Конспект урока по окружающему миру "Засушливые зоны умеренного пояса"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Тетеревлёва Ксения Владимировна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24_okr.docx44.84 КБ

Предварительный просмотр:

Дата ______________________                                                                                      Подпись учителя: ______________

Предмет: окружающий мир

Тема урока: Засушливые зоны умеренного пояса.

Цель урока: Знакомство учащихся со степями и пустынями умеренного пояса, их особенностями и обитателями.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся со степями и пустынями умеренного пояса, их особенностями и обитателями; показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы степи, пустыни, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
  2. Развивать  память, мышление, внимание.
  3. Прививать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ученик познакомится со  степями и пустынями умеренного пояса, их особенностями и обитателями.
  • Ученик получит возможность применить полученные знания на практике.

 Личностные: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.
  • Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Оборудование: учебник «Школа 2100», презентация.

Этапы

Ход урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деят-ть уч-ся

1.Организация начал урока

Слайд 1. Приветствие.

-Проверка готовности к уроку.

- Приветствие

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

2.Актуализация знаний

-Вспомните, как меняется климат от полюса к экватору?

-Отчего становится теплее?

-Как меняется наклон солнечных лучей, падающих на земную поверхность?

-Итак, ребята, давайте прочитаем разговор Лены и Миши. Слайд 2.

Л. Как ты думаешь, я правильно распределила рисунки растений и животных по природным зонам?

М. По-моему, суслик и черепаха живут в более засушливых местах.

Л. По-моему, суслик и черепаха живут в более засушливых местах.

-На какой вопрос ищут ответ ребята?

-Итак, какая тема нашего урока? Слайд 3.

Ближе к экватору становится теплее, так как лучи меняют наклон, становятся прямыми.

Слушают учителя и читают.

Как называются засушливые зоны и кто в них обитает?

Засушливые зоны умеренного пояса

3.Открытие новых знаний

Слайд 4. Здесь самые плодородные почвы, тёплое лето, холодная зима, часто бывают дожди, но не растёт ни одного дерева. Где это?

-Какие  вопросы  у вас   возникают?

- Это зона степей.

-Проделаем опыт, который описан в учебнике (с. 26).

-Какое полотенце быстрее высохнет: рядом с обогревателем или вдали, скомканное или расправленное?

-А сейчас давайте прочитаем о зоне степей из учебника  (с. 26).

-Как вы думаете, чем степи отличаются от тундры?

-Читаем дальше. Слайд 5

-Почему при богатой почве, достаточном тепле и дождях в степной зоне не растут деревья? Вернёмся к опыту.

-Сравните листья деревьев в лесу с первым полотенцем, а в степи – со вторым. Почему листья деревьев в степи высыхают?

-Густая трава удерживает влагу, как наше третье полотенце. Что мешает ей испаряться?

-ВЫВОД: Вода испаряется тем скорее, чем теплее и чем более открытая поверхность.

Слайд 6. Давайте узнаем о растения степи в учебнике на с.27.

-Кто прочитает?

-Для чего у степных растений густые и длинные корни?

-Как узкие, мелкие, жёсткие листья экономят влагу?

-Какое время года в степи самое лучшее?

-Почему же у тюльпана такие сочные листья?

Слайд 7-10. Давайте узнаем о животных степи на с.28.

-Кто прочитает?

-Где эти животные прячутся от жары и морозов?        

-Читаем дальше.

Физминутка

Если мы чуть-чуть устанем,

Мы на две минутки встанем.

Вверх потянемся сначала,

Повернемся влево – вправо.

Мы наклонимся разок

И достанем свой носок.

Раз и два – присядем вниз,

Три, четыре – поднялись.

А теперь шагаем вместе,

На одном и том же месте.

Можно тихо постоять,

И на стульчик сесть опять.

-И следующая зона-это зона пустынь.

-О ней мы прочитаем на с.29. Слайд 11

-Кто прочитает?

- Чем похожи и чем отличаются пустынные растения от степных?

- В чём сходны эти пустынные животные? Слайд 12

-Давайте прочитаем вывод на с.29.

 Почему в таких благоприятных условиях не растут деревья? 

Какие растения и животные там встречаются?

Проводят опыт

Расправленное -рядом с обогревателем.

Расправленное полотенце вдали от батареи сохраняет влагу подобно деревьям в лесной зоне (тепло, но не жарко), расправленное полотенце быстро теряет влагу и высыхает – так вели бы себя деревья в степи.

Скомканное полотенце, подобно густой траве, дольше хранит влагу

Чтобы добывать влагу.

Из-за небольшой их площади испарение влаги невелико.

весна

Они долго сохраняют влагу.

Под землёй

Повторяют за учителем.

Мак, как и тюльпан, растёт только во влажный период.

Саксаул и верблюжья колючка отличаются очень длинными корнями.

Они имеют су-хую кожу, которая защищает их от потери влаги.

4.Применение новых знаний

 Как растения засушливых зон экономят влагу?

Чем различается травяной покров степи и пустыни? 

Почему в степи и тундре нет деревьев?

Они имеют узкие, мелкие, жё-сткие листья, через которые теряется мало влаги. Другие растут только в период  наличия в почве влаги. В густых сплетениях (дернине) сте-пных трав влага теряется меньше.

В степи вся поверхность покрыта травянистыми растениями, в пустынях растут редкие деревца и жёсткие растения.

Там нет нужного сочетания тепла и влаги: в тундре не хватает тепла, а в степи – влаги.

5 Резерв

-Открываем рабочие тетради с.48.

-№1. Вам необходимо написать в 1-й столбик, в каких зонах такой климат как в 3-м и 4-м столбиках. Выполняем самостоятельно.

-Давайте проверим, у кого так?

-№2. Вам необходимо ответить на вопрос «Зачем постиранное белье развешивают» продолжив предложение.

-Кто как думает? У всех так?

-№3. Вам необходимо ответить на вопрос «в какое время года степным растениям лучше всего?»

-Кто как считает? У всех также?

-№4.Вам необходимо ответить на вопрос «Почему у многих степных растений есть толстое корневище или луковица» и продолжить предложение.

-Давайте проверим. Кто как считает? У всех так?

-№5. Сравните растительность тундр и степей самостоятельно.

-Давайте проверим. У кого так?

-№6. Кем «работают» различные насекомые в степной экосистеме?

-№7. Каких степных и пустынных хищников вы знаете?

-№8. Что эти животные делают под землёй? Соедините рисунки с ответами.

-№9. Скажите, почему у верблюжьей колючки корни длиннее, чем у дуба?

-Кто как думает? У всех так?

-№10. Посмотрите, где живут эти организмы? Поставьте рядом с каждым рисунком первую букву слов Тундра, Степь, Лес или Пустыня.

Тундровая, лесная, степная, пустыня.

Скорее

Весной

Для сохранения влаги.

…влагу и органические…

Тундра: плохо, пре-обладают, на мм. Степи: плохо, не преобладают, 1м.

Мусорщиками и едоками

Змея, скорпион, волк, шакал, гиена.

1крот-находят корм

2 суслик -прячутся

3-делают запасы

..влаги…

Т, Т, П, Т, С, Л, С, П, С, Л, П, С, С, Л, Т, Л.

6 Итог урока

-Итак,  давайте подведем итог нашего урока.

-Какая у нас тема урока?

-Что мы сегодня делали?

-Что нового узнали?

-Что получилось у вас лучше всего?

-Какие трудности возникли?

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс.

Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс УМК "2100"....

Конспект урока по окружающему миру "Зона степей"

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класса ,автор А.А. Плешаков, по программе "Школа Росиии"...

Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь" ( с применением сингапурской методики обучения)

АННОТАЦИЯ:Цели урока:·         сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь;·...

Конспект урока по окружающему миру "Зона степей"

цель урока : сформировать у учащихся представление о зоне степей, познакомить с географическим расположением зоны, ее климатом, животным и растительным миром....