8. Подставляя людям спины В море нас спасут… 9. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я - … -Прочитаем, что говорится в учебнике об обитателях морей и океанов. О каких обитателях морей вы узнали что-то новое? -А теперь самостоятельная работа в рабочей тетради на странице 31-ой номер второй. -Те учащиеся, у которых карточки на партах выполняют задание на них. Вот и подошло к концу наше заочное морское путешествие. -Так что же такое море? -Какая особенность морской воды? -Так сколько океанов на нашей планете? -Какого океана раньше не было на карте? – Каких обитателей морей вы знаете? – А есть ли растения в морях? -Оцените свою деятельность. -Дополните любую фразу на слайде по данному уроку. | -Море или океан -Вода в море, океане является горько-соленой. -Вода и соль Пробуют на вкус, описывают. -Будет испаряться. Выдвигают гипотезы. -Слушают стихотворение, называют океаны. -Называют океаны. Пять океанов Объясняют значение океанов. При бережном отношении к морским ресурсам. -Смотрят на карту полушарий. -Рассказывают свои представления. Рассказывают впечатления о море. Слушают. -Называют моря. -Называют моря с цветными названиями. (Жёлтое, Белое, Красное, Чёрное) Слушают учителя, смотрят слайды презентации. -Часть океана, водоем с соленой водой. -Выполняют физкультминутку. -Смотрят видео о подводном мире -Отгадывают загадки, смотрят слайды презентации. -Медуза -Рыба -Скат -Рыба-игла -Рыба-меч -Кит -Акулой -Дельфины -Осьминог -Читают по учебнику, цепочкой. Отвечают на вопрос. Выполняют самостоятельную работу в рабочих тетрадях и на карточках. -Часть океана Отвечают на вопросы, подводят итог урока. Оценивают свою деятельность, дополняют фразы со слайда на выбор. |
.Заключение:
Урок по окружающему миру во 2 «в» классе УМК «Начальная школа 21 века» На уроке присутствовало 27 учащихся. Класс активный, любознательный. Некоторые учащиеся класса на уроке показали себя с отрицательной стороны, имелся ребёнок с ОВЗ. Большинство учащихся активны, на протяжении всего урока добывали новые знания, стремились узнать что-то новое самостоятельно. На вопросы отвечали полным ответом. Внимательно слушали и понимали то, о чём я им рассказывала.
В начале урока настроила учащихся на работу художественным словом. На этапе актуализации знаний применила ИКТ аудиозапись «Шум морского прибоя», которая позволила мотивировать учащихся на плодотворную работу на уроке. После прослушивания аудиозаписи у учащихся появился интерес к изучению новой темы. На этапе открытия нового знания продемонстрировала учащимся опыт приготовления морской воды, который также увлёк учащихся, и было видно, что они желают узнать ещё больше по данной теме. Также на данном этапе было знакомство с морями, которое также было проведено с использованием ИКТ – это презентация, слайды которой показывались с целью демонстрации учащимся изображений морей. Используя презентацию на данном уроке было видно, что учащимся интересно и они лучше слушали учителя, так как видели то о чём рассказывалось им. Презентация позволила привлечь всё внимание учащихся к знакомству с морями.
Предложено на данном этапе учащимся путешествие в подводный мир. Путешествие также было реализовано через использование ИКТ – это видеозапись «Подводный мир». Учащимся было предложено посмотреть подводный мир и посмотреть, как в нём кишит жизнь. Просмотр видео сопровождался спокойной музыкой. Учащиеся класса открыли для себя после просмотра много нового и интересного и у них всё запомнилось, так как учитель им рассказала, но они ещё и увидели, поэтому информация усвоилась лучше.
Проведена интеллектуальная разминка: загадывала учащимся загадки, они отвечали, а ответ появлялся на слайде с изображением загаданного обитателя. В данной работе использование ИКТ- это презентация. Использовались слайды с целью демонстрации учащимся изображений обитателей морей и океанов. Учащиеся, когда слышали правильный ответ, то часто не понимали и не представляли обитателя, но после показа слайдов с изображениями обитателей у них складывалось название с изображением и они получали более точную информацию для себя.
По этапу итог урока было выявлено, что каждый учащийся усвоил новую тему урока. Большинство класса ответили на все вопросы и сделали верные выводы по изученному материалу.
По рефлексии можно отметить, что при дополнении фраз со слайда по данному уроку учащимся запомнилось с урока следующее: изображения морских обитателей и морей, которые были показаны в презентации, также им понравилась аудиозапись, так как некоторые раньше не слышали шума прибоя, и им было интересно услышать; на уроке было интересно учащимся смотреть видео о подводном мире, учащиеся так больше запомнили его красок и обитателей.
Можно сделать вывод, что цель урока достигнута и урок имел свой результат. С помощью использования на уроке разнообразного ИКТ урок прошёл целесообразно, эффективно, интересно и впечатлительно для учащихся. Таким образом, использование информационных технологий играет огромную роль в учебном процессе, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе. Как и всякое новое дело, на начальном этапе оно требует значительных усилий преподавателей. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.
Список используемой литературы:
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 2 класс
- ИКТ на уроках в начальных классах
http://festival.1september.ru/articles/655602/
- Использование ИКТ на уроках в начальной школе
- Океаны и моря–водоёмы. Обитатели солёных водоёмов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока окружающего мира ТЕМА: «Дикие животные»
Данный урок был разработан в рамках учебно- методической системы Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века». Урок входит в раз...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты" 2016г.,ФГОС...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»
Название УМК Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...
Методическая разработка урока окружающего мира. Тема: «Ноябрь – зиме родной брат»
Методическая разработка урока окружающего мира. 1 класс. УМК " Начальная школа XXI века". Тема: "Ноябрь-зиме родной брат"...