Конспект урока по окружающему миру "Зона степей"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Мельникова Татьяна Петровна

 Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класса ,автор А.А. Плешаков, по программе "Школа Росиии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_moy.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Новоярковская  СОШ» Алтайского края Каменского района

 Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО)-Мельникова Татьяна Петровна                    

Предмет: Окружающий мир

Класс- 4

Тема урока : «Природная зона пустынь»

с.Новоярки

2013г

Цель: Сформировать представление о природной зоне пустынь: географическое положение, климат, растительный и   животный мир, деятельность человека.

Сформировать эмоционально – ценностное отношение к природе родного края.

Научить школьников использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и  понятия: Изучение географического положения и климата пустыни, растительного и животного мира и деятельности человека в пустыне.

«Природная зона», « пустыня», «оазис», « барханы.»

Личностные умения:

-  проявлять интерес к  изучению темы;

-  проявлять эмоционально – ценностное отношение к природе родного края и желание об этом рассказать.

Метапредметные умения

Познавательные:

-  различать особенности природной  зоны и обосновывать свое мнение;

- определять природную зону на географической карте и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

Коммуникативные:

- формулировать высказывания,  мнение;

- согласовывать позиции с партнером;

- адекватно использовать речевые средства для предоставления результата..

Предметные умения

-  рассказывать о природной зоне пустынь и выделять ее особенности:  

-   уметь показывать на карте зону пустынь.

-  называть растения и животных зоны пустынь;

Информационный материал:

 Учебник, энциклопедия, географическая карта.

Демонстрационный материал:

 Географическая карта, мультимедийный материал.

Формы работы:

Фронтальная

индивидуальная

парная

групповая

Ход урока.

Этап урока

Цели деятельности

Деятельность учителя

Результат деятельности

1

Организационный момент

Создать эмоциональный настрой

Звенит звонок. - Здравствуйте, ребята!

- Я рада вас видеть, (читаю стихотворение):

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)

До меня сигнал дошел, Начинаем разговор.

2

 Самоопределение к деятельности

Мотивировать учащихся к изучению темы.

Стимулировать эмоционально- ценностное отношение к проблеме путешественников

(Создание ситуации). Это было удивительно. Вдруг поднялся ветер. Солнце померкло и превратилось в мутный, еле заметный кружок; стало темно. Мы испугались. Песок летел в глаза, рот, уши. Когда ветер успокоился, мы увидели, что рельеф вокруг совершенно изменился – где были холмы, теперь появились впадины, а в бывших впадинах возникли новые холмы. Кругом было пусто. Местность казалась мертвой.

В какой природной зоне оказались путники? Определите название природной зоны по этому описанию.

Высказывания школьников. Подводим к выводу, чтобы определить природную зону и обосновать свое мнение, нужны специальные знания и умения.  Есть ли желание этому научиться?

Личностные умения:

- проявлять интерес к процессу изучения темы;

- желание узнать о природной зоне, в которой оказались путешественники.

3

Учебно-познавательная деятельность

1.(Географическое положение и климат зоны пустынь)

Актуализировать знания школьников о природных зонах России.

Научить школьников:

-  отличать зону пустынь от других природных зон по их географическому положению и климату;

-находить в словаре значение неизвестного слова;

-  выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  формулировать значение «пустыня», «барханы», «оазис»

-  определять по карте местонахождение зоны пустынь.

- выполнять учебное задание в паре

Задание1.

Разгадайте кроссворд (см.приложение)

Назовите природные зоны, к которым относятся данные явления.

Покажите природные зоны России на карте.

  1. Назовите природное явление, благодаря которому удобряется почва и становится рыхлой.
  2. Назовите природную зону, которая имеет скудную растительность.
  3. Назовите отличительную особенность зоны степей?

Назовите природную зону, имеющую ровное пространство с травяной

Задание 2

 Учебник стр. 148- 149

Прочитайте и подчеркните неизвестные вам слова.  Пустыня, оазис, барханы

Задание 3

Прочитайте значение неизвестных слов в толковом словаре.

Задание 4 .

Покажите зону пустынь на карте.

Задание 5.

Объясните, почему пустыню называют «страной солнца»

Верно ли, что пустыня располагается около Азовского моря и на юге Восточной Сибири? Обоснуйте свое мнение.

Задание 5(дети работают в паре)

Впишите  сведения о зоне пустынь в таблицу

(дети работаю в паре)

Диагностические задания

Вставьте в текст пропущенные слова.

Пустыня – это огромное почти безжизненное пространство около ________ (Каспийского моря) и в низовье реки ________ (Волги). В Пустыне Солнце поднимается ______ (высоко) над горизонтом и почти никогда __________  (не закрывается)  облаками.

  Пасмурный день – явление _______ (редкое). Осадков в Пустыне выпадает ______

(мало). Снеговой покров  очень _______ (небольшой). Зима  _________ (короткая)  и _________ (суровая) до – 20ºс. Лето _________ (длинное) и _________(знойное) до + 45ºс. Песок прогревается до + 80 градусов. В  Пустыне всего два времени года _______ (зима)  и  _______ (лето).

Познавательные умения:

- определять значение и смысл слов: пустыня, барханы, оазис;

- определять признаки Пустыни и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- формировать высказывание и мнение;

- адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.

Предметные умения:

- находить на карте природную зону пустынь;

- рассказывать о природной зоне пустынь.

Растительный мир зоны пустынь

- научить школьников различать растения природных зон по существенным признакам;

- объяснять различие между растениями других природных зон и зоны пустынь;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Задание1

 Учебник стр.150-152

Прочитайте текст и назовите растения, которые встречаются в зоне пустынь.

Задание2

А) Назовите:

- растения, которые зеленеют короткой весной (полынь, мятлик, пустынная осока)

- растения, которые расцветают уже в марте (тюльпаны, маки, лютики, солянка)

- дерево, которое доживает в пустыне до 150 лет (саксаул)

Задание 3

Из предложенных названий растений выберите те, которые не могут жить в пустыне. Обоснуйте свое мнение  (верблюжья колючка, полынь, фиалка).

Задание 4

Допишите предложение:

В пустыне растет:__________ ,_________, _________.

Задание 5

Укажите признаки растений пустыни.

  • Корни глубоко проникают в почву.
  • Ствол приземистый, стелющийся.
  • Корни располагаются на поверхности почвы.
  • Листья часто похожи на колючки.
  • Многие растения вечнозеленые.

Встречаются многоэтажные растения

Диагностические  задания

Прочитайте предложение и выберите правильные ответы.

В пустынях нет сплошного растительного покрова, потому что в этой зоне:

  • жаркое и продолжительное лето.
  • Рельеф местности имеет много неровностей
  • Небольшое количество годовых осадков.
  • Почвы сильно засолены
  • Животные съедают растения.

Познавательные умения:

- объяснять различие растений зоны пустынь и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- уметь обосновывать свое мнение.

- уметь работать в парах.

Предметные умения:

- распознавать растения пустыни по их существенным признакам

Животный мир

- научить школьников:

- различать животных зоны пустынь по существенным признакам;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога.

Задание 1

 Учебник стр. 152-154

Прочитайте текст. Назовите животных зоны пустынь. Укажите их характерные особенности.

Задание 2

Объясните, почему верблюда называют кораблем пустыни?

Почему многие животные пустыни ведут ночной образ жизни?

Можно ли утверждать, что пустыня является «мертвой зоной»? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3

Составьте краткий рассказ о животном пустыни по плану:

  1. Величина животного
  2. Покровительственная окраска
  3. Образ жизни
  4. Потребность в воде и пище

.

Диагностические  задания

1.Прочитайте текст и слова для справок.

Впишите в текст подходящие по смыслу слова.

В пустыне живут ______ (змеи, суслики, тушканчики). Эти __________ (некрупные) животные с окраской _____________ (защитного) цвета. Они ___________ (быстро) передвигаются Ведут _________(ночной) образ жизни.

Слова для справок: некрупные, большие, пестрой, защитной, быстро, медленно, ночной, дневной, змеи, лисицы, тушканчики, дрофа, суслики.

Познавательные умения:

- различать животных пустынь по  характерным признакам и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание.

Предметные умения:

- выделять характерные особенности животных;

- рассказывать о животных пустынь.

Деятельность человека в пустыне.

  Сформировать  представление о  деятельности человека в пустыне.

 Научить школьников:

- рассказывать о видах деятельности человека в пустыни;

- формулировать высказывание, используя термины;

- выполнять взаимопроверку учебного задания;

- вносить сведения о пустыни в таблицу.

Задание 1

 Учебник стр. 155-156

Назовите значение слова: «арык»

Назовите значение выражения «дитя солнца».

Назовите самую большую ценность для человека в пустыне.

Расскажите о занятии людей в пустыне.

Задание 2

Можно ли утверждать, что большинство людей в пустыне занимаются рыболовством и охотой? Свое мнение обоснуйте.

Верно ли, что на полях в зоне пустынь люди выращивают пшеницу и кукурузу? Свое суждение обоснуйте.

Задание             с взаимопроверкой

Впишите сведения в таблицу

(см прил3)

Познавательные умения:

- определять род деятельности человека в пустыне и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины.

Предметные умения:

- рассказывать о занятии людей в пустыне;

- оформлять таблицу, используя данные учебной темы.

4

Диагностика качества освоения темы

– установить степень усвоения темы:

- устанавливать последовательность природных зон России;

-определять характерные особенности растений и животных зоны пустынь;

- давать характеристику жизнедеятельности человека в пустыне.

Впишите сведения о природной зоне пустынь в таблицу по следующим параметрам

(см.прил.4)

Регулятивные умения:

- выполнять задание в соответствии с учебной задачей.

Предметные умения:

- уметь  применять полученные знания при диагностике.

5

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Стимулировать интерес, воображение при составлении рассказа путешественника о зоне пустынь.

•  Научить школьников:

-  выбирать уровень задания;

-  самоорганизовываться при выполнении задания;

- составлять рассказ о зоне пустынь;

- адекватно использовать речевые средства для предоставления результата.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант

Прочитайте текст  и впишите подходящие по смыслу слова. Озаглавьте текст.

Всюду были невысокие ___________ песка, по которым двигался наш караван на _____________. Вдруг мы увидели, как метнулась_____________ в заросли __________. Ранним утром из своих нор вылезли ____________. Они стояли столбиком и пугливо озирались. Дойдя до реки, мы увидели место с довольно пышной растительностью. Это были –____________. А вдали виднелись поля, засеянные хлопчатником.

Импровизационный вариант

Прочитайте текст и внесите изменения так, чтобы получился рассказ о пустыни.  

Всюду были невысокие холмы песка, по которым двигался наш караван на  собачьих упряжках. Вдруг мы увидели, как метнулась лиса в заросли ивняка. Ранним утром из своих нор вылезли волки. Они стояли столбиком и пугливо озирались. Дойдя до реки, мы увидели место с довольно пышной растительностью. Это были – леса. А вдали виднелись поля, засеянные пшеницей.

Эвристический вариант

Составьте и напишите рассказ путешественника о  пустыне.

(см. прил 5)

Личностные умения:

Проявлять творческое отношение к составлению рассказа о пустыне.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания при составлении текста о пустыни.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные действия в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для предоставления результата деятельности

Предметные умения:  

- составлять

6

Рефлексия

Научить школьников анализировать и оценивать результат собственной деятельности.

  1. Самоанализ

Допишите предложение:

Чтобы рассказать о зоне пустынь нужно_________________________

  1. Самооценка

Закончите предложение:

Я доволен(льна) …………………..(очень, не очень) тем, что могу самостоятельно составлять рассказ о зоне пустынь.

7

Домашнее задание

Стр .56-60

Приложение1.

 

Приложение 2

Географическое положение

Климат

Зима                                        Лето

Приложение 3

Деятельность человека в пустыне

сельское хозяйство

строительство

другая деятельность

 Приложение 4

ПУСТЫНЯ

Географи-ческое положение

Климат

Зима

Лето

.

Раститель-ный мир

Животный мир

Деятель-ность человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Степь. Конспект урока по окружающему миру. 4 класс

Актуализация знаний.- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами позна...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс Зона степей

Разработка урока по "Школе России" с презентацией...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона степей" 4 класс, УМК " Перспективная начальная школа" + презентация

Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....

Урок по окружающему миру "Степь. Растительность и животный мир степей" 3класс

Урок проектно-исследовательской  деятельности, изучение нового материала по предмету окружающий мир на тему: "Степь. Растительность и животный мир степей"....

план-конспект урока по окружающему миру 4 класс "Зона степей" УМК "Перспективная начальная школа"

Цель урока :Ø  Создать условия для формирования у учащихся представлений о степи, её растительном мире, животном мире.Предметные задачи:Ø  Способствовать развитию умений у учащихся наблюдать...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Зона степей"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Зона степей"...

Модель-конспект урока по окружающему миру по теме «Зона степей»

Тип урока по дидактической цели: изучение нового материала....