Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(Человек. Природа. Общество)
4 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова, утверждённой МО РФ (Москва, 2002 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)
Учебник: «Мир вокруг нас» Андрей Анатольевич Плешаков (Москва «Просвещение») 2005г., Рабочая тетрадь.
Структура документа
Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню усвоения предмета; учебно-тематическое планирование; содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем.
Пояснительная записка.
УМК Плешакова носит личностно – развивающий характер. Цель – воспитание гуманного творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания. Приоритетной задачей является формирование в сознании ученика ценностно – окрашенного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. К числу важнейших задач предмета относится воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде.
Ведущие идеи:
- Идеи многообразия мира.
- Идеи экологической целостности мира.
- Идеи уважения к миру.
В 4 классе продолжается курс в теме «Природа России», которая знакомит с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. В теме «Наш край – часть большой страны» изучается формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы.
Следующая тема программы – страницы всемирной истории – формирует у обучающихся представление об основных периодах человечества.
Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями.
Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составам населения России, её регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребёнка.
Последовательность изучения тем соответствует программе и содержанию учебника.
Контрольных работ – 2
Проверочных работ – 2
Практических работ - 12
Экскурсий - 4
Содержание программы
Земля и человечество – 10ч.
Мир глазами астронома. Небесные тела: звёзды, планеты. Земля-планета Солнечной системы. Движение Земли в космическом пространстве. Мир глазами географа. Изображение Земли с помощью глобуса и карты. Мир глазами историка. Исторические источники. Счёт лет в истории. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; работа с глобусом и географической картой; знакомство и историческими картами.
Природа России – 11ч.
Разнообразие природы России. Природные зоны нашей страны. Взаимосвязь в природе. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности человека.
Практические работы: поиск и показ на физических картах России. Работа с гербарными экземплярами растений природных зон.
Родной край часть большой страны – 12ч.
Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края.
Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа - определителя
Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края; рассматривание гербарных экземпляров растений.
Страницы Всемирной истории – 6ч.
Представление о периодизации истории. Первобытное общество. Древний мир. Новое время. Великие географические открытия. Новейшее время. Достижение науки и техники.
Страницы истории Отечества – 20ч.
Кто такие славяне. Века древней Руси. Наше отечество 13-15 вв.Наше отечество 16-17 вв. Россия в 18 в. Пётр 1. Россия в 19 – в начале 20 в. Россия в 20 в. Наша страна в 1945 – 1991гг. Полёт в космос Ю.А. Гагарина. Преобразование в России в 90г. 20 в.
Экскурсии: знакомство с историческими достопримечательностями родного края.
Практическая работа: Работа с исторической картой.
Современная Россия – 9 ч.
Мы – граждане России. Конституция России. Права человека. Права ребёнка. Государственное устройство. Государственная символика нашей страны. Многонациональный состав населения.
Учебно-тематический план
« Земля и человечество» | 10 |
« Природа России» | 11 |
«Родной край часть большой страны» | 12 |
« Страницы Всемирной истории» | 6 |
«Страницы истории Отечества» | 20 |
«Современная Россия» | 9 |
Итого | 68 |
Требования к уровню умений и навыков
Обучающиеся должны знать:
- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, карта, план местности);
- названия океанов и материков;
- положение России, своего края на карте;
- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;
- особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества; использование и охрана природы края;
- правила поведения в природе;
-исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
-важнейшие события и великих людей отечественной истории;
-государственную символику и государственные праздники современной России ; что такое Конституция; основные права ребёнка.
Обучающиеся должны уметь:
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животные, которые наиболее характерны для луга, леса, водоёма своего края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы;
-приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
-приводить примеры народов России;
-владеть элементарными приёмами чтения географической и исторической карты.
Литература
1. Учебник «Мир вокруг нас» Андрей Анатольевич Плешаков (Москва «Просвещение») 2005г.
2. Программа и тематическое планирование по курсу « Мир вокруг нас», «Природоведение» А.А. Плешаков (Москва «Просвещение» 2001 г.)
3. Поурочные планы. Природоведение. Л.Н.Брыкина (Волгоград 2003 г.)
4. Разработки рабочих уроков. Ю.Ф.Сухарев ( Самарская область, г.Чапаевск, 2003 г.)
5. ЦОР « Человек. Природа. Общество»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Элементы | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид | Элементы | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Земля и человечество (10 ч) | Мир глазами астронома | 1 | Комбинированный | Солнце. Земля – планета, | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете | Текущий | Астрономия. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь) | С. 4–8, вопросы «Проверь себя» |
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа | 1 | Комбинированный | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. | Фронтальный опрос | Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца. Характеристика природных условий на каждой | С. 9–15, вопросы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Уметь работать с готовыми моделями | |||||||||
3 | Звездное небо – великая книга (Презентация) | 1 | Комбинированный | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий | Фронтальный опрос | Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия | С. 16–21, «Проверь себя», | |
4 | Мир глазами географа. Глобус | 1 | Комбинированный | Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря | Фронтальный опрос | Наука «география». История создания глобуса. Первооткры- | С. 22–29, вопросы «Проверь себя», задания 1, 2 | |
5 | Пояса Земли | 1 | Практического применения знаний | Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) | Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли | Фронтальный опрос | Тепловые пояса Земли. Карта | С. 30–34, вопросы, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6 | Мир глазами историка | 1 | Комбинированный | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Тест (10 мин) | Науки «история» и «археология» | С. 35–41, вопросы, задания | |
7 | Когда и где? История – путешествие в глубь времен | 1 | Урок-игра | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени | Фронтальный опрос | Счет лет в истории. Работа с лентой времени | С. 42–46, вопросы, задания | |
8 | Прошлое | 1 | Комбинированный | Человек – часть при-роды. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния | Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на при- | Тест (5 мин) | Красная книга России (отдельные представители | С. 47–53, вопросы, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества (Презентация) | 1 | Комбинированный | Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры | Фронтальный опрос | Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы | С. 54–62, вопросы, задания | |
10 | Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение) | 1 | Комбинированный | Охрана растительного и животного мира | Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу | Самостоятельная | Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы | Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир» | |
11 | Природа России | Равнины и горы России | 1 | Экскурсия | Россия на карте. Неживая и живая Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Фронтальный опрос | Образование гор | С. 64–71, вопросы «Проверь себя!», текст |
12 | Моря, озера и реки России (Презентация) | 1 | Комбинированный | Водоемы, их разнообразие, использование человеком | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Тест (10 мин) | Великие озера России | С. 72–77, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13 | Зона арктических пустынь | 1 | Комбинированный | Растения и живот-ные, их разнообра- Условия, необходимые для жизни | Знать общие усло- Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь | Фронтальный опрос | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | С. 78–86, вопросы «Проверь себя!», | |
14 | Тундра. Природа тундры | 1 | Комбинированный | Растения и живот-ные, их разнообра- Условия, необходимые для жизни | Знать общие усло- Уметь приводить примеры представителей разных групп растений | Фронтальный опрос | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | С. 87–97, задания 1, 3 (по вариантам) | |
15 | Леса России | 1 | Урок- игра | Роль растений | Знать общие усло- Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса | Графический диктант | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | С. 98–105, задание 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
16 | Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России» | 1 | Комбинированный | Роль растений | Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Проверочная работа | Природные зоны | С. 106– 113, составить памятку | |
17 | Зона степей | 1 | Комбинированный | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей | Фронтальный опрос | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | С. 114– 122, | |
18 | Пустыни (Презентация) | 1 | Комбинированный | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана при-роды | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пус- | Фронтальный опрос | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | С. 122–131, задания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
19 | У Черного моря | 1 | Комбинированный | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья | Фронтальный опрос | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | С. 132–140, задания | |
20 | Экологическое равновесие | 1 | Комбинированный | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения | Работа с Красной книгой родного края | Красная книга России (отдельные представители | С. 141–142, подготовить сообщение по проблеме | |
21 | Обобщение по разделу «Природа России» | 1 | Урок-игра | Формы земной поверхности. Разнообразие растений и животных | Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране | Тест Тематический | Природные зоны России | Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своем городе» | |
22 | Родной край – часть большой страны (12 ч) | Наш край (презентация) | 1 | Комбинированный | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде | Текущий | Природные сообщества родного края (2–3) | Устный рассказ «Мой край» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
23 | Поверхность нашего края | 1 | Экскурсия | Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | Текущий | Изменение поверхности родного края | С. 147– 153, задания 1–3, вопросы «Проверь себя!» | |
24 | Водоемы нашего края | 1 | Комбинированный | Водоемы родного края (названия, крат-кая характеристика) | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, | Графический диктант | Природные сообщества родного края (2–3) | С. 154– 158, вопросы, задание 2 | |
25 | Наши подземные богатства | 1 | Комбинированный | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах | Текущий | Природные ископаемые родного края. Их использование человеком | С. 159– 170, вопросы, задание 3 | |
26 | Земля – корми- | 1 | Комбинированный | Почва, ее состав | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы | Текущий | Почва, ее значение для жизни | С. 171– 174, вопросы, подобрать стихи, пословицы, загадки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | |||||||||
27 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество | 1 | Комбинированный | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инт- | Работа с Красной книгой | Растения и жи- Съедобные | С. 175– 182, вопросы, задание 3 | |
28 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество | 1 | Комбинированный | Графический диктант | Растения и жи- | С. 182– 190, вопросы, задание 5 | |||
29 | Жизнь пресного водоема | 1 | Урок-игра | Текущий. Фронтальный опрос | Растения и жи- | С. 191– 200, вопросы, задание 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
30 | Растениеводство в нашем крае | 1 | Комбинированный | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями | Тест (10 мин) | Природные сообщества родного края (2–3). Виды растениеводства | С. 201– 207, | |
31 | Незаметные защитники урожая | 1 | Комбинированный | Роль животных в жизни людей, бережное отношение | Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями | Фронтальный опрос | Виды растениеводства | С. 208– 213, вопросы, задание 2 | |
32 | Животноводство (Презентация) | 1 | Комбинированный | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать | Фронтальный опрос | Виды животноводства. Ветеринария | С. 214– 222, вопросы, задание 3 | |
33 | Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны» | 1 | Урок-игра | Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения | Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять | Тест (10 мин) | Природные сообщества родного края (2–3). Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края | С. 222, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
34 | Страницы всемирной истории | Начало истории человечества | 1 | Комбинированный | Человек – часть Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени | Фронтальный опрос | История первобытного человека. Счет лет в истории | С. 4–7, задания |
35 | Мир древности: далекий и близкий | 1 | Комбинированный | Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени | Фронтальный опрос | История Древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории | С. 8–14, вопросы, задание 2 | ||
36 | Средние века: время рыцарей | 1 | Комбинированный | Знать историю Средних веков | Фронтальный опрос | История феодального общества. Рыцарь | С. 15–21, вопросы, задания | ||
37 | Новое время: встреча Европы | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой | Фронтальный опрос | Открытие | С. 22–27, вопросы, задания | |
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать выдающихся людей новейшего времени | Фронтальный опрос | Новейшая история | С. 28–32, вопросы, задания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
39 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории» | 1 | Комбинированный | Счет лет в истории. Человек – часть природы и член общества | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач | Тест (10 мин) | Новейшая история. Страны | С. 28–32, вопросы, задание 3 | |
40 | Стра- | Жизнь древних славян | 1 | Комбинированный | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Фронтальный опрос | Древняя Русь | С. 34–39, вопросы, задания |
41 | Во времена Древней Руси (Презентация) | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | Древняя Русь | С. 40–45, вопросы, задание 2 | |||
42 | Страна городов | 1 | Комбинированный | Тематический | Столицы Древней Руси | С. 46–54, вопросы, задание 2 (по вариантам) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Фронтальный опрос | Музеи. Экспонаты Древней Руси | С. 55–58, вопросы, задания | |
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 | Комбинированный | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской | Фронтальный опрос | Жизнь древних славян на Руси | С. 59–64, вопросы, задание 2 | |
45 | Русь расправляет крылья | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | Историческая | С. 65–69, вопросы, задание 2 | |||
46 | Куликовская | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | Историческая | С. 70–74, вопросы, задания | |||
47 | Иван Третий | 1 | Комбинированный | Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Фронтальный опрос | Реформы Ивана Третьего | С. 75–81, вопросы, задания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
48 | Мастера печатных дел (Презентация) | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | Фронтальный опрос | История книгопечатания на Руси | С. 82–86, вопросы, задание 2 | |
49 | Патриоты России | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Фронтальный опрос | С. 87–93, вопросы | |||
50 | Петр Великий | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург | Тест (8 мин) | Реформы Петра Великого | С. 94–100, вопросы, задание по вариантам | ||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать историю развития образования на Руси | Фронтальный опрос | Образование на Руси | С. 101– 104, вопросы | |
52 | Екатерина Великая | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать реформы Екатерины Великой | Тематический | Правление Екатерины Великой | С. 105–111, вопросы, задания | |
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой | Фронтальный опрос | Историческая | С. 112– 121, вопросы, задание 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
54 | Страницы истории XIX века | 1 | Комбинированный | Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий) | Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России | Фронтальный опрос | Историческая | С. 122– 126, вопросы, задание 2 | |
55 | Россия вступает | 1 | Комбинированный | Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Тематический | Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы | С. 127– 135, вопросы, задание 2 | |
56 | Страницы истории 1920–1930-х годов | 1 | Комбинированный | Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России | Фронтальный опрос | Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы | С. 136– 139, вопросы, задание 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
57 | Великая война | 1 | Комбинированный | Государственные праздники (День Победы) | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей | Фронтальный опрос | Историческая | С. 140– 146, вопросы, задание 2 | |
58 | Страна, открывшая путь в космос (Презентация) | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники | Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой | Фронтальный опрос | История покорения космоса | С. 147– 149, вопросы, задание 3 | |
59 | История вокруг нас | 1 | Комбинированный | Охрана памятников истории и культуры | Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете | Тест (10 мин). Тематический | Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы | С. 150, | |
60 | Современная Россия | Основной закон России и права человека | 1 | Комбинированный | Человек – член общества. Россия | Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации | Фронтальный опрос | Конституция – Основной закон Российской Федерации | С. 156– 159, вопросы, задание 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
61 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» | 1 | Комбинированный | Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей) | Фронтальный опрос | Права ребенка | С. 160– 163, вопросы, задание 2 (по выбору) | ||
62 | Мы – граждане России | 1 | Комбинированный | Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание | Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию | Тематический. Тест (5 мин) | Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта | С. 164– 167, вопросы, задания | |
63 | Славные символы России (Презентация) | 1 | Комбинированный | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна | Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага | Фронтальный опрос | Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы | С. 168– 174, вопросы, задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
64 | Такие разные праздники | 1 | Комбинированный | Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей) | Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России | Фронтальный опрос | Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта | С. 175– 179, вопросы, задание 2 | |
65 | Путешествие по России | 1 | Комбинированный | Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры | Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране | Текущий | Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта | С. 180– | |
66 | Путешествие по России | 1 | Комбинированный | Текущий | Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта | С. 187–194, пересказ | |||
67 | Путешествие по России | 1 | Комбинированный | Текущий. Графический диктант | Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта | С. 194–205, вопросы, задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
68 69-70 | Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) | 1 | Урок-игра | Тест (10 мин) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...