Конспект урока по окружающему миру "Зона степей"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кострюкова Ольга Васильевна

цель урока : сформировать у учащихся представление о зоне степей, познакомить с географическим расположением зоны, ее климатом, животным и растительным миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zona_stepey.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Зона степей

Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.

Формируемые УУД: познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — способность к самооценке своих действий, поступков.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

Игра «Будь внимателен!»

—  Послушайте, о чем я случайно услышала.

Раз иду я через двор

И слышу такой разговор:

«Мы на солнечной поляне

Загорали, жгли костер,

Пили квас, консервы ели,        

Хоровые песни пели...

Веселились, как могли,

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки —

Словом, мусора гора».

-  Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.)

2. Актуализация знаний. 
Работа по рядам
 
- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг. 
1 ряд : Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга) 
2 ряд: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика) 
3 ряд: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра) 
3. Погружение в проблему. 
- Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь) 
- Какая это природная зона? Где же она расположена? 
(Эту зону мы пока не знаем) 
Чтение стихов учащимися 
На все стороны путь 
Ни лесочка, ни гор. 
Необъятная гладь, 
Неоглядный простор.
Это степная зона России 
4. Формулирование темы урока. 
- Сформулируйте тему нашего урока. 
5. Постановка учебной задачи. 
-Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи. А поможет нам изучить эту тему - учебник , карта и дополнительный материал, который находится у вас на партах.
6. Формирование новых знаний. 
- Давайте составим план нашей работы. 
           степь 
1) климат 
2) растительный мир

 3) животный мир 
4) занятия населения
5) экологические проблемы 

7. Рассказ учителя.

Степь — это равнинная ландшафтная зона, расположенная в умеренных и субтропических поясах Северного и Южного полушария. Степи распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды.

К сожалению, этот вид природного ландшафта постепенно исчезает с лица земли. Причин много: распашка земли, браконьерство, интенсивный выпас скота, пожары.

Общая характеристика степи

Для степей характерно практически полное отсутствие деревьев. Исключения составляют искусственные насаждения вдоль проложенных дорог и лесополосы возле водоемов. Зато в степи произрастает большое количество травянистых растений и кустарников.

Однако стоит помнить, что равнинное безлесное пространство с влажным климатом уже не является степью. Это зона болотистых лугов, а на севере при таких условиях образуются тундры.

Природные зоны степей

Степная природная зона располагается между лесостепью и полупустыней. Степь – это безлесное пространство, сплошь покрытое травами. Травы образуют практически сомкнутый ковер.

Степные растения отличаются способностью переносить засуху и зной. Как правило, листья у степных растений мелкие, сероватые или сизо-зеленые. Многие растения обладают способностью сворачивать листья во время засухи, чтобы предотвратить испарение.

Поскольку степи занимают обширные пространства, виды растений очень разнообразны. Огромное значение для человека имеют, в первую очередь, кормовые растения: клевер, люцерна, кукуруза, подсолнечник, топинамбур. Свекла, картофель, а также зерновые: овес, ячмень, просо.

Среди степных растений также выделяют лекарственные травы и медоносы.

Животные степи мало чем отличаются от фауны пустынь и полупустынь. Им также приходится приспосабливаться к знойному лету и морозным зимам. Из копытных чаще всего встречаются антилопы и сайгаки, из хищников – лисы, волки и манулы. Много грызунов (сусликов, тушканчиков, сурков), пресмыкающихся и насекомых. Среди степных птиц обычно встречаются степные орлы, дрофы, жаворонки, луни. Большинство представителей пернатых зимой улетает в теплые края.

Многие степные животные и птицы находятся на грани вымирания и занесены в Красную книгу.

Виды степей

Виды степей выделяют в зависимости от соотношения злаковых и травянистых растений.

• Горные — характеризуются пышным разнотравьем. Пример — горные степи Кавказа и Крыма.

• Луговые, или разнотравные — здесь произрастает самое большое количество видов степных растений. Луговые степи контактируют с лесами, а почвы их богаты черноземом. К этому виду относится большая часть степей европейской части России и Западной Сибири.

• Ксерофильные — с обилием дерновинных злаков, в основном ковыля. Этот вид степей часто называют ковыльными. Например, южные степи в Оренбургской области.

• Пустынные, или опустыненные. Здесь больше всего полыни, перекати-поле, прутняка и эфемеров. Такими стали некогда богатые, разнотравные степи Калмыкии, которые в результате деятельности человека постепенно превращаются в пустыни.

Климат степей

Главная особенность всех степей — засушливость. Тип климата — от умеренно-континентального до резко континентального. Средняя норма годовых осадков редко превышает отметку в 400 мм. В степях преобладает ветреная погода, а лето характеризуется большим количеством солнечных дней. Зимы малоснежные, зато часты бураны и метели.

Еще одна особенность степей — резкий перепад дневной и ночной температуры, так как ночью температура может падать на 15-20ºC. Эти условия роднят степи с пустынями.

В степях часто бывают пыльные бури, которые влияют на эрозию почвы и приводят к образованию балок и оврагов.

Почвы степей, расположенных в умеренном климатическом поясе весьма плодородны и активно используются в сельском хозяйстве. В основе — чернозем, лишь ближе к южным широтам встречаются каштановые почвы.

Интересные факты о степи

• В разных странах степи имеют свое название. В Австралии и Африке — это саванна, в Южной Америке — льянос и пампа, или пампасы, в Северной Америке — прерии, а в Новой Зеландии — туссоки.

• В Европе степи сохранились, в основном, в заповедных зонах. А вот в Сибири до сих пор есть целинные степи — Курайская, Чуйская.

• На 1 кв. км степного пространства обитает больше насекомых, чем людей во всем мире.

• В степях обитают самые крупные птицы. В России — дрофы, а в Африке — страусы.

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний 1. Выполнение заданий в рабочей тетради

—  Выполним задание 2 на с. 53.

—  Южнее зоны лесов расположена зона степей? (Да.)

—  В степной зоне холодное, дождливое лето? (Нет.)

—  А какое лето в зоне степей? (Лето теплое, продолжительное, засушливое?)

—  Почвы в зоне степей очень плодородные? (Да.)

—  Тюльпаны цветут в разгар лета? (Нет.)

—  Когда цветут тюльпаны в степи? (Весной.)

—  Дрофа — одна из самых мелких птиц нашей страны? (Нет.)

—  Что вы знаете о дрофе? (Дрофа одна из самых крупных птиц нашей страны.)

—  Составим цепь питания, выполнив задание 5 на с. 55. (Растения - насекомые - куропатка —»степной орел.)

—  Выполним задание 6 на с. 55. Рассмотрите рисунки. Какие экологические проблемы на них отражены? (1. Не осталось нетронутых степей. Они все распаханы. 2. Большие стада подолгу пасутся на одном месте. От этого разрушается почва. 3. Незаконная охота — браконьерство.)

—  Выполним задание 7 на с. 55. Найдите в тетради плакат «Красная книга России» и на нем редкие виды растений и животных степей. Подпишите их названия. (Пион тонколистный, степной орел, журавль-красавка, кузнечик степная дыбка.)

2. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

—  Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)

—  Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)

—  Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство.)

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы, которые задали учащиеся в начале урока.)

IX. Рефлексия

—  Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» (Ученики говорят по цепочке или по выбору учителя.)

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать?

—  Кого можно поблагодарить за работу на уроке? (Самооценка. Комментарий учителя.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Степь. Конспект урока по окружающему миру. 4 класс

Актуализация знаний.- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами позна...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс Зона степей

Разработка урока по "Школе России" с презентацией...

Конспект урока по окружающему миру "Зона степей"

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класса ,автор А.А. Плешаков, по программе "Школа Росиии"...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона степей" 4 класс, УМК " Перспективная начальная школа" + презентация

Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....

Урок по окружающему миру "Степь. Растительность и животный мир степей" 3класс

Урок проектно-исследовательской  деятельности, изучение нового материала по предмету окружающий мир на тему: "Степь. Растительность и животный мир степей"....

план-конспект урока по окружающему миру 4 класс "Зона степей" УМК "Перспективная начальная школа"

Цель урока :Ø  Создать условия для формирования у учащихся представлений о степи, её растительном мире, животном мире.Предметные задачи:Ø  Способствовать развитию умений у учащихся наблюдать...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Зона степей"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Зона степей"...