Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь" ( с применением сингапурской методики обучения)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
АННОТАЦИЯ:
Цели урока:
· сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь;
· ознакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использование;
· развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
· воспитывать бережное отношение к природе и понимание значимости экологических проблем;
обучать детей навыкам сотрудничества и работы в команде
Урок по изучению растительности и животного мира зоны арктических пустынь, где учащиеся в процессе создания проблемных ситуаций решали задачи по проблеме охраны и сохранности животного, растительного мира Арктики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nurgalieva_urok_po_singapurskoy_metodike.docx | 28.72 КБ |
pril_3.ppt | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
"Зона Арктических пустынь"
( с применением сингапурской методики обучения)
Тип урока: Комбинированный
Форма: урок – презентация
Цели урока:
- сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь;
- ознакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использование;
- развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
- воспитывать бережное отношение к природе и понимание значимости экологических проблем;
- обучать детей навыкам сотрудничества и работы в команде.
Оборудование: карта “Природные зоны России”, мультимедийный проектор, слайды, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, раздаточный материал, Учебник “Окружающий мир” 4 класс, 1 часть, А.А.Плешаков, Рабочая тетрадь № 1 к учебнику “Окружающий мир” 4 класс, 1 часть, А.А.Плешаков.
Ход урока
Учащиеся сидят по 4 человека согласно МЭНЭДЖ МЭТУ
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
-Ребята, давайте поприветствуем партнеров по лицу и по плечу. Дайте друг другу пять.
-Мы путешествовали с вами по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим маршрут – возьмём направление с севера на юг по природным зонам России. Мы отправляемся за Полярный круг, в зону арктических пустынь.(Слайд 1)
Где-то на белом свете там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи о земную ось.
Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря,
Трутся об ось медведи, вертится земля.
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда! (Слайд 2)
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
1.Дома команды подготовили сообщения на темы:
а)Озеро Байкал (1 команда)
б)Черное море (2 команда)
в)Река Волга (3 команда)
-Участники под номером 3 готовятся отвечать, а остальные участники будут дополнять. Начинает стол№1
- Спасибо всем за интересные информации.
2.Работа по кругу (РАУНД ТЭЙБЛ)
-У вас на столах лежат листочки. Вы по очереди записываете названия рек (1 стол), морей (2 стол), озер (3 стол). Начинают участники под номером 1. На выполнение задания дается 1 минута. Время пошло.
-Время вышло. Каждая команда зачитывает свои ответы. Начинает стол №3, участник№2.
-Участники 2-го и 3-ьего столов какие реки еще можете назвать?
Так же проверяются задания 2-го и3-ьго столов.
3.Индивидуальный опрос.
-Покажите на карте океаны, которые омывают берега России.
- Покажите моря трех океанов.
- Назовите и покажите на карте крупнейшие озера России.
III. Работа над темой.
-К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам наш путь. Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники и зоологи.
-Мы знаем, что это царство холода, снега и льда. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции?
Работа ведется в группах. Каждой группе дается раздаточный материал, в наборе карточки с различными видами одежды.
Дети выбирают: меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо.
-Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне (Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля). (Рисунок 3)
-Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить: Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов); Какие растения встречаются в этой зоне? (задача для ботаников); Какие животные населяют арктическую пустыню? (задача для зоологов).
-Но сначала вам нужно будет поработать над заданием№1. (ЭЙ АР ГАЙД).
Возьмите каждый задание. В столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-» если вы не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
До | Утверждения | После |
Несколько месяцев подряд солнце в Арктике совсем не показывается. | ||
Летом в Арктике полярная ночь. | ||
На голых камнях встречаются мхи и лишайники. | ||
Животных Арктики кормит море. | ||
Белые медведи питаются водорослями. | ||
Птицы откладывают яйца в теплые гнезда. | ||
В Арктике нет экологических проблем. |
-Отложили листочки в сторону, они нам пригодятся в конце урока.
Каждая группа получает раздаточный материал и карточку – помогайку.
Раздаточный материал для географов
Картины “Северное сияние” и “Ледяная пустыня”.
Карточка – помогайка:
Арктика – это огромное пространство ... (Северного Ледовитого) океана, с ... (морями) и ... (островами). Солнце направляет на это пространство ... (косые) лучи. Оно ... (светит), но не ...(греет). Зимой в Арктике ...(полярная ночь). Темноту освещают: луна, звезды и ... (Северное сияние). Дуют ...(ветры), бушует ...(пурга). Температура опускается до ...(минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике ...(полярный день), но ...(тепла) тоже нет. Это зависит от географического ... (положения) арктической зоны. Температура лишь на ...(несколько градусов) выше ...(нуля).
Дети вставляют пропущенные слова и озвучивают рассказ, сопровождая показом схем и картин.
Раздаточный материал для ботаников
Карточки с изображением растений: мхи, полярный мак, лишайники, голубика, брусника, морошка, планктонные растения (водоросли).
Карточка – помогайка:
На островах прямо на голых ...(камнях) встречаются ...(лишайники), они очень ...(малы). Также приспособились к жизни на камнях ...(мхи) и ...(полярные маки). В толще воды, не покрытой ...(льдом), большое количество .. (планктоны растений водорослей).
Дети выбирают карточки с растениями и озвучивают свой рассказ, сопровождая показом растений, закрепляя их на карте.
-Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются “зеленые льдины”.
Раздаточный материал для зоологов
Карточки с изображением птиц и животных: чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин. (рисунки)
Карточка – помогайка:
Животных арктической зоны кормит ...(море). Морскими водорослями питаются ...(рачки), а ими – ...(рыбы).Основная пища птиц и животных – это ...(рыба). На скалистых берегах собираются ...(чайки), …(кайры) и ...(гагарки), здесь они выводят ...(потомство). Птиц с необычными клювами называют ...(тупики). Все звери – прекрасные…(пловцы). От холода их защищает ...(слой жира). Это ...(моржи) и... (тюлени) На тюленей охотятся ...(белые медведи). У них длинная густая шерсть ...(белого) цвета и ...(широкие) лапы, чтобы удобнее было ...(передвигаться по льду и снегу).
Дети выбирают карточки и озвучивают рассказ, сопровождая показом, закрепляя карточки на карте.
-В водах северных морей, где проходят теплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит.(Слайд 9)
- Итак, все научные группы хорошо поработали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной? (В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)
IV. Физкультминутка.( МИКС ПЭА ШЭА)
-Сейчас я включаю музыку, а вы под музыку смешиваетесь, танцуете. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учеником и обсудить предложенную мною тему. Время для обсуждения 30 секунд. Повторяем 3 раза.
Тема для обсуждения:
-Подумайте, есть ли связь между водорослями в океане и белыми медведями?
-Поблагодаритедруг друга, садитесь.
V. Работа по теме
1. Продолжение новой темы.
-Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции (СЛ9) Проложен Северный морской путь (СЛ11)так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой (показ слайда). Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, (СЛ4,12) они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.
-Об арктическом заповеднике “Остров Врангеля” нам расскажет ваш одноклассник.
Ленар: Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, (Сл6) завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.
Рассказ сопровождается показом рисунков, фотографий.
2. Работа в рабочей тетради. С.24,№1
- Прочитайте.
- Прочитайте план. Что можно добавить к этому плану (4. Растительный мир Арктики. 5. Животный мир Арктики.)
- Допишите план. С. 25, №2
- Прочитайте.
- Найдите в приложении рисунки птиц к данному заданию. Вырежьте их и наклейте. С. 25, № 3
- Прочитайте.
- Назовите растения Арктики, которые вы запомнили.
- Запишите в тетради.
- Назовите животных Арктики, которых вы запомнили.
- Запишите в тетради.
Взаимопроверка по учебнику. С. 25, № 4
- Прочитайте.
- Составьте схему цепи питания, характерную для Арктики.
(Водоросли —> рачки —> рыбы —> птицы
Водоросли —> рачки —> рыбы —> тюлени)
Взаимопроверка. С. 26, № 5
- Прочитайте.
- Рассмотрите знаки.
- Какие экологические проблемы выражены этими знаками-рисунками.
- Назовите экологическую проблему, выраженную на первом рисунке. (С различных судов в воду попадают вредные вещества, мусор.)
- Запишите в тетради.
- Назовите экологическую проблему, выраженную на втором рисунке. (Неумеренный отлов рыбы, хищнический, не заботясь об охране рыбных богатств?)
- Запишите в тетради.
- Назовите экологическую проблему, выраженную на третьем рисунке. (Неумеренная охота привела к тому, что белые медведи и моржи стали редкими?)
- Запишите в тетради. С. 26, № 6
- Прочитайте.
- В середине тетради найдите плакат “Красная книга России”.
- Найдите на нем редких животных Арктики. Подпишите их названия. (Белый медведь, морж.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа с учебником в виде фронтального опроса.
Вопросы со с. 84 зачитываются вслух.
Ответы:
1. Цепи питания:
водоросли —> рачки —> рыбы —> птицы;
водоросли —> рачки —> рыбы —> тюлени;
рыбы —> тюлени —> белые медведи.
2. У птиц для ловли рыбы приспособлен клюв, и они имеют обтекаемую форму.
3. Такая связь существует, потому что можно составить цепь питания:
водоросли —> рачки —> рыбы —> белые медведи.
4. Пример: из-за суровых природных условий растительность бедная, непригодная для пищи, птицы и животные находят корм в море. Птицы устраивают свои гнезда прямо на камнях.
VII. Подведение итогов
1)-Дети, вернемся к заданию №1(ЭЙ АР ГАЙД).
- Теперь еще раз прочтите все утверждения.
- В столбике « После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или
«-» если вы не согласны с утверждением.
- Сравните столбики « до» и « после». Изменились ли ваши убеждения? Почему?
-Ученики обсуждают пункты, ответы на которые они поменяли и делятся тем, где они нашли информацию.
2) Выставление оценок.
3)БИЛЕТИК НА ВЫХОД:
Теперь я знаю...
Мне больше всего запомнилось...
Я нашел ответ на...
-Продолжите предложения на стикерах и приклейте к парковке.
- Спасибо за урок. Я обязательно прочитаю ваши впечатления .
Домашнее задание
Прочитать текст, ответить на вопросы “проверь себя” (с. 78-86). Выполнить: I вариант – задание № 1; II вариант – задание № 2. Оформить работу на альбомном листе.
Выполнить задание № 7 в рабочей тетради (с. 27).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Где – то на белом свете там, где всегда мороз, Трутся спиной медведи о земную ось. Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря, Трутся об ось медведи, вертится земля. Мы отправляемся с вами туда, Где царство холода, снега и льда!
Зона арктических пустынь .
Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне
Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить: Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов); Какие растения встречаются в этой зоне? (задача для ботаников); Какие животные населяют арктическую пустыню? (задача для зоологов).
Ледяная пустыня
Северное сияние
Растения Арктики МХИ
Животные Арктики
Животные Арктики
Животные Арктики
Животные Арктики
Животные Арктики
Птицы Арктики
На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции
Стали редкими такие животные, как белый медведь , морж , они внесены в Красную книгу России
На острове Врангеля обитает самое крупное из копытных животных Арктики - овцебык
Схема цепи питания, характерная для Арктики Водоросли рачки рыбы птицы Водоросли рачки рыбы тюлени
Цепи питания: Водоросли рачки рыбы птицы Водоросли рачки рыбы тюлени Рыбы тюлени белые медведи
У птиц для ловли рыбы приспособлен клюв, и они имеют обтекаемую форму.
Такая связь существует, потому что можно составить цепь питания: водоросли рачки рыбы белые медведи.
Пример: из-за суровых природных условий растительность бедная, непригодная для пищи, птицы и животные находят корм в море. Птицы устраивают свои гнезда прямо на камнях.
1. Прочитать текст, ответить на вопросы «проверь себя» (с. 78-86). 2. Выполнить: I вариант - задание № 1; II вариант - задание № 2. 3.Оформить работу на альбомном листе. 4.Выполнить задание № 7 в рабочей тетради (с. 27).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Жаркая пустыня"
Природные зоны...
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Полное описание урока по окружающему миру для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Из истории Древней Руси. Как жили наши предки"...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКИХ СТРУКТУР В ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Целью сингапурской системы обучения является переход от пассивных учеников через обучающие структуры к заинтересованным обучающимся XXI века.Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке заде...
Конспект урока русского языка в 4 классе с применением технологии проблемного обучения
Конспект урока по теме "Множественное число имён существительных. Склонение имён существительных во множественном числе"...
Урок по окружающему миру в 4 классе по Сингапурской системе обучения " Моя республика - мой край родной" .
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса. Тема урока :" Моя республика - мой край родной" ....
Конспект урока английского языка для 2 класса с применением технологии развивающего обучения
Конспект урока английского языка для 2 классас применением технологии развивающего обучения...
Конспект урока для детей с РАС по математике применением развивающих технологий обучения
Применение развивающей технологии обучения в учебном процессе значительно улучшает восприятие детьми сложных для понимания математических понятий и принципов.Наиболее важным инструментом в этом процес...