Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа
по окружающему миру
2 класс
2018 – 2019 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_2_klassa_a.docx | 59.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Рассмотрено на педагогическом совете школы Протокол от № 5 24.05.2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Излучинская ОНШ» _____________Е.В. Шагвалеева Приказ № 371 от 06.06.2018 г. |
Рабочая программа
Аблахатовой Гульфары Самигулловны
по окружающему миру
2 класс
2018 – 2019 учебный год
пгт. Излучинск
2018 г
Пояснительная записка
Программа по предмету окружающий мир для 2 класса разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373);
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
«О внесении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10».
Программа учебного курса «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе примерной программы по предмету окружающий мир к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М. : Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова, к учебнику «Окружающий мир» 2 класс в 2 частях / А. А. Плешаков - М.: Просвещение, 2011 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»).
Изучение учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания учебного предмета являются:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта городской жизни с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
- последовательное формирование у школьников универсальных учебных действий, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений - работы с научно-популярной, справочной литературой;
- проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления получение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшей изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей;
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Для достижения поставленной цели изучения предмета в начальной школе необходимо решение следующих практических коррекционных задач:
∙ расширение кругозора школьников, повышение их адаптированных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
∙ обогащение жизненного опыта путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе;
∙ систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим предметам;
∙ уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
∙ улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
2. Содержание учебного предмета «окружающий мир, 2 класс»
№ | Раздел курса | Содержание учебного раздела |
1. | Где мы живем (4 часа) | Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные— все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. |
2. | Природа (20 час) | Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка. |
3. | Жизнь города и села (10 часов) | Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села). |
4. | Здоровье и безопасность (9 часов) | Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: отработка правил перехода улицы. |
5. | Общение (7 часов) | Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: отработка основных правил этикета. |
6. | Путешествия (18 часов) | Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе. Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты. |
Виды и типы уроков, которые используются в реализации данной программы: комбинированный урок; открытие новых знаний; урок закрепления; обобщающий урок;
нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, заочная экскурсия, живая газета, устный журнал; работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями; проведение фенологических наблюдений; выполнение практических работ и мини-исследований; моделирование объектов и процессов; дидактические игры; уроки-путешествия; уроки с элементами исследования; кратковременные предметные экскурсии.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальная;
- индивидуально-групповая;
- интерактивная;
- фронтальная;
- работа в парах;
- работа в группах.
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология формирования учебной самооценки;
- технология продуктивного чтения;
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения и др.
Приемы обучения:
- наглядно-образные опоры (схемы, чертежи, рисунки);
- опорные таблицы с выделением ключевых слов правила;
- обобщающие таблицы по темам (условные обозначения);
- памятки;
- работа с инструктивными предписаниями, алгоритмами - работа по образцу;
- дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка.
Виды и формы контроля:
- устные зачёты;
- проверочные работы;
- интерактивные задания;
- тестовый контроль;
- практические работы.
3. Тематическое планирование по окружающему миру 2 класс
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности обучающихся | Тема урока | № урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||||||
Где мы живем ( 4 часа) | Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему | Знать название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; называть свой адрес в мире: планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира; | Родная страна | 1/1 | 1 | 01.09 | |
В ходе выполнения дети учатся: - определять цель проекта; - распределять обязанности по проекту в группах; - собирать материал в дополнительной литературе, Интернете; - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; -презентовать проект, -оценивать результаты работы | Город и село. Проект «Родной город (село)» | 2/2 | 1 | 06.09 | |||
Давать устное описание объектов окружающего мира, знать, что нас окружает; предметы живой и неживой природы, понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов | Природа и рукотворный мир | 3/3 | 1 | 08.09 | |||
Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность (неправильность) работы. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | Проверим себя и оценим свои достижения | 4/4 | 1 | 13.09 | |||
Природа( 20 часов) | Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях (по усмотрению учителя). Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе (осенние явления). Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные -распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. | Знать названия времён года; основные свойства воздуха и воды; общие условия, необходимые для жизни растений и животных; различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы | Неживая и живая природа | 5/1 | 1 | 15.09 | |
Знать понятие «явления природы»; основные свойства воздуха и воды; различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; | Явления природы | 6/2 | 1 | 20.09 | |||
Определять признаки сезонных изменений в природе; температуру воздуха, воды и тела человека, знать понятие «температура»; правила измерения температуры; названия времён года. определять температуру воздуха, воды и тела человека Знать понятие «погода»; названия времён года; названия осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды; отмечать погоду в дневнике наблюдений; определять признаки сезонных изменений в природе; температуру воздуха, воды и тела человека | Что такое погода | 7/3 | 1 | 22.09 | |||
Знать правила поведения на экскурсии; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; выполнять правила поведения в природе | В гости к осени ( экскурсия) | 8/4 | 1 | 27.09 | |||
Знать признаки осени; названия осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | В гости к осени ( урок) | 9/5 | 1 | 29.09 | |||
Знать понятия «звездное небо»; – «созвездие»; работать с картой звездного неба; | Звездное небо | 10/6 | 1 | 04.10 | |||
Знать понятия «горная порода» и «минералы»; названия и отличия горных пород от минералов (3 минерала); состав гранита; различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы | Заглянем в кладовые Земли | 11/7 | 1 | 06.10 | |||
Знать основные свойства воздуха и воды; общие условия, необходимые для жизни растений и животных; определять свойства воздуха, признаки сезонных изменений в природе, температуру воздуха, воды и тела человека | Про воздух | 12/8 | 1 | 11.10 | |||
Знать, где используется вода, как и почему она загрязняется; называть свойства воды, роль воды для живой природы, называть очистительные сооружения | … И про воду | 13/9 | 1 | 13.10 | |||
Знать, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные деревья; 2–3 вида растений, занесённых в Красную книгу; | Какие бывают растения | 14/10 | 1 | 18.10 | |||
Знать общие условия, необходимые для жизни животных; особенности внешнего вида животных и растений; особенности ухода за домашними животными; меры безопасности при общении с животными; 2–3 вида животных, занесённых в Красную книгу; раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера | Какие бывают животные | 15/11 | 1 | 20.10 | |||
Знать понятие «невидимые нити в природе»; устанавливать взаимосвязи в природе | Невидимые нити | 16/12 | 1 | 25.10 | |||
Знать дикорастущие и культурные растения; делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные прядильные); различать части растений, отображать их на рисунке; оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране | Дикорастущие и культурные растения | 17/13 | 1 | 27.10 | |||
Знать общие условия, необходимые для жизни животных; особенности внешнего вида животных и растений; особенности ухода за домашними животными; меры безопасности при общении с животными; раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера | Дикие и домашние животные | 18/14 | 1 | 08.11 | |||
Знать особенности выращивания комнатных растений; выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений | Комнатные растения | 19/15 | 1 | 10.11 | |||
Знать представителей живого уголка; правила ухода за животными живого уголка; правильно ухаживать за животными живого уголка | Животные живого уголка | 20/16 | 1 | 15.11 | |||
Знать породы кошек и собак; правила ухода за животными живого уголка; называть редкие породы кошек и собак; характеризовать условия жизни кошек и собак | Про кошек и собак | 21/17 | 1 | 17.11 | |||
Знать историю создания Красной книги; 2–3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу; выполнять правила поведения в природе, у экологические знаки; выполнять правила поведения в природе | Красная книга | 22/18 | 1 | 22.11 | |||
В ходе выполнения дети учатся: - определять цель проекта; - распределять обязанности по проекту в группах; - собирать материал в дополнительной литературе, Интернете; - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; -презентовать проект, -оценивать результаты работы | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или возьмем под защиту» | 23/19 | 1 | 24.11 | |||
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта, решать практические задачи с помощью наблюдения, находить дополнительную информацию | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 24/20 | 1 | 29.11 | |||
Жизнь города и села (10 часов) | Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах (например, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования | Знать названия профессий товаров; профессий; понятия «торговля», «гастроном»; классифицировать товары; характеризовать процессы «купли-продажи» | Что такое экономика | 25/1 | 1 | 01.12 | |
Знать некоторые природные материалы, из которых изготовлены предметы быта человека, группировать предметы быта по составляющим их веществам | Из чего что сделано | 26/2 | 1 | 06.12 | |||
Знать некоторые виды строительных материалов, строительной техникой, их применение | Как построить дом | 27/3 | 1 | 08.12 | |||
Знать понятие «транспорт»; виды транспорта; приводить примеры различных видов транспорта | Какой бывает транспорт | 28/4 | 1 | 13.12 | |||
Знать понятия «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; названия профессий; называть профессии в сфере образования и культуры | Культура и образование | 29/5 | 1 | 15.12 | |||
Знать названия профессий; особенности труда людей родного края; называть профессии своих родителей; охарактеризовать 2–3 профессии | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 30/6 | 1 | 20.12 | |||
Знать признаки сезонных изменений в природе зимой; названия зимующих птиц; проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе | В гости к зиме ( экскурсия) | 31/7 | 1 | 22.12 | |||
Знать, как растения и животные готовятся к зиме; называть особенности ели и жизни животных, связанных с этим деревом, устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность (неправильность) работы. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | В гости к зиме ( урок) | 32/8 | 1 | 27.12 | |||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 33/9 | 1 | 10.01 | ||||
В ходе выполнения дети учатся: - определять цель проекта; - распределять обязанности по проекту в группах; - собирать материал в дополнительной литературе, Интернете; - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; -презентовать проект, -оценивать результаты работы | Презентация проектов «Родной город (село), «Красная книга», «Профессии» | 34/10 | 1 | 12.01 | |||
Здоровье и безопасность ( 9 часов) | Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе и др. (по усмотрению учителя). | Знать основные системы органов человека, их роль в организме; правила сохранения и укрепления здоровья; понятие «здоровый образ жизни»; определять органы человека; рассказывать о функции основных систем органов строения человека | Строение тела человека | 35/1 | 1 | 17.01 | |
Знать правила сохранения и укрепления здоровья; понятие «здоровый образ жизни»; режим дня, режим питания, профилактику болезней; выполнять режим дня, режим питания; вести здоровый образ жизни | Если хочешь быть здоров | 36/ 2 | 1 | 19.01 | |||
Знать правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД; выполнять правила дорожного движения | Берегись автомобиля! | 37/3 | 1 | 24.01 | |||
Знать правила обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами; выполнять правила безопасного поведения дома | Школа пешехода | 38/4 | 1 | 26.01 | |||
Знать и выполнять правила безопасности, которые надо соблюдать дома; правила противопожарной безопасности; правила поведения в социальной среде: подъезде, лифте, квартире | Домашние опасности | 39/5 | 1 | 31.01 | |||
Знать условия возникновения пожара в доме, выполнять правила поведения при возникновении пожара | Пожар! | 40/6 | 1 | 02.02 | |||
Знать лесные опасности; съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения; правила экологической безопасности; правильно вести себя на природе; знать правила экологической безопасности, как вести себя на природе; правила поведения у водоёмов; выполнять правила поведения у водоема | На воде и в лесу | 41/7 | 1 | 07.02 | |||
Знать правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомые люди; выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми | Опасные незнакомцы | 42/8 | 1 | 09.02 | |||
Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность (неправильность) работы. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 43/9 | 1 | 14.02 | |||
Общение ( 7 часов) | Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте и т. д.) | Знать понятия «культура общения», «семья»; выполнять элементарные нормы общения в семь | Наша дружная семья | 44/1 | 1 | 16.02 | |
Проект «Родословная» | 45/2 | 1 | 21.02 | ||||
Знать понятия «культура общения», выполнять элементарные нормы общения в школе | В школе | 46/3 | 1 | 28.02 | |||
Знать понятия «культура общения»; элементарные нормы общения в семье, в школе; применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах | Правила вежливости | 47/4 | 1 | 02.03 | |||
Знать понятие «культура общения»; правила вежливости; выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе; основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах | Ты и твои друзья | 48/5 | 1 | 07.03 | |||
Знать понятия «зрители», «пассажиры», «культура общения»; выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре | Мы- зрители и пассажиры | 49/6 | 1 | 09.03 | |||
Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность (неправильность) работы. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 50/7 | 1 | 14.03 | |||
Путешествия (18 часов) | Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и друтие достопримечательсти. Знакомство с другими городами нашей страны (по выбору учителя и учащихся). Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей. | Знать понятие «горизонт»; условные обозначения сторон горизонта; ориентироваться на местности с помощью компаса; знать правила определения сторон горизонта с помощью компаса; | Посмотри вокруг | 51/1 | 1 | 16.03 | |
Знать понятие «горизонт»; условные обозначения сторон горизонта; ориентироваться на местности с помощью компаса; знать правила определения сторон горизонта с помощью компаса; | Ориентирование на местности | 52/2 | 1 | 21.03 | |||
Знать понятие «горизонт»; условные обозначения сторон горизонта; ориентироваться на местности с помощью компаса; знать правила определения сторон горизонта с помощью компаса; | Ориентирование на местности | 53/3 | 1 | 23.03 | |||
Знать, различать и показывать на карте, глобусе формы земной поверхности; | Формы земной поверхности | 54/4 | 1 | 04.04 | |||
Знать понятие «водоем»; правила поведения у водоемов; показывать на карте, глобусе океаны, горы, моря, реки; | Водные богатства | 55/5 | 1 | 06.04 | |||
Знать признаки весны; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | В гости к весне ( экскурсия) | 56/6 | 1 | 11.04 | |||
Знать понятие «карта»; условные обозначения на карте; показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; | Россия на карте | 57/7 | 1 | 13.04 | |||
В ходе выполнения дети учатся: - определять цель проекта; - распределять обязанности по проекту в группах; - собирать материал в дополнительной литературе, Интернете; - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; -презентовать проект, -оценивать результаты работы | Проект «Города России» | 58/8 | 1 | 18.04 | |||
Знать достопримечательности Москвы; показывать на карте город Москву – столицу России; называть 2–3 достопримечательности | Путешествие по Москве | 59/9 | 1 | 20.04 | |||
Московский Кремль | 60/10 | 1 | 25.04 | ||||
Знать достопримечательности города на Неве; показать на карте город на Неве; называть 2–3 достопримечательности | Город на Неве | 61/11 | 1 | 27.04 | |||
Знать первоначальные сведения о форме Земли и ее поверхности, ориентироваться по карте полушарий читать условные обозначения, определять и показывать материки, океаны, экватор , горы, равнины, моря, реки, 1–3 страны, столицу | Путешествие по планете | 62/12 | 1 | 02.05 | |||
Путешествие по материкам | 63/13 | 1 | 04.05 | ||||
Знать материки, находить и показывать крупные страны мира. | Страны мира | 64/14 | 1 | 11.05 | |||
В ходе выполнения дети учатся: - определять цель проекта; - распределять обязанности по проекту в группах; - собирать материал в дополнительной литературе, Интернете; - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; -презентовать проект, -оценивать результаты работы | Проект «Страны мира» | 65/15 | 1 | 16.05 | |||
Называть признаки дета, знать правила безопасности, которые нужно соблюдать во время летнего отдыха, рассказывать стихи, загадки о лете. | Впереди лето | 66/16 | 1 | 18.05 | |||
Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность (неправильность) работы. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 67/17 | 1 | 23.05 | |||
В ходе выполнения дети учатся: - определять цель проекта; - распределять обязанности по проекту в группах; - собирать материал в дополнительной литературе, Интернете; - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; -презентовать проект, -оценивать результаты работы | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 68/18 | 1 | 25.05 |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют
учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной
теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.
Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности
усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких
вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал
(повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение
сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти
причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...