Конспект урока по окружающему миру: "Зона тундры" 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
ОТГАДАЙ КРОССВОРД 3 6 5 4 2 1 А Г П И А Р Д Н У Т С О Д Ь О В Т Л А Р В К Р А А Л К С Я Л К А Е И К Й О И
ТУНДРА Узнать об особенностях природной зоны, растительном и животном мире. Цели:
ТУНДРА протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. В переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная»
Суров климат тундры: круглый год дуют сильные ветры зимой свирепствует пурга ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. под снегом – замёрзшая земля. даже летом она оттаивает только на 10-50см, а ниже сохраняется вечная мерзлота.
Природная зона – тундра. Находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит зима там суровая, много снега. Часть зоны находится на Восточно-Европейской равнине, а часть на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит большие растения расти не будут.
ЗИМА Начинается в сентябре. Падает снег, крепчают морозы. Озёра покрываются льдом. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте, а к середине зимы солнце уже не показывается на горизонте. Наступает полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Температура 40, 50, а то и более 60 градусов ниже нуля
ЛЕТО Лето в тундре короткое и прохладное. Круглые сутки светит солнце и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день. За лето оттаивает только верхний слой земли, а глубже многолетняя мерзлота
Какие растения растут в тундре? Как растения приспособились к жизни?
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ТУНДРЫ Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и мелкие листья. Карликовая ива Карликовая берёза Черника Морошка Мхи Лишайники
Особенности растений тундры Все растения низкорослые. Мох-ягель- пища северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики.
Какие животные и птицы обитают в тундре? 2. Как они приспособились к жизни?
ЖИВОТНЫЙ МИР ТУНДРЫ У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех, толстый подкожный слой жира. Лемминг Северный олень Песец Полярная сова Гагарка Белая куропатка
Плотность населения в тундре невелика: меньше 1 человека на 1 кв. км. Здесь живут ханты, манси, эскимосы, якуты, чукчи и др.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока
Окружающего мира
Выполнила студентка 44 гр.
Халып Марина
Проверила: Скобочкина О. В.
Отметка: _______________
Дата: ___________________
Челябинск, 2018
Тема: Зона тундры
Цели деятельности учителя: формирование представления о природной зоне тундры, об особенностях климата и поверхности, её растительного и животного мира
Планируемые результаты:
Предметные: называть особенности зоны тундры, приводить примеры растений и животных тундры, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни;
Личностные: оценивать собственную деятельность, вступать в сотрудничество.
Тип урока: комбинированный;
Оборудование: конспект, карточки с заданиями, презентация.
Этапы урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности | 1 мин. | Здравствуйте, ребята, садитесь. | Проверять готовность к уроку | Самоопределение (Л); |
II.Актуализация знаний и мотивация Практический, упражнение | 5 мин. | Внимательно изучи по таблице прогноз погода на трое суток. Прочитай утверждения о погоде, которая ожидается в указанные сутки. Выбери неверные утверждения, запиши их номера в специально отведённую строку. 1) Во вторник температура будет выше, чем в остальных днях. 2) В понедельник не ожидается осадков. 3) Влажность воздуха в среду превысит 60%. 4) Во вторник будет преобладать южный ветер. Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков? Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков? Сейчас я раздаю вам карточки с высказываниями, вы рядом ставите +, если это верное высказывание, -, если не верное Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. Территория Арктики не имеет коренного населения. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки». О т в е т ы: – + + – ++ ++ – . Учащиеся сдают графический диктант на проверку. | Отвечать на вопросы. | Контроль (Р); Коррекция(Р); |
III.Постановка учебной задачи Разгадывание кроссворда Формулирование темы и целей урока | 3 мин. | (Кроссворд раздаётся на листочках, уч-ся разгадывают его в парах) Вопросы к кроссворду: 1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с необычным кранным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика – царство снега и … 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Рыба, обитающая в северных морях. (1.арктика 2. тупик 3. Врангеля 4. льда 5. водоросли 6. сайка) Ключевое слово – ТУНДРА. - Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. - Сформулируйте тему урока? (Тема урока- «Тундра») - Какова цель урока? (Цель урока: познакомиться с природной зоной тундры) | Разгадывать кроссворд Определять тему урока Ставить цели на урок | П:строить речевые высказывания К:уметь работать в паре и команде Р:воспринимать задачу поставленную учителем Р: формулирование темы и целей урока |
IV.Открытие нового знания Практический: Работа в группах Беседа Частично-поисковый: отбор материала Чтение текста Ответы на вопросы | 18 мин | Чтобы узнать что-то больше о тундре Предлагаю вам разделиться на группы
Слово «тундра» произошло от финского «tunturi», которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория». Самая северная, самая холодная зона – Арктика. К югу от этой зоны, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. (Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом. По карте природных зон России найдите зону тундры. Как она расположена? (Зона тундры расположена к югу от зоны арктических пустынь. Тундровая зона простирается на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. На крайнем востоке спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря.)
( по 1 члену от каждой команды выходят к доске и ведут показ по карте) - Подумайте, будет ли зона тундры резко отличаться от зоны арктических пустынь?
Самостоятельное изучение по учебнику окружающего мира природных условий тундры. Занесение показаний в таблицу. Тундра- это царство холода, снега, многолетней мерзлоты. В переводе с финского слово «тундра» означает « бесплодная», или «враждебная». Что влияет на климат в этой природной зоне? ( Положение Солнца над горизонтом). Местоположение. Климат. отрицательные температуры зимой до – 50 градусов, летом до + 10 градусов многолетняя мерзлота лето – 2-3 месяца полярные день и ночь болота, мелкие озёра Почему тундру называют краем болот и озер? (Оттаивает только поверхностный слой почвы. Талые воды не просачиваются, поэтому в тундре много болот). Какие почвы в тундре? (малоплодородные) Какие полезные ископаемые найдены в тундре? (газ, нефть, каменный уголь) Группа Изучение растительного мира тундры. Как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях – Растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике. Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются. Растения переносят долгую зиму либо в семенах, либо вообще не замерзая. Поэтому они остаются под снегом, как бы в законсервированном состоянии, с вполне развитыми листьями и почками. Летом растения быстро развиваются и успевают дать семена за короткое северное лето. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот. Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на олений лишайник или ягель, который служит основной пищей для северных оленей. Ягель имеет беловатую окраску. Он служит одним из важнейших кормовых растений оленям. Олени безошибочно находят его по запаху, даже зимой под слоем снега. Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой. В тундре много различных мхов. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни здесь. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров. Мы знаем, что на Земле растут различные растения: деревья, кустарники, травы, мхи, водоросли, лишайники, грибы. Как вы думаете, какие из них могут расти в тундре? Докажите. Растения торопятся зацвести, образовать плоды, семена, ведь лето очень короткое. Луга кажутся покрытыми пестрым ковром: фиолетовые цветы камнеломки, белые с желтой серединой цветы куропаточьей травы. По болотам весной цветут осока и пушица. Как вы думаете, почему деревья, такие как у нас, не могут расти в зоне тундры? ( Низкая температура даже летом, когда растения не могут усваивать из почвы достаточное количество питательных веществ; тонкий слой оттаявшей почвы, который не позволяет глубоко в землю распространить корни растениям; и наконец, сильные ветры) Но все же деревья в тундре есть, но они настолько малы, что некоторые травянистые растения и даже грибы выше. Это деревья-карлики, так они и называются - карликовая ива, карликовая берёза. 4Группа Изучение животного мира тундры. А какие животные могут здесь жить? Как они приспособились к суровым условиям обитания? Сказка о том, как животные приспособились к условиям тундры ( экологическая сказка). Летели два мороза, дедушка и внук, на Северный полюс. Дедушка Мороз решил отдохнуть. А остановился он на земле, которая называлась тундрой, и была в это время длинная полярная ночь. Стал внук Морозец дальше прыгать по снежным кочкам. Глядь - а перед ним стоит пушистый белый зверь, похожий на лису, стоит и ловит кого-то под снегом. Вспомнил Морозец, что это песец и стал его морозить: то за спину схватит, то за хвост. Ничего не получается. Мех у песца пушистый и теплый, чисто белого цвета. Подошвы лап густо заросли волосами, которые греют их и не дают скользить по льду. А под шкурой толстый слой жира, который защищает песца от холода и служит запасом питательных веществ. Такого белого зверя на снегу не сразу заметишь. С песцом Морозец не справился и решил поморозить птиц: у них-то нет шерсти. Забрался он в сугроб, разворошил его , вылез, запрыгал по кочкам и столкнулся с белой совой. Белая сова сидела и грела яйцо, которое лежало прямо на голой земле. Она сидела и высматривала: не летит ли самец. Не несет ли ей поесть. Подкрался Морозец и стал белую сову морозить. А сова только перья растопырила. Сидит, хохлится, греется. Оперение у нее густое, покрывает всю её голову так, что клюв едва заметен. Лапы у совы покрыты перьями до самых когтей. «Нет и с совой мне не справится! Пойду поищу другую птицу»,- решил Морозец. Только взлетел, вдруг видит: кто-то разгребает снег и вытаскивает из-под него ягоды и почки растений. « Да это же белая куропатка!»- узнал ее Морозец. Оперение у нее белое, пальцы покрыты длинными перьями, а из-под них видны длинные когти. « Так вот почему она не вязнет в снегу и так легко его разгребает! Нет, с куропаткой мне тоже не справиться». Полетел Морозец к дедушке и рассказал ему, как хотел зверей тундры заморозить. « Глуп ты еще, мало по свету летаешь и многого не знаешь, - отвечал ему дед. - Хорошо эти звери приспособлены к условиям тундры. А справиться мы можем только с больными и слабыми животными. Да и зачем их нам обижать? Пусть живут. Ведь каждое животное в природе свое назначение имеет».
( Животные во всем мире живут не где попало, а там, где они находят для себя пищу и подходящие условия жизни. Тундра в этом плане не исключение. Как и везде, где есть растительность, там есть растительноядные животные: северный олень, зайцы, лемминги. Летом в тундре огромное количество насекомых, особенно мошкары -гнуса, поэтому весной в тундре много птиц. Прилетает много водоплавающих птиц: гуси, лебеди, утки. Летом для них раздолье - много озер с рыбой, масса насекомых. Там, где есть растительноядные животные, обязательно есть хищники: волк, песец, белая сова).
Выступления детей (сопровождаются презентацией) Чем занято население тундры? Давайте прочтем текст и ответим на вопросы Тундра и человек. – В тундре проживают чукчи, ненцы, эвенки и другие малочисленные народы Севера. Главное занятие населения – оленеводство. Олени приносят большую пользу человеку. Люди зимой и летом ездят на оленях, используют в пищу молоко и мясо оленей. Из их шкур шьют обувь и одежду. В тундре много пушного зверя, поэтому население занимается охотой. Население также занимается рыболовством, потому что в морях и реках много рыбы. Местные жители выращивают скороспелые сорта овощей в парниках и теплицах. В тундре найдены богатейшие месторождения полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, уголь.
“Страничка экологии” – Природа тундры необыкновенно ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления потребуются годы. На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство. Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы:
Все они внесены в красную книгу России. В тундре создан Таймырский заповедник в котором гнездятся такие редкие птицы, как краснозобая казарка и сокол-сапсан. Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не должны забывать об этом. | Работать в группах Анализировать предоставленный материал Отвечать на вопросы Слушать объяснение Уметь предоставлять информацию кратко и доступно Читать текст, выделяя основное при ответах на вопросы | Извлечение из рассказа необходимой информации (П); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); П:строить речевые высказывания К:уметь работать в паре и команде Р:воспринимать задачу поставленную учителем П:строить речевые высказывания, отвечать на простые вопросы учителя К:слушать и понимать речь других К: Уметь слушать и понимать речь других П: воспринимать информацию в различной форме. Извлечение из рассказа необходимой информации (П); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
V.Самостоятельная работа со взаимопроверкой | 7 мин. | Работа в парах Вставить пропущенные слова в текст:
| Работать самостоятельно Выполнять взаимопроверку | Контроль (Р); Коррекция(Р); |
VI.Рефлексия деятельности Словесный, объяснение | 3 мин. | Итак, ребята, с какой природной зоной мы сегодня познакомились? Какую цель на урок ставили? Мы достигли этой цели? Ребята, возьмите свои фигурки и поместите в свои домики. Зеленый квадрат – все понятно, у меня не было ошибок. Синий квадрат – были ошибки, есть какие-то вопросы. Красный квадрат – были ошибки, ничего не понятно. | Формулировать конечный результат своей работы на уроке | Самооценка (Л); Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности (Л). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Зона степей"
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класса ,автор А.А. Плешаков, по программе "Школа Росиии"...
Урок по окружающему миру _Зоны лесов_ 4 класс
Урок разработан с применением Коуч -техник....
Конспект урока по окружающему миру «Зона арктических пустынь» 4 класс
Конспект содержит в себе презентацию...
Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь" ( с применением сингапурской методики обучения)
АННОТАЦИЯ:Цели урока:· сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь;·...
Конспект урока по окружающему миру "Зона степей"
цель урока : сформировать у учащихся представление о зоне степей, познакомить с географическим расположением зоны, ее климатом, животным и растительным миром....
Конспект урока по окружающему миру «Зона арктических пустынь» 4 класс
Конспект урока по окружающему миру «Зона арктических пустынь» 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру "Зона арктических пустынь" 4 класс
Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктической пустыни. Познакомить с географическим положением «ледяной зоны», её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....