Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс УМК "2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasushlivyezony_umerenogo_poyasa.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Засушливые зоны умеренного пояса.
Цели урока:
1.Линия развития - знакомство с целостной картиной мира.
1) Познакомить детей со степями и пустынями умеренного пояса, их особенностями.
2)Показать взаимную приспособленность живых организмов - членов экосистемы степи, пустыни, их зависимости от неживых компонентов и влияние на них.
2. Линия развития - умение определять свое отношение к миру.
3) Учить бережно относиться к природе.
Минимум: ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать ее на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Понятия: степная зона, зона пустынь.
Минимакс: к концу урока учащиеся должны уметь объяснить, что такое степь и пустыня.
Максимум: уметь объяснять особенности природных в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей; иметь представления о взаимосвязи живых организмов в данных экосистемах, о влиянии человеческой деятельности на данную экосистему.
Оборудование: карта природных зон (лучше всего с нанесенными на нее животными и растениями), рисунки пейзажей степей, плакат «Засушливые зоны умеренного пояса» из комплекта « Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса» и к нему разрезные карточки растений и животных всех изученных природных зон.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
| |
- Сегодня мы работаем в группах: группа Зеленых, группа Желтых, группа Красных, группа Синих. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. - У каждой группы на столе в пакете лежит природная зона. Определите что это за зона, в каком поясе она находится. - Ребята, все ли зоны мы назвали? - Каждая группа подумайте, какой по счету с севера на юг расположится ваша зона, отправьте одного представителя к доске с карточкой-названием природной зоны. - Слева север, справа - юг, представители, встаньте по порядку слева направо так, как расположены природные зоны на карете. - Молодцы, присаживайтесь. - Мы продолжаем разговор об экологических системах и зонах. Попробуем найти причины разных явлений, выявить закономерности. | Дети совещаются и приходят к выводу: Гр.Синих – холодный пояс, зона арктических пустынь, гр.Зеленых – холодный пояс, зона тундры, гр.Красных - умеренный пояс, зона тайги, гр. Желтых - умеренный пояс, зона Смешенных лесов. Не назвали зону Широколиственных лесов, которая находится в умеренном поясе. Зона арктических пустынь, зона тундры, зона тайги, зона смешанных лесов, учитель – зона широколиственных лесов. |
| |
- Ребята, давайте вспомним, в чем отличие умеренного пояса от холодного. Каждая группа представляет по одному отличию по очереди, выигрывает команда, которая назовет больше отличий. Ответы фиксируются на доске. -Молодцы! Вы хорошо разбираетесь в особенностях этих поясов. Придумайте загадку-описание одной из зон другим командам. -Хорошо! А теперь попробуйте отгадать мою загадку. Здесь самые плодородные почвы, теплое лето, холодная зима, часто бывают дожди, но не растет, ни одного дерева. Где это? -Какие вопросы у вас возникли? -Что нам нужно выяснить на уроке? -Давайте запишем данные вопросы и в процессе урока будем на них отвечать? (слайд 1). | Группы совещаются и выдают ответы: - Солнечные лучи обогревают природные зоны по-разному. Умеренный пояс обогревается лучше из-за угла наклона солнечных лучей. Земля глубже прогревается, выпадает достаточное количество осадков. необходимое для роста растений, выражены все времена года и т.д. Дети выполняют задание. Н-р: гр. Красных. В этой природной зоне есть полярный день и полярная ночь, здесь живут белые медведи. Гр. Синих. Это зона Арктических пустынь. - Мы сразу не можем ответить, с такой зоной мы еще не встречались. Но, похоже, эта зона находится южнее зоны широколиственных лесов в умеренном поясе. Почему в таких благоприятных ( хороших) условиях не растут деревья? Какие же растения там встречаются? Какая там экологическая система и цепь питания? И т.д. Ответить на эти вопросы. Выяснить название данной зоны. Узнать, какие животные и растения встречаются в этом месте, в чем особенности экосистем данных зон. |
3.Совместное «открытие» знаний | |
-Ребята, где мы можем найти названия природных зон? -Проверьте себя по учебнику с.26-29. -Как будет звучать тема урока? -Разберем особенности климата, которые не позволяют произрастать деревьям. Что является причиной этого? -Давайте проверим наши догадки. Поможет нам опыт, который мы заранее подготовили. ( См.с.26) Что заметили? Почему это произошло? -Да, правильно, при одинаковой температуре вода испаряется с поверхности быстрее с более широкой и ровной поверхности. Вспомните листья деревьев. ( слайд 2) -Какая у растений поверхность листьев по размеру? Как это связано с испарением? -Какие листья должны иметь растения степей? (слайд 3) - Сравните свой вывод с выводом на странице 27. -Какими, по вашему мнению, должны быть корни растений? -Назовите растения степей. (слайд 4) -Какую роль в экосистеме выполняют растения? -Рассмотрите карту на с.106-107, назовите животных, встречающихся здесь. (слайд 5) -Представьте себе степь, с какими проблемами столкнуться животные? -Какую роль выполняют в экосистеме животные? -О ком еще не говорили? «Мусорщики» в данной зоне очень хорошо работают, в результате их жизнедеятельности почвы очень плодородные. - Ребята, из разрезных картинок составьте цепи питания в зоне степей. Представьте полученную цепь товарищам. -Найдите информацию о том, как приспособились животные к жизни в засушливых зонах? . Максимум: -Скажите, есть ли польза травам от их обитателей? Разные животные их поедают, а олени, косули их вытаптывают? -Что произойдет, если нарушится, хотя бы одно звено в цепи питания? -Что это вам напоминает? (слайд пустыни) -Как вы себе представляете пустыню? -Могут ли в пустыне жить растения, животные? Чем они будут отличаться от степных? -Ребята раз становиться еще жарче, чем в пустыне какое географическое положение будет занимать зона пустынь? -Проверьте по карте. (См.с.105) -Поработаем с учебником на с.29. -Назовите растения пустыни. В чем их особенности? -Назовите животных пустыни. -Откройте карту на с.107, какие еще животные встречаются в пустыни? (слайд 6) - Молодцы! -А теперь вернемся к вопросу , который мы поставили в самом начале урока, но не смогли на него ответить. Здесь самые плодородные почвы, теплое лето, холодная зима, часто бывают дожди, но не растет, ни одного дерева. Где это? -И еще одна загадка – очень жарко, растительности почти нет, кругом пески. - В каком климатическом поясе они расположены? | - Нам поможет карт в учебнике. Дети работают с картой природных зон в учебнике с.104-105. -После лесных зон идет зона лесостепей и степей. -Засушливые зоны умеренного пояса. Зона степей и зона пустынь. -Мы думаем, что деревьям жарко. Здесь очень тепло. Люди вырубили все деревья. Солнце высушивает поверхность земли. Ветра. -Полотенце, которое лежало на батарее высохло, полотенце, которое лежало поодаль подсохло, а скомканное осталось мокрым. -Мы думаем, что вода испарялась по- разному. То полотенце, которое было скомкано, получило меньше тепла. То, которое лежало на батарее, больше всех тепла и вода быстро испарилась. То, которое лежало расправленным получило тепла столько же, сколько скомканное, но вода испарялась с его поверхности легко. Так как в этой зоне жарко, то листья у растений не должны быть широкими, они должны удерживать влагу, как скомканное полотенце. Дети работают с текстом и делают вывод. - В этой зоне растут, в основном травянистые растения, они покрывают землю сплошным ковром, их корни сплетаются. Растения хорошо переносят засуху и зимние морозы. -Это ковыль, мак, шалфей, -Роль кормильцев. Дети работают с картой Евразии. -Можно встретить зайца-русака, суслика, тушканчика, волка, джейрана, благородного оленя, хомяк, крота, медведку, суслика, степного орла, дрофу , сайгака и др. -Мы решили, что животные должны хорошо переносить жару, быстро бегать и уметь маскироваться. -Это едоки. - Мы не сказали о «мусорщиках». Дети составляют и представляют цепи питания всем группам. (цепи питания вывешиваются на доску). - Интересно, что многие животные строят свои домики под землей для того чтобы укрыться от жары и хищников. Многие питаются корнями растений. На зиму запасают много семян. Тем самым помогают росту новых растений. -Животные помогаю разносить семена, тем самым способствуют росту степных растений. Вытаптывая сухую траву, крупные животные разрушают ее и дают возможность расти молодым побегам, новым растениям. -Нарушится экологическое равновесие, могут исчезнуть виды животных и растений. Если исчезнут растения – плодородный слой разрушится, т.к. некому будет задерживать влагу. Это повлияет на жизнь животных, они погибнут. -Это напоминает пустыню. -В пустыне почти нет растений, кругом пески, очень жарко. -Осадков выпадает мало, значит растениям нужно экономить воду или ее запасать, животные должны хорошо переносить жару и нехватку воды. -Она расположится южнее зоны степей. Ближе к экватору или на экваторе. -Верблюжья колючка, саксаул. -Круглоголовка, змеи. -Верблюды, тушканчики, джейраны. -Это зона степей. -Это зона пустынь. -Зона степей и зона пустыни расположены в засушливой зоне умеренного пояса. |
| |
Задание всему классу. Заполнить проекты.
-Ребята, помним о правилах работы в группе. (слайд 7) | Все подготовленные проекты представляются классу и оцениваются по критериям:
|
5.Подводим итоги | |
-Что нового узнали? -Где пригодятся знания? -Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? -Как работал ты? Домашнее задание. Рабочая тетрадь с.48-49. | Дети отвечают на вопросы. |
Используемая литература:
1.Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. «Наша планета Земля» 2 класс. Авт.: А.А Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова. М. «Баласс» 2010г.
2. Учебник 2 класс, часть 2. Окружающий мир. Наша планета. Рабочая тетрадь. Авт.: А.А.Вахрушев. О.В.Бурский., А.С.Раутиан. М. «Баласс» 2010г
3.Поурочные разработки по курсу окружающий мир. Авт.: О.И.Дмитриева, О.А. Мокрушина. М. «Вако» 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Пустыня"
Тема: Природные зоны. Пустыня.Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным ...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Пустыня"
Тема: Природные зоны. Пустыня.Цели: сформировать у уч-ся представление о природной зоне пустынь;ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным миром, дея...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Зона степей"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Зона степей"...
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона арктических пустынь»
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона арктических пустынь»...
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона тундры»
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона тундры»...
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России»
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России»...
Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе. Тема: "Портрет. Ракурсы. Зоны. Точки."
Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе...